Замена стартера ВАЗ 2109
Стартер – это пусковое устройство, предназначенное для запуска двигателей внутреннего сгорания. Он представляет собой электродвигатель со специальным реле, которое называют втягивающим. Без стартера невозможен нормальный запуск двигателя, поэтому он должен быть всегда в исправном состоянии.
Прежде чем приступать к замене стартера на ВАЗ 2109, нужно узнать об основных неисправностях, которые не связаны с его заменой и устраняются без него.
- При включении электрической цепи зажигания, стартер не крутится, а контрольные лампы тускнеют. Это самое распространенное явление. В этом случае требуется не замена стартера, а проверка зарядки аккумулятора. Возможно, что он просто разрядился.
- При включении электрической цепи стартера, он вращается, но двигатель не разворачивается. Это значит, что неисправность коснулась муфты свободного хода, а не стартера. Нужно заменить муфту, или поставить ее на место (если она слетела).
Если ваша проблема не вписывается в список выше, то настало время заменить стартер.
В «девятках», в отличие от «Жигулей», двигатель стал располагаться поперек капотного пространства, а это значит, что теперь многие узлы и агрегаты стали более доступны для установки или замены. Стартер ВАЗ 2109 расположен в месте стыка коробки передач и двигателя.
Порядок действий при замене стартера:
- Перед снятием стартера, необходимо скинуть клеммы с аккумулятора и убрать его подальше от места ремонта, чтобы он не мешался. Приготовьте пару торцовых и накидных ключей.
- Теперь нужно отвернуть гайки, на которых крепится привод с контактного болта втягивающего реле.
- Отсоедините все провода от стартера и запомните их место расположение для дальнейшего подключения.
- Отверните все болты крепления и демонтируйте защиту картера.
- Затем спуститесь в смотровую яму и отверните две гайки, на которых укреплен стартер.
- Снова поднимаемся наверх и видим, что стартер держится теперь только на одной гайке. Открутите ее и снимите стартер с автомобиля. Прежде чем приобретать новый стартер, для начала, проверим старый. Делается это очень просто. Вам понадобятся два провода типа «крокодил» достаточной толщины и разных цветов. Лучше всего, если их цвета будут: красный и синий. Также, вам понадобится хорошо заряженный автомобильный аккумулятор. Зажмите стартер в тиски, но не слишком сильно. Ваша задача не сжать его, а сделать не подвижным, так как при вращении он будет здорово вибрировать и прыгать. Провод синего цвета подключите на «минус» аккумулятора, а второй его конец прикрепите к корпусу стартера, заранее очищенный от грязи и ржавчины. Красный провод подключите к «плюсу» аккумулятора, а второй его конец приложите к концу верхнего болта тягового реле. Изначально, возможно небольшое искрение – это абсолютно нормальная реакция, не стоит её бояться. Исправный стартер должен вращаться и если этого не произошло, то красный провод прикладываем к нижнему болту. Если стартер начал вращаться, то неисправно тяговое реле и замене подлежит только оно, а если стартер не вращается, значит, замене подлежит весь узел. Однако, если стартер вращается и тяговое реле вполне исправно, это значит, что возникла неисправность в электропроводке автомобиля, устранение которой лучше доверить опытному электрику.
- Если же стартер все-таки неисправен, то установку нового узла производят в обратной последовательности. Самое главное, при этом – не перепутать провода при подключении, иначе есть риск возникновения других неисправностей.
Вот и всё, как видно, замена стартера ВАЗ 2109 не представляет никаких сложностей. Удачи на дорогах!
Конструкция и принцип работы
Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.
Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.
Узел
Особенности
По нему через четыре щетки передается постоянный ток
Муфта свободного хода с шестеренкой
Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля
Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора
Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.
Схема устройства
Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.
Несколько слов о стартере девятки
Перед тем, как мы научимся использовать ремкомплект интересующего нас стартера, давайте разберемся, что собой представляет данный механизм. Он является элементарным электродвигателем с четырьмя полюсами и щетками, который крепится к зубчатому венцу маховика. На «девятках» разных лет выпуска монтировались следующие модели стартеров: 29.3708; 5712.3708; 423.3708.
Любой из них работает по смешанному принципу возбуждения, располагает тяговым реле с двумя обмотками. Различия между этими стартерами заключаются в конструкции коллекторного устройства и привода. Так, у механизма модели 423 коллектор имеет цилиндрический тип, у 29 – торцевой, а у стартера 5712 в приводе устанавливается планетарный редуктор. Ремкомплект же у них абсолютно идентичный, как, впрочем, и их неисправности.
Схема стартера и назначение
На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.
Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.
Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.
Разборка стартера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Для проведения ремонта, обслуживания или замены деталей стартер необходимо снимать с двигателя и разбирать. Посмотрим как это сделать быстро — без лишних затрат времени и сил на примере разборки стартера 29.3708 широко применяемого на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.
- Отвертка шлицевая (крестовая)
- Молоток
- Ключи (рожковые или накидные) на 10, 13 и 17 мм
- Съемник стопорных колец (необязательно)
- Пассатижи
Снимаем стартер с двигателя автомобиля
Порядок разборки стартера 29.3708
Снимаем тяговое (втягивающее) реле.
Для этого ключом на 13 мм отворачиваем гайку крепления наконечника вывода обмоток стартера, и отсоединяем наконечник от контактного болта тягового реле. Шлицевой отверткой (так же могут применяться винты под крестовую отвертку или ключ на 10 мм) отворачиваем три винта крепления реле и отсоединяем его от корпуса стартера.
При этом выводим из зацепления с наконечником рычага привода (бендикса) серьгу сердечника реле.
Снимаем защитную крышку щеточного узла стартера.
Для этого шлицевой (крестовой) отверткой отворачиваем два винта ее крепления.
Отсоединяем крышку от корпуса стартера. Под ней резиновое кольцо-прокладка.
Извлекаем ось рычага привода стартера (бендикса).
Для этого плоскогубцами сжимаем усы ее фиксатора и ими же вынимаем фиксатор из отверстия на оси. Выбиваем ось из отверстия в корпусе стартера. Для выбивания оси можно использовать гвоздь подходящего диаметра и молоток.
Снимаем кольцо ограничителя хода бендикса.
Сбиваем его легкими ударами молотка (можно через рожковый ключ на 17 мм).
Находящееся под ним стопорное кольцо снимаем съемником или просто поддеваем шлицевой отверткой.
Отворачиваем два длинных винта стягивающих две половинки корпуса стартера.
Для этого необходим ключ на 10 мм. Болты вынимаем, половинки разъединяем. Если не разъединяются, слегка стукаем молотком по передней половинке.
Извлекаем привод стартера (бендикс).
Вынимаем резиновую заглушку из прорези в передней части корпуса стартера. При помощи отвертки отсоединяем ножки рычага привода от выступов на самом приводе.
Выдвигаем бендикс вперед и вынимаем.
Разъединяем якорь и корпус стартера.
Для этого поддеваем отверткой и снимаем стопорное полукольцо на хвостовике якоря. Так же снимаем находящуюся под ним шайбу.
При необходимости снять обмотки статора отворачиваем винты их крепления на корпусе стартера.
При необходимости снять щетки отворачиваем винты их крепления и извлекаем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ремонт стартера ВАЗ 21099
Сперва поглядите на состояние щеток. Если находится лишний износ, необходимо их поменять. Вот тут-то и всплакнет владелец автомобиля, где установлен стартер белорусского производства. Как говорится в пословице, жадный платит два раза, а экономию и три раза. Ведь щетки в таких устройствах не снимаются, они намертво припаяны! Подмену провести можно, если у вас конечно сварка для медных проводов как еще его называют хотя бы мощнейший паяльничек. Откусываете провода около щеток, потом припаиваете новые. Однако изолировать их необходимо потрясающе, при этом лучше использовать на базе материи изоленту. На других конструкциях смена щеток делается просто – выкручиваются болтики, ослабляется пружина и устанавливается новенькая.
Уже сегодня, достаточно тяжело отыскать бендикс для такового стартера. Даже бывалые мастера и торговцы в магазинах рекомендуют поменять стартер белорусского производства, ежели пробовать его отремонтировать. Либо, что он разовый. Но перед проведением работ для вас будет нужно приготовить автомобиль – отключить аккумуляторную батарею, сняв с нее клеммы
И неважно, инжекторная либо карбюраторная система установлена, ремонт проводится идиентично, а стартеры употребляются подобные.Правда, посреди всех выделяют стартеры белорусского производства – дешевенькие и, что самое грустное, они не поддаются ремонту. Вывод: белорусский стартер имеет таковой же ресурс, так же как и графитовые щетки
Конкретно Данный узел резвее всего ломается, а поменять его проблематично.
Дальше оцениваете состояние ламелей – контактов на роторе. Промежутки у них не являются засорены, иначе вооружаетесь нехитрым приспособлением и проводите очистку. Возьмите маленькой кусочек полотна для ножовки по металлу, оставьте на самом краю единственный зуб. Вот им-то и будете проводить ремонт ротора стартера ВАЗ 21099 вручную! Возможно использовать ножик либо шило, если для вас им комфортно. После возьмите полировочную пасту и кропотливо зачистите поверхность контактов. Использовать наждачку, даже нулевку, нельзя. Вы оставите следы на медной поверхности, по этой причине щетки будут изнашиваться за короткий срок.
Сейчас пора осмотра и диагностики статора – на его обмотках не является повреждений. Принюхайтесь, нет ли аромата гари? Если находится, то, вероятнее всего, стартер подвергался очень суровым нагрузкам. Возьмите бендикс в руки и повращайте шестеренку в различные стороны. Она должна свободно вертеться только в одну. Иначе сломалась обгонная муфта и узел нужно поменять. Для этой цели вам с оси сбивается стопорное кольцо. Теперь и самое основное – непременно поменяйте бронзовую втулку в задней части. По ней передается минус питания на роторную обмотку. Если имеется маленький свободный ход, то стартеру не хватит тока и он будет плохо крутить маховик.
Вот и финал, очистка и ремонт стартера ВАЗ 21099 окончены. Можно собирать весь механизм и ставить его на автомобиль. После таких процедур конечно длительно не заглядывать туда, пока не придет время для еще одного ремонта. Необходимо отметить, что аналогично проводится ремонт на автомобилях семейства ВАЗ 2108 и 2109, потому что конструкции схожи.
Снятие стартера
Перед тем как снять стартер, необходимо подготовить два ключа на 10 и на 13, они понадобятся для того, чтобы снять клемму с аккумулятора. Чтобы избежать короткого замыкания, вначале снимите минусовую клемму. В случае если на вашем автомобиле стоит инжектор, придется снимать воздушный фильтр, находящийся над стартером.
Стартер ВАЗ-2109 можно демонтировать двумя способами: через верх или через низ. Если выбран второй вариант, то нужно временно снять защиту картера, чтобы она не мешала. Далее необходимо отсоединить втягивающее реле от двух проводов. Вначале отсоединяем силовой (толстый) провод, по которому подается напряжение на стартер, затем тонкий – необходимый для питания обмотки реле.
Тонкий провод можно просто вытянуть руками. Для отключения силового нужно ключом на 13 открутить гайку с контакта втягивающего реле. После того как отсоедините провода, уберите их в сторону.
Далее нужно выкрутить три гайки крепления стартера к блоку сцепления. Для этого используйте ключ на 13.
После откручивания гаек нужно потянуть корпус вправо и увести и увести его со шпилек. Теперь можно вытянуть стартер через верх или низ и заняться его ремонтом.
Демонтированный стартер положите на верстак и уберите с него всю грязь. Отсоедините втягивающее реле, которое закреплено на два болта с головками под отвертку. Далее снимите якорь с металлических пластин бендикса. Возьмите ключ на 10 и открутите заднюю крышку стартера. После снятия крышки откроется вид на ось стартера, с которой нужно снять стопорное кольцо. Его можно снять, воспользовавшись плоской отверткой.
Корпус стартера на «девятке» состоит из трех частей, который держится благодаря трем шпилькам стягивающим его. В процессе выкручивания гаек на шпильках все части агрегата отсоединяются, поэтому разборка стартера не будет сопровождаться трудностями. Существует два вида стартеров: с планетарным редуктором и без него, коллекторы которых немного отличаются.
Если в стартере ВАЗ-2109 установлен планетарный редуктор, его щетки будут расположены параллельно корпусу, во втором варианте – перпендикулярно оси стартера. Старая втулка надежно запрессована в корпус стартера, поэтому чтобы ее извлечь, придется хорошо постараться. Для избавления от старой втулки возьмите молоток, кусок трубы подходящего диаметра или оправку. Приставьте ее к втулке и резкими, короткими ударами молотка выбейте ее из посадочного места. Главное, в процессе не перестараться, так как крышка стартера может в любой момент лопнуть, а заменить ее окажется нечем.
Чтобы не пришлось искать похожий стартер, с которого можно снять крышку, будьте предельно осторожны. Перед запрессовкой новой втулки желательно пройтись по месту установки мелкозернистой наждачной бумагой. Для запрессовки новой втулки лучше всего использовать старую, так как он изготовлена из мягкого металла и будет смягчать силу удара во время установки, это позволит не допустить появления трещин на корпусе крышки. Пока стартер в разобранном состоянии, осмотрите щетки, возможно, их нужно заменить. Сборка стартера выполняется в обратной последовательности.
Для проверки работы стартера подключите его к аккумулятору. Ровная, спокойная работа будет подтверждением того, что процесс замены втулок и сборке стартера выполнены правильно. Далее можно устанавливать его на свое место.
Замена реле стартера
Если стартер совсем отказался крутить, торопиться снимать его не следует. Когда при попытке запустить ДВС раздается слабый щелчок, и двигатель не прокручивается, возможно, причиной проблемы является дополнительное реле стартера. Замена реле стартера производится очень просто, но сначала его необходимо обнаружить, не все автовладельцы знают, где его местонахождение.
На автомобилях ВАЗ 2114 до 2005 г. в. реле могло находиться в моторном отсеке, неподалеку от вакуумного усилителя тормозов. В каждой модели ВАЗ это реле может быть расположено в разном месте, его лучше найти по электрической схеме. Если схемы под рукой не оказалось, можно пойти другим путем – посмотреть, куда идет провод, подающий питание от замка зажигания на стартер. Еще один способ проверки – поставить автомобиль на нейтральную передачу, включить зажигание и из-под капота замкнуть металлическим стержнем (отверткой) на втягивающем реле контакт подачи напряжения на ВР с плюсовой клеммой (на которую подается плюс с аккумулятора). Если стартер начинает крутить, нужно проверять провода и реле.
Причины и методы определения неисправности стартера на ВАЗ 2114/2115
Прежде чем перейти к определению причины неисправности стартера нужно знать, что данная конструкция функционирует в системе с другими электродеталями авто, такими как АКБ, механизм управления запуском стартера и т.д.
Перед началом проверки работоспособности стартера на автомобиле ВАЗ 2114/2115 убеждаемся, что АКБ автомобиля заряжена полностью, контакты батареи надежны и хорошо закреплены, провода от клеммы втягивающего реле и от аккумулятора к стартеру не повреждены и имеют хороший контакт.
Если происходит четкий щелчок тягового реле, но стартер не крутит двигатель или же крутит медленно, недостаточно мощно для запуска, либо работает рывками, то, с большой долей вероятности, можно сказать, что между коллектором и щетками пропадает контакт. Причинами этому может быть:
- износились или неплотно прилегают к коллектору щетки;
- вышло из строя тяговое реле;
- износился коллектор якоря.
Если произошел обрыв обмотки тягового реле, замыкание между витками или замкнуло на массу и чтобы исключить возможность плохого контакта в тяговом реле, стартер рекомендуется снять и подключить его к аккумулятору непосредственно.
Когда видимых причин нет, возможно подгорел коллектор или замкнули его пластины. Скорей всего, износились или подвисли щетки, но если в ходе диагностики обнаружилось, что сгорел коллектор якоря или тяговое реле, то стартер лучше заменить новым.
Что понадобится для замены стартера ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
Прежде всего, новый стартер LADA с артикулом 21080370801006 или его аналог от производителя BOLINDER-MUNKTELL (ВМ) с артикулом ST2108. Цена стартера — около 4000 рублей за оригинал и близко 2500 рублей за аналог.
Цена указана на весну 2017 года по Москве и области.
Необходимые работы лучше производить на яме или эстакаде, но снять стартер на ВАЗ 2114/2115 можно и без ямы.
Инструмент, который потребуется для замены стартера:
- новый стартер ВАЗ 2114;
- ключи на «8», «13»;
- трещотка с набором насадок «на 13», «на 14», «на 15».
1
Отсоединяем клеммы от аккумуляторной батареи.
2
Отсоединяем датчик ДМРВ.
3
Крестообразной отвёрткой отвинчиваем хомут патрубка воздуховода.
4
Отсоединяем воздуховод …
5
… и снимаем воздушный фильтр.
6
Отсоединяем красный провод реле стартера. Ключом «на 13» отвинчиваем гайку клеммы провода ведущую на АКБ.
7
Снимаем клейму.
8
Далее необходимо отвинтить две гайки стартера вверху…
9
и одну снизу.
10
Трещоткой с головкой «на 13» откручиваем три гайки крепления стартера.
11
Снимаем сам стартер.
12
Меняем стартер на новый, собираем всё в обратной последовательности.
Как снять стартер ВАЗ 2109
Сразу нужно упомянуть о том, что оригинальный стартер ВАЗ 2109 без труда ремонтируется, для него имеются специальные комплекты. Но есть неоригинальные механизмы, которые не подлежат восстановлению – если износились щетки, то проще будет поставить новый стартер, нежели проводить его ремонт. Дело в том, что щетки можно только припаять или приварить. А пайка, например, ухудшает надежность всего устройства. Что касается оригинальных, устанавливаемых на заводе, то их цена выше, зато количество ремонтов может быть неограниченным.
Чтобы снять стартер ВАЗ 2109, вам потребуется совершить несколько простейших манипуляций:
- Открыть капот и отключить минусовую клемму от АКБ.
- Если на двигателе карбюратор, а не инжектор, то вы в некотором роде везунчик, доступ к стартеру хороший. Если же стоит инжектор, потребуется снимать корпус воздушного фильтра.
- А теперь ключом на «13» выкручиваете гайку от втягивающего реле и убираете в сторону оба провода.
- Тем же ключом выкручиваете три гайки крепления стартера.
Обратите внимание на то, что можно все процедуры проводить снизу автомобиля, но придется демонтировать полностью защиту (если она, конечно, имеется). Вытягивать весь агрегат нужно через верх или низ, в зависимости от выбранной стратегии
Ремонт стартера ВАЗ 2109 – как снять, заменить и установить стартер своими руками?
Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Многие из нас еще помнят о том, как, в советский период жизни нашего государства, в очередном выпуске автомобильного журнала «За рулём» появились первые фотографии автомобиля ВАЗ 2109.
С особым трепетом ждали появления первых машин. Увидеть «девятку» было в диковинку, не говоря уже о том, чтобы приобрести её. Время идёт и сегодня это обычный автомобиль из большой линейки АвтоВАЗа.
Машина разительно отличается от того, что выпускалось с конвейеров Волжского автозавода до неё. Лёгкий, скоростной и экономичный автомобиль нашёл своего поклонника.
Он идеально подходит для города, удобен в дальних поездках. За что хочется высказать особую благодарность конструкторам, так это за облегчение некоторых ремонтных процедур.
Открывая капот девятой модели, мы замечаем первое и самое важное отличие от иных классических моделей – двигатель расположен поперек моторного отсека. Серьёзно изменилась конструкция, ведь теперь ведущими являются передние колёса
С определённой долей облегчения мы наблюдаем место дислокации стартера. Теперь снятие стартера ВАЗ 2109 не такая уж сложная задача. Расположен он в удобном месте – в передней части моторного отсека, он менее загрязнен и демонтаж проводить стало значительно удобнее.
Можно ли самому снять стартер ВАЗ 2109?
Каждый владелец девятой модели и любой другой модификации, разработанной на её основе, обязан уметь снимать, ремонтировать и устанавливать стартер. Производитель заявляет, что при условии бережной эксплуатации срок службы стартера рассчитан примерно на 6-7 лет.
Речь идёт о полной замене стартера, но сколько раз придётся его снимать за этот период для профилактики и мелкого ремонта, не знает никто. Для того, чтобы автомобиль заводился всегда и в любых условиях систему пуска следует держать в исправности.
При появлении затруднений в запуске мотора необходимо не задумываясь приниматься за поиск неисправности и устранять её, тем более, что сделать это не так уж и трудно.
Для того, чтобы снять стартер ВАЗ 2109 необходимо иметь пару торцовых или накидных ключей и… Всё! Больше ничего не потребуется.
Установив авто на смотровой яме, приступим к снятию стартера, для чего необходимо выполнить ряд технологических процедур. А именно:
- снимаем колодку с клеммой на тяговом реле стартера;
- откручиваем гайку и снимаем клемму электропровода на тяговом реле;
- снизу отвинчиваем болты и снимаем защиту картера;
- откручиваем три гайки крепления стартера к картеру.
Спустя несколько минут стартер оказывается в руках и полностью готов к ремонту или обслуживанию. Обязательно следует помнить об отличительной особенности конструкции стартеров на этих машинах.
Технологически-конструктивная «изюминка» заключается в том, что втулка вала устанавливается не на стартере, а в специальном посадочном гнезде корпуса сцепления. Деталь эта изнашивается и требует периодической замены.
Для владельцев ВАЗ 2109 замена стартера – пошаговая инструкция
Иногда на тематических форумах можно встретить вопросы о том, как производится замена стартера ВАЗ 21099 или на других модификациях. Всё происходит по одному и тому же сценарию.
Установить стартер также просто, как и снять. Все действия необходимо выполнять в той же последовательности, но в обратном порядке:
- находясь в смотровой яме, необходимо установить стартер на штатное место и прикрутить крепёжные гайки (закручивать их следует поочерёдно, равномерно прижимая стартер, для того чтобы не допустить перекос);
- затем необходимо надеть клемму на контактный болт и закрутить гайку, вставить клеммную колодку;
- после проверки работоспособности стартера, устанавливается на штатное место защита картера.
Всем автолюбителям необходимо освоить ещё одно важное правило ремонта любых элементов электрооборудования: не забывайте перед началом работ отключать клемму «массы» аккумулятора
Снятие и подключение нового стартера
Абсолютно в любом из вышеописанных случаев вы столкнетесь с необходимостью рассмотреть устройство поближе. Следует заметить, что с выпуском ВАЗ 2109 вопрос, как снять стартер, стал более легко решаемым, ведь в этой модели схема расположения комплектующих под капотом существенно проще. Итак, вам понадобятся торцовые и накидные ключи и смотровая яма. Теперь независимо от того, нужна ли замена только втулок или стартера ВАЗ 2109 целиком, его нужно снять. Первым делом отсоединяются все провода тягового реле, после чего демонтируется колодка. Не забудьте снять высоковольтный провод от АКБ.
Следующий шаг – демонтаж защиты картера двигателя, для этого достаточно открутить крепежные болты. Потом освобождается подступ к интересующему нас механизму. Чтобы произвести его снятие, нужно открутить три гайки – две на блоке и одна в моторном отсеке. Схема подключения нового стартера ВАЗ 2109 такая же, только имеет обратный порядок, поэтому не вызовет затруднений.
Разборка начинается с того, что вам необходимо аккуратно сбить стопорное и ограничительное кольцо, а затем, отвинтив крепежи задней крышки, снять его. Теперь мы добрались до графитовых щеток, статора и якоря. Нужно отметить, что редуктора в этой части может и не быть, тогда статор достается после якоря. Если конструкция все-таки включает этот элемент, то действовать нужно несколько иначе. Хотя запомнить, как разобрать редукторный стартер на ВАЗ 2109 в случае его выхода из строя, несложно. Схема будет всего-то работать наоборот – первым вытаскивается сам статор, потом якорь, и уже в последнюю очередь идет редуктор.
Будьте внимательны, разборка часто осложняется потерей регулировочной шайбы, установленной на оси якоря, да и пропажей других мелких деталей – их немного, но отсутствие даже одной ставит под вопрос дальнейшую работу механизма.
Теперь вы представляете, как осуществляется снятие, сборка, установка и подключение стартера ВАЗ 2109, механика по таким вопросам можно больше не беспокоить.
Диагностика
Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.
- Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
- Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
- Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
- При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
- Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.
https://youtube.com/watch?v=mZu24DzhXns
Когда может потребоваться ремонт либо замена стартера?
Рассматриваемый механизм представляет собой двигатель кратковременного действия. В тех случаях, когда стартер автомобиля ВАЗ 2108 находится в полностью исправном состоянии, а автомобильный аккумулятор выдает качественный ток, запуск устройства длится от силы несколько секунд. Он не должен долго функционировать, поэтому любителям «погонять» стартер следует отказаться от своей привычки и использовать его только так, как рекомендуют производители.
Как показывает практика эксплуатации стартера, его замена и ремонт чаще всего требуются именно в тех случаях, когда владелец ВАЗ 2108 чрезмерно перегружает описываемый механизм, а также запускает его при слабой АКБ. Кроме того, поломка пускового устройства может быть связана с теми или иными проблемами, обусловленными неисправностями двигателя автомобиля.
Чаще всего, стартер выходит из строя в зимний период. При отрицательных температурах на него оказываются очень высокие нагрузки. Если механизм старый, он просто-напросто «отказывается» функционировать, что и неудивительно, ведь он воспринимает огромную токовую нагрузку, равную 450 амперам. Такая величина тока обуславливает некоторые распространенные поломки стартера, в частности, явление подгорания контактов на реле устройства. В данном случае речь идет об оплавлении проводов, подсоединяемых к двигателю статора и к «плюсу» АКБ.
Подгорания контактов в процессе эксплуатации транспортного средства избежать невозможно, так как через силовые цепи регулярно проходит большой по величине ток. Следовательно, остается один выход – выполнить ремонт реле по ниже указанной схеме, произвести зачистку контактов, восстановив тем самым работоспособность стартера.
Почему не крутит стартер ВАЗ 2109?
В тех случаях, когда при запуске механизма вы слышите 2–3 щелчка, которые идут друг за другом, а стартер при этом не срабатывает, это может сигнализировать о таких неполадках: клеммы автомобильного аккумулятора ослабли либо окислились; АКБ разрядилась; сердечник стартера не фиксируется специальной удерживающей обмоткой.
Если при включении до вашего слуха доносится только один щелчок, и пусковое устройство не срабатывает, причина кроется в одном из следующих элементов:
- в обмотке (произошло ее замыкание);
- в бендиксе (нет напряжения от реле из-за стертых зубьев);
- в силовых болтах (вероятнее всего, они подгорели, поэтому напряжение находится на отметке менее 12 вольт);
- в щетках якоря либо его втулке (произошел их износ);
- в вилке, которая соединена с бендиксом (вилка не проталкивает его из-за деформации или поломки, что приводит к размыканию контактов).
А вот тогда, когда при запуске никаких щелчков нет, профессионалы рекомендуют заменить ключ стартера либо кольцо, которое располагается в редукторе. Также полная тишина может сигнализировать о том, что на обмотке случилось короткое замыкание. Подтверждением к.з. обычно служит дым и ощутимый «аромат» горелой изоляции.
Отметим, что иногда подготовленный ремкомплект для ремонта стартера может и не понадобиться. Водитель демонтирует механизм, чтобы проверить его элементы, пытается найти неисправности, но видит, что все они без исключения находятся в нормальном состоянии. В данном случае рекомендуется отложить ремкомплект и выполнить чистку компонентов стартера, а затем их смазку. Как правило, система снова начинает функционировать.