Трансмиссия-робот DSG (Direct Shift Gearbox) на сегодняшний день представлена одной из наиболее распространенных автоматов. Еще в 1939 г. была сформулирована идея создания трансмиссии автомат с 2-мя сцеплениями. Но к данной идее снова обратились лишь в 80-х годах ХХ века.
Конструкция робота DSG
Механизм автомата DSG закрыт в картер и состоит из:
- двухмассового маховика;
- 2-х сцеплений;
- 2-х валов передач (четные и нечетные);
- главной передачи;
- дифференциала;
- системы управления.
Управляет коробкой электронный механизм посредством электромагнитных и гидравлических устройств.
Трансмиссия типа DSG может быть 6-ти и 7-миступенчатой.
- 6-тиступенчатый автомат обладает способностью подавать наибольший крутящий момент и применяется на сильно мощных автомобилях. Включение сцепления происходит посредством ведущего диска, соединенного центральной ступицей с двухмассовым маховиком, а также 2-мя фрикционными муфтами, обладающие многодисковыми картриджами, скрепленными главной ступицей с 2-мя валами скоростных шестеренок. Сцепление здесь «мокрое», т.е. механизм работает в масляной смеси. Это гарантирует своевременное охлаждение всех деталей (в том числе и дисков) и, таким образом, продлевает работоспособный период сцепления.
- 7- миступка применяется в более легких машинах и обладает лишь 2-мя обыкновенными фрикционными сцеплениями. Она снабжена сцеплением, не требующим смазки, что снижает энергозатраты и повышает экономию топлива. Из-за отсутствия масла в конструкции, вместо масляного насоса установлен электрический. Но, несмотря на экономичность, такое сцепление быстрее изнашивается и приходит в негодность.
Электронное управление автоматом позволяет устанавливать различные режимы переключения передач. В зависимости от ситуаций и пожеланий можно передвигаться по зимней, экономичной или спортивной схеме переключения. Очевидно, что зимний и экономичный режим езды отличается большей мягкостью, плавностью и меньшей мощностью. А спортивный режим сопровождается более поздним включением следующей скорости для получения большей мощности и стремительного ускорения. Но, при этом увеличивается и расход горючего.
Принцип работы
Коробка передач DSG объединяет в себе 2 КПП: 1-я включает четные скорости, а 2-я – нечетные. При этом каждая из них имеет свое сцепление, позволяющее непрерывно включать 2 скорости. Пока машина берет разгон на четной передаче, шестеренки нечетного вала зацепляются и подготовлены к включению следующей скорости. По достижению оборотами двигателя момента смены скорости, сцепление четного механизма разъединяется с мотором, а нечетного – моментально соединяется. Подача тяги с первой коробки на вторую проходит неразрывно, а поток мощности и энергии терпит минимальные потери.
Благодаря постоянному замыканию автомата с мотором, такое переключение скорости происходит стремительно и практически незаметно, создавая ощущение движения на одной и той же передаче.
В отличие от механической КПП, где в момент смены передачи маховик отсоединяется от диска сцепления, затем при включении передачи присоединяется обратно, все это время крутящий момент не подается от мотора к коробке, и авто теряет некоторую долю динамики.
Плюсы и минусы трансмиссии DSG
Основные преимущества заключаются в:
- высокой эффективности передачи мощности;
- высоком уровне сохранения динамики;
- сглаживании рывков во время переключения скорости;
- экономии до 10% горючего.
Как и в любом механизме не обходится и без недостатков. Среди них:
- стоимость самой трансмиссии и деталей для нее;
- ремонтоспособность;
- проблематичность сухого сцепления в 7-миступенчатой АКПП DSG;
- большая масса КПП, в связи с наличием электронного или электрогидравлического блоков управления, а также некоторого количества входных датчиков.
Помимо всех вышеописанных параметров, существует еще один нюанс, стоящий внимания. Поскольку данным типом автомата предусмотрено электронное управление переключение скоростей, в процессе разгона к включению готовится следующая по возрастанию передача. Но при необходимости резко затормозить или просто снизить скорость, коробке DSG потребуется больше времени на перестроение механизма для переключения передачи с повышенной на пониженную. Для совершения данного действия вместо 0.1 секунды может быть потрачено более 0.5 секунд.
В принципе, в процессе движения это не слишком ощутимо, поэтому есть сомнения – приписывать данную характеристику к минусам или нет.
Заключение
В сравнении с другими трансмиссиями, коробка DSG совмещает в своей конструкции лучшие характеристики: плавность переключения, сохранение мощности, экономию топлива.
Преселективная коробка передач выдает эффективность функционирования равную 96% производительности, в то время как обычный автомат выдает не более 90-94%.
Кроме своих преимущественных технических характеристик, данный тип трансмиссии доставляет максимум удовольствия и комфорта во время езды.