Замена масла в двигателе – процедура регулярная (минеральное желательно менять через каждые 5 000 км, полусинтетическое – 7 000 км, а синтетическое – через 10 000 км) и почти идентичная для разных моделей автомобилей на бензине или дизеле.
Функции моторного масла
Моторная смазка, находясь в двигателе внутреннего сгорания (ДВС) (независимо дизельный он или бензиновый) исполняет некоторые основные функции:
- снижает трение в кинематических парах (подшипники скольжения валов);
- помогает охладиться механизмам движка (сама смесь способна охлаждаться благодаря специальным радиаторам или обычным оребрением поддона картера);
- имея в своем составе присадки для промывки деталей, масло извлекает продукты износа, появляющиеся в процессе трения механизмов, и оставляет их в фильтре во время самоочистки;
- является функционирующим телом для гидравлических агрегатов (гидрокомпенсаторов зазоров клапанов).
Симптомы необходимости смены смазочной жидкости
Если следовать правильной подготовке транспортного средства к отправке, прежде чем запустить ДВС, нужно проверить уровень масла (оптимальное положение находится на щупе в пределах отметки min и отметки max). Для этого вынимается щуп, вытирается сухой тряпкой и до упора вставляется назад. После чего опять вынимается и по масляному следу на щупе просматривается уровень. Если он меньше отметки min, можно просто долить недостающее количество в картер. А вот необходимость полной замены смазки для дизельного или бензинового мотора появляется когда:
- жидкость прошла свой километраж (у всех моторов эта цифра индивидуальна и указана в сервисной книжке автомобиля);
- автомобиль прошел обкатку двигателя (первая замена – спустя около 1 000 км);
- закончен ремонт, например, снятие головы мотора или смена ремня/цепи ГРМ;
- из-за прогоревшей прокладки блока цилиндров в смазку попадает охлаждающая жидкость или вода;
- на панели приборов при нагретом движке загорается индикатор недостаточного давления масла;
- цвет становится густо-черным, если растереть каплю пальцами, то почувствуются твердые частички.
Кроме вышеперечисленных причин, смена смазочного продукта может производиться и по желанию владельца транспортного средства, если захотелось сменить фирму-изготовителя или вид смазки.
Полная замена смазочной жидкости
Как заменить масло в двигателе автомобиля известно далеко не всем. Правильный порядок замены масла в двигателе машины, функционирующей на бензине или дизеле, выглядит так:
- процесс производится при нагретом моторе;
- автомобиль располагается горизонтально на смотровой яме, эстакаде или подъемнике;
- снимается колпачок маслозаливного горлышка, вынимается щуп;
- под картер движка подкладывается тара для стока отработки;
- аккуратно откручивается сточная пробка (в этот момент нужно быть осторожным, поскольку можно повредить кожу рук горячим маслом);
- к моменту, когда смесь заканчивает вытекать (обычно 4-5 л жидкости стекает в течение 5-7 мин.) нужно отсоединить масляный фильтр (для этого можно использовать съёмник или завернуть фильтр наждачной бумагой и выкручивать его руками);
- когда отработка вытечет полностью, крышка поддона картера вкручивается на место;
- в новый фильтр нужно налить небольшое количество нового масла и желательно промазать уплотнительное кольцо фильтра, после чего фильтр вкручивается;
- в горло для заливки вливается свежая смесь;
- в момент заливки, периодически нужно контролировать уровень при помощи щупа;
- в завершении процедуры пробка вкручивается на маслозаливную горловину, и щуп устанавливается на место;
- затем необходимо запустить движок автомобиля и после непродолжительной работы на холостых оборотах требуется еще раз проверить уровень, который в любом случае снизится, и нужно будет долить еще немного смазки, не переступая отметку max на щупе.
Важно помнить, что порядок замены масла в двигателе предписывает замену фильтра вместе с заливкой нового масла – это обязательная процедура, как в дизельном, так и в бензиновом моторе.
Частичная замена масла
Частичная замена масла в двигателе подразумевает свободный слив отработки из системы смазывания дизельного или бензинового мотора до возможного уровня, а затем добавление нового продукта к остаткам старого. Соответственно интервал замены уменьшается примерно на половину установленного пробега.
Операция слива и залива жидкости аналогична полной замене, за исключением того факта, что частичная не требует полного выкачивания отработки.
Основные факторы, требующие частичную замену:
- Частые и продолжительные простои, например, в пробках. Поскольку на холостом ходу снижается работоспособность охлаждающей системы, мотор нагревается, и масло понемногу сгорает.
- Сильные нагрузки на бензиновую или дизельную машину из-за буксировки грузов или движения по пересеченной местности.
- Усиленная эксплуатация движка в связи с частыми ускорениями и торможениями.
- Длительная стоянка транспортного средства, редкие выезды.
- Загрязненные фильтры очистки воздуха или езда в местах с большим количеством пыли.
- Регулярное передвижение на короткие промежутки, вследствие чего мотор не нагревается до требуемой температуры.
- Использование топлива низкого качества.
- Возраст авто. Чем больше лет машине, тем чаще требуется замена моторного масла (в зависимости от года выпуска авто, желательно применять смазки с высокотемпературной вязкостью).
Если условия эксплуатации автомобиля совпадают по меньшей мере с пятью вышеописанный пунктами, можно, не сомневаясь, сокращать пробег до следующей замены пополам.
Преимущества этого варианта:
- дешевизна;
- использование меньшего количества смеси по сравнению с полной заменой;
- значительное снижение риска повреждений смазываемых механизмов.
При частичной замене нет необходимости менять масляный фильтр.
Аппаратный метод
Аппаратным (вакуумным) методом замены жидкости в бензиновом или дизельном авто называется любая замена, в процессе которой смазочный продукт не сливается путем откручивания сливной крышки в поддоне, а выкачивается из системы специальным насосом. Данный вакуумный аппарат может быть оснащен таким приспособлением, которое высчитывает объем выкачиваемой отработки, что позволяет правильно определить, какое количество свежей смазки нужно залить. В остальном принцип вакуумной замены не отличается от иных методов данной процедуры.
Стоит обратить внимание, что после выкачивания отработки вакуумным методом, в поддоне остается некоторое количество старой смеси, а, следовательно, и грязь, накопившаяся за время эксплуатации. Поэтому будет правильно, если следующая замена масла в бензиновом или дизельном двигателе после вакуумного способа откачки произойдет обычным сливным методом.
Советы по замене масла в двигателе
- Важно внимательно подходить к выбору моторного масла для своей как бензиновой, так и дизельной машины. В этом вопросе не помешает ознакомиться с требованиями завода-изготовителя, описанными в сервисной книге. Вязкость – это не самая основная характеристика. Есть и другие немаловажные нюансы.
- Для автомобиля будет полезна частая смена смазки! Ведь воздушный и масляный фильтры не способны целиком очистить воздух от пыли и, соответственно, от примесей, которые попадают в мотор вместе с топливом.
- Нежелательно использовать никакие присадки и добавки в моторную жидкость бензинового и дизельного движка! Присадки влияют положительно только начальное короткое время, а затем, вместо пользы, начинают проявляться побочные эффекты.
- Важно контролировать уровень. Нехватка жидкости в системе может привести к так называемому голоданию смазывающихся механизмов, что приводит к их стремительной поломке. Да и перелив тоже негативно отражается на функционировании деталей.
Заключение
С течением времени каждый силовой агрегат начинает употреблять большее количество смазки, поэтому интервал его замены нужно сокращать. Чтобы избежать дорогостоящего ремонта, проще сменить сгоревшее масло на порцию свежего и постоянно контролировать его уровень и состояние. Не стоит игнорировать установленные сроки замены продуктов смазки, и тогда автомобиль прослужит долго и качественно.