Проблема замены
Дело в том, что для замены двигателя на ВАЗ-2121 можно подобрать почти десяток различных движков, но все они от иномарки. Но основная проблема в том, что придется выполнять и некоторые дополнительные работы при установке, например, устанавливать или менять крепления, добавлять новые детали. Из-за этого бюджетный вариант для замены найти не так просто. Выбор значительно сужается всего до нескольких вариантов.
Чтобы двигатель подходил для установки, он должен соответствовать нескольким условиям:
Движок от иномарки должен свободно размещаться в отсеке для двигателя Нивы
Это один из самых важных критериев, на которые стоит обратить внимание. Если придется добавлять новые детали, корректировать старые или менять форму кузова — лучше отбросить этот вариант
Стоимость такой замены слишком высока для хорошей рентабельности.
Новый ДВС не должен уступать или сильно превышать по мощности старый вариант. Максимально допустимое превышение мощности — 10-20 л.с, то есть от 90 до 110 л.с. При этом максимальный предел мощности является критическим значением, и детали с таким показателем не рекомендуется устанавливать вовсе.
Замена должна давать какие-то преимущества, иначе она будет бесполезной.
Какой двигатель стоит рассмотреть в первую очередь?
ВАЗ 2131 Нива — обзор автомобиля
Lada 2131 Niva / ВАЗ 2131 Нива
ВАЗ 2131 представляет собой удлиненную «Ниву» (модификация 21213) с 5-дверным кузовом «универсал». Выпуск модели был налажен в конце 1993 года. В феврале 2009 года с конвейера АвтоВАЗ сошла 100-тысячная «Нива» 2131. Удлиненная на 500 мм колесная база позволила сделать комфортный 5-местный внедорожник с более просторным отделением для багажа. Так для сравнения, классическая 3-дверная «Нива» имеет багажный отсек, объемом 265 л, тогда как у 5-дверного ВАЗ 2131 эта цифра составляет 420 л, что на 155 л больше. И это неоспоримое преимущество для тех, кто ценит практичность. На базе удлиненной «Нивы» реализовывалось несколько моделей: ВАЗ 2131СП (автомобиль скорой помощи), Лада Бронто (инкассаторский бронемобиль), 3-дверный ВАЗ 2129 («Кедр») и минивэн «Надежда» (ВАЗ 2120).
Внедорожник «Нива» 2131 доступен в модификации с 1.7-литровым 8-клапанным двигателем. Базовая комплектация «Стандарт» предусматривает наличие ГУРа, возможность регулировки яркости подсветки приборов. Также имеются точечные ремни безопасности и полноразмерное запасное колесо. На фоне более именитых внедорожников с дорогой отделкой и богатой комплектацией автомобили «Нива» выглядят морально устаревшими. Но «Нива», это, прежде всего, доступные и простые в эксплуатации автомобили с выдающимися ходовыми качествами. Этим внедорожникам не нужна красивая обертка. Стоит отметить немаловажный факт, именно ВАЗ 2131 «Нива» стал первым автомобилем, покорившим высоту 5276 м в горах Тибета (Международная экспедиция «Тибет-99», 1999-й год).
Более развернуто про комплектации ВАЗ 2131 «Нива». В самом доступном исполнении Standart 5-дверный внедорожник укомплектован по умолчанию стальными колесными дисками R16 (+ шины Pirelli и полноразмерное запасное колесо), неокрашенными молдингами дверей, фарами с галогеновыми лампами, дневными ходовыми огнями, остеклением с легкой солнцезащитной тонировкой, розеткой нa 12V в салоне, передними электростеклоподъемниками, подготовкой под установку аудиомагнитолы. Список оборудования, имеющего отношение к безопасности, очень аскетичен — это антиблокировочная система, функция распределения усилий тормозов, вспомогательное торможение, крепления для инсталляции детских сидений. В варианте оснащения Luxe можно рассчитывать на 16-дюймовые легкосплавные диски, еще одну розетку 12 V в багажном отделе, а тaкже подогреваемые кресла первого ряда. Максимальная комплектация Luxe Кондиционер снабжается плюс ко всему системой охлаждения воздуха в салоне, в остальном все идeнтично предыдущей версии внедорожника. Боковые зеркала с подогревом и электрорегулировками входят в опциональное оснащение ВАЗ 2131 «Нива».
Варианты тюнинга
Во время доработки двигателя Нивы чаще всего производят установку нового коленвала, цилиндров и поршневой системы. В результате машина получает отличные скоростные характеристики и проходимость.
Тюнинг двигателя Нивы бывает двух видов. К первому относится чип-тюнинг, а ко второму — механическая доработка элемента. Чип тюнинг включает в себя программную модернизацию, и его проводят только на новых, инжекторных внедорожниках. Он включает в себя перепрошивку настроек блока управления. Выполняется специалистами достаточно быстро — в течение получаса, однако требует знаний программного обеспечения и дополнительного электронного оборудования.
Механическая доработка возможна на любой Ниве, и это самый популярный вид тюнинга силовой установки автомобиля. С его помощью можно значительно улучшить технические характеристики транспорта, а основывается он на внесении некоторых изменений в системы автомобиля.
Основные характеристики ДВС 21213
Объём, в см3 | 1690 |
Основное топливо: | бензин АИ-92 |
Макс. мощность, л. с. | 83 (при 5200 об/мин) |
Макс. крутящий момент, Н·м | 127 (при 3000 об/мин) |
Конфигурация блока цилиндров: | в один ряд |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Макс. скорость, км/ч | 153 |
Время разгона до 100 км/ч, сек. | 17 |
Расход топлива при смешанном цикле | 11,5 |
Эконорма | Россия-83 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 с отклонением до +0.05 |
Ход поршня, мм | 80 |
Ремонтные размеры поршней и цилиндров, мм: | |
первого ремонта (маркировка на поршне — треугольник, на кольцах — 40) | 82.4 |
второго ремонта (маркировка на поршне — квадрат, на кольцах — 80) | 82.8 |
Ремонтный замер по диаметру (для расточки) опор коленвала | 54.52 с отклонением до +0.013 |
Степень сжатия | 9,4 |
Система питания | двухкамерный карбюратор |
Охлаждение | жидкостное |
Клапанной механизм | SOHC |
Материал блока цилиндров | чугун |
Наличие гильз в цилиндрах | конструкцией не предусмотрено |
Материал головки | сплав алюминия |
Ресурс до капитального ремонта, км | 80 000 (фактический ≈ 120 000 км) |
Количество тактов | четыре |
Очередность работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Макс. обороты, об/мин | 8000 |
Вес, кг: | 117 |
Недостатки силового агрегата ВАЗ 21213
- Вибрация на скорости 80-90 км;
- Ненадежность конструкции натяжителя ГРМ;
- Модуль зажигания;
- Шумит бензонасос;
- Низкий крутящий момент;
- Длинный ход рычага коробки передач;
- При порыве цепи ГРМ гнутся клапаны;
- Вибрация рычага переключения передач;
- Слабая динамика на трассе из-за недостаточной мощности.
Вывод.
Слабых мест и недостатков у силового агрегата и систем обеспечивающих его работу достаточно много. Мотор не для поездок на дальние расстояния и не для городских условий. Низкий ресурс мотора говорит о его ненадёжности. Тем не менее автовладельцы закрывают глаза на проблемы двигателя ввиду высокой проходимости автомобилей. Имеется определённое неудобство при ремонте цилиндров расточкой до ремонтных размеров, так как конструкция не предусмотрены гильзы. Куда проще было бы и дешевле, в гаражных условиях без демонтажа мотора осуществлять замену гильз при капитальном ремонте двигателя самостоятельно. ДВС 21213 требует большего внимания, времени и денежных средств на содержание в исправном состоянии, обслуживание и ремонт.
PS. Уважаемые Нивоводы! Жду ваших комментариев, вопросов и отзывов по возникшим проблемам, слабым местам и недостаткам в процессе эксплуатации, обслуживании и ремонте движка ВАЗ 21213.
Улучшенная Нива
Инжектор, который установлен на Ниве, хоть и уменьшает расход топлива, все же не является самым экономным вариантом в городских условиях с пробками и прочими задержками. На трассе и во время длительных поездок за городом это ощущается не так сильно, поскольку машина работает без остановок и простоев. Из-за нерентабельности авто в городских условиях водители задумываются над хорошей и эффективной заменой старого движка инжекторного типа в своей машине. Лучшим вариантом станет дизельный двигатель на Ниву. Он имеет примерно те же характеристики по мощности, но расход топлива у него сравнительно меньше. Также дизель менее капризен в плане качества горючего. Какие же варианты из этой категории моторов стоят детального рассмотрения?
Первым и самым достойным кандидатом является XUD 9 SD от Peugeot. Этот двигатель использовался для создания модифицированной версии Нивы — модели 212151 с французским движком. Его можно поставить на Ниву без особых проблем — крепления деталей и узла идентичны, мотор отлично подходит по размерам, кроме того, появляются некоторые преимущества от его монтажа.
По сути, это единственный вариант, подходящий по всем параметрам.
Подушки крепления двигателя ваз 2107 «классика», 2121 Нива
Поддеваем опору небольшой монтажной лопаткой и снимаем ее с автомобиля. Производим замену, после чего установку проводим в обратной последовательности. Аналогично производим демонтаж и замену левой опоры двигателя, с той лишь разницей, что гайку откручиваем головкой на семнадцать, а регулируемую опору подставляем под болт крепления поддона картера. Потом так же приподнимаем двигатель и снимаем ее
При установке всех опор, обратите внимание, чтобы центрирующий поясок на шейке вошел в соответствующую проточку на кронштейне. На этом ремонтные работы по завершены.
Снятие левой и правой опор и подушек силового агрегата на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 производят для их замены в случае механического повреждения — деформации, повреждения резины или при выполнение снятия самого двигателя. Для выполнения ремонтных работ потребуется стандартный набор инструментов, автомобиль необходимо загнать на смотровую яму, эстакаду или подъемники. При наличие всего необходимого проделайте следующую последовательность действий:
Начинаем наш ремонт с демонтажа подушки правой опоры силового агрегата. Для этого накидным ключом на семнадцать откручиваем сначала гайку крепления опоры к кронштейну подвески двигателя, а затем откручиваем гайку ее крепления к кронштейну поперечины.
- Снимите со шпилек опоры утолщенные шайбы.
- Далее подставляем под кронштейн крепления генератора регулируемую опору и немного приподнимаем ее, чтобы стало возможно вывести шпильки опор из отверстий и снять подушку.
- Поддеваем опору небольшой монтажной лопаткой и снимаем ее с автомобиля. Производим замену, после чего установку проводим в обратной последовательности.
Аналогично производим демонтаж и замену левой опоры двигателя, с той лишь разницей, что гайку откручиваем головкой на семнадцать, а регулируемую опору подставляем под болт крепления поддона картера. Потом так же приподнимаем двигатель и снимаем ее.
При установке всех опор, обратите внимание, чтобы центрирующий поясок на шейке вошел в соответствующую проточку на кронштейне.
На этом ремонтные работы по снятию и замене левой и правой опор силового агрегата на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 завершены.
Источники
- http://remont-vaz2106.ru/niva-2121-i-2131-zamena-opor-silovogo-agregata
- http://avtoresurs-plus.ru/2016/12/16/zamena-podushek-dvigatelja-niva.html
- http://remladavaz.ru/zamena-levoj-i-pravoj-opor-silovogo-agregata-vaz-2121-niva-2131
Варианты с доработкой
Поскольку не всегда можно поставить двигатель определенной иномарки, стоит рассмотреть варианты импортного производства, которые требуют небольшой доработки:
- Первым кандидатом станет опять-таки французский мотор от Peugeot серии XUD 11. Поскольку мощность этого агрегата выше, чем у предыдущей модели, потребуется внести некоторые правки в конструкцию Нивы — заменить коробку передач. Допустимый вариант — КПП от Fiat Polonez. Кроме этого, хорошим решением станет замена передних опор крепежей силовой установки, поддона и выхлопной системы. Также стоит заменить элементы привода на аналогичные детали от Шевроле Нивы.
- Есть варианты от японского концерна Toyota — 3С и 3CT. Трансмиссию менять не придется, а вот с креплениями придется повозиться. Еще одним допустимым вариантом с доработками является 2JZ. Потребуется установка автоматической коробки передач, обновление почти всех деталей системы выхлопа и моторного отсека, поскольку модель слишком мощная для стандартной конструкции Нивы.
- Движки от BMW моделей M42-M43. Для установки придется задействовать несколько хитростей и докупить несколько деталей, но окончательный эффект порадует многих автолюбителей.
Слабые места силового агрегата ВАЗ 21213
- Водяной насос;
- Сальники двигателя, МКПП и раздаточной коробки;
- Генератор;
- Стартер;
- МКПП;
- Прокладка крышки клапанов;
- Соединения патрубков системы охлаждения;
- Радиатор;
- Термостат;
- Расширительный бачок;
- Вакуумный усилитель тормозов.
Водяной насос (помпа) отмечается частыми выходами из строя на новых автомобилях после 2 000 км.
Сальники в следствие низкого качества требуют более частой замены, чем это требуется согласно руководству по эксплуатации.
Генератор имеет высокую вероятность отказа. Как правило, он сгорает даже на новых авто не достигших пробега 4 000-10 000 км.
Стартер имеет низкий ресурс работы без ремонта.
На коробке передач, одним из частых дефектов является вылет пятой передачи. Кроме того, появляется не полное включение передач.
Прокладка клапанной крышки со временем теряет свойства, и пропускает масло наружу.
Соединения патрубков системы охлаждения в местах установки хомутов не надежные и очень рано теряют герметичность, что чревато потерей тосола.
Радиатор течет. Проблема происходит по причине появления трещин в трубном пакете радиатора сопровождающихся потерей охлаждающей жидкости. Данный дефект принял массовый характер.
Термостат не обеспечивает тепловой режим охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя. Проявление данной проблемы не является исключением. Причина дефекта в отказе клапанного механизма внутри термостата. Для проверки исправной работы термостата достаточно после запуска мотора опустить ладонь на нижний (отводящий) шланг, по которому горячий тосол циркулирует в радиатор для охлаждения. При исправной работе термостата через некоторое время шланг должен стать горячим, если шланг остался холодным термостат подлежит замене.
Расширительный бачок трескается и вытекает тосол. Появление трещин происходит по причине отказа паровоздушного клапана в пробке бачка вследствие повышения давления.
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ). Проявляется тугостью педали тормоза. Возможно плавание оборотов при выжиме педали тормоза, а также шипение. Проблема решается заменой вышедших из строя резинотехнических изделий, заменой хомутов в соединениях.
Заключение по теме
Это единственный аналог, который не потребует серьезного вмешательства в конструкцию автомобиля. Все остальные варианты требуют замены креплений в моторном отсеке, улучшения коробки передач либо укрепления общей конструкции автомобиля.
Для спортивных состязаний стоит, наоборот, улучшить мощность стандартного двигателя. Потребуется установить спортивный коллектор, турбину, распредвал, клапанные поршни, набор спортивного охлаждения, выпускную систему и форсунки. Все это позволит разогнать двигатель до 270-300 л.с, чего достаточно для участия в состязаниях типа ралли.