Как проверить датчик скорости на ВАЗ-2109
Проверка датчика скорости начинается с того, что выясняется, подается ли 12 В на его контакты. Поскольку принцип его работы основан на эффекте Холла, контакт, через который проходят импульсные сигналы, можно проверить только при кручении. Напряжение при этом изменяется в диапазоне от 0,5 В до 10 В.
Проверить устройство можно тремя способами, для двух первых нужен мультиметр.
Первый способ
- датчик снимается;
- при помощи мультиметра нужно выяснить, за что отвечает каждый контакт, нужно найти импульсный;
- плюсовой щуп соединяется с импульсным контактом, а минусовой – с кузовом или двигателем автомобиля;
- на ось датчика надевается кусок трубки и вращается с небольшой скоростью, мультиметром при этом измеряется напряжение: чем выше скорость вращения, тем выше частота импульсов и напряжение.
Второй способ (без демонтажа)
- при помощи домкрата вывешивается одно из передних колес машины;
- мультиметр соединяется с проводами датчика;
- необходимо вращать колесо и контролировать, появляются ли импульсы (если да – устройство нормально работает).
Третий способ (без мультиметра)
При отсутствии измерительного прибора, проверка может быть выполнена с помощью контрольной лампы или обычной 12-вольтовой лампочки. Порядок действий аналогичен второму способу.
- от датчика отсоединяется импульсный провод;
- при включенном зажигании при помощи контрольной лампы нужно найти «плюс» и «минус»;
- вывешивается колесо;
- контрольная лампа соединяется с сигнальным проводом, колесо вращается (если на контрольке загорается «минус» — датчик работает).
Если контрольной лампы под рукой не оказалось, можно использовать 12-вольтовую (например, из поворотника). Проводом соединяется плюс аккумулятора и сигнальный контакт. Если датчик работоспособный, лампочка будет моргать.
Если проверка показала, что устройство исправно, нужно проверить, как работает его привод. Для этого вывешивается переднее колесо. На ощупь необходимо отыскать привод датчика. Затем ногой нужно вращать колесо, а рукой контролировать, есть ли вращение в приводе и стабильно ли оно.
Признаки неисправности
Датчик скорости на ВАЗ 2114 и 2115 является средним по надежности, поэтому он нередко выходит из строя.
Первый, и основной признак его поломки – стрелка, указывающая на «0» на спидометре при движении или же подергивание ее при заведенном моторе, но сам автомобиль обездвижен.
А поскольку показания ДС задействованы в установке рабочих параметров электронным блоком, то существует еще ряд признаков неисправности:
- Плаванье оборотов силовой установки на холостом ходу вплоть до полной ее остановки;
- Увеличение потребление топлива;
- Снижения тягово-динамических показателей автомобиля;
- Двигатель останавливается при включении нейтрально скорости во время движения.
Но поскольку такие симптомы могут давать проблемы в работе других датчиков, то больше необходимо ориентироваться на показания стрелки спидометра.
Дополнительно удостовериться в неисправности датчика скорости может помочь сканирование бортового компьютера на наличие ошибок.
Среди перечня кодов ошибок, под датчик скорости отведено два:
- Р0500 — датчик не передает сигнал на ЭБУ;
- Р0503 – сигнал от датчика поступает с перебоями, прерывисто.
ПРИНЦИП РАБОТЫ ДС И ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Четырнадцатый ВАЗ – современный автомобиль, оборудованный спидометром электронного типа. Принцип работы электронного спидометра, в отличие от спидометров с механическим приводом, устанавливающихся на ВАЗовскую классику старых годов, базируется на определении текущей скорости автомобиля на основании частоты полученных импульсных сигналов ДС.
По простому – импульсный датчик скорости на каждый километр пройденного машиной расстояния генерирует 6000 сигнальных импульса (по 6 импульсов за один полный оборот коленного вала). Соответственно, количество импульсов передаваемых датчиком в ЭБУ за одну секунду зависит от того, с какой скоростью автомобиль передвигается. Получая импульсный сигнал мозги автомобиля высчитывают частоту его поступления и на ее основании вычисляют текущую скорость движения.
Исходя из полученных данных электроника ВАЗ 2114 не только определяет скорость передвижения четырнадцатой, но и регулирует работу движка в холостом режиме и периодичность подачи воздуха в обход заслонки дросселя.
Стоимость нового ДС на четырнадцатую составляет порядка 300-400 рублей, маркировка детали – 2111-3843010. При выборе нового устройства отдавайте предпочтения конструкциям с металлическом штоком. Шток вообще является наиболее подверженной износу частью ДС, но некоторые производители умудряются делать его из пластмассы (такие ДС редко проживают дольше 6-ти месяцев).
Вышедший из строя датчик спидометра ВАЗ 2114 определяется предельно просто – в таком случае перестает работать спидометр, также он может подавать признаки жизни, но демонстрировать при этом неправильную информацию.
Также могут наблюдаться проблемы при работе мотора на холостых оборотах – если движок глохнет при движении автомобиля накатом, скорее всего причина в ДС.
Основная причина поломки ДС – обрыв цепи контактов, из-за чего меняется частота генерирования импульсного сигнала, которую контроллер не в состоянии опознать.
СНЯТИЕ И ЗАМЕНА
Если проверка показала, что ДС неисправен, нужно произвести его замену. Ремонт датчиков и им подобных мелких электронных устройств – дело неблагодарное. В гаражных условиях сделать это вряд ли получится, единственное, что можно предпринять – очистить контакты от окисления.
Для этого отлично подойдет ВД-40 или любой растворитель (тот же спирт), протрите ватной палочкой контакты на колодке, если проблема была в окислении – ДС начнет работать.
Если же и это не помогло, рациональнее всего приобрести и установить новое устройство – стоит оно не дорого (стоимость нового ДС составляет порядка 300-400 рублей) а на замену уходит не более 10 минут.
Чтобы снять и подключить ДС вам потребуются ключ на 21 и техническая тряпка, чтобы протереть посадочное гнездо от скопившихся на нем осадков масла и пыли.
Для начала разберемся, где находится датчик скорости на ВАЗ 2114. Вы можете увидеть его на корпусе КПП, вблизи щупа проверки количества масла в картере. Если вы загоните автомобиль на яму, снимать ДС будет гораздо проще, поскольку доступ к нему сверху ограничивается патрубком воздушного фильтра и абсорбером, которые для замены ДС также придется демонтировать.
Расположение ДС на ВАЗ 2114
Снятие ДС выполняется в следующей последовательности:
- Загоняем четырнадцатую на яму;
- Снимаем питание с АКБ (для лучшего освещения оставьте капот открытым);
- Залазим в смотровую яму и находим ДС, очищаем накопившуюся на нем грязь тряпкой;
- Отсоединяем колодку контактов (колодка заклинена пружинным фиксатором, на колодке есть кнопка для его разъединения);
- 21-ым ключом выкручиваем ДС из посадочного гнезда;
Теперь о том, как правильно подключить новый ДС
Тут важно, чтобы шток устройства правильно попал в фиксирующую втулку, в противном случае на датчик не будет передаваться вращение
Никакой науки тут нет – если ДС с первого раза сел в посадочное гнездо, значит все на своих местах, если ему что-то не дает продвинутся – значит шток во втулку не попал.
Затягивать резьбовое соединение нового ДС нужно аккуратно, чтобы не повредить пластиковый корпус устройства.
На этом все. Отметим, что замена ДС на автомобилях ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113 выполняется аналогичным образом.
Несколько слов о ремонте спидометра ВАЗ 2109
Спидометр, конечно же, может ломаться и по другим причинам, не всегда виноватым в его выходе из строя является привод. О неисправностях спидометра свидетельствуют такие симптомы:
- выдается неправильная информация о скорости движения ТС;
- цифры на счетчике становятся криво, а с течением времени и вовсе останавливаются;
- перегорают датчики.
Все эти проблемы решаемы. Нужно лишь правильно демонтировать переднюю панель. А делается это так:
- два винта, поддерживающие нижнюю панель, выкручиваются, что дает возможность снять «бороду»;
- на верхней панели удаляются зажимы, после чего нужно отключить аварийку, габаритные огни, ближний свет;
- затем отключается прикуриватель;
- фиксирующие панель винты (их две штуки) откручиваются, демонтируются колодки, снимается панель.
После этого можно выкручивать винты, которыми крепится спидометр.
Главная →
Устройство → Трансмиссия (коробка передач) → Механическая трансмиссия →
Как он работает
Принцип работы основан на следующем. За каждый пройденный километр пути датчик скорости (ДС) передает на контроллер определенное количество импульсов.
Количество передаваемых за 1 км импульсов — 6004. Чем быстрее движется машина, тем быстрее передаются импульсы. За счет этого контроллер определяет скорость на основе временного интервала между получаемыми импульсами.
Следует отметить, что есть у ДС и дополнительная функция, позволяющая частично экономить топливо для ВАЗ 2109. При движении накатом на скорости более 20 километров в час, контроллер, опираясь на данные от ДС, не открывает подачу топлива.
Расположение
Место расположения датчика скорости практически на всех автомобилях семейства АвтоВАЗ одинаковое.
Датчик располагается на механизме привода спидометра, то есть на КПП. Чтобы отыскать устройство, откройте капот, снимите адсорбер (это не обязательно, но так удобнее добираться до ДС). Со стороны внутреннего правого ШРУСа есть провод, идущий на КПП. Именно он и подключен к разъему искомого датчика.
Ремонт неисправности
По факту, если не работает спидометр ВАЗ-2115, причины чего уже установлены, ремонт датчика скорости на этих моделях ВАЗа никто не проводит. Гораздо быстрее и проще заменить этот узел целиком. Его стоимость составляет около 400 рублей, что не так уж и дорого. Чтобы приступить к процессу замены спидометра, следует загнать автомобиль на яму, и подготовить:
- Отвертки.
- Плоскогубцы.
- Набор гаечных ключей.
Если ямы неподалеку нет, то изначально нужно снять клеммы с АКБ, а затем убрать воздушный фильтр и только потом впускной патрубок. Далее снимаете клемму с самого датчика спидометра. Однако если в машине применен тросовый привод на спидометр, то снять надо и его.
Далее необходимо очистить рабочую зону от пыли, мусора и масла. Затем приступить непосредственно к замене детали:
- Демонтируйте контактную колодку, используя кнопки, которые деактивируют пружинный фиксатор.
- Гаечным ключом на 21 снимите датчик скорости.
- Прикрепите новый датчик таким образом, чтобы точно попал он своим штоком в фиксирующую втулку.
- Затяните обратно резьбу ключом на 21. Не пережимайте, чтобы не повредить целостность пластикового корпуса спидометра.
По итогу проделанных работ результат можно оценить сразу же: если спидометр не садится в гнездо, значит, во втулку его шток не продвинулся. Поэтому вышеописанную процедуру вам придется повторить до достижения успеха. Когда спидометр установлен, далее надо вернуть на место все демонтированные детали, подключить питание и проверить работу нового датчика во время движения авто.
Где находится и неисправности датчика скорости ВАЗ-2109
Для чего нам нужен датчик скорости на ВАЗ-2109. Давайте разбираться. Этот прибор отвечает за правильное отображение данных на нашем спидометре и тахометре. Делает он это с помощью передачи электронных импульсов на блок электроуправления. Но в связи с длительной эксплуатацией и значительной нагрузкой на сам датчик скорости автомобиля ВАЗ-2109 (за 1 км передается более 6 тыс. импульсов на блок управления) возникает ошибка во время передачи данных. Тогда у автовладельцев и возникают вопросы: как проверить датчик скорости? Как правильно его поменять?
Для начала расскажем, где расположен датчик скорости в автомобиле ВАЗ-2109.
Как и на большинстве отечественных автомобилей с передним приводом, датчик скорости для ВАЗ-2109 располагается в коробке передач, а если быть точнее, то на приводе самого спидометра. Для того чтобы к нему подобраться, нужно открыть капот и рекомендуется снять адсорбер, чтобы было удобнее произвести замену.
Устройство датчика скорости ВАЗ 2114
На автомобилях с карбюраторными моторами принцип действия спидометра был довольно простым, поскольку спидометр был механическим. С установкой инжекторных ДВС и потребностью точного взаимодействия множества параметров с целью обеспечения расчетного впрыска горючего, появилась потребность в дополнительных электронных датчиках, среди которых присутствует и датчик скорости. Принцип действия спидометра тоже изменился — он стал электронным.
Первые датчики скорости, устанавливаемые на инжекторные автомобили, которые только появились, уже не используются. Они сочетали в себе тросик привода спидометра и электрический датчик. Второе поколение датчиков избавилось от тросика спидометра, последний заменили на электрический, однако у таких датчиков скорости было слабое место — шестеренчатое соединение при монтаже на МКПП. Третье поколение — импульсный датчик, принцип действия которого основывается на эффекте Холла.
Ваз 2115 замена датчика скорости
Прежде чем приступать к замене датчика скорости, рекомендуем осмотреть подключаемую к нему колодку и провода на предмет обрыва. Если с ними все в порядке и дело только в датчике, вам понадобятся следующие инструменты для его замены. Чтобы заменить измерители двух первых типов:
- Отвертка шлицевая (плоская)
- Плоскогубцы (пассатижи)
- Крестовая отвертка
Чтобы заменить измеритель третьего последнего типа:
- Головка на 10 с удлинителем и трещоткой (либо ключ на 10 при их отсутствии)
- Отвертка плоская (шлицевая)
- Крестовая отвертка
- Ключ на 22
Начинаем замену
- Сначала снимаем с машины впускной патрубок с корпусом фильтра.
- Очищаем поверхности коробки металлической щеткой при сильном загрязнении вокруг датчика.
- Затем смываем грязь, при помощи очистителя тормозов и протираем поверхности и измеритель ветошью.
- Если у нас тросовый привод спидометра, то сначала откручиваем трос от измерителя рукой либо плоскогубцами.
- Иногда бывает, выкручивается и сам датчик.
- Тогда надо придерживать датчик, используя ключ на 22 либо рукой.
- Снимаем сам датчик.
Порядок работ
Первый и второй тип выкручиваются рукой либо ключом на 22 с оси привода.
Снимаем датчики первых двух типов
https://youtube.com/watch?v=9zbNx0doWqs
- Чтобы снять новый, необходимо открутить его гайку, воспользовавшись ключом на 10 (удобнее головкой с удлинителем и трещоткой).
- Затем поддеваем и вытаскиваем его.
Поддеваем и вытаскиваем измеритель третьего типа
- Датчик третьего образца устанавливается непосредственно в коробку, поэтому, когда вы его достанете, он будет весь в масле.
- Протираем его и закрываем окно в корпусе коробки чистой ветошью, чтобы предотвратить попадания внутрь ее посторонних предметов и мусора.
Теперь устанавливаем новый, и можем собирать в обратной последовательности. Как видите, все не так уж сложно. Для своей конкретной модели авто и типа измерителя вы можете посмотреть видео.
Замена датчика скорости ВАЗ 2114 своими руками, пошаговая инструкция
Заехать на яму следует заблаговременно, чтобы корпус двигателя успел остыть. Желательно открыть капот. Так мотор остынет быстрее и освещение будет гораздо лучше. Не забудьте отсоединить аккумулятор.
Далее ищем на коробке передач датчик скорости, с помощью ветоши очищаем поверхность коробки передач вокруг датчика и освобождаем контакты, демонтировав колодку с проводами. Не забудьте предварительно нажать пружинный фиксатор.
Датчик необходимо выкручивать против часовой стрелки. Воспользуйтесь ключом на «21», если пальцами сделать это не получается.
После демонтажа датчика проверьте привод датчика скорости
Если шток сломан, вытащите весь привод.
Открутите гайку с помощью ключа на «10» и вытащите ее с шайбой.
Расшатайте привод в гнезде ключом на «14», затем осторожно вытащите привод. Следите, чтобы шток не провалился внутрь коробки, в противном случае ее придется демонтировать и разбирать.
Проверьте состояние уплотнительного кольца. Если необходимо, замените его.
Заменив шток, установите привод.
Вращая новый датчик скорости по часовой стрелке, аккуратно установите его в требуемое место.
Когда датчик вкручен, подключите к его контактам клеммы с проводами
Аккуратность соединения контактов следует обязательно проверять, поскольку из-за такой мелочи устройство работать не будет.
Датчик скорости – признаки неисправности
Во время эксплуатации автомобиля абсолютно любой марки могут ломаться некоторые детали, порой это происходит и с контроллером скорости. Проблемы с ним на пятнадцатой модели ВАЗа – не слишком распространённая поломка, но всё-таки она периодически может случаться.
О неисправности датчика скорости может поведать маршрутный компьютер, выдавая коды ошибки:
- Код Р0500 – говорит о том, что со скоростного датчика не поступают данные;
- Код Р0503 – означает, что сигналы работают с прерыванием.
Также о вышеуказанной проблеме могут говорить другие признаки:
- Нестабильная работа с последующей поломкой спидометра. Начинается всё с того, что стрелка на циферблате хаотично дёргается.
- Понижение мощности двигателя.
- Слишком высокий расход топлива.
- Изменение количества оборотов двигателя.
Конечно, вышеуказанные проблемы могут говорить не только о проблемах с датчиком скорости, но, как говорят специалисты, его в данных ситуациях проверяют в первую очередь.
Рекомендуем купить
Датчик скорости ВАЗ 2114, где расположен и какие функции выполняет
Думать, где находится датчик скорости ВАЗ 2114, не приходится долго, ведь он выполняет и опцию определения скорости движения. Стоит отметить, что конструктивно привод спидометра сохранил свое место расположения, следовательно, датчик скорости стоит на коробке передач сверху, возле правого ШРУСА. Снизу можно получить наиболее лучший доступ к датчику, ели поставить авто на смотровую яму.
На что воздействует датчик скорости? Он напрямую подсоединен к электронному спидометру и контроллеру. В работоспособном состоянии датчик скорости выдает требуемые сведения о текущей скорости, поддерживает обороты мотора в оптимальном режиме, обеспечивает оптимальную работу регулятора ХХ через вырабатывание адекватных сигналов на электронный блок управления.
Так как электронные устройства подвержены разным внешним воздействиям, приводящим к сбоям в системе, следует систематически проводить профилактические осмотры и контролировать их работоспособность. Так, существует мнение, что если спидометр ВАЗ 2114 не работает, значит отказал датчик скорости. Но, есть специальные методики контроля электрического спидометра. При помощи особой аппаратуры на стенде есть возможность определить его работоспособность.