Замена рулевой рейки lada 21055 (ваз 21055)

О принципе действия генератора авто

В основе функционирования генераторного узла Лада Калина заключен следующий принцип: в статорной обмотке индуцируется переменный ток, впоследствии трансформируемый в постоянный посредством выпрямительного модуля, располагающегося на корпусе агрегата. Также крышка генератора наделена электронным регулятором напряжения и щеткодержателем. Ротор устройства получает вращающий момент от шкива коленчатого вала. В качестве передаточного звена фигурирует поликлиновой ремень.

В числе базовых характеристик генераторной установки присутствуют таковые параметры:

  • максимум генерируемой силы тока – 85-90 Ампер;
  • рабочий интервал бортового напряжения – 14,4-15,1 Вольт;
  • передаточное число вращения мотора и ротора – 1:2,4;
  • правостороннее направление вращения.

Корпус узла скрепляется воедино за счет шпилек, стягивающих статор с крышками. В посадочных гнездах обозначенных крышек присутствуют подшипники, за счет которых обеспечивается способность ротора к вращению. Установка тыльного подшипника внутрь крышки производится с минимальной величиной зазора. Передний элемент наделен возможностью скользить по поверхности вала ротора. Он фиксируется внутри лицевой крышки с малым натягом, а снаружи его прикрывает прижимная пластина. Заднюю часть устройства защищает пластиковый кожух.

Перейдем к схеме коммутации генератора с бортовой сетью. Схема подключения весьма проста. После включения зажигания к регулятору напряжения начинает поступать питание через цепь лампы индикации разряда АКБ. С пуском мотора обмотка возбуждения снабжается питающим напряжением от трех диодов, вмонтированных в выпрямительный блок.

Посредством указанной сигнальной лампы можно осуществить проверку генераторного узла. Если устройство исправно, то лампа светится при включенном зажигании. С пуском мотора она гаснет. Когда такого явления не наблюдается, и лампа продолжает светить, следует произвести диагностирование генераторной установки на предмет присутствия неисправностей. В некоторых случаях требуется замена, и многих интересует, как снять генератор?

Как поменять щетки генератора на ВАЗ-2106

Щетки генератора на ВАЗ-2106 меняются очень легко и не требуют снятия данного агрегата с автомобиля. Из инструментов нужна только отвертка и небольшое зеркало.

Щетки генератора на «шестерке» крепятся одним единственным болтиком, до которого можно легко добраться через открытый капот. Единственное неудобство — этот болтик нельзя увидеть. То есть всю работу придется выполнять на ощупь или же воспользоваться зеркалом.

— Отсоединяем провод

— Откручиваем крепежный саморез

— Вытаскиваем старые щетки

Дальше, соответственно, нужно вставить новые щетки, закрутить саморез и подключить провод. Однако если работать без зеркала, могут возникнуть проблемы с закручиванием самореза. По каким-то причинам сделать это бывает очень нелегко. На этом работа по замене щеток генератора на ВАЗ-2106 завершена, но есть нюансы.

Если щетки генератора потребовали замены, то возможно генератор уже хорошо поработал и требует более тщательного осмотра. При замене тех же щеток неплохо было бы убедиться в хорошем состоянии колец ротора генератора, об которые и трутся щетки. Сделать это можно только на снятом генераторе. Поэтому, если вы хотите провести подобную диагностику, почитайте, как снять генератор на ВАЗ-2106.

На «классике» можно встретить 2 типа реле регуляторов напряжения: встроенный в генератор и внешний. Разница заключается в модели генератора, который установлен на автомобиле.

На старых моделях «Жигулей» (ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121 с карбюраторными двигателями) установлен генератор Г-221, а внешний регулятор напряжения представляет собой небольшую «коробочку», которая крепится двумя гайками на левом брызговике кузова. Как раз о замене такого регулятора и пойдет речь в этой статье.

На более поздних моделях ВАЗ (2104, 2105 и 2107) стоит генератор Г-222, а регулятор напряжения уже встроен в корпус генератора и представляет собой небольшую «таблетку» черного цвета.

Щетки генератора — зачем они нужны?

Довольно часто (особенно в старых моделях) бывают такие случаи, когда при резком увеличении скорости движения происходят разные на первый взгляд необъяснимые вещи: тускнеет свет приборной панели или фар, прикуриватель и (или) магнитола работают с перебоями. Водители, не закалившись в холодном озере многолетнего опыта, ошибочно могут подумать на сгоревшие предохранители, проводку или замыкание приборов. Для проработки всех этих версий может уйти целый день и даже больше. Но каково будет удивление водителя, когда выяснится истинная причина неисправности, что вся суть проблемы из-за каких-то небольших кусочков металла черного цвета, именуемых щетками генератора.

Исходя из уроков физики 9 ли 8 класса, всем известно, что в состав любого генератора должны входить две основные части, одна из которых подвижная (ротор), а вторая, соответственно, неподвижная (статор). Каждая из частей имеет медную (в большинстве случаев) обмотку. Под действием магнитной силы ротор начинает вращаться, питаясь электричеством через якорь и еще две детали из металла. А называются они щетками генератора. Из-за постоянного воздействия силы трения все детали понемногу изнашиваются из-за постоянного вращения ротора. Происходит это в любом случае, независимо от качества материала деталей (а он действительно крепкий).

Замена щеток на ВАЗ-2107 и других похожих моделях — существует ли разница?

Для начала стоит уточнить, что щетки генератора — это такие детали, замена которых требуется чаще всех. По этой причине разработчики создают специальные конструкции генераторов, чтобы водитель смог без проблем провести замену. Процесс их изнашивания довольно долгий, он зависит от срока эксплуатации автомобиля, а также от интенсивности нагрузки. Приобретая подержанный автомобиль с достаточно большим пробегом, не стоит ждать, пока детали износятся и перестанут полноценно функционировать. Лучше сразу произведите замену. К счастью, небольшая стоимость позволяет это.

Люди, далекие от особенностей строения их транспортного средства, вполне могут подумать, что производство разных моделей на одном заводе делает процесс замены одинаковым (речь идет о популярных отечественных моделях). Если честно, то такая догадка является верной. Можно сказать даже больше: практически все модели с двигателем внутреннего сгорания имеют одинаковый процесс замены.

Неисправности генератора

«Жигулёвский» генератор является довольно надёжным узлом, но и его элементы со временем изнашиваются, что приводит к появлению проблем. Неисправности могут быть различного характера, о чём свидетельствуют характерные признаки. Поэтому на них, а также на возможных неполадках стоит остановиться подробнее.

Горит или мигает лампочка разряда АКБ

Если вы наблюдаете, что лампочка заряда АКБ на работающем моторе постоянно горит либо мигает, то причин такому поведению может быть несколько:

  • недостаточное натяжение ремённого привода генератора;
  • обрыв электрической цепи между лампой и генератором;
  • повреждение цепи по питанию роторной обмотки;
  • неполадки с реле-регулятором;
  • износ щёток;
  • повреждение диодов;
  • обрыв или замыкание в катушках статора.

Водитель сразу же заметит сигнал отсутствия заряда АКБ, так как лампа начинает светиться на панели приборов ярко-красным цветом

Отсутствует заряд АКБ

Даже при рабочем генераторе заряд на аккумулятор может не поступать. Этому могут сопутствовать следующие причины:

  • прослаблен ремень генератора;
  • ненадёжная фиксация проводки к генератору либо окисление клеммы на АКБ;
  • неполадки с аккумулятором;
  • проблемы с регулятором напряжения.

Если на АКБ не поступает заряд, значит, генератор или регулятор напряжения вышли из строя

АКБ выкипает

Причин, по которым аккумулятор может выкипать, не так уж много, и связаны они, как правило, с превышением напряжения, поступающего на него:

  • ненадёжное соединение между массой и корпусом реле-регулятора;
  • неисправен регулятор напряжения;
  • неисправен аккумулятор.

Однажды я столкнулся с такой проблемой, когда реле-регулятор вышел из строя, что проявлялось в виде отсутствия заряда АКБ. На первый взгляд, сложного в замене этого элемента ничего нет: открутил два винта, вынул старое устройство и установил новое. Однако после приобретения и установки нового регулятора возникла другая проблема — перезаряд аккумулятора. Теперь на батарею поступало напряжение более 15 В, что приводило к кипению жидкости в нём. Долго ездить с такой неисправностью нельзя и я начал разбираться, что же привело к её возникновению. Как оказалось, причина сводилась к новому регулятору, который попросту некорректно работал. Пришлось покупать ещё один реле-регулятор, после чего заряд вернулся к нормальным значениям. Сегодня многие устанавливают трёхуровневые регуляторы напряжения, но я пока не пробовал, поскольку уже несколько лет с зарядом проблем не возникает.

Плавится провод генератора

Довольно редко, но всё же случается, что провод, идущий от генератора к АКБ, может плавиться. Такое возможно только в случае короткого замыкания, которое может произойти в самом генераторе либо при контакте провода с массой. Поэтому нужно внимательно осмотреть силовой кабель, и если с ним всё в порядке, проблему стоит искать именно в источнике электроэнергии.

Генератор шумит

Во время работы генератор хоть и издаёт некоторый шум, но не настолько громкий, чтобы задумываться над возможными неполадками. Однако если уровень шума довольно сильный, то с устройством возможны следующие проблемы:

  • выход из строя подшипников;
  • открутилась гайка шкива генератора;
  • замыкание между витками катушек статора;
  • шум от щёток.

Приступаем к процессу замены

Постепенно подходим к тому, как нужно проводить замену. Процедура это намного сложнее от, скажем, замены лобового стекла, поэтому вам изначально необходимо защитить себя от возможного поражения электрическим током. Для этого нужно отсоединить клемму массы на аккумуляторной батарее. Несмотря на то, что напряжение в электрической цепи автомобиля не столь велико, как, например, в электричке, но даже одна случайная искра, попавшая на вас, может стать довольно ощутимой.

Месторасположение генератора на модели ВАЗ-2107 и других ее «коллег» (2110 и 2114) практически одинаковое — он установлен в правой половине подкапотного пространства. Иными словами, он находится рядом с фарой главного света со стороны пассажира. Причем абсолютно нет никакой разницы, передний привод у машины или задний — разработчики Жигулей не изменяют своему стилю, придерживаясь своих же традиций. Металлический корпус присоединяется к движку несколькими гайками крепления. Узнать генератор вы сможете по маховику и натянутому на него приводному ремню.

Теперь нужно определиться с выбором процедуры замены. Для тех, кто не в курсе, замену щеток генератора можно осуществить двумя способами:

  • со снятием генератора;
  • без снятия.

Главным отличием этих способов является то, что после замены вам нужно будет настраивать натяжение приводного ремня. Но если для ВАЗ-2110 и 2114 регулировка не составит никакой сложности, то владельцы ВАЗ-2107 столкнуться с трудностью, связанной из-за плохой компоновки механизмов. Выбирайте способ, который вам больше всего подходит.

Далее нужно придерживаться определенного порядка.

Шаг 1. Снимите защитную крышку, установленную на корпус генератора.

Шаг 2. Извлеките клемму питание из гнездового разъема.

Шаг 3. Для того чтобы снять интересующие в данном случае детали, нужно отвинтить 2 болта крепления. Затем снимите держатель щеток с держателем.

Шаг 4. Проведите визуальную оценку состояния щеток: выступ из своего гнезда должен быть не более чем на 5 миллиметров. После этого произведите замену.

Шаг 5. Произведите обратную сборку.

Представители автомобильной промышленности уже давно решили пойти водителям навстречу, создав специальный держатель, в комплект с которым входят щетки и регулятор напряжения. Его стоимость порядком выше от стоимости комплекта порядком на 150-200 рублей. Разумеется, все пытаются при любой возможности сэкономить, однако перед совершением покупки задумайтесь: много ли вы сможете сэкономить таким образом? К тому же проводить такую замену вы будете не очень часто (в некоторых случаях замена щеток производится всего лишь несколько раз за весь период использования авто).

Причиной неисправности также может стать и регулятор напряжения. Перед тем, как установить блок в генератор, соедините провод аккумуляторной батареи (плюсовой) с штекерным разъемом блока, а минусовой — с корпусом. После подключения проводов нужно подключить к щеткам реостат и 3-вольтовую лампочку. При правильном подключении лампочка должна загореться. Меняйте напряжение понемногу, передвинув его показатель с отметки 12 на отметку 16 В. После того, как вы достигли 16 В, подключенная лампочка должна погаснуть. Если лампочка все еще горит, то регулятор напряжения, скорее всего, неисправен.

Технические характеристики генератора

Основные характеристики генератора следующие:

  • предельная сила тока при напряжении 14 В и скорости вращения роторной части 5000 об/мин;
  • лимиты регуляции напряжения — 14,1±0,5 Вольт;
  • предельная скорость кругового вращения роторной части — 13000 об/мин;
  • пропорция передаточного числа в паре мотор-генератор — 1/2,04.

Из списка видно, сколько выдает генератор ВАЗ 2106 по значению силы тока

Это важно для проверки его функционала. Часто автолюбители задаются вопросом, какой генератор необходимо устанавливать на транспортное средство

Для интересующихся водителей поясняем, что «шестерка» оснащена электрической машиной с номенклатурным номером Г-221, а автомашина «Нива» с аналогичным мотором оборудована изделием под наименованием Г-222.

Также водителей интересует размер ремня генератора, который в штатном исполнении имеет длину окружности 944 мм. В крайнем случае, возможна установка ремня размером 930 мм. И, наконец, самый «болезненный» ценовой вопрос — сколько стоит генератор в автомобильном магазине запчастей. Сообщаем, что разброс цен составляет от 1500 до 2100 рублей. Установив новый мощный генератор, автолюбитель гарантирует корректную работу этого изделия на продолжительное время.

Также многие автолюбители ищут реле генератора, предназначенное для контроля зарядки, в электромашине. Оно находится на правом брызговике в силовой части под капотом. Существуют некоторые неисправности генератора, которые можно определить по функции работоспособности лампочки контроля зарядного тока. Также выходят из строя щетки генератора, которые достаточно часто подлежат износу.

При износе этих изделий, который определяется размером выступа из держателя изделий меньше, чем на 0,5 см, требуется замена щеток генератора с предварительной подготовкой посадочных мест. Они должны быть очищены от грязи и угольной пыли, а также от подтеков масла. Для повышения жизненного цикла генератора рекомендуется усвоить следующие правила:

  1. Осуществлять постоянный контроль над соединением изделия с АКБ и правильность подсоединения источников электрической цепи. Иначе это чревато выходом электрической машины из строя.
  2. Категорически запрещается длительная эксплуатация электромашины с АКБ, отсоединенным из цепи «генератор-батарея», т.к. это приведет к высокой разности потенциалов на контакте «30» и выводу из строя выпрямителя системы.
  3. Крайне не рекомендуется тест этой электрической машины «на искру», т. е. создание искусственного режима КЗ. Это приводит к выходу изделия из строя.
  4. При тесте вентилей электромашины не увеличивать напряжение более, чем 12 Вольт, т.к. появляется опасность режима КЗ и «пробития» вентилей системы.

При производстве сварочных работ на транспортном средстве требуется обесточить данное изделие полностью, во избежание появления различных дефектов.

Проверка щеток

Для проверки неисправности щеток потребуется лампочка 12 В.

На клемму кидаем плюс, на клемму массы кидаем минус. Лампочка загорается, проводим проверку дальше. Добавляем напряжение до 16 В, если лампочка продолжает гореть, это и есть главный признак неисправности щеток.

Проверка исправности щеток

В таком случае перед постановкой новых щеток стоит еще проверить выступ графитовых контактов. Нормальным выступом считается, выступ не менее 0,5 сантиметра, после чего ставятся новые щетки, и все устанавливается назад, исходя из вышеперечисленных действий.

Бывает такое, что ремонт генератора, не заканчивается только на замене щеток. Если вовремя не выявить износ щеток, то происходит износ и остальных деталей генератора, так как все элементы генератора взаимосвязаны. Именно поэтому после замены одних щеток, неисправность в генераторе полностью не исчезнет, но на некоторое время исчезнут признаки поломки.

При замене щеток лучше всего снять генератор и рассмотреть его, попытавшись выявить, какие неисправности могут быть в нем еще.

Замена на ВАЗ 2110

На автомобилях ВАЗ 2110 от работы генератора, главным образом, зависит заряд аккумулятора. Если после запуска двигателя лампочка заряда аккумулятора продолжает гореть, это означает, что есть неисправность в генераторе. И в большинстве случаев это означает, что пришло время сменить щетки генератора. Замена щеток генератора также не затруднительна.

Что потребуется

Для замены щеток потребуются набор инструментов и перчатки. Кроме того, нужны упоры для задних колес.

Перед самой заменой щеток генератора удобнее будет снять генератор.

Снятие генератора

  • Будет удобнее, если загнать авто на смотровую яму. Если снятие устройства производится не на яме, поддомкратьте переднюю часть машины.
  • Установите противооткатные упоры.
  • Открыв капот, отключаем питание снятием провода с клеммы минус.
  • Следует открутить болты защиты картера и снять ее.
  • Немного ослабим гайки, находящиеся сверху и снизу генератора.
  • Откручивается болт регулировки.
  • Снимается ремень генератора.
  • Снимается клемма выхода Д.
  • Удаляется резиновый чехол.
  • Откручивается гайка крепления штекера.
  • Отсоединяется штекер от болта с контактами
  • Гайку, находящуюся внизу и вверху креплений генератора, нужно открутить и снять.
  • Затем снимают натяжную планку, втулку распора.
  • Придерживая генератор, вынимают оставшийся болт крепления.
  • Все – генератор снят.

Замена щеток

Лучше всего проводить разборку генератора на чистой поверхности, можно постелить ткань.

  • Ставим генератор так, чтобы шкив оказался внизу.
  • Увидев пружинистые держатели, нужно отщелкнуть их плоской отверткой.
  • После чего можно снять крышку генератора.
  • Теперь понадобится крестовая отвертка, чтобы открутить винты, которые удерживают узел с щетками.
  • Вытаскивается сам щеткодержатель.
  • С щеткодержателя снимается клемма.
  • Откручивается гайка с болта контактов.
  • Увидев две пружинистые шайбы, убираем их.
  • Отсоединяется провод конденсатора.
  • Винт, крепящийся на конденсатор, откручивается.

Перед заменой щеток на ВАЗ 2110 проверяется размер выступа контактов и вся процедура проводится в обратной последовательности.

Как заменить щетки на снятом генераторе

При снятом генераторе работы по замене щёток пройдут заметно легче. Имея доступ со всех сторон, легко рассмотреть износ щёток и провести их замену. Главной проблемой в этом варианте станет снятие генератора с автомобиля. Нужно открутить крепёжный болт генератора, ослабив натяжение ремня, снять его и открутить крепёжные болты, соединяющие генератор с корпусом двигателя.  Если генератор получится достать сверху, считайте, что вам повезло. Нередки случаи, когда для снятия генератора приходится снимать не только воздушный фильтр и патрубки, но даже снимать радиатор.

В первую очередь нужно очистить крепёжное место щёткодержателя от грязи и пыли. Можно протереть его растворителем и потом продуть сжатым воздухом. После этого нужно снять щётки, для этого их нужно отпаять. Оставив генератор без щеток, обязательно зачистите все контакты и проверьте пружины на упругость. Желательно после этого отполировать  контактное кольцо.

Монтаж новых щёток следует производить в обратном порядке, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Рекомендуется при процедуре замены щёток менять и подшипники генератора. При установке генератора на автомобиль главное — это правильно отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении ремень будет проскальзывать на роликах.

Бывает так, что компьютер в автомобиле начинает показывать неисправность генератора сразу после замены щёток. Это происходит из-за недостаточной притирки новых деталей.  В процессе эксплуатации они притрутся, и ошибка пропадёт. Если ошибка не исчезает, причина в залипании корпуса из-за избыточного количества грязи. Эта проблема легко устраняется продуванием деталей сжатым воздухом. Перед тем как проверить работу генератора обязательно осмотрите щётки на предмет наличия сколов и трещин. Часто на новых деталях имеются производственные дефекты.

Бывает так, что щётки меняются в сборе с реле регулятором генератора. В этом случае процесс замены проходит следующим образом:

  1. От АКБ отсоединяется минусовая клемма;
  2. С плюсового провода нужно снять резиновый наконечник;
  3. Производится демонтаж генератора (при необходимости нужно снять корпус воздушного фильтра);
  4. Достаётся блок щёток с регулятором реле;
  5. Извлекаются фиксирующие пружины;
  6. Откручиваются щётки;
  7. Отсоединяется вся связанная с ними проводка;
  8. Устанавливается новый блок.

Подключение генератора происходит только после проверки отсутствия дефектов на новых щётках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим автомобиль.

Видео

Инструкцию по замене щеток без снятия генератора смотрите ниже:

Одной из главных причин падения зарядки на автомобиле ВАЗ 2107 является выход из строя щеток с регулятором напряжения. Обычно они ходят довольно долго, но при достаточном износе зарядка все равно пропадает и их необходимо будет заменить. Вся работа выполняется достаточно быстро, и для большей наглядности я буду показывать данный ремонт на снятом с автомобиля генераторе.

Итак, для этого нам понадобится крестовая отвертка и все. Ниже на фото показано местоположение щеткодержателя:

Берем крестовую отвертку и ею откручиваем один болтик крепления щеток к генератору:

После этого можно их вынимать из посадочного места:

Далее необходимо проверить, насколько выступают щетки, то есть их рабочую площадь по высоте. Убедитесь, что она составляет не менее 12 мм. Если это значение не достигнуто, то щетки нуждаются в замене. Также стоит обратить на равномерность износа:

При необходимости меняем данную деталь, цена которой не более 50 рублей в большинстве магазинов. И после этого производим установку в обратном порядке.

Наиболее частой проблемой с генератором ВАЗ 2106 является плохая зарядка аккумулятора, что в некоторых случаях может быть вызвано изношенными щетками. Для большего удобства лучше все работы проводить на снятом генераторе. Чтобы его снять, ознакомьтесь с инструкцией по демонтажу генератора.

Щетки крепятся в задней части устройства при помощи щеткодержателя, который фиксируется к корпусу одни болтиком.

Откручиваем его крестовой отверткой, как показано на картинке ниже:

После чего вынимаем из корпуса генератора, так как больше никаких креплений нет:

Теперь стоит обратить внимание и измерить линейкой длину щеток, насколько они выступают из держателя. Если их длина менее 12 мм, то необходимо щетки заменить новыми.

В случае достаточного износа заменить старые щетки новыми, цена которых в магазинах автозапчастей составляет примерно 20 рублей. Деталь копеечная, так что ремонт обойдется в гроши! Установка производится в обратном порядке.

Источники

  • http://auto-wiki.ru/zamena-shhetok-generatora-na-vaz/
  • http://zarulemvaz.ru/kak-zamenit-shhetki-generatora-na-vaz-2107/
  • http://vaz2106-remont.ru/zamena-shhetok-na-generatore/
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПорталМашин.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: