На сегодняшний день растет популярность альтернативных видов топлива. И глядя на то, как растут цены на бензин, газ, как топливо – отличный вариант для экономных автолюбителей.
Для питания автомобиля применяются 2 вида газа:
- метан – природный газ, сжатый под высоким давлением;
- пропан-бутан – жидкая субстанция, полученная в результате переработки нефти.
Схема ГБО
Газовое оборудование на авто представляет собой целый список комплектующих, требуемых для надежной и качественной работы:
- баллон для хранения метана или пропана – стальная емкость в форме цилиндра;
- редуктор – главный механизм, который преобразует газ в пар и контролирует снижение давления до требуемых показателей;
- 2 электронных клапана, перекрывающие подачу, по востребованию, газа или бензина;
- блок высокого давления;
- электронный блок управления;
- различные датчики контроля функционирования двигателя;
- газовые форсунки, предназначенные для отправки топлива в цилиндры мотора;
- заправочный механизм;
- устройство для ручного управления переключением вида горючего;
- всевозможные патрубки, провода и детали для крепежа конструкции.
Преимущества газобаллонного оборудования
- Газовые двигатели в 1.5-2 раза реже нуждаются в ремонте и обслуживании двигателя, нежели их бензиновые аналоги. Поскольку сгорание газа выделяет минимальную численность твердых частиц и золы, что содействует более продолжительной эксплуатации цилиндров и поршней. Из чего следует, что износ мотора, в целом ниже на 15-20%. Помимо этого необходимость замены моторного масла меньше на 1.5 раза. А ресурс эксплуатации свечей удваивается.
- В составе газа отсутствуют сера и свинец, что снижает процент токсичности выхлопных газов, а также в связи с большей способностью соединения кислорода с метаном происходит почти полное сгорание веществ.
- Высокое октановое число (от 93 до 120) содействует более низкому давлению, уровню шума и колебаний внутри выхлопной системы.
- Вероятность перегреть «газовый» двигатель значительно ниже, чем «бензиновый» даже в жаркое время года.
- И главный плюс – это цена. Несмотря на сопоставимый расход, газ в разы дешевле бензина и дизельного топлива. К тому же, в отличие от бензина газ обладает способностью гореть при значительно меньшей степени концентрации. Т.е. в зависимости от постановки преимуществ, концентрацию смеси можно уменьшить. В этом случае мощность автомобиля понизится, но параллельно уменьшится и расход. Но можно и повысить благодаря большей насыщенности смеси и лучшего питания газовый двигатель внутреннего сгорания станет мощнее. Таким образом, меняя состав газа, можно регулировать расход метана и параллельно мощность двигателя.
Недостатки газового оборудования
Наравне с плюсами, топливная система обладает своими минусами, на которые важно обратить внимание, прежде чем устанавливать метан или пропан.
- Один из минусов – это сокращение объема багажника – потому что чаще всего именно там располагается баллон.
- Цена газобаллонного устройства и его монтажа не так мала. Но, если учесть более доступную стоимость метана по соотношению к бензину, расходы в скором времени окупятся. К тому же, увеличилась численность производителей, изготавливающих новые автомобили с уже встроенным ГБО. Безусловно, такие машины обойдутся дороже, чем бензиновые, но в результате покупка такого автомобиля будет выгоднее, чем, если приобрести сначала машину на бензине, а затем отдельно устанавливать на него метан.
- Такой двигатель провоцирует понижение максимальной скорости машины (примерно на 5–8%) и некоторые параметры во время разгона. Однако, как уже говорилось ранее, можно изменить степень сжатия метана, благодаря чему увеличится и динамика. Это можно расценивать и как плюс, и как минус, лучше динамика – больше расход. Стоит отметить, что подобное управление допустимо исключительно в современных устройствах (для карбюраторных двигателей такая процедура не предназначена).
- Вероятно возникновение «обратного хлопка». Принцип его схож с «выстрелом в карбюратор» в карбюраторной системе впрыска и является вспышкой в цилиндре, возникающей в момент, когда открывается впускной клапан и происходит сбой синхронного образования искры. Минус «обратного хлопка» в том, что по факту, это – взрыв, способный привести к повреждению коллектора, полной поломке воздушного фильтра. Поэтому, во избежание «обратного хлопка» необходимо регулярно следить за исправной работой системы зажигания.
Виды газобаллонного оборудования
Сегодня существуют 5 различных схем ГБО, предназначенных для питания двигателей метаном. Эти системы разделяются по поколениям различными параметрами, среди которых давление, способ подачи горючего, варианты управления, наличие датчиков и многие другие. Поэтому, перед принятием решения по установке ГБО желательно предварительно ознакомится со всеми шестью.
Поколение №1
Принцип его функционирования заключен в регулировке давления, подающегося из редуктора, и управления подачи дальнейшей дозировки. Такие системы подходят для двух видов систем впрыска топлива: моноинжекторных и карбюраторных. В ГБО 1-го поколения применены обычные редукторы двух типов: вакуумного привода, а также электрического управления. Оба оснащены специальным контролем.
Поколение №2
Газовый двигатель содержит в себе такие механизмы управления, как механический редуктор и дозирующее электрическое приспособление. Его работа состоит в приемах сигналов с датчиков лямбда перед катализатором двигателя, сенсора частоты вращения и положения коленчатого вала, а также и датчика угла заслонки дросселя. Лямбда-контроллер – электронный блок управления, который воспринимает команды от датчиков и контролирует нужную консистенцию смеси газа и кислорода для достаточного питания автомобиля.
Поколение №3
Двигатель поршневого типа имеет управляющий блок с дозатором, который контролирует равномерное распределение впрыска смеси во впускной коллектор благодаря механическим форсункам. Также блок ориентируется на команды датчика разряжения на впуске, сенсора лямбда, ДПКВ, угол дросселя и обеспечивает регулировку питания, которое передается индивидуально к определенному каналу с помощью механизма дозатора – газового инжектора. Пьезо-дозаторы под сильным давлением раскрываются.
Электронный блок контроля делает топливные карты, после чего внося необходимые коррективы в действия механизма мульти дозатора, медленно поправляется концентрация топливной смеси.
Поколение №4
Посредством действий электромагнитных клапанов все устройство гарантирует определенную необходимую инжекцию топлива. Принцип работы этого поколения сильно разнится от первых трех. Функционирование форсунок исправляется блоком контроля. Он принимает команды, следующие на бензиновые форсунки и, исходя из их работы, делает расчет команд для регулирования газовых инжекторов. Питание почти полностью управляется на основе работы штатного ЭБУ. Проходя через редуктор, газ подходит к газовым форсункам и инжектируется точно на впускные клапаны.
Поколение №5
Определяющим отличием 5-го поколения оказывается то, что смесь передается в цилиндры мотора жидкой. Для данного процесса в ГБО встраивается определенный насос, способствующий движению жидкого газа в баллоне сквозь схему трубок в газовые инжекторы. Поэтому перед инжекторами создается нужное стабильное давление. Назад в баллон смесь реверсирует по клапану сброса излишков давления. Таким образом, появилась возможность инжекции жидкого газа прямиком в камеру.
Блок контроля употребляет специальные настройки работы на бензине, вложенные в родной ЭБУ, и добавляет строго самые нужные исправления для приспосабливания к газу.
Заключение
Если пришло время задуматься о переводе автомобиля на питание газом, нужно тщательно изучить все виды газобаллонного оборудования (преимуществом обладают системы третьего или четвертого поколения).
Газовая топливная система станет лучшим вариантом в случае необходимости сокращения затрат на топливо. А правильное соблюдение технических условий плюс регулярный контроль механизмов управления системы в результате дает надежную и долгую эксплуатацию.