Чтобы двигатель работал безотказно, немаловажную роль играет выбор моторного масла. Каждый автовладелец должен понимать, какое именно масло оптимально для его автомобиля, а для этого необходимо разбираться в их маркировке, и делать это хорошо. Поначалу кажется, что в классификации указывается непонятное сочетание из букв или цифр, но если присмотреться, то никаких сложностей в определении состава нет.
Вязкость как главный параметр качества
Жидкости, применяемые в работе двигателя, имеют несколько функциональных особенностей, которые ответственны за сохранение герметичности цилиндров, уменьшение показателя трения деталей, а также за удаление продуктов, отработавших свой ресурс. Другими словами, вязкость смазки для двигателя – это характеристика его способности к сохранению текучести в то время, когда жидкость находится на поверхности элементов агрегата.
Главное требование, предъявляемое к моторному маслу, – возможность беспрепятственного функционирования при различных температурных показателях и прочих условиях внешней среды. По рассмотренным причинам показатель вязкости обязуется иметь оптимальное значение, позволяющее агрегату запускаться во время любых условий погоды. Производитель авто определяет оптимальное значение вязкости. Слишком маленькое значение параметра ведет к износу деталей, слишком большое – к снижению мощности мотора.
Маркировка масел, используемых в любое время года, при любых условиях выглядит как цифробуквенное сочетание, например 0W-20, 10W-30. Первое число вместе с буквой означает зимнее значение вязкости, которое приписывается маслу: чем больше показатель, тем лучше для работы мотора в целом. Летние элементы могут обозначаться другим набором чисел и букв. Например, SAE 20.
Зачем нужно маркировать
Правильный выбор оптимальной и соответствующей смазки можно осуществить только при знании обозначений. На первый взгляд, любая маркировка представляет собой непонятный набор цифробуквенных значений, которые нанесены на тару, но на самом деле, если разобраться в тонкостях, можно научиться выбирать хорошие жидкости.
Маркировка определяет состав жидкости, изготовителя, возможности применения в разных типах агрегатов и коробок передач, режимы температуры, при которых возможно использование элементов, и так далее.
Выбирая смазку, необходимо спросить о продавца основные сведения о продукте и его предназначении. А затем сведения, предоставленные продавцом, стоит сравнить с маркировкой, отмеченной на этикетке. Обычно в составе обозначения есть определенный набор характеристик:
- производитель;
- наименование изделия;
- основа смазки – синтетика или органика;
- качество;
- классификация API;
- свойства вязкости SAE;
- дата изготовления наряду с номером партии моторного масла.
В настоящее время жидкости представлены в широком ассортименте, так что в их изобилии можно растеряться. Но, зная особенности маркирования изделий, вы выберете тот продукт, который подходит вашему авто по всем параметрам.
Виды жидкости по API
Жидкость имеет определенную классификацию по свойствам эксплуатации. Например, по системе API она подразделяется на 2 основные категории:
- Буква S (Service) – предназначено традиционно для двигателей, стоящих в легковых авто, грузовых машинах и автобусах.
- Буква C (Commercial) – моторное масло используется для грузовиков, элементов строительной техники, сельскохозяйственных агрегатов.
Если рассматривать маркировку масел, то она может означать следующее. Первая буква означает категорию: S, C. Далее следует описание свойств продукта по его эксплуатации. То есть чем дальше эта буква идет, тем выше качество используемой жидкости. Дизельные продукты имеют в маркировке дополнительные цифры, которые характеризуют то, является ли двигатель двухтактным или четырехтактным.
Зачастую составы для двигателя, изготовленные зарубежными производителями, являются универсальными. Они прекрасно справляются со своими функциями для бензиновых моторов. Данная категория имеет маркировку SF|CC, CD|SF. В первом случае маркировка предполагает тот факт, что лидирует именно бензиновый двигатель, вторая говорит о том, что моторное масло актуально для дизельного агрегата. Если продукт является энергосберегающим, можно найти маркировку ES.
Таким образом, маркировка является достаточно широкой и предполагает существование нескольких видов масел с оптимальными характеристиками.
Классификация ACEA
Данная маркировка предполагает указание свойств масел на основании европейской ассоциации производителей автомобильного транспорта. Эти сведения имеют свои особенности предоставления и классификации:
- Требования считаются более высокими, в отличие от американских стандартов.
- Испытания осуществляются на оборудовании, которое было изготовлено в Европе.
Рассматривая маркировку буквенных показателей, можно отметить, что расшифровка следующая:
- A/B – бензиновые моторы, а также двигатели грузовых и легковых авто.
- Показатель C – означает совместимость с нейтрализаторами.
- Маркировка E – предполагает использование исключительно для двигателей грузовиков высокой мощности.
Буквенные значения прописываются изготовителем и предполагают соответствие изделия определенным стандартам.
Помимо этого, классификации жидкости для двигателя, а также их расшифровка, содержат числовые значения. Например:
- Категория A1/B1 предполагает предназначение жидкости для небольших двигателей дизельного типа, а также беспрепятственное применение для дизельных моторов.
- Изделия A3/B3 используются в области техники, которая традиционно эксплуатируется в наиболее сложных условиях.
- Масло для двигателя A3/B4 сочетается с двигателями с прямой подачей топлива, имеет много функциональных особенностей, выделяющих его на фоне «собратьев».
- Жидкости для двигателя A5/B5 используются для легковых авто.
Что касается категории масел C, то она также отличается своими цифровыми обозначениями – от 1 до 4. Предполагается использование каждого из типов масел для определенного типа двигателей, поэтому при выборе жидкости необходимо руководствоваться исключительно рекомендациями заводов, на которых изготовлены элементы.
Категория масел E подразделяется на несколько подвидов: E4, E6, E7, E9. Маркировка первого типа предполагает тот факт, что масло предназначено для дизельного двигателя, который работает в не самых благоприятных условиях. Значение E6 указывает на то, что масло можно использовать в дизельных двигателях, которые оборудованы специальным сажевым фильтром.
Отечественная классификация на основании ГОСТа
Данное разделение жидкостей по категориям также является обширным, классификация может быть найдена на продуктах отечественного производства:
- В самом начале кодового обозначения должна находиться буква М, предполагающая тот факт, что моторное масло – именно моторное.
- За этой буквой традиционно следует класс вязкости жидкости, он указывается в рамках дробного значения.
- В самом конце находится буква, обозначающая группу продукта, а также качества его эксплуатации, также эта буква характеризует цифровой индекс элемента.
Особенности маркирования по группам
- А – используется для нефорсированных двигателей дизельного и бензинового типа.
- Б – применяется такое моторное масло для малофорсированных агрегатов, хорошо справляется с возложенными на него функциями.
- В – жидкость хорошо зарекомендовала себя в области среднефорсированных агрегатов.
- Г – используется для двигателей высокофорсированного типа.
- Д – применяется для заливки в аналогичные двигатели, которые используются в более жестких внешних условиях, нежели агрегаты из предыдущей группы.
- Е – актуально для высокофорсированных моторов, используемых в более экстремальных ситуациях, нежели моторы из предыдущей группы.
Резюме
Выбор автомобильных масел для двигателя – ответственный шаг и важная инвестиция для долговечности вашего агрегата. Какие буквы и цифры имеются на банке, что означает классификация, какова ее расшифровка – мы рассмотрели. Теперь вам не составит труда выбрать нужный состав по приемлемой цене у проверенного изготовителя и наслаждаться безопасной и качественной работой агрегата.