Основные принципы
Не важно, каким двигателем оснащена Lada, — это может быть ВАЗ 2110 инжектор или 2110 карбюратор — основа электрики в этой модели отличаться не будет. Ниже приведены основные особенности, которыми обладает проводка ВАЗ 2110:
Ниже приведены основные особенности, которыми обладает проводка ВАЗ 2110:
- Любое электрооборудование, а также устройства, которые питаются от электричества, основывается на однопроводном соединении. Инженеры компании Лада оснастили электропроводку проводами разных цветов, причем каждый из них отвечает за работу определенных функций. Соответственно, те или иные устройства будут подключаться к цепи через определенный жгут проводов. Благодаря этому у автолюбителя есть возможность самому разобраться в нюансах проводки, тем более, что при необходимости он сам сможет произвести ремонт тех или иных элементов.
- На ВАЗ 21102 8 или 16 клапанов, без разницы, минус является массой, то есть подключается к кузову транспортного средства.
- Что касается плюсового кабеля, то на 8- либо 16-клапанном двигателе он всегда будет красным. Так что, если производится замена проводки ВАЗ 2110 или ее ремонт, не нужно менять цвет проводов, в противном случае вы сами себя запутаете в дальнейшем.
- Каждое оборудование или система, связанная с электроцепью авто, оборудуется отдельным жгутом с кабелями.
- Десятая модель семейства ВАЗ устроена так, что при активированном АКБ вся электроцепь и оборудование работают под напряжением. Поэтому при выполнении любых работ, связанных с бортовой сетью, всегда нужно отключать аккумуляторную батарею.
- Помните о том, что существует и бесконтактная система. Как правило, она необходима для того, чтобы создать качественную искру при запуске двигателя, что также способствует лучшему сгоранию горючей смеси. Для нормального функционирования такой бесконтактной системы необходимо использовать высоковольтные кабеля (автор видео — MR. BORODA).
Карбюраторные модели
Первые модели 8- и 16-клапанных автомобилей ВАЗ 2110 были оборудованы только карбюраторными моторами. Через несколько лет отечественный автомобильный концерн начал комплектовать свои транспортные средства инжекторными двигателями. Разумеется, инжекторная модель является более совершенной, но сегодня в России и странах СНГ используются десятки тысяч карбюраторных машин с 8- и 16-клапанными ДВС.
Вероятнее всего, владельцев десяток интересует вопрос — на карбюраторах и инжекторах 21102 схема отличается или нет? В принципе, особых отличий между этими версиями в плане электроцепи нет. Практически все системы, применяемые на инжекторных 8- и 16-клапанных двигателях, идентичны карбюраторным агрегатам. Соответственно, если у вас возникнет необходимость замены карбюраторного двигателя на инжекторный или установить дополнительные устройства, то проблем с этим не возникнет. Если вы загляните в подкапотное пространство, то сможете заметить, что на обоих версиях авто имеются даже одинаковые выходы и штекеры.
Одним из основных моментов, который необходимо учесть при замене карбюратора на инжектор, является подключение топливного насоса. Чтобы бензонасос всегда работал корректным образом, необходимо дополнительно проложить проводку для его питания к блоку управления.
Инжектор
Кроме того, что электрическая проводка в карбюраторных и инжекторных версиях фактически идентичная, инжектор имеет определенные особенности. К примеру, он оснащается плавкими предохранителями, а также в инжекторных версиях авто присутствует большее количество датчиков.
По факту, в результате того, что эти автомобили оснащены большим количеством различных датчиков, предназначенные для обеспечения функциональности ЭБУ, сама система является более сложной. Следует отметить, что на карбюраторных версиях электронного блока управления нет. Чтобы осуществить ремонт системы при необходимости, нужно четко знать обо всех ее компонентах и местах их установки. Сама же электроцепь в любых авто разделяется на подкапотную и салонную. Выше вы сможете ознакомиться со схемой электроцепи, а ниже представлены основные ее обозначения.
Меры профилактики
В том случае, если вы заметили, что электроцепь вашей десятки работает некорректно, в первую очередь необходимо обратиться за помощью к электрику. Либо же вы можете самостоятельно произвести диагностику высоковольтных проводов, для этого необходимо использовать мультиметр.
Процедура диагностики осуществляется следующим образом:
В первую очередь провод черного цвета необходимо установить в левое отверстие.
Красный кабель следует установить посредине.
Далее, включается само устройство для диагностики. Мультиметр необходимо активировать в режиме синей двадцатки
Теперь необходимо осторожно замкнуть между собой щупы мультиметра. В том случае, если на дисплее устройства стрелка показывает на ноль, то есть нулевое сопротивление, это свидетельствует о том, что с высоковольтными проводами все в порядке
Значит проблему необходимо искать в другом месте. Если же стрелка мультиметра на циферблате показала на единицу, это свидетельствует о том, что уровень сопротивления достаточно высокий и превышает норму. В данном случае можно понять, что проблема заключается в определенном проводе. Вероятнее всего, он перебит или у него плохой контакт. Чтобы не заниматься ремонтом, наиболее оптимальным вариантом будет приобретение нового провода и его установка.
При ремонте проводов нужно использовать не только изоленту, но и гофру, она более стойкая к протиранию, чем изолента.
Схема отопителя
На ВАЗ 2110 применялся бюджетный вариант климат-контроля без кондиционера, больше предназначенный для поддержания заданной температуры в салоне в зимнее время. Система построена на базе отдельного контроллера и датчика температуры. Для управления применяются две поворотные рукоятки (температуры и оборотов вентилятора). Управление защищено плавкой вставкой в монтажном блоке (F18, указан на схеме выше). Встречаются два варианта контроллера управления — с автоматическим режимом работы и без него (более поздний вариант). Разница во внешнем виде хорошо видна по фото, приведенным ниже. Допустимо заменять узлы с перепиновкой датчика заслонки (необходимо менять провода местами).
Принципиальная схема элементов и проводки приведена ниже.
Управление отоплением ВАЗ 2110
Обозначение позиций на схеме:
- 1 — мотор вентилятора;
- 2 — дополнительное сопротивление;
- 3 — блок управления;
- 4 — иммобилайзер;
- 5 — замок зажигания;
- 6 — сенсор температуры;
- 7 — управление рециркуляцией;
- 8 — клапан рециркуляции воздуха;
- 9 — привод заслонки.
Машины разных лет выпуска отличаются распиновкой жгутов проводки отопителя. Из-за этого при замене блока управления не работает вентилятор (или одна скорость) или инвертировано управление температурой подаваемого воздуха. Для исправления проблемы требуется поменять местами провода, отвечающие за работу данных элементов. Сложнее всего решается ситуация с отсутствием одной скорости вращения вентилятора. Для решения задачи потребуется купить другой блок управления, поскольку они различны по конструкции.
Ремонт контроллера отопителя ВАЗ 2110 от канала «Автоэлектрика ВЧ».
Схема бензонасоса
На ВАЗ 21102 бензонасос размещен внутри топливного бака в специальном модуле, включающем в себя измеритель уровня топлива. Модуль размещен на верхней поверхности бака под специальным люком круглой формы.
В состав системы подачи топлива входят:
- насос, оборудованный электрическим мотором;
- управляющее реле;
- защитная плавкая вставка;
- соединительные провода.
- После включения зажигания происходит замыкание контактов реле и включается накачка топлива в рампу.
- После достижения требуемого давления установленный в рампе датчик подает сигнал на блок управления системой впрыска. Блок, связанный с реле, подает управляющий сигнал на отсечку питания двигателя насоса.
- После снижения давления ниже определенного уровня происходит обратное включение насоса.
Принципиальная схема электропроводки насоса топлива ВАЗ 21102
Поиск неисправностей
Поиск любой неисправности проводки всегда начинается с контактов.
Чтобы проверить состояние контактов, необходимо тщательно проинспектировать провода, входящие в жгут системы. Делается это разными методами. А именно:
- Проверка визуальной целостности;
- Проверка прибором сопротивлений;
- Инспекция надежности, целостности контактов и пр.
Особое внимание уделите высоковольным проводам. На них ложится большая ответственность для обеспечения работоспособности всего энергозависимого оборудования
Но при этом находятся они в достаточно неблагоприятной среде. Вот почему частой причиной отказа того или иного устройства становится проблема с проводкой.
Есть несколько основных признаков неисправности в высоковольтных проводах:
- При работе радио слышны шумы, которых ранее не было;
- При движении автомобиль периодически дергается;
- Повышаются показатели расхода топлива;
- Двигатель начинает захлебываться при небольших оборотах;
- Токсичность выхлопа существенно повышается.
Меры профилактики
Если вы заметили или заподозрили, что с электропроводкой возникли какие-то проблемы, воспользуйтесь мультиметром для проверки сопротивлений высоковольтников. Делается это следующим образом:
- Черный провод вставляется в левое отверстие;
- Красный провод устанавливается посередине;
- Мультиметр включается в положение синей двадцатки;
- Щупы между собой замыкаются;
- Если мультиметр показывает, что сопротивление нулевое, тогда с высоковольтниками все хорошо;
- Если стрелка указывает на 1, тогда сопротивление является выше нормы. Это говорит о том, что поврежденный провод подлежит обязательно замене.
Полезный мультиметр
Золотые правила
Есть два основных правила, связанных с проверкой и заменой высоковольтных проводов электросхемы вашего ВАЗ 2110. Обязательно опирайтесь на них.
Разные провода могут показывать разное сопротивление. Это обусловлено разницей в длине
Потому берите во внимание подсказки из руководства по эксплуатации, где указаны нормальные показатели сопротивления того или иного высоковольтника. Под капотом всегда наблюдается агрессивная среда, которая может привести к выходу из строя одного из высоковольтников
Но если повышенное сопротивление выдает один провод, менять все равно нужно все. Поскольку со временем остальные тоже дадут сбой, если один из них уже пострадал.
Прежде чем пытаться своими руками поменять или починить проводку, обязательно отключите минусовую клемму от аккумулятора
Невероятно важное правило, о котором никогда нельзя забывать
Проводка транспортного средства — это один из основных компонентов, обеспечивающих нормальную эксплуатацию авто. Это материал позволит вам разобраться в основных особенностях электроцепи ВАЗ десятой модели. Как выглядит электросхема автомобиля ВАЗ 2110, каковы неисправности характерны для нее — об этом читайте ниже.
Замена электрической проводки на ВАЗ 2110
Замена проводки на автомобиле ВАЗ 2110 проводится в нескольких случаях:
- износ или повреждение заводских жгутов;
- выгорание части проводки в результате замыкания;
- установка владельцем двигателя с системой впрыска вместо карбюраторного;
- желание автовладельца установить дополнительное оборудование.
Установка новой проводки позволяет повысить надежность работы узлов за счет применения проводников увеличенного сечения.
Проводка может меняться целиком на всем автомобиле или частями. Наиболее распространена частичная замена путем установки новых жгутов подкапотного пространства или салона. Также может встречаться замена отдельных ветвей проводки, идущей на фары или иные узлы.
Что понадобится
Для выполнения монтажных работ необходимы:
- электрические схемы текущей и будущей проводки;
- набор проводки нового типа;
- запасные провода подходящего сечения;
- блоки предохранителей и реле;
- электронный мультиметр;
- паяльник;
- набор электромонтажного материала (изолента, клеммы, термоусадочная трубка и т. д.);
- инструменты для демонтажа элементов интерьера и экстерьера (зависят от участка проводки, подлежащего замене).
Замена электропроводки на ВАЗ 2110 должна проводиться в закрытом помещении, поскольку выполнение работ может занять для малоопытного владельца не один день.
Пошаговая инструкция
Для замены проводки своими руками требуются минимальные знания электротехники и конструкции автомобиля. Все работы производятся при отключенном питании.
Приблизительная последовательность работ:
Демонтировать панель приборов, разъединив все разъемы. Рекомендуется нанести на разъемы бирки с указанием назначения, что поможет при последующей сборке. Можно нарисовать схему установки узлов, на которой подробно излагаются все особенности электрооборудования конкретного автомобиля.
Провести визуальную оценку старой проводки и монтажного блока.
Снять изношенную проводку. Если предполагается оставить часть проводки, то необходимо оставить запас длины для последующего соединения с новой.
Уложить новую проводку по штатным направлениям и зафиксировать ее стяжками. Если участки проводов имеют излишек длины, то его выбирают путем собирания проводки в бухту.
Подключить разъемы жгутов. На каждом этапе рекомендуется проверять тестовым прибором правильность соединения жгутов.
Если имеются участки проводки, не оснащенные штекерами, то они соединяются методом пайки
Места соединения надежно изолируются термоусадочной трубкой и изолентой.
Отдельное внимание следует уделить точкам соединения проводки с кузовом автомобиля. От качества контакта в этих местах зависит качество работы электрической системы автомобиля
Места подключения должны быть зачищены от остатков коррозии и окисления. Провода оснащаются клеммами и плотно поджимаются гайкой или болтом. Место установки защищается антикороззионным составом, который снизит риск разрушения соединения.
Установка новой проводки может привести к необходимости замены датчиков и других элементов электрооборудования (из-за изменения штекеров или в случае установки другого двигателя).
Установить на место снятые элементы, подключить батарею и провести проверку работоспособности электрики. При обнаружении проблем проверить корректность прокладки жгутов и надежность соединений.
Пример последовательности замены участка проводки:
- Снять с автомобиля фары головного света.
- Распрямить старые жгуты проводки и аккуратно отсоединить разъемы.
- Подключить новые участки проводов.
- Смонтировать фары на место, подключить питание.
- Проверить работоспособность и отрегулировать угол наклона светового пучка.
Цена вопроса
При самостоятельной замене стоимость работы определяется ценой необходимых запасных частей. Например, самостоятельная замена массового провода обойдется в 500 рублей. Если потребуется заменить жгут проводов системы ЭСУД, то такая деталь обойдется в 6000 рублей. Стоимость работ в автосервисе увеличит затраты в 2-3 раза, конечная цена зависит от места расположения сервиса и трудоемкости работ. Часть сервисов устанавливает на каждую операцию норматив времени.
Наименование | Цена, руб |
Замена проводки в моторном отсеке (без проводки системы впрыска) | 2000 |
Замена датчика | 250-400 |
Замена монтажного блока | 1500-2000 |
Замена проводки панели приборов | 5000 |
Замена мотроредукторов печки | 1500 |
Средняя стоимость нормо-часа | 700 |
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар. |
Дополнительные элементы
На автомобилях ВАЗ 2110 могут встречаться опции, вносящие корректировки в проводку:
- очистители головных фар;
- обогрев передних сидений.
Проводка обогрева сидений состоит из деталей:
- Колодка подключения к жгуту передней двери с одной стороны автомобиля.
- Аналогичная колодка с другого борта. Минусовой сигнал подается от отдельного проводника, обозначенного на схеме буквой А.
- Нити обогрева подушек правого сидения.
- Контроллер управления обогревом с возможностью управления интенсивностью нагрева.
- Нити обогрева подушек левого сидения.
Проводка обогрева сидений ВАЗ 2110
В схему очистителя фар входят:
- 1 — два моторедуктора;
- 2 — дополнительный насос омывателя;
- 3 — переключатель работы;
- 4 — выключатель наружного освещения;
- 5 — монтажный блок предохранителей;
- 6 — замок зажигания;
- 7 — управляющее реле.
Жгут очистителей фар ВАЗ 2110
Видео «Как производится ремонт проводки своими силами»
Более подробно о том, как осуществляется ремонт электроцепи в гаражных условиях, узнайте из видео ниже (автор видео — Ramanych).
Проводка в автомобиле выполняет одну из наиболее значимых ролей, так как фактически является связующим звеном многих функциональных элементов автомобиля. В Ваз 2110 замена проводки осуществляется в случае её неисправности, либо если владелец решил провести модернизацию. Это, в свою очередь, поможет существенным образом повысить эффективность функционирования электронных систем автомобиля. Зачастую старая проводка просто не выдерживает нагрузки различных дополнительных высокотехнологичных устройств. Замена проводки в Ваз 2110 может быть легко проведена и своими силами.
Особенности электросхем машин семейства ВАЗ-2110
Автомобили ВАЗ 2110 оснащались различной проводкой, которая зависит от типа установленного двигателя. Первые годы производства машина оборудовалась карбюраторным двигателем, а затем стали применяться моторы с распределенным впрыском, оснащенные 8 и 16-клапанной головкой. Электрика инжекторного автомобиля заметно сложнее, поэтому есть смысл начать рассмотрение электросхемы ВАЗ 2110 с карбюратором.
Перечень электрооборудования, установленного на ВАЗ 2110, имеет отличия по годам выпуска. Более того, в одно и то же время могли выпускаться машины, отличающиеся штекерами подключения.