Замена термостата на Ваз 2109
Для снятия и установки термостата Ваз 2109 с карбюраторным двигателем необходимо слить охлаждающую жидкость с системы охлаждения, на рисунке ниже показана как можно слить охлаждающую жидкость:
1 — пробка сливного отверстия радиатора, 2 — термостат, 3 — шланг к подводящей трубе насоса, 4 — шланг к расширительному бачку, 5 — нижний шланг радиатора (отводящий)
Перед тем, как снять термостат с Ваз 2109 его следует проверить — это делается в случае, если двигатель перегревается во время работы или медленно прогревается до рабочей температуры. Для проверки термостата на автомобиле Ваз 2109 запустите двигатель и потрогайте рукой нижний шланг радиатора. Он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 87–92 °С, шланг должен начать нагреваться. Если этого не происходит, нужно снять термостат и проверить его работоспособность.
Устройство термостата Ваз 2109:1 – входной патрубок от радиатора, 2 – резиновая вставка, 3 – твердый термочувствительный наполнитель, 4 – пружина перепускного клапана, 5 – входной патрубок от двигателя, 6 – перепускной клапан, 7 – выходной патрубок к насосу, 8 – пружина основного клапана, 9 – основной клапан, 10 – патрубок от расширительного бачка, 11 – поршень.
Замена термостата Ваз 2109 с карбюратором
Отверните болты крепления защиты картера и снимите ее
Отверните пробку расширительного бачка
Отверните пробку сливного отверстия блока цилиндров и слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров
Отверните пробку сливного отверстия радиатора и слейте охлаждающую жидкость из радиатора
Ослабьте затяжку хомутов
Отсоедините три шланга от корпуса термостата
Ослабьте затяжку хомута и снимите термостат Ваз 2109 со шлангом. Затем отсоедините короткий шланг от термостата
Опустите термостат в воду, подогретую до 78–80 °С. Нагрейте воду, постоянно перемешивая ее, до (87±2) °С
При температуре (87±2) °С основной клапан термостата должен начать открываться. Если этого не происходит, замените термостат. Установка термостата на Ваз 2109 выполняете в порядке, обратном снятию. После установки залейте охлаждающую жидкость.На этом проверка и замена термостата завершена.
Установка нового термостата
Перед тем как поставить работающее устройство, надо очистить от грязи и ржавчины место его расположения. На обезжиренную поверхность накладывают тонким равномерным слоем любой нейтральный герметик. Следует подождать по крайней мере 10 минут для того, чтобы он слегка подсох. После этого устанавливается новый узел.
Под конец остается только залить в систему необходимое количество охлаждающей жидкости, следя за тем, чтобы не образовывались воздушные пробки.
Чтобы убедиться, что все функционирует в штатном режиме, требуется завести силовую установку и осмотреть все соединения на предмет протечек. При обнаружении последние ликвидируются путем затягивания крепежных хомутов.
В подавляющем большинстве случаев после замены старого термостата все неприятные симптомы пропадают на долгое время.
На нижеприведенном видео процесс замены подробно показан:
Как проводится проверка
Прежде всего, стоит указать, что на ВАЗ-2109 (с двигателем на 8 клапанов, как, впрочем, и на 16) для проверки сливать ОЖ не нужно. Процедура такова:
- заводят мотор;
- проверяют температуру нижнего патрубка, выходящего из радиатора.
В норме он должен оставаться холодным, поскольку жидкость циркулирует только по малому контуру. Нагрев его происходит постепенно. По мере того как ОЖ достигает температуры в пределах от 87 до 92 градусов и воск в термостате тает, открывается заслонка и начинает работать большой круг. Если этого не произошло, то термостат придется менять.
Перед тем как купить новый проверьте, действительно ли старый испорчен. Сделать это нетрудно, достаточно положить прибор в кастрюлю с водой (на тряпку) и нагреть ее до 87-90 градусов. Исправный прибор откроет основной клапан.
Если возникла необходимость снять термостат, то без слива ОЖ обойтись не удастся. Некоторые умельцы утверждают, будто у них получалось избежать вышеназванной процедуры, но на поверку оказывается, что такой вариант требует гораздо больше трудозатрат и все равно приводит к потере 3-х из 5 литров жидкости. Потому лучше не мучится и сделать все, как положено. Для этого откручивают пробку, расположенную в нижней части радиатора, и сливают ОЖ в подходящую тару. Затем:
- снимают воздушный фильтр;
- ослабляют хомуты удерживающие шланги;
- отключают массу от термостата;
- раскручивают гайку и шпильку удерживающие прибор.
Что такое термостат?
Как видно из самого названия устройства, оно что-то делает с температурой. А если конкретнее, то с его помощью происходит переключение потоков жидкости в системе охлаждения. Причем термостат, карбюратор или инжектор находятся в основе системы впрыска бензина, имеет одинаковый состав и конструкцию корпуса. При работе любого мотора необходимо обеспечивать подогрев дроссельного узла. А он присутствует в любой системе впрыска: и в карбюраторе, и в инжекторе.
Основа любого термостата – это специальная пластина, которая изготовлена из материала, называемого биметаллом. Он реагирует на изменение температуры и способен деформироваться из-за этого. На данном эффекте и основано переключение потоков воздуха: пластина двигает клапан, который фиксируется пружинами. Преодолев их усилие, пластина перемещает клапан, открывая потоку жидкости путь к основному радиатору для обеспечения эффективного охлаждения.
Особенности снятия и замены термостата на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
Срок службы термостата системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 – 50-60 тысяч км пробега. Это в лучшем случае. Бывает, что его приходится менять гораздо чаще. Рассмотрим как быстро, с минимальными затратами заменить термостат.
— Новый термостат
Для системы охлаждения двигателей 2108, 21081, 21083 (термостат 2108-1306010-10 или 2112-1306010).
— Четыре хомута на патрубки
В случае если старые уже не пригодны или есть сомнения в их способности нормально обжать патрубки.
— Крестовая отвертка или ключ на 7 мм
Подготовительные работы
На двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 доступ к термостату для его замены довольно неплохой. Единственная проблема – необходимо сливать охлаждающую жидкость, что при наличии грязезащитных брызговиков двигателя и листа защиты поддона, трудоемкое занятие.
Поэтому будем сливать жидкость с блока подогрева карбюратора Солекс.
Снимаем с него длинный шланг (ослабив хомут) и сливаем жидкость в емкость объемом не менее четырех литров (или в несколько пластиковых бутылок). Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя упадет гораздо ниже термостата и его можно будет быстро снять и заменить новым.
Замена термостата системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Ослабляем крепление четырех хомутов термостата
Делаем это при помощи крестовой отвертки или ключа.
— Снимаем старый термостат
— Устанавливаем новый термостат
Перед установкой насухо протираем патрубки, идущие к термостату. При наличии старого герметика тщательно удаляем его. Новый термостат устанавливаем без герметика. Так как оторвавшиеся его куски могут закупорить каналы системы охлаждения (а это нарушение циркуляции ОЖ и перегрев двигателя). При необходимости меняем хомуты на патрубках.
— Доливаем охлаждающую жидкость до нормы
Запускаем двигатель и выгоняем воздушные пробки из системы, проверяем работу системы охлаждения двигателя с новым термостатом (должны постепенно, по очереди прогреваться первый и второй круги системы охлаждения, а затем включаться вентилятор на радиаторе).
Примечания и дополнения
— Установка нового термостата – повод попутно проверить состояние патрубков системы охлаждения, чистоту пробки расширительного бачка, крепление хомутов.
Еще статьи по системе охлаждения двигателя 2108, 2109, 21099
— Особенности замены охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателей 2108, 21081, 21083
Замена термостата
Старый снять, установить на его место новый – это и вся процедура замены. Но требуется внимательно осматривать все патрубки системы. Подключен термостат ВАЗ-2109. Инжектор или карбюратор в системе впрыска — не имеет значения.
При проведении работ особое внимание уделите хомутам. Старые использовать крайне нежелательно, лучше установить новые
Причем важным критерием является надежность. Хомуты червячного типа очень нежны: стоит сделать чуть большее усилие, как он разрушается. Да и возможность повредить патрубок очень высокая. Если чрезмерно затянуть хомут, то можно пробить резину. Но и слабо затягивать, конечно, нельзя, так как появятся течи жидкости. Другими словами, это палка о двух концах. И небольшой совет: перед установкой желательно нанести герметик тонким слоем на поверхность термостата, которая будет соприкасаться с патрубком.
Установка термостата Ваз 2109 (карбюратор)
Задача: установить термостат карбюратора с Гранты в ВАЗ 2109
Ниже штатная схема гранты.
Основная проблема в кране печки. Если он будет закрыт и большой круг тоже будет закрыт (на картинке ниже помечено красными полосками), то антифризу просто будет некуда идти и его выпрет весь через бачок.
1. Самый простой вариант просто отключить кран печки и ездить так, в итоге весь антифриз будет идти через печку, будет точно очень тепло, но летом вы останетесь без возможностей печки. Либо включите и сгорите в адском пламени
2. Добавление ещё одного контура.
Варианты как это сделать: Можно поставить тройники, либо заморочится как я и приварить доп штуцера на приёмную трубу «саксафон» и на сам термостат. Ниже на картинке зелёной линией показано как это будет.
В итоге мы получаем при закрытой печке циркулирующий антифриз через наш новый контур.
Ладно хватит теории поехали к практике.
Берём штатный грантовский термос.
И ввариваем в него ещё один штуцер (я взял от старого термостата)
Далее «Сакс» Я взял оригинальный сакс с гранты выглядит он так.
И ввариваем в него ещё два штуцера 1 для нашего нового круга, второй (маленький) для обратки с карба.
Тоже аргон и пульнул сверху чёрной краской
Снимаем старый термос, выкручиваем старые шпильки, на их место ставим новые «М8 длинной 85мм» получается как то так.
Ну и примеряем новый термос
Аналогично меняем старый «сакс» на новый, там фоткать вообще негде, разве что для сравнения вот вам фото старого и нового.
Дальше патрубки. В целом остаются все штатные (с небольшими подрезаниями) кроме двух. 1-й нижний патрубок от радиатора до термоса с гранты и 2-й это грантовский патрубок от расширительного бачка до «сакса».
Ну и последнее это соединить наш новый контур. отверстия на термосе и саксе оказались очень близко друг к другу.
Верхний термостата и дальний (самый верхний на фото) сакса
Чтобы их соединить отлично подошел кусочек патрубка кажется с волги от печки у него как раз резкий S образный изгиб.
Остальное подключаем по грантовской схеме.
Выходит как то так.
Итак всё готово осталось приправить всё это дело свеженьким японским антифризом (предварительно промыв систему) и можно тестировать
Результат: всё отлично работает, машина стала греться быстрее, температуру держит чётко 85 градусов (в холод) и 90-95 (в тепло)
Работы по замене термостата в ВАЗ 2109 выполнены
Чем лучше термостат с «десятки»?
Конечно, речь идет не о тех моделях, которые ставились на первые выпуски «десяток». Термостат ВАЗ-2109 (карбюратор) очень похож на тот, который устанавливался в первые модели «десяток». Но сейчас речь о более современных моделях. Их основное преимущество в том, что сведено к минимуму количество хомутов. Зато крепление термостата к блоку двигателя выполнено не при помощи короткого патрубка. Корпус прикручивается к блоку ДВС с использованием двух шпилек. Датчик температуры вкручивается в термостат, следовательно, второе отверстие нужно глушить.
Кроме того, при установке термостата с «десятки» на «девятку» появляется возможность немного сэкономить, ведь можно менять только чувствительный элемент. Среди пассивных преимуществ – освобождение места под капотом. Корпус термостата становится сантиметров на пять короче, что дает возможность без особого труда добраться, например, до регулировочных гаек тросика сцепления.
Данные термостата
ООО «Орловский завод «ПРОМПРИБОР»
Вес 524 гр., длина 150 мм.
Расстояния между патрубками:
между передними 115 мм,
между крайними задними 110 мм,
смещение «правый-передний — правый-задний» 20 мм.
Диаметры отверстий, внутренний/наружный:
— 3 больших 27/33 мм;
— 2 малых 14.5/20.5 мм;
— внутреннее (байпасное) 12 мм.
статья о различии систем охлаждения ВАЗ
Впечатления и опыт использования
В целом, доволен. Однозначно удобнее и быстрее менять термоэлемент — это многого стоит. Думалось, будет более быстрый прогрев, по-прежнему хочется ускорения прогрева. Температура держится стабильно, после нагрева в пробках быстро сбрасывает. Каких-то проблем с ОЖ не замечено.
Демонтаж
Сначала снимается старый термостат, выпускной патрубок (деталь 2108-1303014-10) и 2 коротких промежуточных шланга — всё это больше не понадобится.
Далее нужно разобраться с подводящей трубой помпы. На 2108 стоит труба «с крючком», а термостат 21082 требует более короткую трубу, «без крючка». Можно заменить штатную трубу на трубу то ли от ВАЗ-2110, то ли от ВАЗ-2112 (деталь 1303055). Выяснить точно, от какой модели нужна труба, так и не удалось — в магазинах порядочная путаница. При покупке следует внимательно смотреть соответствие крепления и патрубков на трубе, в т.ч. длинного патрубка отопителя справа — их наличие и направление может отличаться.
На этом демонтаж полностью закончен. Можно очистить места соединений, проверить шланги.
Проверка исправности термостата
Когда количество тосола в расширительном бачке достаточное, а двигатель, несмотря на это, перегревается, то поломка заключается в термостате. Такое может случиться, если он заклинил, находясь в закрытом положении. Также термостат клинит в открытом положении. Если это случилось, то мотор будет долго достигать рабочей температуры.
На инжекторных двигателях ВАЗ 21099 термостат располагается рядом с аккумулятором и расширительным бачком. Отличить его достаточно просто по подходящим к нему двум патрубкам.
Проверить термостат на автомобиле можно несколькими способами:
- Дотроньтесьдопатрубкарадиатора. Когдадвигательтолькозапустили, шланг, вслучае, когдасистемаохлаждениямотораисправна, будетхолодным, апотомрезкостанетгорячим, послеоткрытиятермостата. Вслучае, когдаэтонепроисходит, термостатнеработоспособен.
- Демонтируйтетермостат. Прикомнатнойтемпературеондолженнаходитьсявзакрытомположении. Поместитетермостатвёмкостьсводойтак, чтобыоннекасалсястенок. Нагрейтежидкость. Преждечемводаначнеткипеть, термостатдолженоткрыться. Есликраникнеоткрылся, тотермостатнеисправен
Принцип работы
Термостат нужно менять каждые 50 тысяч километров пробега, но агрегат может ломаться чаще.
Принцип работы термостата заключается в следующем:
Когда мотор запускают холодным, его требуется быстрее прогреть, поэтому охлаждающая жидкость двигателя проходит только через первый круг, который по длине меньше второго и не подходит к радиатору, а когда двигатель достигнет необходимой рабочей температуры, термостат открывает краник, чтобы охлаждающая жидкость проходила по второму кругу через радиатор, охлаждая двигатель и предотвращая перегрев.
Учтите, что термостат открывается на второй круг при температуре 70 градусов.
Можно ли установить термостат 2110 на «девятку»?
Отчасти на этот вопрос был дан ответ в прошлом пункте. Да, можно термостат ВАЗ-2110 на 2109 установить, причем совершенно не имеет значения, «девятка» карбюраторная или инжекторная. По сути, начиная с «восьмерок», двигатели используются одинаковые. Что уж говорить, даже на современных «Грантах» устанавливают двигатель, который используется на «восьмерках» и «девятках» с 80-х годов. Прогресс, ничего не скажешь. Конечно, вместо карбюратора теперь более современная инжекторная система впрыска, которая по европейским меркам устарела лет 5-10 назад. И практически все узлы являются взаимозаменяемыми. Существуют мелкие отличия, доработки, но это полную картину не меняет.
Подготовка к замене
Чтобы автомобиль был полностью готов к замене термостата, нужно дождаться, пока мотор остынет хотя бы до 40-50 градусов. На горячем проводить работы крайне опасно, можно получить ожог. Выполняется замена термостата на ВАЗ-2109 довольно быстро, самая сложная и нудная процедура – это опорожнение системы. Для этого нужно воспользоваться двумя сливными отверстиями, которые находятся в нижней части радиатора (заглушка выкручивается от руки) и в блоке двигателя (болт под головку на 13).
Но вот что делать, если в системе залит антифриз, который имеет довольно высокую стоимость? Надо же постараться его сохранить, чтобы не было накладно ремонтировать автомобиль. Для этого первым делом, открыв кран печки, выкручиваете хомут на патрубке, который идет к дроссельной заслонке. Через него необходимо слить максимально возможное количество антифриза. Да, процедура эта медленная, но зато она позволит сохранить практически всю жидкость. Лишь после нее можно выкрутить заглушку на радиаторе и на блоке ДВС. И не забывайте откручивать пробку на расширительном бачке, чтобы напор увеличился.
Заключение
Работ с термостатом не очень много, а как проверить термостат ВАЗ-2109, вы прекрасно знаете. Опустите в кипяток, если клапан открывается, то элемент исправен. Ремонту он не подлежит, поможет только полная замена. Если желаете улучшить показатели своего двигателя, то, конечно же, разумнее смонтировать термостат с «десятки». Правда, могут возникнуть небольшие трудности, например мотор не будет набирать температуру. В таком случае стоит пересмотреть подключение элементов системы. В остальном же, благодаря такой модернизации, теплообмен только улучшается.
10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.
9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.
7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.
Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.
Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.
20 фото кошек, сделанных в правильный момент Кошки — удивительные создания, и об этом, пожалуй, знает каждый. А еще они невероятно фотогеничны и всегда умеют оказаться в правильное время в правил.