Система зажигания автомобиля крайне важна для его работы. В ее задачи входит не только успешный запуск двигателя в любую погоду, вне зависимости от температуры воздуха, влажности и прочих климатических параметров. Главное предназначение данной системы устройств — обеспечение постоянного и равномерного поджига топливовоздушной смеси с целью обеспечения эффективного функционирования ДВС. Сегодня мы рассмотрим принцип действия и назначение такого узла машины, как бесконтактная система зажигания, выясним, чем данная разновидность отличается от контактного типа и почему именно бесконтактные устройства применяются на большинстве современных автомобилей.
Краткая справка
Как было сказано выше, система играет если не ключевую, то одну из важнейших ролей в принципе работы двигателя внутреннего сгорания. Если сказать больше, то мотор банально не заведется и заглохнет, если один из элементов системы по каким-то причинам выйдет из строя и перестанет функционировать должным образом.
Вообще говоря, система зажигания выполняет две глобальные функции. Не удивительно, что в зависимости от того, какую функцию выполняет система в данный момент, постоянно может изменяться и ее роль в устройстве автомобиля, и принципы ее действия в целом.
Что же это за функции, и в чем особенности режимов функционирования такого узла, как бесконтактная система зажигания, в различные такты ДВС машины?
Первая функция, которую выполняет бесконтактное зажигание — это непосредственный старт двигателя, когда водитель проворачивает ключ в замке зажигания и удерживает его в крайне позиции.
В этот момент система занимается тем, что поджигает топливовоздушную смесь, предварительно закачанную в цилиндры. Такой принцип действия способен многократно повысить эффективность двигателя внутреннего сгорания и, таким образом, сделать автомобиль более совершенным и пригодным для использования в различных климатических условиях.
В то же время, существует еще один, основной режим, в котором система пребывает большую часть времени. Этот режим используется тогда, когда двигатель уже запущен и осуществляет свои функции. Не стоит забывать, что даже если мотор уже трудится и приводит колеса во вращение, ему по-прежнему необходимо постоянное горение топливовоздушной смеси во всех имеющихся цилиндрах.
Именно эту роль и осуществляет система зажигания: ее задача — производить поджиг смеси и делать так, чтобы все цилиндры функционировали в режиме наибольшей эффективности и позволяли двигателю достигать максимальной мощности при затрачивании минимального количества ресурсов.
Стоит отметить, что бесконтактная система зажигания устанавливалась на легковые и грузовые автомобили далеко не всегда. В недалеком прошлом чаще всего на машины устанавливались системы, имеющие контактный принцип действия.
К сожалению, контактные зажигания, не имеющие большого числа датчиков и обладающие распределителем контактного типа, имеют большое количество недостатков, которые потребовали немедленного устранения и модификации существующих моделей. Главный недостаток — это серьезные трудности при запуске в зимнее время года. Дело в том, что контакты подвижного распределителя зачастую примерзают друг к другу, и деталь приходится размораживать при помощи специальных средств.
Второй недостаток — это необходимость регулярного выставления зазоров в распределителе. Если этого не сделать, система перестанет действовать должным образом, и в конечном счете, машина может попросту не завестись в очередной раз.
Функциональная схема
Схема бесконтактной системы зажигания не сильно отличается от устройства систем контактнго типа. Однако многие водители отмечают, что бесконтактные системы устроены гораздо сложнее, а потому процесс установки подобных систем зажигания требует от мастера определенных навыков и знаний, которые можно почерпнуть из специальной литературы.
Из чего же состоит система зажигания бесконтактного типа? Какие составляющие в нее входят?
Первый и наиболее важный элемент— это источник питания. Как и на устройствах контактного типа, при старте двигателя эту роль выполняет аккумуляторная батарея, которая подает в сеть ток постоянной величины.
Когда двигатель начнет функционировать, АКБ перейдет в режим пассивного функционирования, или подзарядки, а необходимая энергия продолжит черпаться от генератора.
После того, как напряжение выдается от АКБ или генератора, оно проходит по системе проводов и примыкает к катушке. Катушка представляет собой миниатюрный трансформатор, который предназначается для значительного повышения коэффициента напряжения для более эффективного розжига топливовоздушной смеси в цилиндрах. К слову, для самого процесса розжига предназначено отдельное устройство, называющееся свечой зажигания.
По своей сути, свеча— это система, состоящая из двух электродов, между которыми загорается искра высокой мощности. Именно за счет возникновения искры и возникает процесс горения смеси в цилиндре и, таким образом, двигатель производит свою работу.
Схема действия, изложенная выше, схожа для контактного и бесконтактного типа. Вся разница заключается в разновидности такого элемента, как распределитель зажигания. Данное устройство имеет бегунок и при работе двигателя постоянно вращается, соединяя бегунок по очереди с одним из четырех контактов. Бегунок соединяется с высоковольтным проводом, а четыре контакта отходят к свечам, установленным в каждый из четырех цилиндров.
В системах бесконтактного типа бегунок взаимодействует с контактами не путем касания, а при взаимодействии магнитных полей. Вспомогательные датчики анализируют показатели работы двигателя и напряжения на АКБ, в связи с чем электрические импульсы могут изменяться, а работа зажигания достигать своей максимальной эффективности.
Подводя итоги
Система зажигания бесконтактного типа — это наиболее совершенная и удобная в пользовании разновидность подобных узлов автомобиля. Ее главное преимущество в том, что здесь нет необходимости регулировать зазоры и производить постоянную проверку состояния контактов. По этой причине бесконтактные системы применяются практически повсеместно, постепенно вытесняя с рынка устройства контактного типа.