Порядок обслуживания СЗ
Система зажигания ВАЗ 2109, как и другие узлы и агрегаты автомобиля, должно периодически обслуживаться.
Несвоевременное техническое обслуживание может привести к:
- Потере надежности работы системы зажигания, как правило, это проявляется в частых сбоях в ее работы;
- Уменьшение технических показателей в эксплуатации;
- Резкое увеличение расхода топлива;
- Не выявление поломок деталей СЗ на начальной стадии, может привести к более серьезным неисправностям.
Техническое обслуживание необходимо приводить постоянно с периодичностью, указанной с технической документации на автомобиль.
Так как на автомобиле ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя достаточное количество различной электроники и в ходе ее работы в ней образуется очень высокое напряжение, в целях безопасности и исключения возможности вывода из строя важных электронных деталей, выполнение перечисленных ниже правил является обязательным:
- При запущенном моторе запрещено касаться руками катушки зажигания, корпуса коммутатора, проводов, передающих высокое напряжение;
- Запрещено тестировать на работоспособность всю цепь зажигания методом «на искру», так как это может привести не только к увечьям, но и к поломки всей системы зажигания.
- Запрещено заводить автомобиль методом искрового зазора между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтным проводом.
Работы по техническому обслуживанию не сложные и включают в себя:
Очистка от нагара свечей зажигания или их замена; Проверка изоляции проводов и их крепление; Контроль момента зажигания и правильная его установка; Очистка от грязи всех сторон крышки ротора и датчика распределителя; Зачистка токо разносной пластины ротора и электродов боковых клемм; Проверять крепление всех деталей системы зажигания, обращать внимание на защитные колпачки, не допускать образование в них трещин; Проверять крепление всех видов проводов, не допускать их болтание
Типы катушек зажигания
Отличие такой катушки зажигания ВАЗ 2109, купить которую можно в любом специализированном фирменном магазине автомобильных запчастей, состоит в том, что она оснащена особенным клапаном предохранения от превышения значения давления масла в системе. Это аварийное устройство необходимо для сохранения двигателя в функциональном состоянии.
Однако, если так случилось, что клапан выполнил свою функцию, то требуется замена катушек зажигания. Если бы предохранительное устройство отсутствовало в схеме прибора, то катушка зажигания была бы разорвана на части под большим давлением, что создало бы большие проблемы собственнику транспортного средства.
Принципиальную схему катушки ВАЗ 2109 бесконтактного типа можно посмотреть ниже
В последних модификациях «девятки», где установлен двигатель с непосредственным вспрыском топлива, применяется объединенный модуль системы зажигания. В этой модульной системе катушка зажигания инжектор и коммутаторное устройство соединены в единый блок для образования и трансляции искры в цилиндры силовой установки автомобиля. На нашем сайте представлена схема катушки зажигания, которую можно также посмотреть
Здесь также показано, как осуществляется в ВАЗ 2109 подключение катушки зажигания к различным электронным приборам объединенной системы искрообразования.
Признаки неисправности катушки 2109
В этой схеме роль катушки переоценить невозможно. Стоит ей потерять работоспособность, хотя бы частично, и это чревато полной остановкой двигателя. Подлость устройства заключается в том, что происходит это совершенно неожиданно, без всяких предварительных предупреждений и моральной подготовки водителя. Хотя внимательный водитель может все-таки заметить некоторые отклонения в работе мотора, которые могут выражаться в следующем:
- За 400-500 км до выхода из строя, катушка исправно работает на холодном двигателе только после 1-2 минут прогрева. До этого двигатель запускается, но конвульсирует, что чаще всего списывают на мусор в системе холостого хода. В это же время могут появляться сбои в переходных режимах работы двигателя на малых оборотах, примерно до 1000 об/мин. Их тоже тяжело вычислить, поскольку сбоит мотор не более 30 секунд, после чего все становится на места.
- Еще один кратковременный симптом — при холодном запуске двигателя и при нажатой педали акселератора, двигатель начинает активно троить, но происходит это тоже всего несколько секунд, работа мотора нормализуется после отпускания педали и нового нажатия.
- Во время ускорения и при смене передач могут возникать временные сбои в виде рывков, вибрации, ухудшения динамики, но симптомы исчезают так же неожиданно, как и появились. Это тоже может длиться несколько секунд, но повторяться все чаще.
- Стоп-машина. Двигатель отказывается запускаться, искра отсутствует полностью.
Стоимость фирменной катушки МЗАТЭ-2 для ВАЗ приблизительно 600 рублей
При первых же появлениях этих симптомов, грамотный девяточник обязательно заедет в магазин, чтобы купить и положить в багажник запасную катушку зажигания. Цена фирменной ВАЗовской катушки МЗАТЭ-2 около 600 рублей. Лишних 850 грамм в багажнике погоды не сделают, но обиднее будет, когда ее не окажется под рукой. Стоимость фирменной Бошевской катушки втрое больше, катушка на девятку от Валео тоже будет стоить около 1500 рублей.
Устройство БТСЗ
Система зажигания ВАЗ 2109 состоит:
- Коммутатор 3620.3734;
- Свечи зажигания А17ДВР;
- Датчик распределителя 40.3706;
- Катушки зажигания 27.3705;
- Выключатель зажигания;
- — Блокировочное устройство, которое не допускает следующее включение стартера пока не будет полностью выключено зажигание;
- — Запорное-противоугонное устройство.
Особенности конструкции и принцип работы:
- Принцип работы системы зажигания ВАЗ 2109 основан на эффекте Холла.
- Валик датчика – распределителя получает вращательный момент от распредвала двигателя и расположен горизонтально.
- Самопроизвольное выключение системы зажигания происходит через 2 -8 секунд после поворота ключа зажигания в крайнее левое положение и заглушенном моторе.
- В ходе работы СЗ происходит выравнивание коммутируемого тока в случае, когда напряжение в сети изменяется в пределах от 6 до 18 В.
- При не большой частоте работы двигателя, благодаря специальной системе, встроенной в коммутатор, регулируется время накопления электроэнергии в катушке зажигания, а также происходит ограничение силы тока.
Система зажигания ВАЗ 2109 работает на напряжении до 26 кило вольт, длительность искрового разряда варьирует в приделах 1,6-2,0 мс и за это время выделяется энергии в 35 – 50 МДж.
Распределитель зажигания.
Датчик-распределитель.
Состоит из:
- Регуляторов опережения зажигания двух типов — вакуумного и центробежного;
- Датчика импульсов напряжения, который регулирует работу коммутатора.
Параметры схемы, ее компоненты
https://youtube.com/watch?v=A7WQ6fEN1Bg
Схема системы зажигания состоит из:
- свечей;
- коммутатора;
- трамблера;
- реле зажигания ВАЗ 2109;
- катушек;
- выключателя;
- устройства блокировки (не позволяет запустить повторный цикл, пока предыдущий не окончен);
- противоугонного механизма;
- датчика Холла;
- механизма датчика-распределителя (получает вращение от распредвала);
- устройства автоматического отключения схемы, срабатывает в течение 8 секунд;
- выпрямителя тока;
- системы регулировки количества энергии в коммутаторе.
Что называют модулем зажигания? Модуль зажигания на ВАЗ — это катушка, коммутаторы, ЭБУ, заключенные в один пластиковый корпус. Где находится этот модуль? Откройте капот авто, отыщите высоковольтные провода — на одном из концов проводников размещены свечи, а на другом — модуль.
Некорректная работа этого устройства приводит к невозможности запустить двигатель либо к его ухудшенной работе. Модуль зажигания ВАЗ 2109 инжектор выполняет работу по созданию искры и ее правильному распределению, он имеет вакуумный регулятор опережения зажигания, поэтому настраивать его не нужно, в отличие от схемы в «девятках» с карбюратором.
Схема зажигания Ваз 2109
Схему зажигания Ваз 2109 должен знать каждый его владелец. Не зная этой схему, Вы не сможете завести автомобиль в случае проблем с зажиганием. Тем более, что схем эта элементарно простая. На Ваз 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Состоит он из следующих узлов: коммутатор, катушка зажигания, трамблер, датчик Холла, высоковольтные провода и свечи. Задача системы зажигания — своевременная, циклическая подача искры в цилиндры двигателя. Рассмотрим подробно как работает схема заж
Схема зажигания Ваз 2109
игания Ваз 2109: подача питания на систему зажигания осуществляется через реле. Пока ключ не будет в положении зажигания, реле не включится и не подаст питание на схему. Как только ключ повернут система зажигания запитывается. Питание +12В с аккумулятора подается на контакт Б катушки зажигания, 4-й контакт коммутатора. Датчик Холла запитывает сам коммутатор
Обратите внимание, что реле зажигания питается через монтажный блок, и если будет плохой контакт в разъемах Ш1,Ш8 или по какой-то причине окиснет или сгорит дорожка, система зажигания не будет запитана и Ваз 2109 не будет заводиться. Чтобы искра начала формироваться необходимо провернуть коленчатый вал двигателя
Вместе с ним провернется и распределительный вал и датчик Холла подаст импульс на коммутатор. Коммутатор в свою очередь соединит контакт К катушки зажигания с массой, в результате чего на центральном проводе появится искра. Когда бегунок трамблера соединит центральный провод и провод ведущий на конкретный цилиндр двигателя искра проскочит на свече, воспламеняя горючую смесь. Двигатель заведется. Когда необходимо заглушить двигатель, водитель с помощью поворота ключа в замке зажигания выключает реле, которое в свою очередь разбирает питание системы. Коммутатор, катушка зажигани становятся обесточены и перестают работать. Наиболее частые неисправности системы зажигания Ваз 2109: 1) Выход из строя коммутатора. 2) Выход из строя датчика Холла. 3) Плохой контакт бегунка в трамблере. 4) Отсутствие питания системы зажигания Ваз 2109. На Главную.
Лада 2109 › Бортжурнал › Двухконтурное зажигание на ваз 2109
Несколько раз мучался зимой с запуском движки.Даже не в морозы а в 0 градусов приходишь заводить а машина молчит.выкручиваешь свечи сырые и аккумулятор в итоге сел!С хорошим аккумом заводится нормально.Как оказалось в итоге у меня стояла катушка от контактного зажигания Б-117 от классики.Сразу поменял на катушку от БСЗ.И машина стала заводиться и ехать гораздо лучше но на этом я не остановился и решил сделать Двухконтурное зажигание с 2-мя датчиками холла,2-мя коммутаторами и 2-мя катушками от волги змз-406
Для начала я стал собирать трамблёр т.к это самая основная и тонкая деталь системы.Взял за основу трамблёр от ОКИ, можно и обычный девятошный.Просто он у меня был от окушки лежал в гараже.Разобрал его полностью и приступил к монтажу 2-го датчика холла прямо на штатную площадку по углом 90 гр.Разметил примерно положение 2-го датчика.На площадке имеются риски примерного положения середины датчика:
просверлил и нарезал метчиком резьбу для болтиков:
Потом аккуратно подрезал полотном по металлу сами датчики холла чтобы они не мешали друг другу.Примерно так это выглядит:
далее доработал вал, заменил грузики опережения угла зажигания на девятошные.Они меньше и легчечем у оки, на фото показаны окушинские грузики!И соответственно пружинки тоже заменил.Шторка осталась штатная окушенская я её не трогал.если делать из девятошного вала то шторку надо тоже доработать отпилив две противоположные.чтобы была как на фото:
на этом с валом всё!Далее из самого корпуса трамблёра выпилил небольшой кусочек для крепления вилки 2-го датчика холла, просверлил отверстие и нарезал резьбу для болтика
Далее всё это дело собрал.Вот что получилось:
Примечание:при сборке оказалось что площадка на которую крепятся датчики холла от«Оки» больше чем от «2109» и крепить датчик оказалось проще так что ещё один+, Сами датчики желательно покупать одинаковые в одном магазине из одной партии тк они немного отличаются!на этом с трамблёром пока всё!
Далее прикупил остальные необходимые детали это: 2-е катушки от волги змз-406,жгут проводов для БСЗ 2108,коммутатор «Астро» тк такой же у меня уже стоял
Подключал проводку по схеме:
Примечание:подключая по схеме 1 тахометр будет показывать в два раза меньше оборотов.Если же вы хотите сделать тахометр нормальный то есть ещё схема 2,там надо будет впаять 2-а диода КД213А.но я этого делать не стал и сделал по схеме 1.И ещё не пытайтесь подключать провода без диодов по схеме 2 тем самым вы параллелите обе катушки и получается что искрят все 4-е свечи одновременно присрабатывании обоих датчиков холла!Испытанно самим лично)
Для катушек сделал металлическое крепление, но получилось неочень:
И теперь о самом главном:чтобы система работала хорошо надо настроить синхронностьдатчиков холла чтобы искра на всех цилиндрах была с одинаковым опережением.Для этого надо сделатьпротивоположную метку на маховике это будет ВМТ 2-го цилиндра.Нужно отсчитать от штатной метки 64 зуба по венцу.И с помощью стробоскопа совмещать обе метки с 1-го и 2-го цилиндра, двигая 2-й датчик холла вверх вниз или обоими датчиками по направлению белых стрелок.для этого я рассверлил отверстия тонким сверлом в датчиках чтобы двигать.
Нет искры с катушки зажигания ваз 2109 карбюратор причины
В момент, когда водитель проворачивает ключ в замке зажигания разряд тока поступает от аккумулятора к катушке. Она играет роль трансформатора и преобразовывает 12 В в 25 000 В. Далее ток с высоким напряжением поступает к распределителю зажигания, который приводится в движение распредвалом мотора, а от него по высоковольтным проводам подается на свечи зажигания. Коммутатор служит для образования импульсов тока в катушке и стабилизирует напряжение в системе.
Выход из строя коммутатора
Считается наиболее распространенным случаем в общем списке причин. Бывалым автовладельцам известно, что коммутатор – не особо надежный элемент, потому всегда нужно держать в бардачке запасной.
Решение: демонтировать вероятно вышедшее из строя устройство, поставить на его место новое и сделать попытку завести машину. При появлении искры можно сказать, что проблема устранена.
Неполадки в датчике Холла
Способов решения два:
- заменить датчик с дальнейшей пробой завести авто;
- с помощью мультиметра замерить показания установленного датчика с последующей сверкой их с данными в инструкции. Если наблюдаются большие различия с паспортными данными, то датчик Холла подлежит замене.
Повреждения ремня ГРМ
Решение: снять крышку на распределителе зажигания и провернуть стартером коленвал. При этом бегунок должен вращаться. Если элемент неподвижен, то ремень ГРМ необходимо заменить.
Ваз 2109 карбюратор нет искры с катушки зажигания причины
Проблема, связанная с перебоями в подаче электрического разряда на свечи зажигания.
Любой из элементов системы может повредиться, что приведет к разрыву электроцепи, причем на любом участке.
Чтобы быстро определиться с проблемой, нужно провести два этапа проверки:
- определить наличие тока на выходе катушки;
- установить факт зажигания искры на самих свечах.
Решение: провести диагностику и в случае надобности заменить деталь, если нет искры ваз 2109 с катушки зажигания снова попытаться запустить мотор. Если машина завелась, то проблема найдена.
Повреждения проводки
Данная неполадка обычна сразу бросается в глаза – оплавление изоляции на проводах. Придется заменить проводку. Может быть и другой вариант – при осмотре не заметны повреждения проводов, но причина может крыться именно в них. В таком случае необходимо провести проверку мультиметром все участки поводов.
Окисление контактов
Имеются в виду контакты коммутатора и датчика Холла. Решение:
- отсоединение устройств;
- зачистка контактов с помощью наждачной бумаги.
Возможно, что дело не в окислении контактов, а в неплотной установке. Тогда их снимают и вновь вставляют с усилием.
Неисправности в контактной группе, которая требует обычно замены.
Проверка системы зажигания
Установка зажигания.
Обратившись к теории можно вспомнить, что возгорание топливной смеси в цилиндре двигателя происходит благодаря искре от свечи зажигания.
Однако следует понимать, что искрообразование должно происходить в определенный момент, при определенной позиции поршня относительно верхней мертвой точки.
Для того чтобы выдерживать нужные параметры работы системы зажигания, существует такое понятие, как выставление момента зажигания.
Для выполнения таких работ в автомобиле ВАЗ 2109 специально в люке картера сцепления нанесена шкала, а на маховике имеется метка.
При смещении на одно деление шкалы, колен вал проворачивается на 1 градус.
На шкале лючка картера имеется самая длинная метка, которая расположена по середине. Чтобы выставить 1 – й и 4 – й цилиндры двигателя в ВМТ (верхняя мертвая точка), необходимо совместить эту длинную метку с меткой на маховике.
Нормативные показатели на скриншоте.
Контроль за оборудованием
Даже исправный автомобиль, эксплуатируемый в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя, не заводится в силу различных обстоятельств. Водители, знающие, как проверить катушку зажигания, начнут искать причину неисправности именно там. Проверка технического состояния устройства не потребует специальных знаний в области автослесарного дела. Начинается все с коммутатора, изучается который без обязательного демонтажа.
Протестировать схему зажигания ВАЗ 2108 — значит определить уровень сопротивления вторичной и первичной обмотки. Не стоит упускать из поля зрения уровень сопротивления на массу. Для этого в обязательном порядке обесточивается автомобиль, иначе высока вероятность получить электрическую травму. Дальнейший порядок действий выглядит следующим образом:
- снять «минус» с аккумуляторной батареи;
- освободить выводы от проводов;
- достать набор автомобильных инструментов для 2108;
- взять омметр;
- убедиться в отсутствии грязи на клеммах;
- подключить выводы тест-устройства к низковольтным клеммам;
- провести первичный замер уровня сопротивления;
- измерить уровень сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания ВАЗ 2108;
- измерить уровень сопротивления на массу.
Указанная проверка катушки зажигания ВАЗ 2109 или более ранней модели — возможность локализовать место неисправности. Достаточно просто следить за показаниями прибора.
Если на одном из этапов стрелка постоянно дергается из стороны в сторону или отражает отклонения от нормы, осуществленная проверка катушки зажигания говорит о необходимости ее замены.