Впускной коллектор – это неотъемлемая часть двигателя, которая входит в навесное оборудование любого автомобиля, располагающаяся на двигателе внутреннего сгорания.
Такое устройство позволяет снабдить двигатель необходимым количеством свежего воздуха для лучшего сгорания топлива.
Материал, служащий для выполнения данной детали, – это алюминиевый сплав, а на последних версиях автомобилей – пластик. Место положения данной детали, как правило, на ГБЦ двигателя.
Впускной коллектор оборудован различными датчиками, одним из которых является индикатор положения дроссельной заслонки, который находится непосредственно внутри узла. Как мы знаем, через дроссельную заслонку поступает необходимое количество воздуха в коллектор, а уже после – в сам двигатель.
В чем заключаются функции коллектора
Впускной коллектор обладает спецификой положения, несмотря на которое он обладает определенной функциональностью. Рассмотрим четыре вопроса:
- Каковы основные функции данного элемента?
- Что такое вихревые заслонки, что еще входит в комплект с ними?
- В каких случаях нужно ремонтировать впускной коллектор?
- Как снять данную деталь без помощи СТО?
Задумываясь над тем, какого положения достигает впускной коллектор, можно сделать вывод, что он служит для крепления карбюратора и дроссельной заслонки. При использовании образующегося вакуума в коллекторе разработчики научились превращать его в силу, которая влияет на вспомогательные системы, наличие которых связано с маркой автомобиля.
Создан впускной коллектор из пластмассового сплава, хотя раньше использовался легкий сплав алюминия или чугуна. Теперь он не ржавеет. Карбюратор распыляет капли топлива в коллектор, которые стремятся осесть на его стенках, либо соединиться в более крупные дозы при взаимодействии с потоком воздуха. Во избежание этого стенки данной детали остаются нешлифованными, но и переусердствовать с турбулентностью тоже не стоит. Так как иначе повысится давление и упадет мощность двигателя. При этом давление во впускном коллекторе сохраняется.
У впускного коллектора должен быть определенный размер, его внешний вид должен быть без резких углов. Все это определяется при разработке устройства. В конце впускного коллектора находится ряд воздушных каналов, которые направляют воздух, чтобы он смешался с впрыснутым топливом. Если у вас стоит дизельный двигатель, то смешивание с воздухом топлива происходит прямо в цилиндре, куда направляется воздух.
Какова работа элемента
Все устройства направлены на то, чтобы контролировать все виды процессов, которые проходят в нем. Современные коллекторы созданы так, что их каналы имеют равную длину. Это важно для того, чтобы воздух, смешанный с топливом, не оседал на углах патрубков.
Подобная конструкция препятствует появлению «резонанса Гельмгольца», который побуждает воздух циркулировать в традиционных коллекторах туда-сюда, достигая сверхзвуковой скорости. При этом мощность двигателя падает. Поэтому был создан оптимизированный впускной канал, который изначально был установлен на Додж Вайпер и Додж Рэм.
Нужно помнить, что для двигателя важно охлаждение. Так как воздух, разогнанный до сверхзвуковой скорости, сильно прогревается. Также при попадании горючей смеси в цилиндры поднимается температура в двигателе, поэтому важно охлаждение.
Элементы конструкции двигателя внутреннего сгорания
На большинстве рядных моторов впускной коллектор крепят слева прямо на головке блока цилиндров. Как правило, такую деталь отливают из алюминия, а также с использованием пластикового материала. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе определяет, на каком уровне производить открытие вихревых заслонок. Данные заслонки обеспечивают активное охлаждение свежего воздуха. Блок управления производит расчет положения дросселя из показаний датчика массового расхода воздуха и других сенсоров.
Работу топливных форсунок, также определяет блок управления и производит полную корректировку смеси в зависимости от множества факторов. Получается, что именно так подготавливается воздушно-топливная смесь, которая получает разный состав.
С помощью вакуумного привода, вал, на котором расположены вихревые заслонки, поворачивается на необходимый угол, что дает нужное завихрение потока. Отметим, что положения патрубков осуществлены прямо возле заслонок, которые направлены во впускной коллектор.
Существует несколько каналов впуска, которые делятся на участки. Так образуется вихревой поток, стабильного положения у данного устройства нет. После наполнения участка происходит забор новой порции свежего воздуха. Поэтому скорость в трубе намного выше, чем до этого в системе. Такая функция позволяет двигателю повысить КПД за счет лучшего сжигания топлива в цилиндрах.
Необходимость ремонта
В каких случаях нужно ремонтировать впускной коллектор? Данная деталь имеет очень сложное строение. Поэтому высока вероятность того, что рано или поздно какая-то деталь выйдет из строя.
Как правило, поломки касаются привода заслонок. Когда такое происходит, мощность мотора снижается в разы, а расход топлива становится полностью неприемлемым.
Ломаются заслонки часто, их легче заменить новыми, чем ремонтировать то, что есть.
Может сломаться клапан, управляющий заслонками. То, что в устройстве масло, характеризует такой показатель, как превышение расхода 1 литра смазки на 1000 километров. То есть происходит увеличение расхода масла.
Еще возможно отсоединение трубок, которые подходят к завихрителю. Когда такое случается, появляется характерный звук при движении. Что-то трещит и шумит. Поломку можно решить без обращения в СТО.
Также возможен подсос воздуха в системе впуска. Мощность автомобиля резко падает. Также будет слышен шум, являющийся сродни выдуванию. Существует в составе коллектора датчик, который измеряет давление воздуха. Он помогает определить, каково состояние устройства. Не вышло ли что из строя. По его показаниям можно сориентироваться.
При поломке измерительного прибора подключается электроника, которая начинает работу аварийно. Двигатель, скорее всего, не запустится. Но современные датчики работают исправней, хотя и они могут сломаться.
Как снять коллектор своими руками
Перед тем как отремонтировать коллектор, его нужно сначала снять. Рассмотрим, как это сделать. Работа выполняется в течение десяти минут одним человеком.
- Находим насос, качающий топливо, снимаем с него предохранитель и запускаем двигатель. Сначала упадет давление, потом заглохнет мотор. Теперь отключаем аккумулятор, снимаем кожух с двигателя. Далее убираем патрубки, снимаем фильтр.
- Теперь откручиваем узел дросселя.
- Не трогайте только крепежные детали на заслонках, иначе их можно испортить. Теперь отлично виден коллектор.
- Бывает, что отслаивается квадратная трубка. Тогда придется сверлить в коллекторе отверстие. Потом через него добираться до нее. Чтобы залатать проделанные отверстия следует вкрутить саморезы, после чего зафиксировать трубку.
В случае повреждений заслонок или других деталей, возможно, легче купить новую запчасть. Если был поврежден датчик, его ремонт практически невозможен, необходима замена.
Заключение
Как мы увидели, коллектор – это достаточно сложная и важная деталь любого силового агрегата. В случае, если образовалась поломка, его можно отремонтировать, разобрав навесные элементы и добраться до него. Но не стоит менять все без помощи специалистов, если вы не в курсе, что конкретно сломалось, лучше оставить это дело мастерам. Так как легче бывает купить новую деталь, чем ковыряться с заменой какого-то элемента. Диагностика может точно указать на поломку. Если же вам трудно самостоятельно определиться, то обратитесь в мастерскую. Специалисты помогут вам установить поломку и заменить испорченную деталь.