Модный тюнинг
Сегодня на автомобили модно ставить проставки, увеличивающие колею. Работу по их установке, удобно производить вместе с заменой подшипника ступиц, передней и задней частей машины.
Сегодня проставки можно легко приобрести на любом авторынке. С их помощью, как многие считают, повышается управляемость (за счет расширения колеи), а также машина приобретает более «агрессивный» внешний вид. Проставки могут быть необходимы, также в случае установки легкосплавных дисков, не подходящих под стандартный вылет, или при желании заменить систему крепления колес — с болтов на шпильки.
Некоторые умудряются установить даже по две проставки на каждое колесо. Вот уж чего делать не стоит!
Хотя, естественно – личное дело каждого. Однако следует знать, что кроме якобы положительных моментов вы приобретете и ряд отрицательных:
- Нарушается распределение нагрузки на ступицы;
- Подшипники очень быстро разбиваются, их приходится менять значительно чаще;
- Больше страдают узлы подвески;
- При попадании в яму на скорости, может вывернуть, а то и оторвать колесо.
Поэтому, прежде чем устанавливать проставки, взвесьте соотношение пользы и вреда от них.
Регулировка
Проверка его работоспособности и регулировка выполняется следующим образом:
- Поднимите переднее колесо при помощи домкрата;
- Снимите колесо;
- Зубилом удалите защитный колпачок на подшипнике передней ступицы;
- Демонтируйте тормозные колодки;
- На поворотном кулаке следует закрепить держатель индикатора;
- Ножку этого индикатора уприте в ступицу, максимально близко к регулировочной гайке;
- На шпильки накидываются кольца накидных ключей, и затягиваются гайки. Удерживая их, ступица в осевом направлении проворачивается и смещается;
- При помощи индикатора определяется показатель перемещения или зазора. Если он составляет более 0,15 миллиметров, зазор обязательно нужно отрегулировать;
- Установите колесо на место, не используя защитный колпачок. Закрепите его двумя болтами, ввинченными диаметрально;
- Зубилом распрямите бортик на гайке подшипника и ключом на 27 (торцевым) демонтируйте гайку;
- Применяя момент затягивания 2,0 кг-см, закрутите новую регулировочную гайку;
- Ослабьте гайку, после чего вновь ее затяните, но теперь с моментом 0,7;
- Регулировочную гайку медленно отпустите на 25 градусов, в вертикальной плоскости проверните колесо. Должен появиться незначительный люфт;
- Проверьте зазор. Его показатели должны составлять в пределах от 0,08 до 0,02 миллиметра;
- В таком положении гайку застопорите с зачеканкой буртика в специальных пазах. Они расположены на поворотном кулаке в конце его цапфы;
- Удалите из защитного колпачка старую смазку и заложите новую. Около 25 граммов. Специалисты рекомендуют использовать Литол 24, хотя есть и достойные альтернативы;
- Монтируйте защитный колпачок на подшипник;
- Колесо устанавливается на свое законное место.
Подобная диагностика с элементами ремонта позволит продлить срок службы вашего подшипника ступицы. Если же регулировка не позволила вернуть зазор в необходимые параметры, подшипник следует полностью заменить.
Выполнение операции на заднем колесе
Этот узел имеет другую конструкцию, и замена подшипника ступицы на нем несколько отличается.
- Вместо суппорта нужно снять тормозной барабан. Для этого выкручиваются 2 шпильки, которые его крепят к ступице.
- Ступица выдавливается из посадочного места с помощью длинных (130 мм) болтов М12. Их надо вкрутить в отверстия ступицы так, чтобы они упирались в крепление цапфы. Дальше крутить их по очереди ключом, пока ступица не выйдет из гнезда.
- Остальные операции по разборке и замене детали выполняются идентично процедуре на передних колесах.
Нередко случается, что старая обойма после выпрессовки разрушенного подшипника остается на оси цапфы или ступице. С помощью подручных средств стянуть ее бывает трудно, поскольку деталь ставится с натягом. Можно попробовать ее аккуратно сбить, наставив зубило и нанося по нему точные удары молотком. Если предварительно подрезать обойму болгаркой с тонким отрезным кругом по металлу, то от ударов она может лопнуть и развалиться на 2 части.
В том случае, когда снять деталь не получается, надо отыскать съемник с двумя или тремя лапками и резьбовым штоком посередине. Приспособление этого типа имеется у каждого автослесаря и у многих автолюбителей, поэтому найти его не составит большого труда. Лапки с загнутыми концами зацепляют за старую обойму, при этом шток упирается в цапфу. Закручивая ключом, деталь стягивают с оси цапфы.
Варианты замены
Во-первых, менять подшипники ступицы желательно сразу на всех колесах. Причем, для заднего колеса замена значительно более проста, поскольку у него немного иное устройство.
Подшипник ступицы заднего колеса
Во-вторых, замену подшипника ступицы переднего колеса можно выполнить по-разному:
- Без демонтажа поворотных кулаков. В этом способе есть одно преимущество – не придется трогать болт, который регулирует развал колеса. Недостаток же тот, что работать очень неудобно;
- С демонтажем поворотных кулаков. Работу выполнять удобнее, к тому же в дальнейшем погрешности развала колеса будут сведены к минимуму, если вы перед тем, как открутите крепежные болты поворотного кулака, поставите одну метку, зафиксировав на стойке положение регулировочного болта. Второй меткой обозначьте положение кулаков. Этот метод удобен, если приходится также производить ремонт рулевой, ставить проставки и т.п.;
- Третий способ предусматривает снятие стойки. Самый тяжелый способ, но самый удобный в плане именно самой замены ступичного подшипника.
Диагностика
В ступице колес располагаются однорядные роликовые подшипники. Их там 2 штуки. Во время эксплуатации автомобиля они нуждаются в уходе. Этот уход включает в себя замену смазки и регулировку зазоров.
Чтобы проверить зазор или люфт, требуется свесить колесо и немного его покачать. Не всегда простая регулировка позволяет избавиться от люфта. При появлении шума при качении колеса, вероятнее всего, требуется замена подшипника передней ступицы на вашем ВАЗ 2110, поскольку он вышел из строя. Не редко ломаются сразу два подшипника.
Проверьте, свободно ли проворачиваются подшипники на оси, нет ли заеданий, а на кольцах должны отсутствовать следы износа, выкрашиваний. Если это имеется в наличии, обязательно следует разобраться в том, как поменять подшипник.
Инструкция по разборке и замене деталей
Снятие изношенного подшипника ступицы ВАЗ 2110 переднего колеса сложнее, чем заднего. Перед снятием колеса нужно ослабить гайку ступицы головкой на 30, предварительно сняв с него железную заглушку. Теперь можно откручивать и снимать колесо, подняв автомобиль домкратом. После этого снимается тормозной суппорт, для этого из него надо вытащить колодки и открутить сзади тормозного диска 2 болта крепления.
Следующая деталь — тормозной диск, он снимается после выкручивания двух шпилек, которые крепят его к ступице. Гайку ступицы надо полностью выкрутить, после чего отсоединить шаровую опору, открутив 2 болта. Теперь можно извлечь шлицевую часть полуоси из поворотного кулака и аккуратными ударами молотка через деревянную проставку выбить ступицу из посадочного места.
С помощью круглогубцев сжать и вытащить стопорные кольца. Используя съемник, выпрессовать подшипник. Сам съемник включает в себя 2 чашки, соединенные длинной шпилькой, на конце которой есть гайка на 17 мм. Выдавливание обоймы происходит за счет вращения этой гайки. Первые обороты могут потребовать усилий, поэтому лучше воспользоваться рычагом.
Для установки нового подшипника потребуется тот же съемник, так как обойма садится на свое место с натягом. Для начала надо вставить в паз одно из стопорных колец, обойма будет упираться в него при запрессовке. Деталь нужно ровно вставить в поворотный кулак с другой стороны, сверху на нее надеть съемник. Вращением шпильки вдавить подшипник на место до упора. Установить второе стопорное кольцо и произвести обратную сборку узла, прикрутить колесо.
После затяжки гайки ступицы головкой на 30 мм не забыть установить на место железный пыльник. Усилие затяжки должно быть средним, не переусердствуйте, иначе начнет гудеть и новый подшипник.
Методы диагностики
Диагностировать неисправность подшипника можно следующим образом.
- Домкратом поднять колесо и, взявшись двумя руками за его верхнюю и нижнюю части, подергать взад-вперед. Если ощущается люфт, то это свидетельствует об износе ступичного подшипника.
- Вращать колесо в разные стороны. Если подшипник неисправен, то будет слышен неприятный звук, при этом колесо может крутиться с рывками.
Заменить подшипник ступицы можно самостоятельно, хотя операция достаточно трудоемкая. Чтобы облегчить процесс, для работы потребуется специальный съемник для выпрессовки подшипника или его обоймы. Кроме него понадобятся такие инструменты и расходные материалы:
- набор гаечных ключей или накидных головок, в том числе под размер 30 мм;
- круглогубцы для извлечения стопорного кольца;
- домкрат;
- баллонный ключ;
- ветошь;
- перчатки тканевые.
Работы можно выполнять как на смотровой яме, так и без ее использования, на ровной площадке. Машину следует затормозить, подложив под колесо, находящееся по диагонали от снимаемого, 2 башмака.