Устройство отопления салона и охлаждения двигателя работает за счет того, что жидкость, напоминающая консистенцией воду, постоянно циркулирует и переносит тепло от двигателя к радиатору, где оно может попадать в окружающую среду или переноситься в салон для его отопления. Такая жидкость называется тосолом: она оказывается лучше воды по многим параметрам. Сегодня мы расскажем о том, что такое тосол и из чего он состоит.
Разбираем по полочкам
Тосол представляет собой вещество, которое устроено куда сложнее, чем вода. Вернее, вода входит в состав охлаждающей жидкости, но помимо нее в тосоле присутствует большое число добавок, которые обеспечивают все те свойства, которыми обладает тосол.
Что же это за свойства, и почему тосол лучше обыкновенной дистиллированной воды? Для подробного и исчерпывающего ответа на этот вопрос стоит задуматься о том, из чего он состоит, и какие химические составляющие в нем присутствуют.
Основной элемент, который входит в состав любого тосола и делает его лучше, — это простая дистиллированная жидкость. К какому эффекту это приводит? Дело в том, что она дополняет консистенцию вещества и делает его менее вязким. К слову, чем больше плотность тосола, тем меньше он разбавлен. С этой целью плотность тосола регулируется и контролируется самими водителями, для экономии этой жидкости и увеличения срока ее службы.
Но тосол состоит из большого числа различных элементов и химических составляющих, что, несомненно, лучше, чем в случае с другими веществами. Одним из них является пропиленгликоль или этиленгликоль. По своей сути это производные обычного бытового спирта, которые имеют очень схожий с ним состав. Это необходимо для того, чтобы охлаждающая жидкость не замерзала зимой и сохраняла свое агрегатное состояние даже в холодное время года. Пропиленгликоль не имеет цвета, зато запахом обладает достаточно резким, и отличить его от любого другого вещества не составляет труда.
К какому же решению пришли изготовители? В связи с возникновением резкого запаха, в тосол нередко добавляют специальную отдушку, которая отчасти компенсирует неприятный аромат. Отдушка может не иметь своего аромата и зачастую просто служит для компенсации запахов и делает жидкость лучше.
Еще одна достаточно важная составляющая тосола, теплоносителя системы отопления, которая делает его лучше, — это краситель. Он служит для придания веществу определенного цвета. Придание цвета необходимо для того, чтобы с легкостью отличать тосол от антифриза более нового стандарта, который имеет совсем другой состав и свойства.
Обычно тосол имеет синий цвет, и именно такое вещество циркулирует по системе отопления. К слову, синий цвет является единственным признаком данного вещества: это регламентированный государством состав, а потому цвет ни под каким предлогом производитель изменять не вправе.
Обслуживание
В системе отопления тосол синего цвета циркулирует постоянно. Как только двигатель приходит в движение, от его шкива начинает вращаться насос охлаждения. В свою очередь, насос подкачивает жидкость и осуществляет ее циркуляцию от двигателя к радиатору и снабжает систему отопления.
У неопытных автомобилистов, да и всех тех, кто не обслуживал свой автомобиль самостоятельно, возникает вопрос: куда лучше заливать тосол в системе отопления? Где находится горловина, со стороны которой происходит пополнение запаса охлаждающей жидкости?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. Сначала тосол заливают в радиатор, который нужен для теплового обмена, для чего отворачивают крышку горловины. Заполняя радиатор, он распространяется по всей системе, постепенно вытесняя воздух и заполняя трубки и каналы. После того, как этот процесс завершается, стоит открыть крышку расширительного бачка и наливать жидкость до тех пор, пока ее уровень не сравняется с отметкой максимума. После этого машина заводится и уже готова к дальнейшим поездкам, а ее технические характеристики при этом сохраняются.
Свойства
Тосол заливается в мотор по множеству причин. Большинство из этих причин обосновываются свойствами вещества, которые обуславливаются его составом и техническими характеристиками. Стоит напомнить, что он нужен для того, чтобы мотор автомобиля банально не перегревался, и поддерживалась его постоянная температура.
Справиться с такой задачей может практически любое вещество. Но именно тосол содержит в себе такие присадки и добавки, которые не позволяют радиатору и мотору ржаветь изнутри. Антикоррозийные вещества работают таким образом, что полностью покрывают металл специальной пленкой. Эта пленка не позволяет влаге проникать на металл и вступать с ним в реакцию. Именно благодаря этому срок службы мотора продлевается в разы, да и радиатор уже не нужно менять так часто.
Поддержание жидкостного состояния для большинства жидкостей, когда термометр уходит в «минус», практически невозможно. Однако тосол, содержащий в своей основе спирт, не позволяет замерзнуть веществу даже при 120 градусах со знаком «минус». К слову, кипение тоже происходит лишь при 105–110 градусах, что является достаточно важным свойством.
Резюме
Тосол является неотъемлемой частью узла, работа которого направлена на поддержание постоянной температуры двигателя машины. Его свойства обуславливаются теми веществами, которые в него входят. Благодаря этому, данная жидкость широко используется в современной технике, и, кроме антифриза, его аналогов на рынке нет.