Система питания двигателя современного типа представляет собой достаточно сложный узел. В связи с этим его ремонт доверяют лишь опытным мастерам, которые понимают, как правильно действовать и не вывести дорогостоящее оборудование из строя. Сегодня мы расскажем про устройство, состав и виды, которые имеет современная топливная система, и выясним, какая из них лучше и почему.
Карбюратор
Современные механизмы и оборудование, которое представляет собой топливную систему ДВС, безусловно, сложны и напичканы большим числом электроники. Назначение этой электроники — контролировать степень открытия клапанов, регулировать давление и изменять обогащение топливной смеси кислородом.
Однако далеко не каждая топливная система ДВС столь сложно устроена, и не всегда на автомобиле имелось большое число электроники. Поэтому еще пару десятилетий назад на автомобили широко устанавливалось карбюраторное оборудование, которое имеет упрощенный состав и устройство. Тем не менее механизмы карбюраторов по-прежнему широко используются на автомобильной технике времени СССР и редко заменяются на более новые и современные.
Чем хорош карбюратор? Во-первых, его более простое и примитивное устройство гарантирует простоту любого обслуживания и ремонта. В большинстве случаев запасные части для карбюратора стоят недорого, а вмешательство в сам механизм редко чревато серьезными последствиями для машины и, в частности, самого двигателя.
Правда, без недостатков здесь также не обошлось. Достаточно примитивное устройство, к сожалению, привело к появлению значительного числа проблем. К примеру, оборудование и все механизмы нередко покрываются нагаром, и топливной системе требуется ежесезонная чистка и регулировка. Кроме того, карбюратор очень сложно заставить работать зимой, а завести в машину в мороз и вовсе целая наука. Кроме того, расход топлива у карбюратора достаточно высок, а потому назвать машину экономичной попросту не поворачивается язык.
Стоит сказать пару слов и об устройстве типичного карбюратора. Топливо в него поступает от бензонасоса под давлением через специальные клапаны, называемые жиклерами. Жиклеры входят в состав карбюратора любой модели и конфигурации.
Каждый клапан регулировки давления выводит струю в камеру карбюратора, куда дозированно поступает воздух через предназначенный для этого фильтр. Интенсивность подачи топлива осуществляет устройство, которое называется дроссельной заслонкой. Дроссельная заслонка представляет собой клапан, который может регулировать давление и интенсивность подачи бензина в камеру. За счет этого могут изменяться обороты двигателя и расход топлива.
Непосредственный впрыск
Как бы то ни было, морально устаревший механизм карбюратора уже давно ушел в прошлое. На смену ему приходят системы, которые полностью или частично лишены его недостатков, но взамен имеют более сложное для понимания устройство.
В первую очередь под такими устройствами со столь сложным составом подразумевают системы непосредственного впрыска. Нередко такие системы называют инжекторными, а потому в состав подобных устройств в обязательном порядке входит ЭБУ, который в автоматическом порядке способен производить регулировку качества смеси и постоянную его корректировку.
Основным функциональным элементом таких систем является клапан регулировки давления. Задача клапана подстройки давления — постоянный контроль над состоянием, в котором пребывает топливная система, и изменение ее характеристик таким образом, чтобы горение топлива в цилиндрах было наиболее эффективным и целесообразным.
Клапан регулировки давления ДВС связан с ЭБУ, о котором было сказано выше. ЭБУ способен давать клапану сигналы об изменении давления топлива как в большую, так и в меньшую сторону. Чем выше давление топлива, которое обеспечивает клапан, тем интенсивнее работает топливная система ДВС, и тем выше обороты двигателя в конечном счете.
Но стоит также подумать и о том, что влияет на работу системы питания и что способно изменять решения ЭБУ относительно режима ее работы. Для ответа на этот вопрос стоит выяснить, какие датчики системы питания присутствуют на современном автомобиле и на что они влияют.
Во-первых, на любом современном ДВС, оборудованном системой непосредственного впрыска, присутствует датчик температуры охлаждающей жидкости. О чем это позволяет судить? Очевидно, что чем выше такая температура, тем более прогрет двигатель и тем лучше способен выполнять свои функции. Холодный мотор, который находится в режиме прогрева, требует более обогащенной топливной смеси. Это позволяет ДВС быстрее прийти в состояние работоспособности и выдать весь свой потенциал.
Кроме того, присутствует датчик внешней температуры, который позволяет судить о том, каковы условия эксплуатации двигателя внутреннего сгорания. Если температура опустилась намного ниже нуля, то в систему следует подавать максимально богатую топливную смесь с целью дать мощный толчок поршням при запуске.
Это позволяет решить такую проблему карбюратора, как трудность запуска зимой, и прочие проблемы, которыми уже не обладает система непосредственного впрыска. Существует еще целый ряд датчиков, которые позволяют работать системе в оптимальном режиме. В конечном счете это привело к снижению расхода топлива и более высокому ресурсу ДВС, о котором раньше приходилось лишь мечтать.
Резюме
Топливная система современного автомобиля — это достаточно совершенный узел, который лишен целого ряда недостатков своего предшественника. Это позволило продлить ресурс всем составным элементам двигателя, а также сделать управление автомобилем более простым и привычным делом, которое больше не вызывает у автовладельца опасений за внезапные поломки в пути.