Замена моторного масла должна производиться раз в 15000 километров или один раз в год, если пробег оказался меньше. Почему производитель автомобиля требует, чтобы масло менялось даже тогда, когда оно, по сути, не выработало свой ресурс? Это происки дилеров, которые хотят получить дополнительную выручку за обслуживание, или масло действительно портится, даже если не используется? Именно срок годности моторного масла и является темой данной статьи. Сегодня мы расскажем, существует ли подобный критерий, и что будет, если не произвести замену вовремя.
Чистая химия
Когда хранение масла происходит в канистре, оно фактически не используется и не подергается каким-либо нагрузкам. Под нагрузками подразумевается постоянное взаимодействие с металлом, осуществление его смазки, подверженность нагреву и постепенному горению. При хранении такого не может происходить априори, поскольку упаковка не допускает никакого взаимодействия масла с окружающей средой.
Что происходит, когда масло заливается в двигатель и начинает активно использоваться при его работе? Во-первых, мгновенно активируются все присадки, которые попадают в мотор со смазкой.
Присадки — это вспомогательные вещества, задача которых — предотвращение эрозии, ржавления и прочих неблагоприятных эффектов, которые со временем оказывает на двигатель жесткий режим эксплуатации. Особенно этот эффект усиливается при больших пробегах, когда износ ДВС становится несоизмеримо велик.
К примеру, антикоррозийные присадки работают таким образом, что находят очаги коррозии и концентрируются около них. При сливе масла из картера двигателя при подготовке его к длительному хранению эти присадки никуда не деваются и продолжают выполнять свою задачу. Другие присадки активируются лишь тогда, когда механизмы двигателя активны. Они позволяют корректировать густоту смазки по ходу прогрева и остывания мотора и оказываются очень полезными в вопросах расхода масла от замены до замены.
Какой срок работы такого масла и чем он ограничивается? Во-первых, есть определенный интервал километража, который строго определен различными стандартами. По истечении этого километража обычно присадки теряют свои свойства, хотя и продолжают присутствовать в составе смазки. Кроме того, при постоянных нагревах и трении маслу свойственно выделять осадок, из-за чего может произойти засорение системы смазки.
Даже тот факт, что мотор эксплуатировался бережно, не мешает образованию металлической стружки при трении деталей. Стружка может слиться только вместе со старым маслом, поэтому его необходимо заменять как можно чаще, если режим эксплуатации действительно экстремальный.
Озвучиваем цифры
Что касается хранения авто, то масло, даже если оно не используется, все равно постепенно разлагается, и есть все основания полагать, что достаточно быстро становится непригодным для пользования. Первыми «сдаются» присадки: уже через год простоя хранение становится нецелесообразным, поскольку вещества уже не могут выполнять своих функций.
Какой эффект длительный простой оказывает на смазку? Дело в том, что масло при хранении постепенно выпадает в осадок. Дела обстоят еще хуже, если машина стоит не в отапливаемом гараже, а на улице. В этом случае смазка подвергается постоянным перегрузкам по температуре, что фактически является реальными условиями эксплуатации, как если бы машина не стояла, а ездила.
В этой связи настоятельно рекомендуется не ориентироваться на даты, которые указаны на канистре с маслом, и уже по истечении года производить замену смазки на свежую. Даты, которые указаны на упаковке, предназначены для тех случаев, когда упаковка не открывалась, и консерванты, которые заложены в состав смазки, еще действуют.
Что же касается хранения в закрытой, не распакованной таре, то здесь дела обстоят несколько лучше. Однако здесь также стоит учитывать несколько факторов, которые могут напрямую влиять на состояние конечного продукта и его эксплуатационные свойства.
Первое, на что стоит обратить внимание, — это то, открывалась тара или нет. Как было отмечено, закрытая упаковка при соблюдении требований по условиям хранения способна сохранять продукт пригодным для использования в течение нескольких лет. К примеру, автомобильное синтетическое масло может храниться 4 года, если температура варьировалась в пределах от 0 до 25 градусов.
Если же упаковка была раскрыта, то консерванты, которые были заложены в состав, уже не выполняют своих функций. В этом случае не рекомендуется хранить раскрытую упаковку более одного года. Как правило, по истечении именно этого срока смазка теряет свои свойства и не пригодна для обеспечения эффективной работы ДВС и его составляющих.
К слову, полусинтетическое и минеральное масло хранится совсем недолго: минеральные примеси быстро образуют осадок, делая масло непригодным для использования. Чаще всего закрытая тара хранится не более двух лет, по истечении которых смазка может применяться лишь в бытовых целях и ни в коем случае не на автомобильных двигателях.
Подводя итоги
Моторное масло современного двигателя выполняет множество функций. Чтобы обеспечить наиболее полное выполнение этих функций, не рекомендуется использовать просроченный продукт, который хранился в неподходящих условиях. Применение свежего масла гарантирует высокий ресурс двигателя и его устойчивость даже при самых экстремальных условиях эксплуатации.