Трансмиссия — это именно то устройство, без которого равномерный разгон и поддержание скорости и необходимого крутящего момента автомобиля были бы невозможными. Кроме того, без исправно работающей коробки передач машина попросту не тронется с места, а двигатель, соединенный с ведущей осью напрямую, не «вытянет» массу механизмов и банально заглохнет. В этой статье мы рассмотрим такой неотъемлемый элемент КПП автомобиля, как ее первичный вал. Кроме того, мы оценим необходимость и роль данного элемента в конструкции коробки и выясним, почему так важно знать параметры детали при вмешательстве в механизм и его ремонте.
Принцип работы
Чтобы в полной мере оценить и понять, по какому принципу работает первичный вал, установленный на КПП автомобиля, стоит выяснить, как вообще происходит взаимодействие различных механических элементов коробки друг с другом, и каким образом агрегат выполняет все свои функции.
К слову о последних. Официальное определение трансмиссии гласит, что данное устройство, вне зависимости от вида транспорта, на котором оно применяется, играет роль передающего звена между двигателем и ведущей осью автомобиля.
Другими словами, за счет исправного функционирования КПП происходит передача мощности двигателя колесам в заданном передаточном отношении. Эта величина регулируется заданной ступенью, которая может переключаться лишь водителем исключительно в ручном режиме.
Механическая коробка передач имеет несколько ступеней. Чем ниже ступень, тем с большей интенсивностью двигатель воздействует на колеса и тем более ощутимый крутящий момент передает. Разумеется, при малых передачах мотору приходится раскручиваться до солидных оборотов, и его ресурса постепенно перестает хватать. С целью решить данную проблему, водитель переключает скорость на более высокую. Таким образом, передаточное отношение изменяется, и двигатель сильнее раскручивает колеса.
Такие «чудеса» происходят благодаря конструктивным особенностям КПП автомобиля, которые применяются уже достаточно давно и известны подавляющему большинству конструкторов машин и механиков.
Основной функциональный узел трансмиссии автомобиля — это система валов, которые взаимодействуют друг с другом и двигаются синхронно или с различными скоростями, которые задаются оборотами двигателя и заданной передачей. Система состоит из первичного и вторичного валов, каждый из которых имеет уникальную форму и размер.
Первичный вал жестко соединен с маховиком двигателя, и его обороты зависят от того, насколько интенсивно водитель нажал на педаль акселератора. Вторичный вал, напротив, соединяется с ведущими колесами и их дифференциалом. Первичный постоянно взаимодействует со вторичным, однако несколько отличается от него размерами.
Так как и первичный, и вторичный валы имеют на своем корпусе набор шестерен разного диаметра, за счет переключения передач удается изменять передаточное число.
Благодаря перемещению первичного и вторичного валов в КПП автомобиля относительно друг друга, обороты двигателя относительно колес можно как увеличивать, так и уменьшать. Этим и обуславливается принцип работы механической КПП и основной секрет ее надежности и долговечности.
Конструктивные особенности
Механическая коробка передач — это, безусловно, сложное устройство, которое имеет достаточно непростой принцип работы. Тем не менее, данная статья будет сконцентрирована относительно такой составляющей современной трансмиссии, как ее первичный вал.
Это обуславливается тем, что именно эта составляющая наиболее часто подвергается замене, и знание ее размеров для своего автомобиля является залогом успешного ремонта и продления ресурса коробки передач вплоть до нескольких раз.
Итак, как же устроен первичный вал, применяемый на КПП машины, и в чем его особенности? Вспомним, о чем говорилось в первом разделе статьи.
Первичный вал — это деталь, которая предназначается для жесткого соединения части подвижного узла коробки передач с двигателем и осуществление синхронного взаимодействия с самим мотором.
Первичный обладает достаточно солидным размером и выполнен монолитно из стали высокой прочности. На одном конце имеет маховик, соединенный с двигателем, а на другом — набор шестерен, которые входят в корпус самой коробки.
Каждая шестерня наваривается на стержень вала таким образом, чтобы при нагреве и вращении с большим количеством оборотов в минуту вал не разлетелся на части, а владельцу не пришлось вкладываться в дорогостоящий ремонт.
Первичный тип напоминает цилиндр, имеющий ступенчатую форму. На каждой ступени имеется набор ребер, которые обуславливают шестеренчатый принцип работы вала. Он постоянно находится в трансмиссионной смазке, поэтому его ресурс достаточно высок, а замена требуется лишь при проведении капитального и профилактического ремонта коробки.
Подбираем параметры
Ответ на вопрос о том, как правильно и грамотно подобрать первичный вал для ремонта КПП своего автомобиля, важен одинаково и опытным автомобилистам, и тем, кто только начинает карьеру водителя или автомеханика.
Одним из важнейших параметров вала, которые стоит учитывать при приобретении соответствующей комплектующей, — это его размер. Безусловно, не менее значимыми параметрами при подобном выборе является и форма, и количество шестерен, и даже материал изготовления вала.
Однако даже при соответствии всех прочих данных, при несовпадении размера вал КПП банально не подойдет для ремонта трансмиссии и не установится на должное место необходимым образом. Для определения параметров обычно анализируют маркировку, нанесенную на корпус вала. Именно обозначения, выгравированные на металле, позволят не ошибиться при выборе и приобрести комплектующие, полностью соответствующие по параметрам тем, что указаны заводом-изготовителем.
Подводя итоги
Первичный вал коробки передач — это одна из ключевых составляющих, без которой исправная работа коробки оказалась бы невозможной. В связи с этим при ремонте трансмиссии стоит уделять особое внимание производителю и параметрам ремонтной запчасти. Это оградит водителя от дальнейших проблем и внезапных поломок, которые неожиданно могут застигнуть в пути и доставить массу неудобств.