Назначение шаровой опоры и выявление ее поломок
Шаровая опора представляет собой частично закрепленный в корпусе шаровый палец. Она необходима для обеспечения ограниченного перемещения элементов подвески относительно друг друга. На автомобиле устанавливаются две такие опоры. Они расположены в нижних точках сразу за передними колесами. В силу своих конструктивных особенностей и состояния большинства отечественных дорог шаровые изнашиваются довольно быстро.
Указать на проблему могут:
- глухие стуки сбоку автомобиля во время наезда на кочку;
- скрипы на поворотах, возрастание усилия, прикладываемого к рулевому колесу;
- виляния и уводы в сторону при движении на ровной дороге;
- быстрый и неравномерный износ шин.
Однако многие из этих симптомов свойственны и другим неисправностям. С уверенностью сказать, что проблема возникла в шаровой опоре, можно только после ее местной диагностики. Так как проверить шаровую опору? Обычно внешние поломки и сильные деформации видны невооруженным глазом. Износ внутренних поверхностей можно определить, «вывесив» колесо и покачивая его руками при выжатой до упора педали тормоза — наличие люфта будет свидетельствовать о проблеме.
Более точный результат даст проверка зазоров глубиномером через специальное контрольное отверстие, расположенное в корпусе снизу. Однако не всегда подобный инструмент есть под рукой.
Проверка состояния
Прежде чем менять шаровую опору, убедитесь, что этот элемент действительно вышел из строя и он является причиной неадекватного поведения автомобиля.
Для проверки есть два способа — простой и более сложный.
Первый способ
Для проверки вам потребуется сделать следующее:
- При езде прислушиваться к стукам, которые исходят от передней части машины. Особенно заметной становится неисправность шаровой опоры, когда колесо попадает в яму;
- Если при наезде на яму появляется глухой удар от одного из передних колес, шаровую следует менять;
- Есть другой способ — поставьте ногу сверху переднего колеса, после чего начинайте его толкать в сторону второго переднего колеса. Если при манипуляциях вы слышите глухой удар, лучше более детально проверить состояние шаровой вторым способом.
Процедура проверки
Второй способ
Второй метод проверки более точный, но потребует наличие ямы и дополнительного оборудования.
- Установите автомобиль над смотровой ямой.
- Включите ручной тормоз, подставьте под колеса противокаты для собственной безопасности.
- Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля. Убедитесь, что машина опирается надежно, поскольку вам придется расшатывать автомобиль.
- Оторвав колеса от земли домкратом, начинайте тестирование.
- Одну руку поставьте на верхнюю точку колеса, а вторую, соответственно, на нижнюю.
- Аккуратными, но резкими движениями расшатайте колесо сверху вниз.
- Если ударов не слышно, проверьте так же второе колесо.
- При появлении посторонних звуков нужно попросить товарища положить два пальца на участок соединения рычага подвески с пальцем шаровой, а также на корпус ШО. Если пальцами вы чувствуете, что палец шаровой опоры смещается внутри корпуса, шаровая свое отжила и требует замены.
Перед заменой
Ремонт шаровых опор на ВАЗ 2109 нецелесообразен — в народе их давно причислили к расходным материалам. Поэтому в случае обнаружения неисправности потребуется выбор новой детали. Чем нужно руководствоваться при выборе детали?
Перед приобретением и установкой следует обратить внимание на такие факторы
Какие аспекты проверить | Что должно быть |
Репутация производителя и вид упаковки. | Наличие и сохранность защитных элементов упаковки. |
Состояние корпуса. | Отсутствие на нем царапин, сколов, раковин и других дефектов. |
Цвет пальца. | Он должен быть черным, но не окрашенным, а потемневшим в результате закалки. |
Подвижность пальца. | Провернуть элемент вручную должно быть невозможно или очень сложно. |
Комплектация. | Обычно опоры поставляют вместе с гайкой пальца, болтами крепления и пыльником. |
Сразу после приобретения деталей проверьте и, в случае необходимости, увеличьте количество смазки в опоре.
Замена
Менять ШО необходимо при обнаружении следов ее износа или при прорыве пыльника. С деформированным пыльником шаровая прослужить долго не сможет, плюс это опасно для водителя и пассажиров.
- Для работы вам потребуется смотровая яма или подъемник. Но если их нет, можно обойтись обычным домкратом.
- Снимите колесо, на котором обнаружена проблема с шаровой опорой.
- Тщательно зачистите все элементы от накопившейся грязи, крепежные компоненты обработайте с помощью WD40, чтобы сошла ржавчина и вы без проблем могли провести демонтажные работы.
- С помощью ключа на 19 открутите гайку крепления шаровой опоры к рычагу подвески ВАЗ 2109.
- Вооружившись съемником, выпрессуйте палец ШО из рычага подвески.
- При отсутствии съемника ехать на автосервис не нужно. Есть другой способ. Вам необходимо не до конца открутить гайку шаровой опоры. Натяжение создается монтировкой и несколькими прицельными, сильными ударами по рычагу при помощи молотка. В 99% случаев палец выходит без особых проблем.
- Не убирайте далеко монтировку, поскольку ею теперь следует отвести рычаг подвески немного вниз, освободив от рычага палец шаровой опоры.
- Взяв в руки головку на 17, необходимо демонтировать пару болтов, отвечающих за соединение ШО с поворотным кулаком.
- Снимите изношенную шаровую опору.
- Проверьте состояние пыльника, опоры. В некоторых случаях достаточно заменить пыльник. Но если шаровая опора износилась и демонстрирует все признаки поломки, установите новую шаровую и соберите узел в обратной последовательности.
- Убедитесь, что на пальце имеется распорная втулка. Если она была снята, не забудьте вернуть элемент на место. В противном случае новая опора не сможет работать должным образом.
- Обязательно смажьте резиновый чехол консистентной смазкой перед обратной установкой. Также смазывающее вещество наносится на место в опоре, куда монтируется пыльник.
Немаловажный момент замены — это натяжение крепежных гаек. Поменяв шаровую, гайки затягивают туго, но не полностью. Затем нужно несколько раз качнуть автомобиль, а уже потом затягивать до конца крепежные элементы.
При этом нижнюю гайку ШО затягивают с моментом 80-96 Нм, а пару болтов крепления опоры к рычагу — с моментом 50-63 Нм.
Замена шаровой опоры на ВАЗ 2109
Пошаговая инструкция по замене шаровой опоры ВАЗ 2109 расположена ниже.
- Подложить противооткатные башмаки под задние колеса.
- Зафиксировать автомобиль стояночным тормозом.
- Приподнять домкратом сторону машины, с которой планируется проведение ремонтных работ.
- Снять колесо.
- Обработать проникающей смазкой крепежи шаровой.
Отвернуть нижнюю гайку, которая фиксирует шаровую к рычагу.
Затянуть болт съемника гаечным ключом до тех пор, пока палец опоры не покинет рычаг.
Открутить два крепления, которые фиксируют опору к поворотному кулаку.
Монтировкой надавить на рычаг вниз. Данное действие позволит высвободить опору. Шаровую требуется изъять, как только она станет доступной.
- Установить новую шаровую опору на посадочное место.
- Собрать все в порядке обратном снятию.
- По завершению ремонтных работ в подвеске желательно, но не обязательно провести контроль угла схода и развала колес на стенде.
- Проехав на автомобиле около 100 км, необходимо произвести подтяжку резьбовых соединений и осмотр шаровой на отсутствие подтеков смазки.