Фрикционный диск

Роль сцепления в работе автомобиля. Устройство механизма сцепления и принцип его работы. Однодисковые сцепления и многодисковые муфты.

Любой владелец автомобиля с механической коробкой передач прекрасно осознает, какую значительную роль при вождении играет педаль сцепления: без взаимодействия с педалью невозможны разгон, трогание с места и даже эффективное торможение двигателем. Сегодня мы расскажем, как устроено фрикционное сцепление современного автомобиля, и почему так важно знать его устройство.

Принцип работы

Сцепление, как и любой другой агрегат современного авто, имеет огромное количество составных частей и элементов. Этот факт значительно осложняет жизнь тем водителям, которые только начинают вдаваться в подробности устройства современного автомобиля и постигать тонкости работы отдельных узлов и механизмов.

Диск сцепления

К счастью, сцепление устроено относительно просто, по крайней мере, в сравнении с двигателем внутреннего сгорания или механической трансмиссией, поэтому понять принцип работы такого узла не составляет чрезмерно большого труда.

Основные составляющие сцепления — это два диска, которые постоянно взаимодействуют друг с другом и двигаются синхронно до тех пор, пока не будет нажата педаль, и диски не отделятся друг от друга.

Ведущий диск с накладкой при помощи крепежных пружин закрепляется к маховику двигателя. Несложно догадаться, что число оборотов ведущего диска всегда совпадает с количеством оборотов двигателя, а потому интенсивность вращения можно регулировать при помощи педали акселератора.

Фрикционный диск с накладкой, являющийся ведомым, закрепляется со стороны первичного вала трансмиссии. Его задача — принимать крутящий момент от ведущего диска и мгновенно передавать его коробке передач, что обеспечит соединение двигателя и ведущей оси.

Фрикционным диск называется из-за своего принципа работы: за счет свойств материала, из которого изготавливается накладка диска, ведущая и ведомая части в буквальном смысле слова прилипают друг к другу и вращаются синхронно. Накладка предотвращает какое-либо скольжение или трение друг об друга, чем значительно продлевает ресурс всех подвижных частей коробки.

Накладка выполняется из шероховатых материалов, которые устойчивы к истиранию и могут подвергаться нагрузке в течение достаточно долгого времени. По мере выработки собственного ресурса, накладка становится тоньше и в конечном счете полностью стирается и требует замены. Сменив накладку на новую, владелец вновь обеспечивает свой автомобиль исправным сцеплением.

От прошлого к настоящему

Однодисковые сцепления, работающие за счет трения накладок друг об друга, которые широко применяются на бюджетных и недорогих автомобилях, постепенно уходят в прошлое. На смену им приходят многодисковые муфты, которые имеют более высокий ресурс и обеспечивают беспроблемное и комфортное управление автомобилем.

Муфта заключает в себе ведущий и ведомый диски, подобно тому, как это работает в однодисковых муфтах старого образца. Помимо этих составляющих, в муфте также имеется набор фрикционных дисков, которые вращаются синхронно за счет трения, возникающего между подвижными элементами.

Преимуществ у многодисковых муфт несколько. Во-первых, благодаря тому, что в муфте одновременно вращается не один, а сразу несколько дисков, нагрузка между ними распределяется равномерно. Это позволяет обеспечить больший ресурс всем подвижным деталям и предъявлять менее строгие требования к материалам, из которых они изготавливаются.

Во-вторых, муфта наполняется маслом, которое циркулирует между фрикционами под давлением. Смазка дополнительно охлаждает трущиеся детали, а также предотвращает их преждевременный износ.

Вообще говоря, многодисковая муфта не применяется в коробках передач механического типа. Основная ее задача — обеспечение переключения скоростей в коробке-автомат, работа которой как раз основывается на вращении фрикционов, называемых пакетами. Практически все современные автомобили, оснащенные АКПП, используют многодисковые механизмы, поскольку практика показывает, что такая трансмиссия может обходиться без ремонта долгие годы, а ее ресурса хватает на несколько сотен тысяч километров пробега.

Замена фрикционного диска сцепления

Резюме

Сцепление, оборудованное фрикционными дисками, — это надежная конструкция, которая широко используется всеми автопроизводителями. Благодаря простому устройству, ремонт такого узла не составляет большого труда, а стоимость ремонта придется по душе даже тем владельцам, которые не привыкли тратить на свой автомобиль значительные суммы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПорталМашин.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: