Машина представляет собой достаточно сложную технику. Особенно это касается тех автомобилей, которые выпускаются в настоящее время и буквально напичканы большим количеством различных систем, включая сложную электронику. Тем не менее, даже не смотря на столь быстрое развитие автомобильной техники, часть устройств остаются практически неизменными даже с течением десятилетий и незначительно меняют свою конструкцию. Одним из таких примеров является выхлопная система, которая играет большую роль в обеспечении надлежащего уровня шума, создаваемого автомобилем. Сегодня мы выясним устройство глушителя автомобиля, из чего состоит его конструкция и в чем его особенности при работе на современных авто.
Общий смысл
Те, кто придумал и изобрел первые автомобили, применяли глушители так называемого прямоточного принципа действия.
По сути, «первобытная» прямоточная выхлопная система представляла собой обыкновенную трубу, которая соединяла двигатель с окружающей средой и позволяла выводить отработавшие газы непосредственно в атмосферу.
С течением времени подобные выхлопные системы стали уходить в прошлое, и ведущие американские и европейские производители придумали более сложный механизм. В отличие от прямоточного выхлопа, он позволил не только понизить уровень шума, который издавал двигатель при работе, но и понизить токсичность выбрасываемых в атмосферу газов.
В общих чертах, схема работы современной выхлопной системы значительно сложнее, чем в случае с прямоточным типом, а потому имеет сразу несколько рабочих элементов, каждый из которых, в свою очередь, обладает достаточно сложной конструкцией. Их постоянное взаимодействие позволяет многократно снижать шумы, повышать экологичность и даже понижать расход топлива, что особенно заметно сказывается на кошельках владельцев и их желании владеть тем или иным легковым автомобилем в дальнейшем.
Выпускной коллектор
Чтобы глушитель работал, его необходимо соединить с двигателем. Причем соединение необходимо производить именно в том месте, где происходит выброс отработавших газов при завершении очередного рабочего такта.
Эту немаловажную функцию выполняет деталь, которая называется выпускным коллектором. В народе этот элемент часто называют «штанами», за его специфическую форму и схему устройства. По своей сути, выпускной коллектор представляет собой металлическую трубку с толстыми стенками, которая постепенно разделяется на несколько других и плотно соединяется с головкой блока цилиндров. Через эти несколько разветвлений выхлопные газы собираются от каждого цилиндра воедино, откуда централизованно поступают в объединяющую трубку и отправляются в сторону задней половины корпуса.
Толщина стенок и материал изготовления также выбраны отнюдь не случайно. Стоит учитывать, что выхлопные газы поступают из двигателя нагретыми до крайне больших температур. Именно с этой целью в качестве материала изготовления был выбран чугун, а толщина стенок сделана максимально возможной. Это позволяет избегать чрезмерного расширения металла и его растрескивания с течением эксплуатации.
Резонатор
Резонатор — это именно та деталь, которая различает прямоточное устройство отведения газов от классического. Если говорить конкретнее, то у прямоточных устройств резонатор отсутствует как таковой. В случае тюнинга это позволяет добиться большей мощности при работе, а также сделать шум мотора более громким и впечатляющим.
Резонатор придумали для того, чтобы уменьшать уровень шума, поступающего из двигателя. Этот элемент функционирует за счет законов акустики, но при этом имеет достаточно простое устройство и принцип действия.
Резонатор выглядит изнутри подобно субмарине: эллипсоид состоит из нескольких отсеков, поделенных при помощи толстых металлических стенок. Ни одна из стенок, кроме двух крайних, не является сплошной. Каждая из них имеет отверстие, в которое вставлена короткая трубка. Каждая трубка, в свою очередь, имеет в себе большое количество небольших отверстий на стенках.
Из выпускного коллектора газы поступают в первый отсек резонатора. Затем газ ударяется об стенку первого отсека и начинает искать себе выход. Просачиваясь сквозь отверстие в виде трубки, шумовые волны и колебания частично гасятся. Отверстия в стенках трубки предназначены для того, чтобы газы более равномерно рассеивались во втором отсеке и также частично теряли свою энергию.
Проходя через несколько отсеков, газы практически не колеблются. Это позволяет уменьшать их шумность в несколько раз. Кроме того, в современных системах нередко применяются так называемые катализаторы, которые делают газ менее токсичным и уменьшают его вред для окружающей среды.
Резюме
Выхлопная система легкового автомобиля имеет больше значение. Благодаря ее исправной работе, происходит уменьшение шумности работы автомобиля и снижение токсичности выбросов. Поддержка надлежащего состояния глушителя позволит не только понизить расход топлива, но и сделать управление своим автомобилем более комфортным и приятным во всех отношениях.