Неисправности, их признаки
Неисправностей, которые могут возникнуть с самим механизмом не так уж и много. Однако они могут возникнуть не только с ним, но и остальными элементами рулевого управления – тягами, шаровыми опорами, рулевой колонкой.
Поэтому при их появлении следует проверять все элементы.
• Увеличение свободного хода руля может указывать на износ зубчатого сектора из-за попадания пыли и грязи внутрь механизма, а также увеличение зазора между рейкой и ее упором. В таком случае уменьшается зацепление рейки с шестерней. Также такая неисправность может указывать на износ сайлентблоков рулевых тяг или послабление крепления шаровых опор в поворотном кулаке;
• Стуки и шум со стороны рулевого управления при движении может указывать на появление зазора между упором и рейкой, износ пластиковой втулки рейки. Стук также может появиться из-за сильного износа сайлентблоков тяг, шаровых опор, или в случае послабления крепления вала шестерни к валу рулевой колонки;
• Тугое вращение руля обычно указывает на повреждение втулки рейки, повреждение подшипника вала шестерни. Но виной также могут быть шаровые опоры, подшипники стойки подвески.
Перед началом ремонтных работ сначала следует определить, какой из элементов неисправен.
Если рулевые тяги, шаровые опоры и рулевая колонка подозрений не вызывают, то следует искать причину в самом механизме. Но для этого он должен быть извлечен с автомобиля.
Как заменить рулевое колесо ВАЗ 2109
Замена руля у ВАЗ 2109 стандартного на колесо измененной конструкции влечет за собой изменение эргономики рабочего места, нарушает пассивную безопасность, меняет усилие, которое нужно приложить к рулевому колесу. При выпуске автомобиля заводом-производителем каждому рулевому колесу присваивается заводской норматив с учетом допустимых усилий сопротивления, которые способна выдержать конструкция.
Совет: Если автовладелец решил, что нужна на его автомобиле ВАЗ 2109 замена руля, то предпочтение нужно отдавать стандартным рулевым колесам, имеющим оплетку из материалов, обеспечивающих более надежный и плотный контакт с его поверхностью. Покрытием руля может быть полиуретан, а оплеткой для него – кожа. Хотя цена такого элемента не малая, но в этом случае изделие будет иметь хорошую устойчивость к нагреву и высокую стойкость к действию химических растворителей.
Инструкция проведения работ:
- Перед тем как производить на автомобиле ВАЗ 2109 снятие руля нужно отключить аккумуляторную батарею, поставить авто на ручной тормоз.
- Колеса устанавливаются в положение их движения по прямой линии.
Совет: Пулевое колесо на шлицах вала сидит очень плотно. Поэтому нельзя сразу отворачивать гайки крепления колеса: от резкого удара колесо может соскочить со шлицев и нанести травму. Положение относительно вала рулевого колеса предварительно лучше промаркировать. Это поможет при дальнейшей установке.
Снимается декоративная накладка рулевого колеса.
В поздних моделях накладка дополнительно крепится двумя саморезами, находящимися под декоративной планкой:
- Поддевается отверткой накладка крышки выключателя сигнала, которая затем снимается.
- Отворачиваются крестообразной отверткой два самореза, снимается крышка.
- Откручивается гайка фиксации рулевого колеса до тех пор, пока ее торец не будет заподлицо с торцом вала механизма управления рулем.
- Рулевое колесо нужно покачать и потянуть на себя. Зачастую этого достаточно для выхода его со шлицев. В противном случае нужно сбить элемент со шлицев вала резкими ударами руки. Если и это не поможет, тогда помощник должен потянуть колесо на себя, и через выколотку из меди или бронзы нужно нанести несколько ударов по торцу рулевого вала.
- Откручивается окончательно гайка фиксации колеса.
- Фломастером или маркером помечается положение руля на валу. Эта метка нужна для установки рулевого колеса.
- Рулевое колесо снимается, как показано на фото.
Снятие руля
- Чтобы заменить контактное кольцо нужно крестообразной отверткой открутить три винта.
- Отсоединяется разъем проводов.
- Кольцо снимается.
- Если устанавливается прежнее рулевое колесо, его ставят в обратном порядке по ранее сделанной маркировке. Гайка фиксации колеса затягивается моментом равным 32 – 51 Н.м.
Как выполняется на автомобиле ВАЗ 2109 регулировка руля хорошо видно на видео.
Каким рулем заменить штатный
Одни автовладельцы просто заменяют старый руль, другие решают приукрасить салон, приобретая его с целью сделать на авто ВАЗ 2109 тюнинг руля. Практически все рули взаимозаменяемы, иногда нужно использовать лишь дополнительные втулки. В современных автомобилях ВАЗ 2109 можно использовать «гоночные рули». Их отличие от штатных в уменьшенном диаметре.
«Гоночный руль» доя ВАЗ 2109
Хотя в первое время делать повороты тяжелее с таким рулем, но после привыкания оказывается он удобнее привычного штатного. Руль становится удобнее и поворотливее. При этом передаточное число с вала остается прежним, а изменение диаметра руля вызывает ощущение большей чувствительности при управлении машиной.
Установка нового руля
- Сначала устанавливается нейтральное положение подрулевого переключателя.
- После чего на шлицы садится новый руль. При монтаже, его спицы обязательно должны иметь горизонтальное положение.
- Штифт ступицы руля должен установиться в паз, имеющийся на кольце. Для этого необходимо повернуть кольцо механизма указателей поворота.
- Головкой затягивается гайка на оси рулевой колонки.
- Подсоединяются все электрические провода.
- Устанавливается кожух, нижняя, а также верхняя часть.
- На аккумулятор надевается минусовая клемма.
- Выполняется проверка звукового сигнала.
- Движение подрулевого переключателя должно быть свободным, без заедания.
Прежде чем начать полную эксплуатацию автомобиля с новым рулем, нужно выполнить пробный заезд, двигаясь строго прямо. Спицы «баранки» должны сохранять горизонтальное положение.
Производитель автомобиля, устанавливает на него самое безопасное, проверенное рулевое колесо. Эта деталь представляет собой классическую, стандартную деталь, разработанную и тестированную специально для моделей автомобилей ВАЗ 21099. Испытывались все параметры на соответствие установленным нормативам.
К сожалению, дизайн стандартного рулевого колеса не всегда полностью отвечает индивидуальным требованиям водителя. Руль имеет довольно тонкий обод, водитель плохо его чувствует. Поэтому замена руля на ВАЗ 21099 достаточно частое явление.
Установка спортивного руля позволяет избавиться от этого недостатка. Руки водителя полностью контактируют с рулевым колесом. Это намного облегчает вождение автомобиля.
Сборка
Снять рулевое колесо не проблема, хоть и имеются некоторые сложности. Но обратная установка также имеет особенности. Если вы снимали руль для замены контактного кольца сигнала, то установите его обратно согласно сделанным меткам. При установке нового постарайтесь поставить его максимально ровно.Перед установкой поставьте все подрулевые переключатели в нейтральное положение и наденьте руль на шлицы. После этого, накрутите гайку крепления, но пока затягивать ее не стоит. Подсоедините все разъемы, подключите аккумулятор. Протестируйте работу руля
В первую очередь обращайте внимание на совпадение прямолинейного движения и положения рулевого колеса. Если они не совпадают, то необходимо снять руль и переместить его по шлицам в нужную сторону
И опять протестировать. После достижения результата гайка затягивается. Ставятся декоративные накладки, проверяется работа сигнала, собирают пластик колонки.
Другие модели. Таким образом, можно снять руль не только на девятке. Это описание полностью подойдет для всего десятого семейства ВАЗ, а также для Лада Приора и Лада Гранта. В последнем случае придется помимо прочих подготовительных работ разблокировать и увести вниз рычаг регулировки положения руля.Заключение. Причин для замены руля может быть много
При этом важно правильно подбирать его модель, чтобы не ухудшить управляемость. Желательно задаться вопросом как снять руль на ВАЗ 2109 и прочитать соответствующую литературу
От правильности действий во время замены во многом зависит безопасность дальнейшей эксплуатации машины.
Рулевое управление автомобиля ВАЗ 2109
Схема управления рулем ВАЗ 2109
На автомобиле ВАЗ 2109 управление рулем осуществляется реечным механизмом и на рулевом колесе демпфирующим элементом. На схеме представлены:
- 1 – скоба, фиксирующая рулевой механизм.
- 2 – опоры узла.
- 3 – механизм руля.
- 4 – уплотнительное кольцо.
- 5 – фланец эластичной муфты.
- 6 – болт для стяжки.
- 7 – вал для управления рулем.
- 8 – верхняя часть кожуха для облицовки.
- 9 – рулевое колесо с демпфером.
- 10 – подшипник.
- 11 – кронштейн для фиксации вала рулевого управления.
- 12 – нижняя часть кожуха для облицовки.
- 13 – тяга руля.
- 14 – наружный рулевой наконечник тяги.
- 15 – кольцо пружинное.
- 16 – колпачок для защиты.
- 17 – кольцо для уплотнения.
Совет: Увеличить срок службы элементов шаровых шарниров тяг можно путем смазывания шарниров трансмиссионной смазкой ТМ-5-18. Для этого медицинским шприцем прокалываются пыльники шаровых шарниров тяг руля, и вводится смазка по 1 см3 в каждый шарнир. Отверстие, прокалываемое иглой шприца, очень маленькое и после окончания операции оно затягивается резиной пыльника.