Замена масла в кпп ваз 21099

Контроль уровня и необходимый объем

Ремонт, вышедшей из строя КПП ВАЗ 2109, операция не из дешевых, поэтому проверять уровень смазочной жидкости следует регулярно. Специалисты рекомендуют делать это через каждые 5 тыс. км пробега или один раз в год. Если обнаружен низкий объем масла, его следует пополнить. Это позволит обеспечить длительный срок эксплуатации коробки.

Для проверки уровня масла в КПП нужно воспользоваться смотровой ямой или эстакадой. При этом разместить машину следует так, чтобы правая сторона несколько возвышалась. Это можно легко выполнить, если под колесо подложить доску, кирпич или другой подходящий предмет. После чего можно приступить к проверке уровня смазки в КПП «Девятки».

Обслуживаемые

Таким словом водители называют автомобили с пятиступенчатыми коробками передач, в которых имеется измерительный щуп, находящийся в моторном отсеке рядом с аккумуляторной батареей. Им контролируют уровень смазки. Перед извлечением щупа место вокруг него тщательно протирают от грязи и пыли, чтобы исключить возможность ее попадания в картер коробки. После этого щуп вынимают и протирают ветошью, далее его устанавливают на свое место. Теперь измеритель снова необходимо достать и посмотреть на след от трансмиссионной жидкости. Он должен находится между двумя метками, которые обозначены как MIN и MAX. Если это так, можно продолжать использование машины.

Проверка уровня смазки щупом в КПП ВАЗ 2109

Инструкция по эксплуатации этого автомобиля предписывает заливать в трансмиссионный механизм не менее чем 3,3 литра жидкости. Специалисты рекомендуют несколько увеличить данный литраж смазки до 4. Они объясняют это тем, что детали пятой передачи находятся отдельно от основного механизма и периодически для них может наступать «масляный голод».

Необслуживаемые

Такое название имеют КПП первых выпусков ВАЗ 2109, которые не оснащались пятой передачей. Для контроля уровня смазочной жидкости в таких авто служит заливное отверстие. Чтобы проверить количество смазки, ключом на 17 немного отворачивают заливную пробку для стравливания давления воздуха. Если из отверстия появится смазка, это значит, что ее уровень в норме. В противном случае следует долить смазочную жидкость. Кроме этого, проверить достаточное ли количество смазки в агрегате можно через отверстие для установки привода спидометра. В него хорошо виден уровень жидкости, и не требуется доступ под машину.

Доливка масла

Сколько масла заливается в коробку ВАЗ 2109, уже известно, можно приступить к доливке. Процесс добавления смазки в необслуживаемые и обслуживаемые коробки отличается, это связано с конструктивными особенностями этих узлов

Важно учитывать, что добавлять следует только тот тип смазки, который используется в этой КПП

В четырехступенчатые агрегаты смазку льют через заливное отверстие, до которого можно добраться только снизу моторного отсека. Процедуру выполняют шприцем для жидких масел. На его носик одевают гибкий шланг и фиксируют доступным способом на шприце. После чего приспособление вставляют в заливное отверстие и добавляют смазку. Лить масло в коробку необходимо до нужного уровня.

Для пятиступок этот процесс выполняется иначе. Добавить необходимое количество смазочной жидкости можно через отверстие измерительного щупа. Место его установки тщательно протирают ветошью от грязи, затем вынимают щуп из гнезда. Выполнять доливку удобно при помощи шприца, резиновой груши большого объема или воронки. Приспособление устанавливают в измерительное отверстие и добавляют нужное количество масла.

Особенности замены

Теперь переходим непосредственно к процедуре по замене трансмиссионного масла. Задача не сложная, но и легкомысленно подходит к этому вопросу не стоит.

Для начала ознакомьтесь с общими рекомендациями:

  • Всегда держите наготове сухую ветошь, чтобы протереть щуп, извлекая его из катера;
  • Перед проверкой уровня смазки прогрейте машину, попереключайте 1-2 передачи;
  • Проверять уровень смазывающего вещества необходимо перед и после замены;
  • Если ваш ВАЗ 2109 не оснащен щупом, ориентируйтесь по нижней кромке маслозаливного отверстия. Жидкость должна доходить до этой кромки, но не быть выше или ниже данной отметки.

Для коробки передач недолив смазки так же плох, как и перелив. Всегда старайтесь получить золотую середину, чтобы КПП могла работать максимально эффективно, долго и надежно.

Полезно знать

Виды

Для КПП используют сегодня различные масла, каждое из которых имеет свои особенности.

Тип масла

Особенности

Синтетические

Наиболее дорогие, высокоэффективные трансмиссионные масла. Они обеспечивают надежную, длительную работу коробки. Но приобретать их для ВАЗ 2109 нецелесообразно, поскольку больше такое масло подходит для дорогих импортных автомобилей или более современных отечественных машин

Полусинтетические

Оптимальный выбор для ВАЗ 2109 и дешевых иномарок. Такое масло сохраняет работоспособностей шестерней КПП, продлевает срок их службы. При высоком уровне качества полусинтетика имеет привлекательную для владельцев девятки стоимость. Меняют каждые 75 тысяч километров пробега

Минеральные

Самые дешевые трансмиссионные масла, которых лучше избегать даже для ВАЗ 2109. В определенной степени они выполняют свои функции, но рекомендовать их нельзя. Если альтернативного решения нет, как временную замену синтетике или полусинтетике использовать можно.

Основной критерий выбора масла для КПП является класс. Поскольку ВАЗ 2109 является переднеприводным автомобилем, заливать в коробку передач рекомендуется смазки классов GL3 или GL4. Импортные масла имеют такие обозначения, а зарубежные — ТМ3 и ТМ4 соответственно. При этом смазки ТМ5/GL5 использовать не рекомендуется, поскольку они изнашивают синхронизаторы коробки передач.

Разновидности моторного масла

Существует несколько различных видов смазочных материалов для двигателей автомобилей, которые мы сейчас вкратце рассмотрим, чтобы вам было проще сделать правильный выбор.

Минеральное

Традиционно такие масла изготавливают на минеральной основе, но они плохо подходят для двигателей ВАЗ 2109. Дело в том, что они не удовлетворяют требованиям по замене масла и не удовлетворяют жестким эксплуатационным характеристикам силовых агрегатов.

Полусинтетика

Такие масла для ВАЗ 2109 изготавливают тоже на минеральной основе, но в них добавляют некоторые синтетические компоненты для улучшения характеристик смазочных материалов при холодном пуске мотора. Полусинтетические масла поддерживают чистоту внутренних поверхностей мотора и надежно защищают его от износа.

Синтетика

На базовых синтетических маслах создаются моторные масла с высокими эксплуатационными характеристиками. Они подходят для заливания как в бензиновые, так и дизельные силовые агрегаты. Гарантируют надежную защиту от износа и хорошо смазывают рабочие механизмы даже в моменты холодного запуска. Синтетические масла минимизируют вредное для двигателя трение и поддерживают его в полной чистоте. Они удовлетворяют высочайшим стандартам качества по системе API и соответствуют допускам автомобильных компаний.

Всесезонное

Всесезонным маслом может быть любое из вышеперечисленных. Оно предназначено для эксплуатации двигателя в условиях умеренного климата и подходит для круглогодичного использования. В зимние месяцы подобные масла почти не загустевают, а на жаре под воздействием высоких температур окружающей среду смазка разжижается не очень сильно. К подобным маслам для ВАЗ 2109 относятся смазки, имеющие следующий параметры по SAE: 5W-40, 10W-40, 15W-40.

Сливаем старую смазку

Чтобы масло лучше слилось из двигателя, предварительно прогрейте мотор. Загоните машину на эстакаду или смотровую яму, а также можно воспользоваться подъемником или приподнять ее при помощи домкрата на ровном месте. Поднимите переднюю часть автомобиля, подложив под колеса упоры.

Подставьте емкость под сливную пробку, надорвите ее ключом и аккуратно выкрутите руками. Будьте осторожны и не обожгитесь, так как мотор мы предварительно прогревали. При сливе масла рекомендуется открутить крышку маслозаливной горловины, что позволит ускорить процесс слива (в верхней части мотора пропадет вакуум).

Когда следует менять ТМ?

Разные специалисты имеют различные мнения по этому поводу, но большинство склоняется к тому, что масляные жидкости внутри автомобиля для КПП ВАЗ 2109 следует менять каждые 30 000 километров пробега, либо раз в год. Но, конечно же, всё зависит от условий эксплуатации и дорог, по которым передвигается транспортное средство, так в щадящем режиме трансмиссионное масло может отлично прослужить на 50 000 километрах пробега.

Качество рабочей масляной жидкости каждый автомобилист должен проверять постоянно, желательно не реже каждых 10 000 километров пробега. Если масло приобрело неприятный темный цвет, в его структуре просматриваются абразивные частицы, либо виден инородный осадок, то лучше произвести замену масляного состава. Так вы не только предотвратите поломку автомобиля, но и обезопасите своё передвижение в дороге.

Специалисты обязуют всех автомобилистов производить замену рабочих масляных жидкостей внутри КПП ВАЗ 2109 при каждом ремонте коробки передач. Так вы сможете предотвратить загрязнение и эрозию новых деталей, а главное будете знать что переключение передач производится качественно.

Особенности замены масла в коробке передач

Сразу отметим, что наш «герой» выпускался в течение 24 лет (с 1987 по 2011 год). При этом КПП имеет два варианта исполнения — со специальным щупом для проверки или же без него.

Мы рассмотрим, как залить масло в коробку ВАЗ 2109 для каждого из вариантов.

Прогрейте мотор до рабочей температуры (можно производить замену сразу после поездки).

Загоните авто на яму или поднимите домкратом

Важно, чтобы машина стояло горизонтально – так можно точно узнать уровень масла. На ВАЗ 2109 со щупом можно работать через капот

На более старых авто доступ к заливному отверстию можно получить только с нижней части. При этом смазывающий состав желательно заливать шприцом, как в первом, так и во втором случае. Но обо всем подробнее.

Работу по смене масла выполняйте в несколько этапов:

1. Проверьте уровень масла. Для этого:

  • С верхней части авто (под машиной) откручивайте заливную крышку КПП;
  • наблюдайте за смазкой. Если она потекла, значит, уровень нормальный. Если же нет, то можно просунуть чистый щуп или палец.
  • нормальный уровень – когда масло доходит до края поверхности КПП;
  • объем масла в «коробке» можно проверить уже непосредственно после слива.
  • это позволит точно узнать, сколько смазывающего материала ушло за время эксплуатации;
  • на новых ВАЗ 2109 проверить, сколько масла в коробке передач еще проще — сделать это можно с помощью щупа.

Для этого доставайте «указатель», хорошо протирайте чистой тряпкой от масла и возвращайте чистый щуп обратно в КПП. После этого снова доставайте металлический стержень и смотрите на уровень смазывающей жидкости (масла).

На щупе есть отметки MIN и MAX. Если все нормально, верхний край масляной «полоски» должен находиться между ними.

2. Сливайте масло. Для этого:

  • Доставайте резиновую пробку, вычищайте сапун (сделать это можно обычной проволокой) и снова закрывайте КПП;
  • выкручивайте сливную пробку (имеет вид болта). В обоих типа авто она расположена в нижней части авто;
  • дождитесь, пока отработанное масло выльется в специальную емкость. При этом учтите, что на разогретом авто масло стечет много быстрее;
  • закрывайте сливное отверстие.

3. Заливайте новое масло. Сразу учтите, что проем для заполнения коробки маслом расположен в нижней части.

Последовательность действий следующая:

  • Выкручивайте пробку для заливки масла;
  • с помощью шприца заполняйте КПП. Как только новенькое маслецо потечет через верх можно
    прекращать процедуру;
  • закрывайте пробку.

Если у вас 5-ти ступенчатая КПП, то желательно заливать масла немного больше (в среднем на 300-350 грамм).

Делается это просто:

  • Поднимите авто с помощью домкрата. Учтите, что выше должна быть сторона, которая противоположна отверстию;
  • доливайте масло;
  • закрывайте отверстие и убирайте домкрат.

Замену масла на ВАЗ 2109 можно произвести и через отверстие, в котором вставлен измерительный щуп. Сделать это можно в следующей последовательности:

  • Доставайте щуп;
  • заливайте масло (используйте воронку или щуп);
  • проверяйте уровень. Как только масло достигнет отметки «МАХ» заливку можно прекращать;
  • возвращайте пробку на место.

Вот и все. На выполнение всех работ по замене масла достаточно выделить 20-30 минут личного времени.

Контроль уровня и необходимый объем

После решения вопроса о том, какое , нужно разобраться, как проверить уровень и при необходимости долить смазку в коробку передач «Девятки» старого и нового образца. Для полноценной замены потребуется около трех литров смазочного вещества. Такое количество войдет в четырехступенчатый агрегат, в случае когда он полностью пустой и все масло из него слито. Если машина оборудована пятиступенчатой трансмиссией, то в нее должно войти около 3,3 литра смазки. Точная информация об объеме указывается в техническом руководстве к автомобилю.

Пользователь Van4ik1985 в своем ролике продемонстрировал процедуру смены масла в коробке передач «Девятки».

Чтобы добавить смазку или произвести проверку уровня на инжекторной или карбюраторной «Девятке», необходимо найти щуп. По техническому руководству измеритель располагается в подкапотном пространстве, рядом с аккумуляторной батареей. Перед извлечением щупа его необходимо обработать чистой тряпкой. Затем вынуть из посадочного места и установить туда опять. Если объем смазочной жидкости в системе находится между двумя отметками минимум и максимум, то с количеством масла все в порядке. В случае когда уровень вещества более высокий либо низкий, потребуется слив или доливка смазки.

Замена масла в КПП ВАЗ 2109

Как самостоятельно заменить масло в коробке передач ВАЗ 2109. Расположение маслосливной пробки.

Менять масло в коробке передач ВАЗ 2109 необходимо с периодичностью 75000 км

Вместимость картера коробки передач: пятиступенчатая — 3,3 л; четырехступенчатая — 3,0 л. Тип трансмиссионного масла, рекомендованный заводом-изготовителем: “РЕКСОЛ Т” (80W-85; GL-4); “ОМСКОЙЛ ТРАНС П” (80W-85; GL-4/5); “ВОЛНЕЗ ТМ4” (80W-90; GL-4).

Сливать масло лучше всего сразу после поездки, пока КПП еще теплая.

Оптимальным уровнем масла в коробке является верхняя метка на щупе.

Заливать выше верхней метки не только нет необходимости, но и является вредным для сальников. Нижняя же метка является минимально допустимым уровнем. Если уровень масла опустится ниже этой метки, коробка передач быстро выйдет из строя. Замену масла рекомендуется производить на смотровой канаве, подъемнике или приподняв автомобиль домкратом и установив его на опоры.

Порядок выполнения: Перед заменой масла снимаем резиновый колпачок, промываем его и прочищаем проволокой отверстие в сапуне. После устанавливаем колпачок на место.

Предварительно подставив под коробку передач емкость для сливаемого масла, откручиваем маслосливную пробку. После слития масла закручиваем пробку.

Заливаем новое масло.

Протираем указатель тряпкой и устанавливаем на место.

Вынимаем щуп и проверяем уровень масла в коробке.

При необходимости доливаем до верхней метки. На КПП более раннего выпуска (нет указателя масла) маслоналивное отверстие находится на правой стороне картера коробки передач.

Для заливки масла выкручиваем пробку и с помощью шприца заливаем до нижней кромки маслоналивного отверстия.

Замена масла в коробке передач ВАЗ 2109

Замена масла в КПП ВАЗ 2109 Как самостоятельно заменить масло в коробке передач ВАЗ 2109. Расположение маслосливной пробки. Менять масло в коробке передач ВАЗ 2109 необходимо с периодичностью 75000 км Вместимость картера коробки передач: пятиступенчатая — 3,3 л; четырехступенчатая — 3,0 л. Тип трансмиссионного масла, рекомендованный заводом-изготовителем: “РЕКСОЛ Т” (80W-85; Читать дальше.

Замена тормозной жидкости ВАЗ 2109

Как поменять тормозную жидкость на ВАЗ 2109 Замену жидкости необходимо проводить через каждые 45000 км пробега. Работы лучше всего проводить с помощником. Тормозная жидкость впитывает влагу из окружающей среда, поэтому ее нельзя хранить в открытом виде. Попадание тормозной жидкости на провода, пластмассовые или окрашенные детали кузова недопустимо. При попадании жидкости Читать дальше.

Проверка вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2109

Проверка и признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2109 Проверку вакуумного усилителя на ВАЗ 2109 необходимо проводить через каждые 45000 км пробега. При выходе из строя вакуумного усилителя значительно возрастает усилие на педали тормоза, что негативно сказывается на управлении автомобилем. Также возрастает расход топлива из-за подсоса воздуха в цилиндры двигателя. Читать дальше.

Замена стабилизатора поперечной устойчивости ВАЗ 2109

Как заменить стабилизатор поперечной устойчивости ВАЗ 2109 самостоятельно Для замены стабилизатора поперечной устойчивости ВАЗ 2109 устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или поднимаем и устанавливаем на опоры переднюю часть автомобиля. Необходимо затормозить автомобиль стояночным тормозом и установить под задние колеса противооткатные упоры. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Откручиваем по одной гайке крепления стоек стабилизатора Читать дальше.

Замена масла своими руками

Выполнить эту операцию можно самостоятельно, так как особых сложностей при замене смазочной жидкости нет, специального оборудования или инструментов не понадобится.

Инструкцией о том, как поменять смазку в КПП ВАЗ своими руками, поделился канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ.

Инструменты и материалы

Для замены необходимо приготовить следующее:

  1. Новую смазку для заливки в КПП. Объем жидкости зависит от конструкции механизма.
  2. Пустую емкость для сбора отработанной жидкости, вместимость которой должна быть немного более 3 литров.
  3. Ветошь.
  4. Ключи гаечные накидные на 12 и 17.
  5. Шприц со шлангом для КПП без щупа, воронку или резиновую грушу для коробок со щупом.

Перед началом работ надо прогреть смазку в трансмиссии, для этого достаточно проехать 10 км.

Сливаем масло

Прежде чем залить новую смазочную жидкость, необходимо слить отработавшее свой ресурс старое масло. Этот процесс занимает не более 15 минут.

Порядок действий будет таким:

  1. Машину устанавливают на подъемник или смотровую яму.
  2. Ветошью протирают пробки заливного и сливного отверстия.
  3. Ключом на 17 слегка отворачивают заливную крышку для выпуска воздуха из КПП.
  4. Пустую тару подставляют под сливное отверстие и отворачивают пробку.
  5. Сливают отработку, по окончании вытекания жидкости крышку устанавливают на место.

Пока сливается отработанная жидкость, осмотрите сливную пробку на наличие металлической стружки. Если она обнаружится, следует промыть картер КПП.

Слив масла из КПП ВАЗ 2109

Заливаем новое масло

Алгоритм по заливке масла в обслуживаемые и в необслуживаемые КПП ВАЗ 2109 такой же, как и при доливке масла.

Заливка свежего масла

Как еще можно залить смазку

Для того чтобы залить нужный объем свежей смазки, можно прибегнуть к еще одному способу.

Эта операция выполняется через место установки привода спидометра:

  1. Тщательно очищают место возле привода спидометра от различных загрязнений.
  2. Затем отворачивают гайку крепления троса спидометра.
  3. Привод спидометра отводят в сторону и прикрывают от возможного загрязнения.
  4. Выполняют заливку смазочной жидкости с помощью резиновой груши большого размера — чем она больше, тем быстрее пойдет процесс добавления.

Необходимый уровень трансмиссионного масла в коробке определяется по появлению смазки из заливного отверстия. Как только увидели струю жидкости, пробку заливного отверстия необходимо завернуть.

На видео от канала Домашний мастер можно узнать о процедуре замены масла в КПП ВАЗ 21099, которая аналогична процессу в ВАЗ 2109.

Последствия несвоевременной замены

Если не соблюдать периодичность замены смазки в КПП ВАЗ 2109, могут возникнуть следующие проблемы:

  1. Когда наступает «масляное голодание» в агрегате, ускоряется износ шестеренок, синхронизаторов и подшипников в коробке.
  2. Превышение срока использования смазки приводит к ухудшению ее технических характеристик.
  3. Происходят изменения химического состава масла, что неизбежно сказывается на качестве смазывания трущихся элементов.
  4. В результате ускоряется выход из строя деталей, продукты их износа в виде металлической стружки могут привести к заклиниванию коробки передач.
  5. Низкий уровень масла ухудшает охлаждение механизма КПП во время движения автомобиля.

Выбор смазки

Когда «Девятки» только стали выпускаться, в трансмиссионные агрегаты на заводах наливали моторное масло. Оно эффективно выполняло свои функции как зимой, так и летом. С развитием автомобильного производства в МКПП стали заливать смазочные вещества класса ТМ-1 и ТМ-2. Их использование позволило обеспечить более долгий срок службы внутренних компонентов трансмиссионного агрегата. Применение этих масел стало актуально, поскольку в более новых версиях ВАЗ 2109 устанавливалась главная пара на КПП не с гипоидным, а с косозубым зацеплением. Впоследствии инженеры концерна АвтоВАЗ стали использовать смазку от Лукойл ТМ 5. Поэтому если принято решение поменять и залить новую жидкость в коробку передач, то рекомендуется покупать именно это масло.

Оригинальная смазка для КПП ВАЗ 2109

По ГОСТу, это и есть масла ТМ-4 либо ТМ 5-9П. Последний вариант сложно найти в продаже, поэтому его можно заменить смазкой ТМ-4-12. В соответствии с техническими характеристиками вязкости, специалисты рекомендуют использовать вещества класса 75W-90, 80W-90 или 80W-85. Допускается применение продуктов от любых изготовителей, главное — чтобы покупаемое масло соответствовало вышеуказанным стандартам.

Как самостоятельно сменить масло в МКПП на ВАЗ 2109?

Замена масла в МКПП в ВАЗ 2109 происходит регулярно, каждые 3-4 года. Водитель должен помнить, что при тяжелых условиях эксплуатации и при экстремальном вождении осуществлять замену смазки МКПП следует гораздо чаще, ориентируясь на родной пробег в транспортном средстве на текущий момент времени.

Необходимые инструменты для замены:

  • Ветошь и перчатки;
  • Универсальный набор отверток;
  • Шестигранник;
  • Отвертка звездочка;
  • Емкость для слива старого продукта;
  • Новое трансмиссионное масло.

Необходимо соблюдать технику безопасности и этапы подготовки системы к замене смазывающей жидкости. Для этого требуется достаточно разогреть транспортное средство, проехав на нем около 5-7 километров и дать остыть.

Слив старого масла и промывка поддона с удалением стружек

Промывка поддона в МКПП в ВАЗ 2109 – важный этап при замене масла на ВАЗ. Промывка системы необходима для того, чтобы очистить поддон от ненужных взвесей и элементов, которые находятся на дне.

Пошаговый алгоритм действий по промывке системы содержит следующие этапы:

  • При помощи специальной отвёртки звёздочки открутить пробку на системе;
  • Слить старую смазку, для этого необходимо воспользоваться специальной емкостью;
  • Извлечь поддон и осуществить промывку системы под ним;
  • На дне поддона, как правило накапливаются некоторые элементы и металлическая стружка, которую необходимо удалить;
  • Залить промывочную жидкость и очистить систему.

Заливка нового масла в МКПП

Объем масла в МКПП на ВАЗ 2109 составляет 4 литра. Выбор качественной смазки для заливки в систему – ответственный процесс. Для ВАЗ 2109 рекомендуется выбирать масла:

  • Рексол Т.
  • Волнез ТМ 4.

На ВАЗ 2109 подойдет любое универсальное трансмиссионное масло выбранной категории. Заливать смазку необходимо воспользовавшись следующей пошаговой инструкцией:

  • После промывки системы открутить специальную пробку;
  • При помощи специальной воронки или шприца осуществить заливку масла;
  • Проехать некоторое количество километров, а затем осуществить повторную заливку трансмиссионной жидкости необходимого количества.

Для того чтобы определить какое количество масла следует залить, необходимо воспользоваться специальным щупом, который имеет некоторые метки. При самостоятельной заливке смазочного средства следует контролировать уровень – заливать среднее значение – не больше и не меньше. Согласно техническому руководству пользователя, оптимальный объем трансмиссионной жидкости на ВАЗ составляет 5 литров. В случае, если перелить указанный объем, возможны протечки в системе и ухудшения в общей работе двигателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПорталМашин.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: