Техническое обслуживание автомобиля напрямую влияет на срок его службы и общее техническое состояние. В этой связи владельцы не ждут до последнего и меняют технические жидкости и расходники ровно тогда, когда этого требует регламентная документация. Трансмиссионное масло, как и любые другие смазки, требует регулярной замены, и от правильного выбора этого продукта зависит состояние механических узлов коробки и ее составляющих. Сегодня мы расскажем, как правильно подбирать масло, каких типов и разновидностей оно бывает.
Назначение и функции
Трансмиссионное масло всех видов играет довольно значительную роль в жизненном цикле автомобиля. Проще сказать, что случится, если масла и вовсе не будет в трансмиссии, и коробке передач придется работать «на сухую». В первую очередь, из-за этого произойдет мгновенный перегрев и расширение металла. Это неприятное явление будет способствовать тому, что шестерни на первичном и вторичном валу коробки переклинят и приведут к «гибели» мотора и карданного вала.
Если речь идет об автоматической коробке, то стоит обратить внимание на большой риск разрушения фрикционов, за счет которых передается крутящий момент от двигателя к колесам.
Вообще говоря, любой ремонт коробки передач современного автомобиля — процедура недешевая, а потому приобретение качественного, фирменного масла и его регулярная замена неизбежно приведут к многократной экономии средств, сил и собственного времени.
Если же говорить о том, как масло выполняет свои функции и каким образом предотвращает трение, то стоит вспомнить о том, как выстроена система смазки всех современных коробок передач.
КПП состоит из массивного металлического корпуса и многочисленных плунжеров, шестерен и валов, которые строго определенным образом взаимодействуют друг с другом. Трение это происходит с высокой скоростью, а потому происходит нагрев металла. С тем, чтобы смазка полностью выполняла свои функции, в корпусе просверлено большое количество каналов, по которым масло циркулирует среди механизмов и обильно их смазывает. Этому способствует масляный насос, который устанавливается на подавляющее большинство как механических, так и автоматических трансмиссий.
Классификация по вязкости
Выбор трансмиссионного масла для своего автомобиля — это крайне непростой момент для владельца. И сложность его обусловлена не только тем, что марок и производителей подобного продукта существует целое множество, и нарваться на контрафакт — дело случая.
Совсем иначе стоит вопрос о том, какого типа и разновидности выбрать масло? Каким требованиям оно должно удовлетворять и какой тип способствует наибольшему сроку службы механических агрегатов?
Вообще говоря, типы трансмиссионного масла невероятно важны.
Если говорить о тонкости выбора поверхностно, то неверно подобранный «сорт», как минимум, не будет способствовать максимально возможному снижению трения и предотвращению скорого износа валов и шестерен.
Именно поэтому к процессу приобретения данного материала для регламентного обслуживания стоит обратиться к официальной документации, где прописано, какая вязкость и класс должны быть у смазки коробки передач.
Вязкость — это свойство молекул и атомов масла максимально плотно прилегать друг к другу. Иными словами, чем больше вязкость масла, тем гуще его консистенция и тем эффективнее происходит смазка механических агрегатов.
Вязкость — это свойство, которое зависит от температуры. Так как трансмиссия нагревается не столь сильно, как ДВС, вязкость масла всегда остается достаточно высокой и не теряет своих свойств при высокой температуре. К классам таких масел можно отнести такие, как, к примеру, 75W или 120W. Буква W означает, что масло пригодно для применения в холодное время года и не потеряет своих свойств в мороз.
Европейская классификация
Среди существующих типов масел существуют различия не только по одной вязкости. Классификация трансмиссионных масел, которые разработала ассоциация API, имеет собственное ранжирование смазки и, таким образом, в документации к зарубежным маркам нередко прилагаются советы с указанием API маркировки.
Классы имеют обозначение GL 1 — GL 6, в зависимости от свойств и назначения смазки. Масло класса 1 практически не имеет каких-либо синтетических присадок, а потому применяется в трансмиссиях низкоскоростного транспорта и в промышленном оборудовании.
Классы 2-3 применяются, в большинстве своем, на коробках передач старых типов. 5 и 6 класс имеет применение на высокоскоростных авто, предназначенных для гоночных соревнований и спортивной езды.
Подводя итоги
Трансмиссионное масло играет исключительную роль как в надежности самой коробки передач, так и самого автомобиля. Если грамотно и ответственно подойти к выбору масла, то вполне возможно продлить жизнь трансмиссии и ее узлов в несколько раз. Кроме того, применение проверенных и официальных марок смазки исключит возможность повреждения агрегатов и истирания шестерен, поэтому стоит задуматься и не слишком экономить на материалах, чтобы не пришлось вкладываться в дорогостоящий ремонт и комплектующие.