Двигатель автомобиля — это самый важный и дорогостоящий функциональный узел. В этой связи в документации производитель требует беспрекословного соблюдения регламента технического обслуживания. В плане мотора список регламентных работ включает в себя смену моторного масла, топливного фильтра, а также воздушного фильтрующего элемента. В этой статье мы рассмотрим воздушный фильтр двигателя, его строение и свойства, а также ответим на вопрос, для чего он нужен на автомобиле и какие функции выполняет.
Назначение
Двигатель автомобиля — это крайне сложный функциональный узел. Он включает в себя большое количество различной электроники и систем, каждая из которых берет на себя определенную функцию в автомобиле и выполняет ее в пределах своего ресурса.
К примеру, система смазки двигателя предназначается для обеспечения снижения трения между подвижными функциональными деталями, такие как поршни, коленчатый и распределительный валы, шатуны и прочие важные функциональные элементы.
Система охлаждения предназначается для того, чтобы обеспечить отсутствие какого-либо перегрева в двигателе, позволить металлу, из которого изготовлена львиная доля рабочих деталей, не расширяться и не заклинивать во время своего перемещения.
Однако самой важной системой, без которой работа двигателя автомобиля была бы невозможной в принципе, является система подачи топлива. Она состоит из топливного насоса, электронного блока управления и форсунок, которые осуществляют функцию распыления топливовоздушной смеси непосредственно в цилиндр.
Как известно, топливная смесь, попадающая в цилиндр, поджигается при помощи свечи и горит. При этом происходит резкое расширение смеси, в результате которого поршень начинает двигаться. В итоге энергия передается коленчатому валу авто посредством шатунов, и колеса вращаются.
Но главной составляющей смеси, без которой горение топлива не было бы возможным, является воздух. Двигатель автомобиля и, в частности, его система подачи топлива, устроена таким образом, чтобы состав топливовоздушной смеси постоянно изменялся, в зависимости от режима работы двигателя. Причем это количество должно быть четко определенным и контролироваться вручную или при помощи электроники, установленной на авто.
Крайне важно, чтобы весь воздух, поступающий в двигатель авто, был очищен от каких-либо посторонних частиц. В противном случае, если пыль все же проникла в систему питания, ее частицы начнут гореть вместе со смесью. В результате может возникнуть нагар, который покроет стенки камеры сгорания и приведет к резкой потере мощности и потенциала двигателя авто. Еще хуже ситуация обстоит, если это частицы дорожной пыли или песка. Они не сгорят, а попросту осядут в системе питания автомобиля или сопле форсунки. Из-за этого перестанет работать один или несколько цилиндров, и система заклинит.
Зачем же нужен воздушный фильтр? Именно с целью предотвращения и необходим подобный элемент.
Его задача — отлавливать посторонние частицы, которые могут попасть в двигатель вместе с потоком поступающего воздуха и, таким образом, оградить мотор от нежелательного воздействия и преждевременного выхода из строя.
Схема работы
Воздушный фильтр может находиться в различных частях подкапотного отсека авто. К примеру, если речь идет о карбюраторном двигателе, то фильтр удастся найти в так называемой «кастрюле» — специальном кожухе круглой формы, который разделяет подкапотное пространство от основного узла карбюратора.
Если же речь заходит о двигателях инжекторного типа, то здесь для воздушного фильтра предусмотрен отдельный отсек. Как правило, он располагается таким образом, чтобы разделять сопла забора свежего воздуха и патрубок, который ведет к форсунке, регулирующей количество воздуха, поступающего в цилиндр.
Так или иначе, в зависимости от марки и модели авто, воздушный фильтр будет иметь различную форму, тип и строение.
Тем не менее, сохраняется общий принцип работы, который одинаково актуален для любой ныне существующей модели автомобиля, будь то коммерческий транспорт или гоночный болид.
Основная часть фильтра авто — это непосредственно фильтрующая поверхность. Как правило, она изготавливается из тонкого ячеистого материала, сложенного гармошкой. Это решение позволяет увеличить общую площадь фильтрующей поверхности и увеличить эффективность работы детали.
Сверху и снизу фильтрующая поверхность закрепляется на ребрах жесткости. Зачем это делается? Оказывается, это позволяет материалу фильтра не терять форму и более герметично прилегать к стенкам корпуса, не позволяя посторонним частицам проникать внутрь системы через щели и зазоры.
Подводя итоги
Воздушный фильтр нужен для того, чтобы предотвращать засорение топливной системы двигателя и нарушения в работе силового агрегата машины. Своевременная замена этого элемента позволит повысить эффективность мотора, снизить расход топлива и повысить ресурс силового агрегата, что положительно скажется на динамике и ресурсе авто.
Главное вовремя менять воздушный фильтр, тогда проблем с мотором не будет и расход топлива не увеличится. И конечно же лучше проверенные ставить фильтры, а если оригинал сложно найти, то фильтры CWORKS пожалуй лучшее решение. Сам на них езжу и пока все нравится.