5.2.2. Снятие и установка коробки передач
Эластичная муфта соединения карданного вала с коробкой передач
1 – болты крепления фланца карданного вала к эластичной муфте; 2 – гайки болтов крепления фланца вторичного вала коробки передач к эластичной муфте; 3 – приспособление А.70025; 4 – эластичная муфта; 5 – поперечина задней подвески двигателя |
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||||||||||||||
|
предыдущая страница5.2.1. Возможные неисправности, их причины и методы устранения | следующая страница 5.2.3. Разборка и сборка коробки передач |
Описание модели
ВАЗ 2105 (Lada Riva, Lada Nova, Lada 1300, Lada Saloon) или «Пятерка», это седан с задним приводом, еще один представитель линейки Жигулей, в народе эта серия называется по-простому — классика. Автомобиль был разработан на базе все той же ВАЗ 2101 в 1979 году и позиционировался как ее замена.
На базе пятерки был создан универсал ВАЗ 2104, а также более комфортабельный и престижный авто ВАЗ 2107.
Выпуск данного автомобиля продолжался непривычно долго, как для современного автопрома, более 30 лет.
Для пятерки был разработан свой 1.3 литровый мотор, отличием которого является то, что двигатель ВАЗ 2105 с ремнем ГРМ. Это единственный мотор с ремнем среди всей классической серии. По сути движок представляет собой копию мотора 21011, где цепь ГРМ заменена на ремень. Детально о двигателе 2105, ремонте и неисправностях, описано в статьях ниже. Приведены его характеристики, требуемое масло, тюнинг, правильное увеличение мощности, расточка цилиндров и прочее.
Также имеется аналогичная информация по другим двигателям ВАЗ 2105 классической серии: 1.5 л. (2103), 1.6 л. (2106) и более редкий 1.2 л. (2101).
Замена масла в КПП (коробке передач) ВАЗ
Менять масло в коробке передач необходимо как минимум каждые 40 тыс. км. Эту работу можно выполнить собственноручно, тем более что не потребуется никаких определенных навыков и специальных инструментов. Нужна лишь эстакада или яма, так как довольно неудобно менять масло в машине, которая стоит на домкратах.
Далее последовательность работ для замены масла в КПП ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
1) Сливаем старое масло.
Сливать старое масло необходимо «на горячую», тогда оно не такое вязкое и хорошо уходит из коробки передач. Для этого понадобится ванночка или обрезанная вдоль пластиковая канистра объемом около двух литров. С помощью гаечного ключа на 12 нужно открутить сливную пробку, после чего масло начнет стекать в ванночку, которую нужно держать как можно ближе к сливному отверстию. Затем, для ускорения процесса, откручиваем пробку заливной горловины с помощью ключа на 17. В этот момент нужно быть осторожным — напор масла из коробки передач ВАЗ сильно увеличится. Когда масло полностью слито из КПП, необходимо протереть сливную пробку и посадочное место обычной сухой тряпкой или ветошью, после чего хорошо, с усилием закрутить пробку. Ни в коем случае нельзя использовать какие-либо моющие средства или растворители.
2) Заливаем новое масло в КПП.
Чтобы залить новое масло в коробку передач, необходим специальный шприц или насос, но так как они есть не у каждого, можно воспользоваться народным методом. Для этого нужен пластиковый шприц большого объема с толстым выходящим отверстием (учитывайте, что в 4-х ступенчатой КПП 1,3 литра масла, а в 5-ти ступенчатой — 1,5 литра). На его «носик» нужно плотно насадить гибкий шланг или трубку длиной 20-25 см, которые примотать изолентой или скотчем, чтобы избежать протекания. Затем набирать масло из канистры и сливать его в заливную горловину. Периодически нужно проверять уровень масла с помощью подручных средств — крючка из проволоки или же просто пальцем. Нормальный уровень масла соответствует уровню нижней части заправочной горловины. После того как замена масла в коробке передач ВАЗ произведена, точно так же протираем пробку заправочной горловины и закручиваем.
Хочется отметить еще один момент. Если вы купили б/у автомобиль, масло менять в коробке передач нужно незамедлительно — как правило, перед продажей заливают самое дешевое масло, которое плохо предохраняет детали КПП от износа.
Видео инструкция по замене масла в коробке передач ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Видео инструкция по замене масла в коробке передач Lada Kalina
Видео инструкция по замене масла в коробке передач ВАЗ 2108, 2109, 21099 https://www.youtube.com/watch?v=otXOW3d5W3o
* Все нами полностью отремонтированные кпп находятся на гарантии
** Гарантия не распространяется на корпус коробки и поломку шестеренок
*** Масло в перебранные коробки покупается отдельно и не входит в стоимость КПП
**** Время замены / ремонта КПП ВАЗ 2 — 2,5 часа
Цены на обмен действительны при условии целого корпуса на вашей КПП
Источники
- http://master-informa.ru/remont-nissan/poleznye-sovety/19625-sborka-i-razborka-korobki-peredach-vaz-2107-vaz-2105-vaz-2104
- http://tuningvaz.in/zamena-masla-v-kpp-korobke-peredach-vaz/
- http://bibikaservis.ru/index.php/prajs/remont-i-obmen-kpp-vaz
Устройство КПП
В целом, понятие «переделали» коробку не совсем верно, поскольку устройство КПП ВАЗ-2105 с 4 скоростями практически ничем не отличалось от той же коробки 2101. КПП 2105 – трехвальной компоновки, с постоянным зацеплением шестерен и ручным управлением. Внешне КПП «Копейки» и «Пятерки» можно отличить практически только по маркировке, нанесенной на корпусе коробки.
Схема КПП Ваз-2105 с 4 ступенями представлена ниже, и конструктивно она не отличается от модификаций 2101 и 2106:
1 | Нижняя крышка; | 40 | Игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала; |
2 | Пробка заливного и контрольного отверстия; | 41 | Упорная шайба пружины синхронизатора; |
3 | Зубчатое колесо второй передачи промежуточного вала; | 42 | Зубчатый венец синхронизатора четвертой передачи; |
4 | Зубчатое колесо третей передачи промежуточного вала; | 43 | Скользящая муфта синхронизатора третьей и четвертой передач; |
5 | Промежуточный вал; | 44 | Ступица скользящей муфты синхронизатора третьей и четвертой передач; |
6 | Передний подшипник промежуточного вала; | 45 | Стопорное кольцо синхронизатора; |
7 | Болт зажимной шайбы; | 46 | Блокирующее кольцо синхронизатора; |
8 | Зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала; | 47 | Пружина синхронизатора; |
9 | Зубчатое колесо постоянного зацепления промежуточного вала; | 48 | Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора третьей передачи; |
10 | Шестерня постоянного зацепления первичного вала; | 49 | Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора второй передачи; |
11 | Пружинная шайба; | 50 | Вторичный вал; |
12 | Стопорное кольцо; | 51 | Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора первой передачи; |
13 | Задний подшипник первичного вала; | 52 | Втулка зубчатого колеса первой передачи; |
14 | Сальник первичного вала; | 53 | Промежуточный подшипник вторичного вала; |
15 | Передняя крышка коробки передач; | 54 | Стопорная пластина промежуточного подшипника; |
16 | Установочное кольцо подшипника; | 55 | Зубчатое колесо заднего хода вторичного вала; |
17 | Картер сцепления; | 56 | Упругая подушка демпфера рычага переключения передач; |
18 | Первичный вал коробки передач; | 57 | Резиновая втулка демпфера; |
19 | Выключатель фонаря заднего хода; | 58 | Распорная втулка демпфера; |
20 | Зубчатое колесо заднего хода промежуточного вала; | 59 | Запорная втулка демпфера; |
21 | Промежуточное зубчатое колесо заднего хода; | 60 | Внутренний чехол рычага переключения передач; |
22 | Вилка включения заднего хода; | 61 | Сальник заднего подшипника вторичного вала; |
23 | Оттяжная пружина рычага переключателя передач; | 62 | Фланец эластичной муфты карданного вала; |
24 | Болт оттяжной пружины; | 63 | Гайка; |
25 | Направляющая чашка рычага переключения передач; | 64 | Уплотнитель центрирующего кольца; |
26 | Шаровая опора рычага; | 65 | Стопорное кольцо центрирующего кольца; |
27 | Сферическая шайба; | 66 | Центрирующее кольцо; |
28 | Пружина; | 67 | Задний подшипник вторичного вала; |
29 | Рычаг переключения передач; | 68 | Пробка сливного отверстия; |
30 | Вилка включения первой и второй передач; | 69 | Грязеотражатель; |
31 | Вилка включения третьей и четвертой передач; | 70 | Шестерня привода спидометра; |
32 | Шток вилки включения первой и второй передач; | 71 | Привод спидометра; |
33 | Шток вилки включения третьей и четвертой передач; | 72 | Задняя крышка коробки передач; |
34 | Блокировочные сухари; | 73 | Ось промежуточного зубчатого колеса заднего хода; |
35 | Шток вилки включения заднего хода; | 74 | Задний подшипник промежуточного вала; |
36 | Шарик фиксатора штока; | 75 | Шестерня первой передачи промежуточного вала; |
37 | Пружина фиксатора; | 76 | Картер коробки передач; |
38 | Крышка фиксаторов; | 77 | Скользящая муфта синхронизатора первой и второй передач. |
39 | Сапун; |
Поскольку коробка от ВАЗ-2105 конструктивно схожа с 2101, то и кинематическая схема КПП – одинаковая. А вот передаточные числа отличаются, на коробках 2105 они составляют:
- 1-я – 3,67;
- 2-я – 2,10;
- 3-я – 1,36;
- 4-я – 1,00;
- Задняя – 3,53;
Что касается отличий в устройстве между коробками 2105 и 2101, то сводятся они, в основном, к разным количествам зубьев на различных шестернях. Так, на промежуточном валу КПП используется шестерня 1-й скорости на 14 зубьев (15 – у 2101), при этом угол наклона их – больше. Шестеренка постоянного зацепления этого вала имеет 28 зубьев (29 – у 2101). На первичном валу используется шестеренка на 18 зубьев (19 – у 2101). Из-за таких особенностей, валы с блоками шестерен у тих двух КПП – не взаимозаменяемы, если пытаться устанавливать их по отдельности. Но в случае комплексной замены – первичный вал вместе с промежуточным, и всеми блоками шестерен, то установка вполне возможна. Что касается вторичного вала, то у модификации 2105 он отличается от вала 2101 шестеренкой первой передачи (у нее зубья имеют другой наклон, хотя количество их одинаково, также ее диаметр немного больше).
Основные неисправности КПП ВАЗ 2106
Являясь механическим устройством, тем более подвергающимся постоянным нагрузкам, коробка переключения передач не может не ломаться. И даже если она будет обслуживаться в соответствии с требованиями завода-изготовителя автомобиля, все равно придёт время, когда она «закапризничает».
К основным неисправностям КПП ВАЗ 2106 можно отнести:
- подтекание масла;
- шум (хруст, треск, визг) при включении скорости;
- нехарактерный для работы КПП звук, изменяющийся при выжимании сцепления;
- усложнённое (тугое) переключение передач;
- отсутствие фиксации рычага переключения скоростей;
- самопроизвольное выключение (выбивание) передач.
Рассмотрим эти неисправности в разрезе причин их возникновения.
Подтекание масла
Подтекание смазки в КПП можно определить по следам на земле или защите картера двигателя. Тянуть с устранением этой проблемы нельзя, т. к. недостаточный уровень масла обязательно повлечёт ряд других неисправностей. Причинами подтекания могут быть:
- повреждение манжет валов;
- износ самих валов;
- высокое давление в КПП вследствие засорения сапуна;
- ослабление затяжки болтов картерных крышек;
- нарушение целостности уплотнителей;
- ослабление затяжки пробки для слива масла.
Шум при включении скоростей
Посторонний шум, возникающий при переключении передач, может свидетельствовать о таких неисправностях:
- неполное выключение сцепления (хруст);
- недостаточный объём масла в коробке (гул, визг);
- износ шестерён или деталей синхронизаторов (хруст);
- деформация колец блокировки (хруст);
- износ подшипников (гул).
Звук, нехарактерный для работы КПП
Появление звука, нехарактерного для нормальной работы КПП и исчезающего при выжимании сцепления, может быть связано с:
- низким уровнем смазки в коробке;
- повреждением шестерён;
- неисправностью подшипников.
Усложнённое включение передач
Проблемы с переключением передач, не сопровождающиеся посторонними шумами, могут свидетельствовать о таких неисправностях, как:
- деформация или повреждение вилок переключения скоростей;
- затруднённый ход штоков вилок;
- усложнённое движение подвижной муфты соответствующей передачи;
- заедание в шарнирном соединении переключающего рычага.
Отсутствие фиксации рычага
В случае если рычаг переключения передач после включения скорости занимает предыдущее положение, скорее всего, виновата оттяжная пружина. Она может либо растянуться, либо же сломаться. Возможно также соскальзывание одного из её концов с места крепления.
Выключение (выбивание) скоростей
При не контролированном выключении передач могут иметь место следующие неисправности:
- повреждена пружина синхронизатора;
- изношен венец синхронизатора;
- деформированы блокирующие кольца;
- повреждены гнёзда штоков.
Таблица: неисправности коробки передач ВАЗ 2106 и методы их устранения
Шум в коробке передач | |
Шум подшипников | Замените дефектные подшипники |
Износ зубьев шестерён и синхронизаторов | Замените изношенные детали |
Недостаточный уровень масла в коробке передач | Долейте масло. При необходимости устраните причины утечки масла |
Осевое перемещение валов | Замените детали, фиксирующие подшипники, или сами подшипники |
Затруднённое переключение передач | |
Заедание сферического шарнира рычага переключения передач | Зачистите сопрягающиеся поверхности сферического шарнира |
Деформация рычага переключения передач | Устраните деформацию или замените рычаг новым |
Тугое движение штоков вилок (заусенцы, загрязнение гнёзд штоков, заклинивание блокировочных сухарей) | Отремонтируйте или замените изношенные детали |
Тугое движение скользящей муфты на ступице при загрязнении шлицев | Очистите детали |
Деформация вилок переключения передач | Выправьте вилки, при необходимости замените их |
Самопроизвольное выключение или нечёткое включение передач | |
Износ шариков и гнёзд штоков, потеря упругости пружин фиксаторов | Замените повреждённые детали новыми |
Износ блокирующих колец синхронизатора | Замените блокирующие кольца |
Поломка пружины синхронизатора | Замените пружину |
Износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора | Замените муфту или шестерню |
Утечка масла | |
Износ сальников первичного и вторичного валов | Замените сальники |
Ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок | Подтяните гайки или замените уплотнительные прокладки |
Ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач | Подтяните гайки |
Особенности ремонта пятиступенчатой коробки передач ВАЗ 2106
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сопрягаемые детали |
Допустимый зазор в сопряжении, мм |
||||||||
Отверстие |
Вал |
||||||||
Первичный вал – передний конец вторичного вала плюс два ролика подшипника |
25,328+0,021 |
+2 (3-0,006) |
Предельные размеры: |
||||||
Ступица муфты синхронизатора – вторичный вал |
|
38-0,030 |
0,05 |
||||||
Ведомые шестерни III и II передач – вторичный вал |
|
43,5-0,025 |
0,15 |
||||||
Ведомая шестерня I передачи – втулка ведомой шестерни |
|
43,5-0,025 |
0,15 |
||||||
Втулка ведомой шестерни I передачи – вторичный вал |
|
30,05-0,016 |
0,016 |
||||||
Ведомая шестерня заднего хода – вторичный вал |
29,95+0,030 |
29,95-0,021 |
0,051 |
||||||
Промежуточная шестерня заднего хода с втулкой – ось шестерни |
|
|
0,15 |
Кулиса КПП ВАЗ 2106
Кулиса — это устройство переключения передач, в который входят:
- рычаг;
- стержень с рукояткой;
- шаровая опора;
- комплект пружин и втулок.
Снятие, разборка и установка кулисы
Для демонтажа и разборки кулисы необходимо:
- Демонтировать коробку передач.
- При помощи ключа на 10 открутить три гайки, удерживающие шаровую опору кулисы.
- Потянуть за рычаг на себя, чтобы вывести устройство из зацепления со штоками включения скоростей.
-
Снять манжету и защитный чехол.
-
Используя ключ на 10, открутить гайки на направляющей пластине.
- Снять блокировочную пластину.
-
Отвёрткой поддеть направляющие колодки, извлечь их вместе с пружинами из направляющей пластины.
- Отсоединить пластину вместе с шайбой. Отсоединить фланец с прокладкой от рычага.
- Снять фиксирующее кольцо пассатижами, а затем упорное кольцо с пружиной.
-
Демонтировать шаровую опору.
При выявлении износа или повреждения деталей кулисы их необходимо заменить. Сборка и монтаж кулисы производится в обратном порядке. Кулиса КПП ВАЗ 2106 регулировки не требует.
Безусловно, конструкция коробки переключения передач ВАЗ 2106 довольно сложная, но при желании можно разобраться и с ней. Если вы считаете, что не сможете своими силами осуществить её ремонт, лучше доверьте это дело профессионалам. Ну а что касается обслуживания, то тут вы уж точно справитесь сами.
Характеристики автомата
На автомобиле Лада Калина, устанавливается коробка передач от японской фирмы «Jatco». Давайте сравним ее с штатной механической кпп, и определим достоинства, или наоборот недочеты.
Возьмем данные о расходе топлива при смешанном режиме езды. На механике, Лада Калина расходовала порядка 7 литров на сотню, при условии, что на ней был установлен 8-ми клапанный двигатель, с мощностью 87 л.с. При большей мощности двигателя (106 л.с.), расход уменьшался до 6,7 литров. В то время, как Калина с коробкой автомат расходовала 7,8 литра. Если взять данные по городскому режиму, то тогда расход будет достигать 10 л. на 100 км.
Разгон при автоматической кпп тоже замедлился, хотя и не значительно. Например, Лада Калина с двигателем в 87 л.с. разгоняет сотню за 12,4 секунды, а с 106 л.с — за 11,2. В свою очередь, автоматическая коробка передач может выдать разгон до 100 км/час лишь за 13,7 секунд. Конечно, в городских условиях это будет немного заметно, но на трасе разницы не будет никакой.
Не стоит делать поспешных выводов и на счет более медленного разгона, при коробке автомат. Не забывайте о том, что при механической кпп, Вы потратите время на выжимание сцепления, и включение скорости, а на коробке автомат, данное время экономится, поэтому стартовый разгон будет примерно равным.