Автомобиль – чрезвычайно сложный механизм, содержащий в составе множество деталей и компонентов разного размера, назначения. В ходе его работы осуществляется взаимодействие составных частей между собой, и создаются условия трения. Продолжительное течение процесса провоцирует колоссальный вред, наносимый всем деталям, и во избежание повреждений деталей применяются многочисленные смазочные материалы – трансмиссионное масло. В основном оно служит для смазки отдельных элементов МКПП и рулевого устройства. Рассмотрим основные функции этого средства, виды (срок годности, службы, особенности хранения), характеристики трансмиссионных масел.
Функции и качества
Трансмиссионное масло представлено особым составом, применяемым для обеспечения защиты деталей МКПП от трения и внешних влияний, а также от повреждений зубчатых передач. Изготавливаются трансмиссионные масла из основ, которые в ходе производственного процесса обогащаются добавками против коррозии, задиров и износа.
Основа, на которой действует жидкость МКПП, – особая защитная пленка, покрывающая основные детали и ограждающая их от негативного влияния многочисленных факторов извне, обладающая хорошим показателем «срок годности» и службы. К составу этой жидкости предъявляются определенные требования, например, отсутствие вероятности разрушительного действия. Плотность не должна осуществлять препятствий для работы механизма ни зимой, ни летом, то есть, по идее, она не должна иметь зависимости от перепадов такого показателя, как температура. Именно это свойство МКПП призвано определить степень вязкости масла. Она называется индексом вязкости.
Базовые требования, предъявляемые к масляным составам, могут определиться только после проведения досконального анализа материала, условий службы раздаточной механической трансмиссии.
В качестве основных требований можно выделить несколько моментов:
- Возможность сокращения потерь энергии в процессе трения и службы.
- Высокая вероятность отвода тепла с постоянным соприкосновением.
- Обеспечение качественной защиты материала.
- Создание условий низкого уровня вибрации, шума в механической раздаточной коробке, которые исходят от зубчатых колес.
- Возможность сокращения нагрузки, повышение уровня безотходности с высоким показателем срока годности.
Для того чтобы трансмиссионное масло могло прекрасно справляться со своим функционалом, нужно, чтобы оно имело определенные рабочие качества:
- Небольшой уровень образования пены, высокие качества против износа, задирания, окислительных процессов и других неблагоприятных явлений в механической раздаточной коробке.
- Достаточно высокий порог значений вязкости и параметров (температура) в ходе взаимодействия с водной средой.
- Достаточный уровень взаимодействия с элементами из резины и трансмиссионным процессом.
- Стабильность на протяжении всего срока хранения.
Таким образом, трансмиссионные масла обладают широким перечнем качеств и характеристик, которые способствуют улучшению работы механизмов авто.
Классификация, виды
На то, какой степенью вязкости обладает элемент для раздаточной мех. коробки МКПП, оказывают влияние присадки и добавки, которые имеют место в основе. Минеральное масло желтое – одна из наиболее известных жидкостей, которая обеспечивает создание прочной пленки даже в случае с высоким уровнем давления. Кроме того, минеральное масло обладает доступной ценой. Но трансмиссионное масло отличается большой сложностью производства, что не может не отражаться на его стоимостном показателе, в результате чего оно является наиболее дорогостоящим продуктом. Если нет желания тратить большое количество денег и жертвовать качеством, рекомендуется обратить внимание на «золотую середину» – полусинтетические продукты.
Трансмиссионное масло имеет несколько особенностей классификации, зависящих от уровня вязкости. В целом выделяется несколько условных рядов в рамках классификационного параметра SAE. Так, для зимнего ряда это варианты 70W, 80W, 75W, 85W. Для летнего ряда изделий характерны такие виды, как 80, 85, 90, 140, 250. Деление по разновидностям имеет некоторую зависимость от строения агрегатов раздаточной трансмиссии разных изготовителей. Например, этот фактор имеет зависимость от степени рабочей температуры, а также можно выделить некоторые составы, обеспечивающие надежную степень защиты. Так, масло в коробку обладает рядом параметров, но это не все варианты его классификации.
Если рассматривать последние изменения и дополнения, которые были внесены в редакцию по классификации уровня вязкости, то можно отметить: есть буква W, предполагающая применение продукта летом или зимой. Также может встречаться комбинация данных значений. Масло для коробки передач в последнее время должно иметь соответствие маркировке, что заставляет изготовителей делать более точное определение уровня свойств той или иной жидкости. Рассматривая особенности маркировки, которые имеет масло в коробке передач, более детально, это можно заметить.
Расшифровка, или что означают буквы и цифры:
- SAE 80 – применяется для летнего использования.
- SAE80W-80 – предполагает всесезонный вариант применения.
Масло в КПП может иметь несколько видов, классификаций и маркировок, все они означают определенные параметры. Исходя из особенностей эксплуатации авто пользователь должен сделать правильный выбор рабочей жидкости.
В связи с тем, что масло в коробке передач МКПП подвергается действию определенных факторов, оно должно иметь оптимальные параметры по соотношению вязкости, прочности, надежности и ценового показателя.
Маркировка трансмиссионных масел – это классификационные показатели в рамках выполнения тех или иных функций.
Рассматриваемая жидкость не имеет единых условий и особенностей классификации по таким параметрам, как температура работы, срок годности, условия и срок хранения и так далее. Поэтому всемирно используемый вариант – схема API, которая охватывает масла для ручной МКПП. На ее основании все жидкости для раздаточной мех. коробки подразделяются на 5 групп по качествам и классам.
Сроки сохранности, условия
В качестве определяющего фактора, оказывающего влияние на особенности применения тех или иных жидкостей, выступает срок их хранения, период годности и соблюдение базовых условий эксплуатации. Срок годности раздаточной мех. коробки тем меньше, чем больше наблюдается перепадов параметров – температура и режимы влажности в процессе хранения.
Постоянный показатель, который имеет температура хранения, должен составлять не более 20 градусов, главное условие – хорошая вентиляция помещения.
Правила хранения предполагают устранение влияния солнечных лучей, и нужно их соблюдать. Емкость для хранения должна быть качественной, например, канистра из пластика или бочка из нержавеющего материала. Плотное закрытие крышки и оптимальная температура – основные условия хранения. Срок годности в целом составляет несколько лет. Срок годности смазки для раздаточной мех. коробки определяется особенностями использования.
Мы рассмотрели, что такое масло для механической (мех.) коробки, температура работы и температура хранения, расшифровка некоторых параметров. Осталось уделить внимание лишь особенностям выбора. Желтое масло имеет несколько особенностей хранения. Для соблюдения срока его годности нужно обеспечить контроль их соблюдения.
Выбор жидкости
Чтобы ресурс двигателя использовался оптимально, и он служил долго, необходимо грамотно выбрать масло. Некоторые виды жидкостей заливаются каждые 15 000 км, а некоторые – чаще. При использовании надо обеспечить контроль выполнения условий по силе нагрузки, скорости скольжения. На основании этих данных, а также такого параметра, как ресурс системы, делается выбор смазки.
Резюме
Таким образом, контроль соблюдения базовых правил сохранности – основная задача каждого из водителей. Это продлит ресурс трансмиссии и прочих элементов. Для обеспечения качественного использования смазочной жидкости важно соблюдение необходимых условий ее содержания.