Вибро- и теплоизоляция крыши
В интернете высказывались опасения, что вспененный полиэтилен материал горючий, поэтому были проведены эксперименты по его нагреву и поджогу. Оказалось, что всё совсем не так плохо. Со стороны фольги Изоком выдерживает около 250 градусов, только съёживается. Если касаться его паяльником, просто исчезает — ни намёка на воспламенение. Если учесть, что температура плавления припоя ПОС-60 183 градуса, то можно понять, какие условия должны быть для воспламенения Изокома — горящая открытым пламенем проводка. Так что содержите проводку в порядке, ставьте предохранители, и всё будет хорошо.
Что касается теплоизолирующих свойств, то панели Изокома уменьшают потери примерно в 2 раза по сравнению с железом крыши: при +4 градусах становится +10, при +11 соответственно +20 градусов.
Разметка и отверстия
В общем аккуратно и не спеша выбираем места и вырезаем отверстия. В месте размещения консоли места вполне достаточно, чтобы разместить плату и выключатели (но и не слишком много). В месте размещения задних светильников места также хватит, чтобы разместить светильник, его разъем и манипулировать проводами. За козырьком места очень мало: светильник помещается, но едва не упирается в ребро жесткости крыши — можно промахнуться с отверстием.
Потолок легко режется острым ножом или скальпелем. Края отверстий для консоли и задних светильников нужно укрепить профилями, сделанными из тонкой жести, например, от консервных банок — это отличный источник металла для таких применений. Вклееные в потолок профили создают просто отличную жёсткость и не дают при этом растрёпываться материалу потолка. В принципе, профили можно вклеивать уже на снятом потолке, но у меня так получилось, что я делал это ещё на установленном.
Что можно изменять в электросхеме
Причем, укажем только те переделки, которые не запрещены заводом-изготовителем и действующими нормативами:
Справочно: визуальные отличия штатной панели от «высокой» заключаются в переносе отсека для магнитолы на уровень приборной доски. Соответственно, проводка на ваз 2109 под панелью приборов должна быть заменена.
Внутрисалонные переделки
Напомним, что внутри легкового транспортного средства есть несколько мест, оборудованных источниками освещения:
Если вам, как владельцу, по душе высокая панель в салоне, то без замены штатной проводки не обойтись. Поскольку:
Соответственно, что без замены электрических проводов не удастся задействовать:
Что касается внесения изменения в освещение панели приборов, то сегодня в продаже встречаются наборы специальных ламп вместе с проводкой, с помощью которой они подключаются к электросети автомобиля.
Установить подобные комплекты можно своими руками, важно лишь придерживаться аккуратности и правил безопасности.
Некоторые механические работы
Если ваше авто не новое, да и ради профилактики будет нелишним провести ремонт торцов потолка. Потолок представляет собой трёхслойный пирог: подобие ткани со стороны салона, нечто вспененное и что-то типа стеклоткани ближе к крыше. И всё это дело расслаивается на торцах. Для склеивания опять же можно использовать «Момент». Сзади потолка имеется уголок-резинка, прикрепленный скобками. Это место также стоит проверить и закрепить новыми скобками и дополнительно проклеить. Нужно учитывать, что при установке потолок будет испытывать довольно жёсткое обращение, каким бы аккуратным вы ни были.
И ещё один интересный момент-исследование, а также доработка. В первых «восьмёрках» над задним стеклом в потолке были решетки вентиляции — те самые детали 2108-5702140, которые так охотно сейчас ставят владельцы на свои иномарки для улучшения вытяжной вентиляции салона. Эти же решетки служили и задними креплениями потолка. Позже эти решетки исчезли, и потолок стал крепиться на 3 пистона. Предположительно, это произошло для унификации с седаном ВАЗ-21099, но это неточно. Кто-то может сказать: да какая там вентиляция, в том месте не может быть движения воздуха. Но на удивление измерение потоков воздуха анемометром показало, что из задней стойки (или наоборот в неё) идёт ощутимый поток воздуха! Значит, воздух есть, а значит… будем ставить решётки. Но возникает вопрос — новые отверстия крыши мешают решеткам. Поэтому каждую решетку укорачиваем на одну секцию. Работаем привычными методами: разогретым ножом обрезаем, напильником доводим, разогретым напильником (или подходящим профилем) создаем рельефность, похожую на оригинальный рисунок пластика.
На этом подготовка потолка закончена.
Создание проводки
22
Провода будем собирать в один жгут — так компактнее и намного удобнее в монтаже. Нужно тщательно рассчитать длину проводки, желательно с некоторым запасом — не помешает. Также нужно оставить запас на конце проводов, где будут крепиться разъемы светильников — после установки потолка эти разъемы должны свободны вытаскиваться наружу на 5-10 см.
В качестве основных разъемов я использовал низковольтные разъемы питания с шагом 3.96 мм типа PHU/PWL. Для автомобильной проводки это не лучшие разъемы по механическим показателям, но это лучшее из того, что было доступно в магазинах. Для подключения проводов к платам это, пожалуй, лучшее решение; а для соединения жгутов можно попробовать использовать колодки и разъемы на основе клемм 2108-3724391 и 2108-3724392. В любом случае использованные разъемы по электрическим показателям хороши, и при бережном отношении будут служить исправно.
Остальные разъемы: HU/WF, RCA, DC-jack — они стандартны и доступны.
Окончательным этапом будет шумоизоляция жгута проводки. Делаем это специальной тканевой лентой (не путать с изолентой). Оборачивать жгут вплотную не стоит, достаточно с
небольшими промежутками. Расход ленты получается примерно 1.5/1, т.е. на 1 метр жгута расходуется 1.5 метра ленты.
Видео «Интерактивная схема проводки 2109»
Подробная интерактивная схема проводки автомобиля ВАЗ 2109 приведена на видео (автор видео — Александр Вахтеев).
Схема проводки ваз 2109i с высокой панелью
Описание значений схемы электрооборудования ваз 2109.
1) Блок — фара ваз 2109 (фара, с передним фонарем);
2) Моторедуктор очистителя фар;
3) Датчик температуры ваз 2109;
4) Выключатель подкапотной лампы;
5) Звуковой сигнал;
6) Выключатель света заднего хода;
7) Электродвигатель вентилятора;
Датчик электродвигателя вентилятора;
9) Клапан омывателя фар;
10) Генератор ваз 2109;
11) Клапан омывателя заднего стекла;
12) Клапан омывателя ветрового стекла;
13) Электродвигатель омывателя стекол;
14) Лампа подкапотная;
15) Свечи зажигания ваз 2109;
16) Штепсельная розетка переносной лампы;
17) Датчик контрольной лампы давления масла;
18) Датчик-распределитель зажигания ваз 2109;
19) Электромагнитный клапан карбюратора ваз 2109;
20) Концевой выключательв карбюраторе;
21) Коммутатор ваз 2109;
22) Катушка зажигания ваз 2109;
23) Колодка диагностики;
24) Датчик в.м.т.
25) Аккумуляторная батарея;
26) Датчик уровня тормозной жидкости;
27) Стартер ваз 2109;
28) Блок управления клапаном карбюратора ваз 2109;
29) Реле дополнительное включения стартера ваз 2109;
30) Моторедуктор очистителя ветрового стекла;
31) Лампа на табло подсветки управления отпителем;
32) Электродвигатель вентилятора отопителя;
33) Дополнительный резистор;
34) Переключатель электродвигателя отопителя ваз 2109;
35) Прикуриватель;
36) Лампа освещения бордочка;
37) Монтажный блок ваз 2109;
38) Комбинация приборов;
39) Выключатель стоп-сигналов;
41) Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
42) Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки в карбюраторе ваз 2109;
43) Выключатель освещения приборов;
44) Выключатель наружного освещения;
45) Выключатель аварийной сигнализации;
46) Выключатель заднего противотуманного света ваз 2109;
47) Выключатель обогрева заднего стекла;
48) Боковые указатели поворота;
49) Выключатели плафона в стойках передних дверей;
50) Выключатели плафона в стойках задних дверей ваз 2109;
51) Плафон освещения салона;
52) Выключатель зажигания ваз 2109;
53) Переключатель стеклоочистителей и смывателей;
54) Выключатель звукового сигнала;
55) Переключатель указателей поворота, стояночного света и света фар ваз 2109;
56) Фонари задние ваз 2109;
57) Датчик указателя уровня топлива;
58) Элемент обогрева заднего стекла;
59) Фонари освещения номерного знака ваз 2109;
60) Моторедуктор очистителя заднего стекла.
А) Наконечник провода подключения к датчику износа тормозных колодок;
В) Штекерный разъём подключения к плафону освещения салона;
I) Номера штекеров в колодках монтажного блока ваз 2109;
II) Номера штекеров в колодке моторедуктора;
III) Условные обозначения номеров штекеров в колодке и контактов выключателя зажигания ваз 2109;
К1) Реле времени омывателя заднего стекла;
К2) Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
КЗ) Реле очистителя ветрового стекла;
К4) Контактные перемычки на месте установки реле контроля исправности ламп;
К5) Реле включения дальнего света фар ваз 2109;
Кб) Реле включения очистителя фар ваз 2109;
К7) Реле включения стеклоподъемников (на автомобилях ваз 2109 не устанавливается);
К8) Реле включения звукового сигнала;
К9) Реле включения электродвигателя вентилятора;
К10) Реле включения обогрева заднего стекла;
К11) Реле включения ближнего света фар.
Мой блог находят по следующим фразам
Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что самой популярной моделью автоВАЗа является семейство переднеприводных автомобилей. И многие владельцы стремятся изменить ВАЗ 2109 своими силами, внося различные улучшения, затрагивающие штатную проводку.
Сегодня можно встретить несколько модификаций автомобиля, у которых схема проводки на ваз 2109 имеет существенные отличия.
- Карбюраторным силовым агрегатом;
- Инжекторным силовым агрегатом.
- более современным силовым агрегатам, к числу которых относятся инжекторные моторы;
- улучшенной системе впрыска, которая оснащена множественными контрольными датчиками, для чего обязательно потребуется замена проводки ваз 2109 своими руками;
- даже замена отдельных узлов (генератора, стартера) на более современные также требует и новых проводов, т.к. заводом-изготовителем на новых узлах изменены клеммные колодки.
Карбюраторный ДВС
Перед тем, как поговорить о поломках карбюраторов и электрооборудования, предлагаем вам разобраться в схеме, по которой работает система:
- Когда водитель включает зажигание, но не запускает двигатель, питание подается по жгуту высоковольтных проводов на клеммы мотора, на панели приборов загораются индикаторы.
- Далее, стартер активирует работу коленчатого вала, а также всей поршневой группы. Таким же образом напряжение по жгуту высоковольтных проводов запускает и генератор. Панель продолжает работать.
- Затем питание с устройства поступает на катушку зажигания, которая начинает вырабатывать импульс. Импульс поступает через жгут высоковольтных проводов к трамблеру, панель приборов работает.
- После этого коленчатый вал моторы начинает вращать привод трамблера. Устройство начинается замыкать контакты, таким образом передавая разряд по тому же жгуту высоковольтных проводов на свечи зажигания карбюратора. Панель приборов продолжает работать в нормальном режиме.
Классическое зажигание
В том случае, вы не можете завести мотор на карбюраторе, необходимо уделить внимание диагностике следующих элементов:
- Осмотрите электрическую проводку между катушкой и генератором. Вам необходимо проверить контактны на предмет обрывов или окисления, иногда их можно просто прочистить, в некоторых случаях требуется замена. Если сама электрическая цепь находится в печальном состоянии, то возможно, есть смысла произвести замену проводов.
- Также следует произвести диагностику катушки зажигания. В первую очередь, необходимо проверить наличие искры. Для этого извлеките высоковольтный провод из жгута трамблера и поднесите ее к металлическим элементам подкапотного пространства. Когда вы будете пытаться запустить двигатель, проворачивая ключ в замке зажигания, из высоковольтного провода должна появиться искра. Если ее нет, то катушка вышла из строя, ее нужно отремонтировать или поменять.
- Помимо этого, нужно проверить цепь трамблера и самых свечей. Если вы видите, что высоковольтные провода в жгуте находятся в печальном состоянии, то возможно, есть смысл их поменять. Произведите диагностику внутреннего бегунка, а также самих свечей карбюратора (автор видео — MR. Boroda).
Электронное зажигание
ВАЗ 2109 может быть оснащен электронным, то есть бесконтактным коммутатором, который монтируется между самой катушкой и трамблером. Электронная система предназначена для обеспечения лучше искры, если мотор функционирует на обедненной горючей смеси. В том случае, если импульс слишком низкий или вовсе отсутствует, в чем вы смогли убедиться во время проверки наличия искры, то коммутатор лучше будет поменять. В том случае, если монтаж нового устройства не позволил решить неисправность, необходимо будет полностью или частично менять электропроводку. Есть вероятность, что уровень сопротивления в цепи очень высокий, а это способствует слишком слабой искре.