Главный цилиндр сцепления ВАЗ 2101
Стабильная работа главного цилиндра сцепления (ГЦС) оказывает непосредственное воздействие на функционирование коробки передач и её срок эксплуатации, а также плавность переключения скоростей. При поломках гидропривода управление коробкой становится невозможным, как и дальнейшая эксплуатация автомобиля.
Для чего предназначен
Основная функция ГЦС — кратковременно разъединить силовой агрегат от КПП при переключении передач. При нажатии на педаль в системе создаётся давление, которое воздействует на шток вилки сцепления. Последняя приводит в движение выжимной подшипник, управляя муфтой сцепления.
Как устроен
Основными составляющими элементами узла являются:
- наружный манжет;
- уплотнительная манжета;
- штуцер;
- шток;
- возвратная пружина;
- корпус;
- чехол для защиты.
В корпусе ГЦС расположены возвратная пружина, манжеты, рабочий и плавающий поршни
Принцип работы
Гидравлическое сцепление состоит из двух цилиндров — главного и рабочего (ГЦ и РЦ). Принцип работы гидропривода основывается на следующем:
- Жидкость в ГЦ поступает через шланг из бачка.
- При воздействии на педаль сцепления усилие посредством толкателя передаётся на шток.
- Поршень в ГЦ выдвигается, что приводит к перекрытию клапана и сжатию жидкости.
- После сжатия жидкости в цилиндре она попадает через штуцер в гидравлическую систему и подаётся к РЦ.
- Рабочий цилиндр приводит в движение вилку, которая передвигает муфту с выжимным подшипником вперёд.
- Подшипник надавливает на фрикционную пружину нажимного диска, освобождая ведомый диск, после чего муфта выключается.
- После того как педаль будет отпущена, поршень цилиндра возвращается в начальное положение под воздействием пружины.
Где находится
ГЦС на ВАЗ 2101 установлен под капотом возле вакуумного усилителя тормозов и главного цилиндра тормозной системы. Возле цилиндра сцепления также находятся бачки: один для системы торможения, другой для гидропривода сцепления.
ГЦС на ВАЗ 2101 расположен в моторном отсеке возле вакуумного усилителя тормозов и главного цилиндра тормозной системы
Когда нужна замена
Элементы цилиндра со временем изнашиваются, что приводит к появлению перебоев в работе механизма. Ремонт либо замена ГЦС нужны при проявлении следующих признаков:
- завоздушенность системы;
- утечка рабочей жидкости;
- износ составляющих цилиндра.
Присутствие воздуха в системе гидропривода нарушает работоспособность системы, делая её функционирование невозможной. Воздух в гидропривод может проникнуть через микротрещины в уплотнительных элементах цилиндра или в соединительных шлангах. Если при проверке системы обнаруживается постоянная нехватка жидкости в расширительном бачке, нужно осмотреть весь механизм сцепления, поскольку жидкость может уходить не только из главного цилиндра. Если в системе гидропривода количество жидкости будет недостаточным, нужное давление для перемещения вилки сцепления формироваться не сможет. Такая проблема будет проявляться в невозможности разъединить мотор и коробку при нажатии на педаль сцепления. Если утечка вызвана износом соединительных шлангов, то их замена не вызывает особых вопросов. Если же проблема связана с самим ГЦС, то изделие придётся демонтировать, разбирать и выяснять причину либо попросту заменять деталь на новую.
Аналоги
Трос сцепления
Кроме оригинальной детали можно найти аналоги, которые рекомендованы для установки на ВАЗ-2114. Итак, какие не оригинальные детали можно найти на рынке запасных частей:
- Adriauto 0101 – итальянский производитель, который предлагает качественный трос сцепления. Средняя стоимость составляет 1000 рублей.
- ABS K22120 – деталь производства Нидерланды. Качественная и не дорогая. Средняя стоимость составляет 1200 рублей.
- TRW GCC 3123 – немецкая запасная часть. Компания известна широким ассортиментом товаров для отечественных автомобилей, а также отменным качеством деталей. Цена будет составлять 1500 рублей.
Почему щелкает трос сцепления на Ладе Гранте
Периодические щелчки при нажатии педали свидетельствуют о недостаточном натяжении троса, либо его чрезмерном натяжении.
Устранить щелчки просто. Для этого нужно вытянуть наконечник натяжителя из посадочного места вилки, замерить фактическое расстояние, оно должно быть равно 27 мм. Увеличить или уменьшить напряжение по мере необходимости (ключ на «10»).
Чаще всего источником скрипа служит:
- полимерная втулка педали: нанесение смазки, замена новой;
- натяжитель: заливаем трансмиссионное масло в полость между металлическим тросом и оплеткой;
- поводок троса сцепления: наносим графитную смазку на место соприкосновения вилки и полимерной гайки троса;
- первичный вал механической коробки передач: отсутствие или недостаточное количество смазки на прижимном подшипнике вилки сцепления. Устранить скрип можно распылением аэрозольного баллончика, наполненного графитной смазкой.
Предварительно демонтируем корпус воздушного фильтра, патрубки. Также снимаем пыльник рычага вилки, распыляем смазку.
Смазка троса сцепления Лада Гранта
Материалы, инструменты:
- трансмиссионное масло;
- ветошь;
- дополнительное освещение;
- ключ на «10».
- Помещаем машину на ровную платформу (площадку), обеспечиваем первоочередные меры безопасности, выжимаем рычаг стояночного тормоза.
- Открываем капот, снимаем корпус воздушного фильтра, воздуховоды.
- Ключом на «10» отвинчиваем гайку, извлекаем наконечник троса из проушины.
- Заправляем тавотницу маслом, заливаем жидкость в полость между металлическим тросом и оплеткой.
- Устанавливаем натяжитель на штатное место, фиксируем крепление.
Какой лучше ставить
На ВАЗ 2101 необходимо устанавливать гидропривод сцепления, предназначенный для ВАЗ 2101–07. Цилиндры, рассчитанные на работу в автомобилях УАЗ, ГАЗ и АЗЛК, для установки на «копейку» не подойдут. Аналогичная ситуация с импортными аналогами. Внедрить ГЦС от какой-либо иномарки будет довольно проблематично, что обусловлено разным креплением узла, другой резьбой и конфигурацией трубок. Однако на «классику» подойдёт гидропривод от ВАЗ 2121 или от «Нивы-Шевроле».
Выбор производителя
Сегодня существует немало фирм, которые изготавливают главные цилиндры сцепления. Однако при выборе и покупке рассматриваемого узла предпочтение следует отдавать таким производителям:
- АО АвтоВАЗ;
- ООО «Брик»;
- ООО «Кедр»;
- Fenox;
- ATE;
- TRIALLI.
Средняя стоимость гидропривода сцепления составляет 500–800 р. Однако есть изделия, которые стоят около 1700 р., например, цилиндры от ATE.
Изготовитель, страна | Торговая марка | Стоимость, руб. | Отзывы |
Россия, Тольятти | АвтоВАЗ | 625 | Оригинальные ГЦС сделаны качественно, стоят дороже аналогов |
Беларусь | Fenox | 510 | Оригинальные ГЦС недорогие, сделаны качественно, популярны среди водителей |
Россия, Миасс | Брик Базальт | 490 | Усовершенствованная конструкция: отсутствие технологической пробки на торце цилиндра и наличие противовакуумной манжеты повышает надёжность изделия |
Германия | АТЕ | 1740 | Оригиналы отличаются высочайшим качеством. Цена привязана к курсу ЕВРО |
Германия | HORT | 1680 | Оригинальные ГЦС надёжны и долговечны в эксплуатации. Цена привязана к курсу ЕВРО |
Россия, Миасс | Кедр | 540 | Оригинальные ГЦС особых нареканий не вызывают |
Ремонт главного цилиндра сцепления
Если не обращать внимания на плохую работу сцепления, то вполне вероятен износ зубьев на шестернях КПП, что приведёт к выходу агрегата из строя. Ремонт коробки потребует гораздо большего времени и материальных вложений. Поэтому при появлении признаков неисправностей с ремонтом затягивать не стоит. Для работы понадобятся такие инструменты:
- ключ на 10;
- торцовая головка на 13 с удлинителем;
- отвёртка;
- ключ на 13 для тормозных трубок;
- резиновая груша для откачки жидкости;
- ремкомплект для ГЦС.
Снятие
Демонтаж цилиндра выполняем в следующем порядке:
-
Отворачиваем крепление расширительного бачка системы охлаждения, поскольку он перекрывает доступ к гидроприводу.
-
Убираем ёмкость в сторону.
-
Резиновой грушей или шприцем удаляем жидкость из бачка сцепления.
-
Откручиваем крепление планки, удерживающей бачок.
-
Ключом на 13 отвинчиваем трубку, которая идёт к рабочему цилиндру, после чего отводим её в сторону.
-
Ослабляем хомут и снимаем шланг ГЦС.
-
Головкой на 13 с удлинителем или ключом откручиваем крепление гидропривода, аккуратно извлекая со шпилек гровер шайбы.
-
Демонтируем цилиндр.
Разборка
Из инструментов нужно подготовить:
- ключ на 22;
- крестовая или плоская отвёртка.
Процедуру выполняем в следующей последовательности:
- Очищаем цилиндр снаружи от загрязнений металлической щёткой, чтобы при разборке внутрь не попал никакой мусор.
-
Гидропривод зажимаем в тисках, отворачиваем заглушку ключом на 22 и извлекаем пружину.
-
Стягиваем пыльник и снимем стопорное кольцо.
-
Отвёрткой выдавливаем поршень в сторону стопора.
-
Поддеваем стопорную шайбу и извлекаем штуцер из гнезда.
-
Все внутренние элементы аккуратно складываем друг возле друга, чтобы ничего не потерять.
Для очистки корпуса цилиндра от загрязнений внутри нельзя использовать металлические предметы или наждачную бумагу. Можно задействовать только тормозную жидкость и грубую ткань. Для окончательной промывки узла используем также тормозную жидкость и ничего другого.
При проведении ремонтных работ с цилиндрами сцепления или тормозной системы, после разборки устройства я провожу осмотр внутренней полости. На внутренних стенках цилиндров не должно быть задиров, рисок и других повреждений. Установка новых деталей из ремкомплекта никакого результата не даст и ГЦС будет работать неправильно, если внутренняя поверхность будет иметь царапины. То же самое относится к поверхности поршня. В противном случае цилиндр придётся заменить новой деталью. Если изъянов нет, то результат от проведённого ремонта будет положительный.
Поршни, как и внутренняя поверхность цилиндра, не должны иметь рисок и задиров
Замена манжет
При любом ремонте главного цилиндра сцепления, который подразумевает его разборку, резиновые элементы рекомендуется менять.
В ремкомплект ГЦС входят манжеты и пыльник
Для этого выполняют следующие шаги:
-
Стягиваем манжеты с поршня, поддевая их отвёрткой.
- Поршень промываем тормозной жидкостью, очищая деталь от остатков резины.
- Новые уплотнители устанавливаем на место, аккуратно помогая отвёрткой.
Сборка
Процесс сборки выполняется в обратном порядке:
- Промываем внутреннюю полость цилиндра чистой тормозной жидкостью.
- Смазываем этой же жидкостью манжеты и поршень.
- Вставляем поршни в цилиндр.
-
Устанавливаем на место стопорное кольцо, а с другой стороны ГЦС вставляем пружину.
- Надеваем на заглушку медную шайбу и закручиваем пробку в цилиндр.
- Монтаж ГЦС к моторному щиту проводим в порядке, обратном снятию.
Замена троса сцепления на Лада Приора
1). Вынимаем резиновый пальник, закрывающий отверстия в которое трос сцепления выходит, чтобы в него не попадала грязь и влага (на фото указан красной стрелкой).
2). При помощи гаечного ключа «на 8» выворачиваем гайку (место указано синей стрелкой) благодаря которой упор оболочки троса крепится к кронштейну.
3). Снимаем упор с кронштейна.
4). Теперь смотрим в то место, куда кончик троса подсоединяется (А подсоединяется он к концу педали, см. на фото). Данный кончик установлен на палец педали сцепления (палец указан синей стрелкой) и закреплён на нём при помощи фиксатора, который указан красной стрелкой, как вы можете видеть, на фото этот фиксатор уже снят, у вас же он на пальце будет, чтобы его вынуть можно было, воспользуйтесь пассатижами или отвёрткой.
5). Переходим в подкапотное пространство и вначале второй кончик троса сцепления отсоединяем от вилки выключения. Для этого подтягиваем за наконечник троса и выводим его из прорези вилки (см. фото 1).
6). Отсоединяем трос от кронштейна. Одним гаечным ключом удерживаем наконечник от проворачивания, другим в это время ослабляем гайку находящаяся рядом с кронштейном (см. фото 2), после чего подтягиваем за тросик и выводим его из кронштейна (подтянув трос вперед). Вначале вытягиваем его в подкапотное пространство, а затем полностью снимаем его с автомобиля.
7). Установку производим в обратной последовательности. Вставляем его через подкапотное пространство и после чего выводим в салон автомобиля.
8). Не забываем также отрегулировать трос сцепления, после его замены.
Видео
Замена троса сцепления на Лада Гранта
1). Откручиваем гайку крепления упора оболочки троса к кронштейну педалей.
2). Снимаем упор со шпильки.
3). Подтягиваем пассатижами за стопорную скобу.
4). Снимаем ее с оси педали сцепления.
5). Снимаем ось и снимаем педаль.
6). Снимаем пружину с кронштейна педали.
7). Подтягиваем пассатижами стопор наконечника троса сцепления.
8). Снимаем его.
9). Снимаем наконечник педали.
10). Извлекаем уплотнитель оболочки троса сцепления из отверстия в щитке передка.
11). Выводим наконечник из паза вилки выключения сцепления, подтянув наконечник троса вперед, по направлению движения.
12). Отворачиваем поводок от наконечника троса, извлекаем направляющую втулку оболочки троса из отверстия на кронштейне коробки передач и снимаем трос сцепления, вытягивая его из отверстия в щите передка.
13). Для установки нового троса сцепления проводим те же самые операции, но только в обратной последовательности.
14). После замены также не забываем и отрегулировать новый трос.
Особенности замены на ВАЗ-2109
Отличие троса ВАЗ-2109 сводится к наличию специального поводка для зацепления с рычагом вилки, который достаточно габаритный по размерам, поэтому вытаскивание троса выполняется в сторону моторного отсека, а не салона.
Не будем рассматривать всю последовательность замены привода на ВАЗ-2109, а пройдемся только по ключевым моментам. Отметим, что инструменты потребуются те же, что указаны выше, а смена производится так:
- Послабляем гайки крепления оплетки к кронштейну на КПП и вытаскиваем ее. Затем рукой поджимаем рычаг и выводим из зацепления поводок;
- Под приборной панелью со штока снимаем фиксирующую пластину и наконечник.
Кронштейна крепления оплетки под панелью никакого нет, и оплетка просто упирается в заднюю стенку моторного отделения при помощи специальной упорной пластины. Поэтому переходим к моторному отсеку и вытаскиваем трос. Установка нового же привода выполняется в обратной последовательности.
Процесс замены троса
Для проведения замены троса сцепления Лады Калины понадобится две вещи: инструментарий и место. Рассмотрим, каждый вопрос по отдельности.
Инструментарий
Что провести замену любой детали автомобиля, необходимо иметь инструмент. Так, для замены троса сцепления понадобится:
- Ключ на 8.
- Линейка и штангенциркуль.
- Отвертка.
- Ну и, конечно же, новый тросик.
Когда всем вооружились можно приступать непосредственно к замене.
Пошаговая инструкция
Когда всё готово можно перейти к пошаговым операциям по замене троса. Они будет выполняться в двух плоскостях — салон и моторный отсек. Поэтому следует побеспокоиться о хорошем доступе в оба места. Итак, приступим непосредственно к манипуляциям:
- Демонтируем упор с тросика.
- С педали сцепления демонтируем пружинную скобу. Для этого необходимо поддеть ее плоской отверткой.
- Демонтируем проушину храпового механизма.
- Снимаем пластмассовую вилку с пальца педали сцепления.
- Для удобства демонтируем воздушный фильтр.
- Тянем трос из наконечника и вытаскиваем поводок из рычага.
- Демонтируем поводок.
- Снимаем резиновый чехол с тросика сцепления.
- Вытягиваем нижний поводок с кронштейна картера КПП.
- Выводи трос с педального узла в салоне.
- Вынимаем трос.
- Монтаж проводится в обратном порядке.
Когда все собрано, можно все проверить и ездить.
Причины неисправности
Существует несколько причин, которые приводят к неисправности троса сцепления. Благодаря храповому механизму, который установлен на Калине, можно регулировать длину троса, что дает возможность менять натяжку при износе фрикционной части на диске. Но, натягивать трос нельзя вечно, а поэтому он рано или поздно выходит со строя.
Рассмотрим основные признаки регулировки или замены троса сцепления на Калине:
- Недостаточный натяг.
- Посторонние звуки при выключении сцепления.
- Сцепление выключается не полностью.
- Проваливается педаль.
- Плохо переключаются передачи.
Теперь, когда определились с причинами неисправностей можно перейти к выбору троса и процессу замены.
Причины для замены
Практика показывает, что есть несколько основных ситуаций, которые вынуждают поменять трос сцепления.
Подобные симптомы позволяют только предположить, что проблема кроется именно в тросике. Чтобы удостовериться в этом, следует провести полноценную проверку состояния узла.
Все озвученные симптомы могут говорить о разорванном тросе или слетевшей вилке. В случае с тросом придется его заменить. Если же слетела вилка, ее необходимо будет вернуть на место, зажать, дабы предотвратить повторные возможные слеты.
Между разорванным тросом и сломанной вилкой лучше сталкиваться с первой ситуацией. Покупка нового тросика обойдется в 200 рублей, а вилка стоит порядка 2000 рублей.
Выводы
Заменить тросик сцепления на автомобиле ВАЗ-2114 достаточно легко и просто. Так, любой, даже начинающий автолюбитель, способен сделать это самостоятельно за 1 час у себя в гараже
Особое внимание стоит уделить выбору изделия и качеству
Так, качественная деталь будет служить достаточно долго и весь свой ресурс. Если сам процесс замены показался сложным и невозможным, рекомендуется обратиться в автосервис.
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.
Рекомендуем прочитать:
Положение распредвалов на ваз 16 клапанный
Регулировка редуктора заднего моста ваз 2106 в домашних условиях
Рейка рулевая на ваз 21099
Как заменить ремень генератора на ваз 2107 инжектор
Система охлаждения ваз приора 16 клапанов
Давление масла в двигателе ваз 2106, возможные неисправности, как диагностировать поломку
Запах бензина в салоне лада веста, возможные причины, как устранить
Куда заливать моторное масло ваз 2107