Для чего нужен коленчатый вал? Для того, чтобы была возможность перевести энергию поршней ДВС в силу движения крутящихся элементов. Коленчатый вал часто нагружается благодаря газам, силам инерции, когда движутся и вращаются массы горючего. Коленчатый вал – это основа механизма, построенного в качестве кривошипных и шатунных деталей. Это самый дорогой элемент движка.
Что такое коленвал
Обычно коленчатый вал – это цельная деталь, которая по конструкции достаточно сложна. И главная ее сложность в том, что она не разбирается, а значит починить ее нельзя, только менять целиком. Используются и разборные детали. Они применяются чаще всего на мотоциклах и другой мототехнике. Но на автомобиль устанавливается только цельный коленчатый вал.
Именно поэтому широко применяется контрактный коленчатый вал. Это означает, что из Японии, а также других стран-производителей автомобилей, поставляется коленчатый вал, который был снят с разбитой авто. Он сам еще рабочий, а вот машина уже нет. В автосервисе его можно купить за две тысячи рублей. Тогда как новый стоит от пятнадцати тысяч и выше. А что касается совместимости, то она стопроцентная.
Можно отдать, конечно, коленчатый вал в ремонт. Есть разные его типы. Речь может идти о рихтовке, балансировке, восстановлении поврежденных шеек. Но в своем большинстве устройство не подлежит частичной замене, а, значит, не может быть отремонтировано. Можно его только полностью заменить, используя контрактный способ.
Как устроен коленвал
Состоит коленвал из нескольких шеек. Речь идет о коренной и шатунной детали. Они соединены друг с другом щеками. Самым популярным коленвалом служит тот, который содержит больше шеек. Хотя величина составляет всего одну коренную, все равно, есть преимущество в работе вала. Это связано с тем, что у коренных диаметр больше, чем у шатунных. В свою очередь, это гарантирует отличную работу устройства.
Подобное неравномерное распределение коленвала позволяет иметь уравновешенное строение всему мотору, так как поршни и шатуны все уравнивают. Что же понимается под коленом? Это обычно шатунная шейка, вокруг которой расположены щеки. Колен в коленвале может быть разное количество, все зависит от того, какой принцип работы на него возложен. Другими словами, находится ли он в моторе или нет, сколько цилиндров у движка, какова его тактность. Если говорить о шатунной шейке, то она нужна для того, чтобы была опора для таких деталей, как шатуны.
Места, где есть переход от верхней коренной детали до нижней коренной, обычно перегружены, чтобы их освободить, то используется закругление. Что это дает? Получается новый параметр. Такой радиус называется галтелью. Они могут сильно удлинить коленвал, поэтому их помещают в щеку.
Для того, чтобы коленвал легко работал, его детали должны легко скользить. Речь идет о коренных вкладышах. Для этого используется подшипник скольжения. Другими словами к каждому коренному вкладышу подводится масло, которое потом по каналам переходит ко всем деталям устройства.
Устройство коленчатого вала состоит в том, что на нем находится хвостовик, который удерживает маховик. Спереди на ось коленчатого вала нанизаны посадочные места. Там можно обнаружить самые разные размеры деталей. Речь идет о шкиве, шестерне, гасителе, который просто необходим, чтобы не было крутящего момента, когда он не нужен.
Подробнее о коленчатом вале
Скорость вращения коленчатого вала двигателя определяется, как нечто серьезное, ведь чем больше скорость, тем быстрее едет авто. Под этим устройством понимается главная деталь мотора, которая преобразует толкающие движения во вращательные, передающиеся на трансмиссию, а потом на колеса.
Устройство обладает разными возможностями, например, угловая скорость коленчатого вала позволяет давать зарядку энергией всем элементам, которые находятся на его оси. Тут же есть ряд колен, которые и дали ему такое название. Представлены они сложными формами и размеры их не всегда маленькие. Но все это вместе представляет упорный аппарат, который способствует тому, чтобы машина ехала.
Также на коленвале устанавливается демпфер крутильных колебаний, он отвечает за снятие нагрузки с ремня агрегатов, другими словами этот демпфер выполнен из резинового сплава, который смягчает крутильные нагрузки.
Есть и другое назначение его устройств. Речь идет о таких элементах, которые представляют собой шею, именно благодаря им вал крепится в двигателе к стенкам и остается на месте, даже учитывая то, что у него большие размеры.
Когда проходит время, вал становится чем-то целым с мотором, это означает, что переставить на другой движок его будет сложно, да и неизвестно, приработается ли он там. Так как подшипник коленвала становится одним целым с двигателем.
Вообще частота замены вала на новый или поддержанный чревата проблемами, так как размеры не всегда подходят, даже у родного со временем размеры меняются вследствие выработки.
Это означает, что не нужно, как бы датчик не показывал вам это сделать, переставлять устройство в другую машину. То есть нужно соблюдать стандартные требования и назначения, которые дает завод-производитель. А это говорит о том, что для каждого авто есть свои размеры, свои детали.
Возможные трудности в работе
Важно перед тем, как осуществить работу двигателя, прокрутить коленвал. Если он плохо закреплен, то есть не соблюдаются стандартные требования, датчик показывает отклонение, то такое положение вещей говорит о том, что рано или поздно работа маховика будет испорчена, его размеры изменятся, он выйдет из строя.
В итоге маховик не будет вращаться, как нужно, так как у вала не будет хватать опоры, которая должна быть по требованию. Все это из-за частоты замены вала. Коренные детали будут мешать во вращении, так как они протрутся. Часто шея должна опираться на подшипник, а там роликов нет. Такие коренные вкладыши позволяют исправно работать устройству.
Прокрутить коленвал нужно, чтобы проверить то, как работает маховик, да и все детали. Это возможно благодаря опорным элементам, которые располагаются на одной оси. Но отдельные детали не идут на одном уровне с осью вала, они расположены отдельно.
Важно учесть, что клапан и датчик с маховиком, которые есть на коленвале, имеют правильные требования по отношению к частоте работы вала. Элементы его двигаются вверх, потом вниз, осуществляя движение, которое передает поступательную энергию, а она в свою очередь превращается им во вращательную.
Мало просто иметь колена, датчик нагрузок указывает на то, что необходимо для правильной частоты работы устройства. Учитывая, что скорость по оборотам достигает трех тысяч в минуту, это сложная деталь, имеющая твердость. Важно соблюдать противовес, тогда устройство не будет разрушено под своим весом. А частота таких ошибок может быть высока.
Требования при создании коленвала самые высокие. Поэтому важно, чтобы частота соблюдения указанных требований не падала, тогда высочайшая точность будет соблюдена, это доказывает то, что как Запорожец, так и Мерседес имеют одни и те же сальники на устройстве.
Еще несколько особенностей
Каждый коленвал имеет особые канальцы, через которые подается масло на требуемое устройство. Частота подачи масла очень велика. Твердость устройства определяет то, сколько масла должно быть подано. В этом случае требуется улавливать грязь, которая может поступить вместе с частицами масла. Для этой цели есть пробка и соответствующий прибор.
Когда это условие соблюдается, то устройство легко работает, оно нигде не останавливается и не задерживается. Оно легко скользит.
Когда идет ремонт коленвала, то важно также прочистить все канальцы и продуть их воздуходувом, где воздух поддается под давлением.
Можно спереди на вале вырезать шпоночный паз, там будет крепиться звездочка, так можно говорить о работе его с использованием вспомогательных элементов. Сзади на вал можно прицепить фланец, который предварительно следует выточить на станке, там должно быть отверстие для подшипника. Так он опирается на коробку передач, здесь же крепятся остальные элементы устройства.
Заключение
Из этой статьи мы узнали, что такое коленвал, как он работает. Все очень просто, только важно вовремя проводить технический осмотр, чтобы устройство работало исправно. В частности, следует проводить чистку канальцев, куда должно поступать масло, так вместе с маслом туда может поступить и грязь, во время оседания пыли на масло. Все дополнительные элементы помогают работать устройству исправно и без того, чтобы возникали какие-то стопорные положения.