Зачем нужно регулировать клапана
С пробегом металлический стержень клапана имеет тенденцию растягиваться и сужаться. Седла в головке блока цилиндров проседают, поэтому и меняется тепловой зазор. А он физически нужен определённого значения из-за конструктивных особенностей двигателя. Последствия не своевременной регулировки не обратимы. Зажатый клапан в процессе работы восьмиклапанного мотора, теряет герметичность, лавинный поток после воспламенения обжигает его кромки и седло ГБЦ, которое утапливается в тело головки. Ремонт такого вида дорогостоящий и не несет гарантии. Лучше вовремя регулировать, тем более что цена настройки 8ми клапанного мотора в 600 – 800 рублей за 30000 км не такая ощутимая.
При правильно отрегулированных зазорах автомобиль будет ехать свободно, без потери тяги, расходуя меньше топлива. Ни в коем случае нельзя регулировать на горячую. Только охладить двигатель до 30-40 градусов. Иначе можно ошибиться и зажать клапана.
Бывают случаи, что клапана отрегулировали, а стук остался. Причина может быть не зазорах. На холодный мотор могут стучать юбки поршней, стаканчики – толкатели в теле головки. Причин может быть много, поэтому не стоит торопиться с выводами, а тщательно все проверить. Есть специальный прибор — стетоскоп, с помощью которого легко прослушать шумы двигателя.
Характеристики двигателя ВАЗ 2130 Нива, Надежда
Параметр | Значение |
---|---|
Конфигурация | L |
Число цилиндров | 4 |
Объем, л | 1,790 |
Диаметр цилиндра, мм | 82,0 |
Ход поршня, мм | 84,0 |
Степень сжатия | 9,5 |
Число клапанов на цилиндр | 2 (1-впуск; 1-выпуск) |
Газораспределительный механизм | SOHC |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала | 60,0 кВт-(81,8 л.с.) / 5200 об/мин 62,3 кВт-(84,7 л.с.) / 5200 об/мин |
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала | 139 Н•м / 3200 об/мин |
Система питания | Карбюратор (21073 типа “Солекс”); Распределенный впрыск с электронным управлением |
Рекомендованное минимальное октановое число бензина | 92 |
Экологические нормы | Евро 0 (Евро 2) |
Вес, кг | 122 |
Тюнинг и его влияние на «втыковость»
ВАЗ – отличный вариант для тюнинга автомобиля, чем и пользуются многие владельцы. Одним из основных видов тюнинга двигателя является повышение его мощности, и делается это тем же путем, который используют конструкторы – обеспечением лучшей наполняемости цилиндров топливовоздушной смесью. Для этого достаточно лишь установить вместо штатного распредвала тюнинговый – с большей высотой кулачков.
Но повышение мощности при помощи тюнингового вала имеет и негативную сторону – клапаны выходят из седел на большее расстояние, а значит, повышается вероятность столкновения их с поршнями при обрыве привода ГРМ. Поэтому такой тюнинг даже «безрисковый» мотор делает «втыковым».
Чтобы не сделать двигатель «рисковым», при тюнинге лучше не вносить коррективы в конструкцию ГРМ, но уж если решено сделать модернизацию, то следует быть готовым постоянному контролю состояния привода.
Напоследок отметим, что если двигатель – «втыковый», то это не значит, что он очень проблемный. При своевременном обслуживании привода ГРМ вероятность образования такой поломки, как изгиб клапанов, очень низка и она может не возникнуть на протяжении всего периода эксплуатации автомобиля.
Порядок регулировки
Порядок регулировки клапанов на всех модификациях 8 клапанного ваза одинаков. Различия есть только у инжекторных автомобилей гранта, калина 2 с грантовским двигателем. У них облегченная поршневая группа и металлокерамические седла. В связи с этим зазоры отличаются в большую сторону на 0,05 мм. Зная порядок и схему регулировки, можно и своими руками настроить клапана. Минус в отсутствии набора и комплекта шайб для регулировки. Каждый раз ездить на рынок за ними накладно, и покупать весь диапазон тоже.
Приведем подробную схему регулировки клапанов ваз 2108, 2109, 2114, 2115
- Для начала нужно остудить двигатель. Можно применить дополнительный вентилятор охлаждения от любого автомобиля ваз. Поставить его сверху так чтобы обдув был в сторону ДВС и включить питание 12 В;
- При регулировке 8 клапанных двигателей (11186, 11113 ока, 1118, 1111) с механическим дроссельным узлом, открутить тросик газа от ресивера впускного коллектора;
- Разобрать клапанную крышку, боковой кожух ремня ГРМ. Отстыковать шланг сапуна большой и малый, идущий на патрубок дроссельного узла;
- Выкачать масло около стаканов клапанов с помощью шприца или груши. Удобнее всего применять обычный медицинский шприц с силиконовым белым шлангом на конце;
- Установить устройство для регулировки — рейку для нажатия на клапан, еще называют — линейка;
- Поставить первое положение для регулировки. Повернуть распределительный вал по часовой стрелке на метку и довернуть 2-3 зуба. У автомобилей с облегченной поршневой группой (гранта, калина 2, приора) крутить строго за коленчатый вал. Если поворачивать за распредвал, ремень ГРМ может проскочить, и, если этого не заметить и завезти двигатель клапана погнуться;
- Отрегулировать в следующей последовательности: 1 выпускной и 3 впускной кл;
- Повернуть распредвал на 90 градусов. Отрегулировать 5 выпускной и 2 впускной кл;
- Повернуть на 90 градусов. Отрегулировать 8 выпускной и 6 впускной кл;
- Делаем последний поворот на 90 градусов и регулируем 4 выпускной и 7 впускной кл;
- Собираем в обратном порядке. Прокладку под клапанную крышку ставим новую, во избежание течи масла наружу.
- На карбюраторных моторах все проводиться в аналогичном порядке. Вначале нужно открутить корпус фильтра и трос подсоса. Периодичность такая же как на инжекторе 30000 км.
Проверку зазоров также требуется проводить после ремонта ГБЦ. Особенно после замены направляющих. При замене втулок седла зенкуются специальным инструментом и заведомо утапливаются в головку. Соответственно нужно соблюдать очередность, выставить оптимальные зазоры и повторить после 1000 км пробега.
Регулировка 8кл двигателя под газ дает увеличение срока пробега между настройкой. Если двигатель не предназначен работать на газобаллонном оборудовании, седла и клапана будут быстро прогорать, и чтобы хоть как-то продлить срок службы, зазоры следует делать чуть больше стандартных. Обычно делают +0,05 мм. Если зазор не выставляется, то есть не разжимается, значит седло утопилось на приличное расстояние в головку. В таком случае нужно замерить на сколько нужно увеличить зазор, разобрать ГБЦ и подпилить торец клапана. Вторым вариантом будет замена седла или самой головки блока цилиндров.
Какие двигатели ВАЗ гнут клапана при обрыве ремня ГРМ:
Модель двигателя | Гнёт клапана при обрыве ГРМ? |
---|---|
ВАЗ 21081 | ДА |
ВАЗ 2108 | ДА |
ВАЗ 21083 | НЕТ |
ВАЗ 11183i | НЕТ |
ВАЗ 11194i | ДА |
ВАЗ 2111i | НЕТ |
ВАЗ 21114i | НЕТ |
ВАЗ 21116i | ДА |
ВАЗ 21124i | НЕТ |
ВАЗ 21126i | ДА |
ВАЗ 21120i | ДА |
ВАЗ 21128i | НЕТ |
ВАЗ 21127i | ДА |
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.
Рекомендуем прочитать:
Подогрев карбюратора ваз 2109 от коллектора
Система охлаждения на ваз 2110, 8 и 16 клапанов, принцип работы, основные неисправности
Расход бензина ВАЗ 2109, карбюратор, трасса, город, смешанный цикл
Плавает стрелка уровня топлива ваз 2110. Причины, как исправить
Ваз 2109 стартер не выключается
Перестали гореть противотуманки на ваз 2114
Как проверить утечку тока на автомобиле ваз 2110 мультиметром
Как завысить ваз 2109
Lada 2109 вишнёвая бестия › Logbook › регулировка клапанов (раскол регулировочной шайбы)
Доброго времени суток ДРАЙВовчане!хотелось бы поделиться с вами очередной проблемой, как то раз еду спокойно наработу не чего не предвещает беды, как вдруг нестого не с сего из под капотаначинается такой стук что я подумал все отъездился, остановился послушал звуквроде как от клапанов, «но почему так громко и внезапно?» ну думаю, черт с тобойбесишь уже, сажусь и не спеша начинаю двигаться дальше (хочешь или нет а наработу ехать надо, так как водителю вахты позвонил и сказал что за мной заезжатьне нужно) отпросившись с работы после обеда домой поехал разбираться в проблеме,вскрыв крышку клапанов я офигел раскололась регулировочная шайба и раздолбалавсе что можно было раздолбать.Замерив зазоры увидел что все клапана зажаты(воттак вот на СТО настраивают клапана) полистав книгу решил настроить сам, там нечего сложного нет, был бы инструмент.
Зазор измеряется на холодном двигателе между кулачком распределительноговала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбойтолкателя клапана.Номинальный зазор для впускного клапана ваз 2108, ваз 2109,ваз 21099 составляет (0,2+0,05) мм, для выпускного — (0,35+0,05) мм. Зазорырегулируются подбором толщины регулировочных шайб. В качестве запасных частейпоставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.
Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый, восьмой клапаны–выпускныевторой, третий, шестой и седьмой – впускные.
Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H=B+(A–C)где:H – толщина новой шайбы, ммB – толщина снятой шайбы, мм;A – замеренный зазор, мм;C – номинальный зазор, мм;
Пример (для впускного клапана):A = 0,26 мм,B = 3,75 мм,C = 0,2 мм,тогдаH = 3,75 0,26 – 0,2 = 3,81 (мм).В пределах допуска зазора +0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 мм).
и так начнем:— Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров ипереднюю защитную крышку привода ремня ГРМ-выверните свечи зажигания(чтобы легче проворачивать коленчатый вал)— удалите масло из верхней части головки блока цилиндров— установите на шпильки крепления крышки, приспособление для утапливания толкателейклапанов— поверните коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и заднейкрышке зубчатого ремня а затем доверните его еще на 40-50°(2,5-3 зуба на шкивераспредвала)При этом кулачки распределительного вала повернутся от толкателей.— Измерьте набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала
— Если зазор какого-либо клапана отличается от номинального, утопите толкательэтого клапана, нажав на ручку приспособления.
— Удерживая толкатель в утопленном положении, установите фиксатор Отведитеприспособление для утапливания от толкателя и выньте регулировочную шайбу,подцепив ее тонкой отверткой или пинцетом
— Запишите толщину регулировочной шайбы, которая нанесена на одной стороне.Если толщина шайбы не видна, измерьте ее микрометром.— Установите в толкатель новую шайбу необходимой толщины.Шайбу установите надписью вниз (к толкателю).Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор.
— Для проверки измерьте щупом зазор: если он отличается от номинального,повторите регулировку.— Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого,шестого, седьмого и восьмого клапанов в таком же порядке.— Затем залейте масло в верхнюю часть головки блока цилиндров, установите крышкуголовки и переднюю крышку зубчатого ремня.
Москвич 2141 АВОська › Бортжурнал › Толкатели клапанов с регулировочными шайбами ВАЗ 2108 на F3R 272
Изначально на моей ГБЦ стояли цельные толкатели, но из-за капиталки бошки зазоры ушли и всё нужно выставлять заново. Недолго думая воткнули толкатели с шайбами от донорского F3Rа, а они не подходят, а именно- в диаметре незначительно больше. Поставили, собрали, распред не прокручивает, разобрали, а снять их не можем, пришлось испортить толкатели чтоб вытащить.
Цельные я ставить не хочу, от донора не подходят, волей не волей нужно переходить на толкатели с шайбами от ВАЗ 2108, ибо проще, а простота, как известно- залог успеха!
Ни у кого кокретной инфы я не нашёл по этому делу, и отправился гулять по форумам и гуглу.
И вот что я нарыл:
Толкатель 301090311056A DELLO/AUTOMEGA — 265 рублей за штуку.
Шайбы регулировочные (по моему Ауди)prv01203 FRECCIA — 138 рублей за штуку.(Последняя цифра индекса шайбы обозначает определенный размер, моя *…3- размер 3.15мм)
И вот фотоотчёт как это всё выглядит наглядно.
Вывод:Шайбы 2108 подходят, но болтаются, мотор может стучать из-за этого.Нужно заказать такие толкатели 8 шт, потом с ними и шайбами от 2108 выставить зазоры, и по размерам шайб 2108 заказать шайбы от Ауди.
Сейчас отвёз на пробу Амиру всего по 1 шт, если всё подойдет, заказываю остальные и собираем ГБЦ по описанной выше технологии.