Необходимые инструменты и подготовительные работы
Какой бы метод вы ни выбрали, вам понадобится в любом случае:
- молоток;
- зубило;
- набор ключей накидных, а также торцевые на 10 и 30;
- отвертка плоская;
- съемник (при наличии);
- оправка для выбивания подшипника;
- динамометрический ключ.
Машину устанавливают на ровной площадке. Позаботьтесь об освещении – используйте переносной прожектор. Авто выставляют на первую передачу, для дополнительной безопасности подкладывают колодки под задние колеса.
- подняв передок домкратом, откручиваем колесо;
- разблокируем контргайки, удерживаемые буртиком;
- свинчиваем болты суппорта, затем его убираем или просто подвешиваем.
Полезные советы
Выполняя следующие рекомендации, вы обеспечите более длительное использование новых подшипников:
- заменяя испорченную деталь, поставьте новую на оба передних колеса, так вся система будет работать стабильнее (после процедуры проверяют развал-схождение);
- подшипник охлаждают перед использованием, а поворотный механизм, наоборот, нагревают, это позволит провести прессовку с минимальными трудозатратами;
- старайтесь покупать новые запчасти в магазинах с хорошей репутацией, имеющих необходимые сертификаты соответствия и прочие документы, подтверждающие качество реализуемой продукции.
Замена без демонтажа стойки и съемника
В этом случае всю конструкцию необходимо полностью снять с автомобиля, в том числе поворотный кулак. Замена пришедшей в негодность детали производится прямо на стойке. Достоинством данного способа является отсутствие необходимости впоследствии заниматься сходом-развалом.
Все работы осуществляются в следующем порядке:
- снимается рулевой наконечник;
- выкручиваются верхние болты, держащие стойку (они находятся в подкапотном пространстве);
- далее она извлекается из ШРУС и вытаскивается из машины.
Подшипник меняют, а стойку монтируют на место.
В этом случае необходимо снять полностью поворотный механизм с установленной ступицей. Затем ее выбивают. По завершении работ придется проверить развал-схождение.
Последовательность действий здесь выглядит таким образом:
- снимается суппорт;
- свинчиваются болты, фиксирующие стойку;
- забирается поворотный механизм;
- извлекается затем ШРУС;
- со ступицы скручивают барабан;
- демонтируют защиту;
- освобожденный от других элементов кулак закрепляют в тисках;
- ступица выбивается, а после удаляется подшипник.
Как определить необходимость замены?
Сильный шум, гул подшипника задней ступицы ВАЗ 2109, 2110, “вой” сзади, усиливающийся на поворотах однозначно говорит о необходимости проверки состояния задних ступиц. Методы проверки довольно просты:
- обязательно застопорив колесо, диагонально – противоположное от стороны поддомкрачивания, необходимо поочередно вывесить каждое заднее колесо. (Почему каждое? Дело в том, что очень часто бывают ошибки с определением стороны гула, и еще чаще бывает необходимость с заменой обоих подшипников).
- при поднятом колесе, нужно постараться как можно сильнее раскрутить его. Если при этом вы услышите посторонние звуки, похожие на гул, дальше можно не проверять – необходима замена.
- если есть сомнения, можно еще проверить поперечный люфт подшипника, взяв за края колеса и покачав его к себе – от себя. Если вы при этом, почувствуете движение колеса на оси – необходима замена подшипника.
Инструкция по замене подшипника своими руками(видео):
Снимаем колпак ступицы
Откручиваем ступичную гайку
Отсоединяем крепление суппорта
Откручиваем штифты тормозного диска
Снимаем тормозной диск
Отсоединяем ступицу с вала
Снимаем стопорное кольцо
При помощи съемника извлеките сам подшипник. Замерьте диаметр на всякий случай, если подшипник еще не приобрели. А лучше возьмите его с собой.
Смажьте новый подшипник машинным маслом чтобы было легче потом запрессовать его обратно.
Обильно смажьте посадочное гнездо подшипника шрусом или литолом.
Установите при помощи того же съемника новый подшипник на место.
Поставьте на место подшипниковый узел и ступицу. Отложите в сторону съемник, он больше не нужен.
Далее соберите все в обратном порядке.
Обращаю Ваше внимание на то что, гайку шруса необходимо использовать новую. После осуществления замены подшипника его нужно отрегулировать
Для этого закрутите гайку до упора, затем немного откручивая проверяйте вращение колеса. Оно должно крутиться беспрепятственно. После чего проверьте на люфт. Возьмитесь за колесо обеими руками и подергайте его в вертикальной плоскости. Разрешается минимальный люфт. После всех проделанных действий, нужно накернить гайку. Для этого на шрусе предусмотрены две каемки. Уприте зубило в каемку и ударами молотка вогните в отверстие наружный край гайки. Это нужно для предотвращения вращения гайки при эксплуатации автомобиля. Через некоторое время проверьте натяжку подшипника. При необходимости повторите процесс регулировки. Ни в коем случае не эксплуатируйте автомобиль с неисправным подшипником, так как это может привести к плачевным результатам. Тем более что стоят подшипники недорого. Лучше вовремя осуществите замену и ездите со спокойствием и ощущением безопасности. Для наглядности смотрите видео:
Сборка
– все, начинаем процесс сборки подшипника задней ступицы на ВАЗ 2109, 2110. Для этого одеваем ступицу на ось (сняв болт, которым мы стягивали обоймы);
– закручиваем и подтягиваем центральную гайку (ставим обязательно новую), не забывая поставить упорную шайбу;
– одеваем и прикручиваем тормозной барабан и колесо;
– проверяем вращение (не должно быть никаких посторонних шумов);
– если все хорошо, опускаем автомобиль с домкрата;
– затягиваем колесо и центральную гайку (момент затяжки ступицы примерно около 20 кг\м, это довольно сильная затяжка, если нет динамометрического ключа, нужно рычагом не менее метра затянуть гайку с усилием в два раза превышающим, усилие затяжки колес);
– закерниваем гайку ступицы, затягиваем колеса.
Последовательность действий
- Гайка ступицы ослабляется с помощью торцовой головки на 30 и воротка. После этого головкой на 22 слегка ослабляются крепёжные болты на колесе.
- Под передние колёса устанавливаются противооткатные башмаки, в автомобиле включается первая передача. После этого заднее колесо с неисправным подшипником поддомкрачивается и снимается.
- С помощью рожкового ключа на 12 откручиваются 2 шпильки на тормозном барабане, после их извлечения с помощью ключа на 13 снимается и сам барабан.
- После снятия барабана открывается доступ к ступичной гайке. Она выкручивается.
- Теперь с помощью съёмника снимается сама ступица.
- Внутри ступицы есть стопорное кольцо. Оно извлекается с помощью круглогубцев.
- После удаления колец открывается доступ к неисправному подшипнику. Он извлекается с помощью съёмника.
- Тем же съёмником на его место запрессовывается новый ступичный подшипник, после чего производится обратная сборка ступицы и колесо устанавливается на место.
Замена при неснятой стойке
Такой способ позволит обойтись последующего без развала. Тут требуется снять:
- колесо вместе с диском;
- суппорт и непосредственно ступицу.
Замену производят прямо на машине, не снимая стойки. Здесь придется работать со съемником. Процедуру выполняют так:
- свинчивают болты с барабана тормозного и снимают его;
- убирают шаровые опоры;
- из передней ступицы вытаскивают ШРУС, а затем удалят и ее саму, воспользовавшись зубилом;
- из кулака поворотного вытаскивают стопорное кольцо (в нем находится внешняя часть испорченного подшипника);
- съемник устанавливают прямо на кулак;
- затягивая болт приспособления, выпрессовывают деталь;
Когда она полностью покинет цапфу, демонтируют защиту, потом снимается ступица, из которой извлекается внутренняя обойма.
Без съемника последнюю удалить также можно, но для этого понадобится зубило. Еще довольно просто надрезать болгаркой, а затем расколоть тяжелым молотком.
У кулака очищают внутреннюю поверхность от загрязнений и наносят на нее смазку (солидол). Съемник с новым подшипником устанавливают на место и впрессовывают его. Чтобы процесс прошел легче, его предварительно рекомендуется хорошенько охладить в морозильной камере.
Исправный узел вставляют внутрь кулака максимально ровно, стараясь не допускать перекоса. После монтажа подшипника, вновь надевают ступицу и при необходимости запрессовуют. Все остальные этапы работ производятся в обратном порядке.
Ступичную гайку необходимо затянуть при помощи динамометрического ключа (требуемое усилие составляет 20 Н*М).
Замена подшипника передней ступицы ваз 2109 своими силами
При долговременной эксплуатации автомашины ВАЗ-2109, тем более, совершая движение по прямому направлению, прослушивается гулкий шум справа или слева передней части. Шум усиливается, когда двигатель набирает обороты, когда же совершается поворот, он пропадает. Это говорит о том, что требуется замена подшипника передней ступицы ваз 2109. Примечательно, что замена подшипника на передней ступице ваз 2109может быть спокойно проведена своими силами.
Замена подшипника передней ступицы на ваз 2109
Этот шум, скорее всего, вызывает износ подшипника ступицы. Значит, требуется его замена. Подшипники желательно менять парой. Для проведения ремонта потребуется:
- гараж с ямой;
- домкрат;
- тиски;
- противооткатные башмаки;
- два подшипника ступицы – 2108-3104020.
Замена подшипника передний ступицы ваз 2109
Необходимые приспособления, инструмент:
- специальный съемник или оправка, можно использовать обойму старого подшипника;
- головка №30;
- болты 130х12 резьбовой шаг 1,25 мм, использовать винты с головки блока цилиндров;
- узкий бородок;
- набор ключей;
- пассатижи с круглыми концами;
- молоток слесарный;
- отвертка.
Подготовительный этап
Замена подшипника ступицы передний ваз 2109
Удалить защищающий колпак в месте крепления ступицы. Применить бородок, отвертку для выравнивания вмятин на бортике гайки:
- Поставить машину на ручник(см.Регулировка ручника своими силами);
- Включить первую передачу;
- Под задние колеса поставить противооткатные устройства. Использовать головку №30, для ослабления гайки.
Замена подшипников передней ступицы ваз 2109
Примечание: чтобы облегчить работу, нужно применить стальную трубу сечением 25-30 мм, длиною 50 см. Так же ослабить болты крепления обоих колес.
- Домкратом поднять передок;
- Поставить надежные подпорки под две стороны, чтобы разгрузить стабилизатор поперечной устойчивости от нагрузки для облегчения работы по разборке деталей подвески.
Ваз 2109 замена переднего ступичного подшипника
Потом следует выкрутить болты диска колеса, снять:
- колесо;
- направляющую тормозных колодок вместе с суппортом;
- тормозной диск.
Примечание: направляющую тормозных колодок с суппортом подвесить на пружину, исключив нагрузку на шланг.
Замена переднего ступичного подшипника ваз 2109
- Открутить гайку, которая крепит подшипник;
- Снять шайбу;
- Установить винты в отверстия тормозного диска, которые заготовлены заранее.
Замена переднего ступичного подшипника на ваз 2109
- Аккуратно закрутить их в ступицу, до выхода из резьбы на 1 мм.
- Резко ударить по краям винтов, выпрессовать ступицу.
Второй способ
Замена передних ступичных подшипников ваз 2109
Металлической щеткой все отсоединяемые винтовые резьбы очищаются от пыли, грязи, ржавчины. Далее нужно:
- Снять шаровую опору с поворотного рычага.
- Хвостовик наружного шарнира вытащить из обоймы подшипника.
- Повернуть ступицу, аккуратно ударяя по ней, удалить из поворотного кулака.
- Пассатижами с круглыми концами удалить стопорящие кольцевые шайбы.
Замена передних ступичных подшипников на ваз 2109
Использовать в работе съемник. Чтобы выпрессовать подшипник из поворотного кулака наружу, резьба должна упираться на внутреннюю обойму. Внутренняя обойма подшипника всегда остается на ступице. Если не удалось купить съемник, тогда:
- применить отвертку для снятия грязезащитного кольца;
- с помощью зубила сбить оставшееся кольцо;
- потом крупной наждачной бумагой или напильником аккуратно обработать посадочное место.
Третий способ
- Зажать ступицу в тисках.
- На болгарку установить отрезной диск, очистить место вокруг обоймы с обеих плоскостей до чистого металла ступицы.
- Потом удалить ее не прикладывая больших усилий.
Примечание. Удалить подшипник можно другим методом. Перед тем как отсоединять поворотный кулак поставить метку по месту расположения регулировочного болта зубилом, керном. Затем произвести выпрессовку ступицы. Когда происходит выпрессовка, он обычно разваливается.
https://youtube.com/watch?v=FzVUa8Yl9Bo
Установка подшипника
Первым одевается грязезащитное кольцо, боровком крепится на ступице. Очистить, смазать внутреннюю поверхность поворотного кулака. Потом съемником запрессовывается подшипник. При отсутствии оправки, запрессовать надо обоймами б/у подшипника.
Запрессовывать подшипник можно применяя нажим на наружную обойму:
- Установить подшипник;
- Одеть стопорное кольцо в поворотном кулаке.
- Съемником или оправкой произвести запрессовку ступицы в обойму.
- При проведении работ применять усилие на внутреннюю часть обоймы.
- От руки ее протянуть;
- Одеть диск колеса:
- Закрутить болты.
- Машину опустить с подставок.
- Когда передок автомобиля коснется пола, конструкция подвески окажется загруженной, протянуть гайки ступиц.
- Керном загнуть в двух местах бортик гайки, чтобы предотвратить, таким образом, самоскручивание гайки.
- Поставить на место защитные колпаки, после этого затянуть болты на дисках колес;
- Собрать весь инструмент, выгнать машину.
- Послушать работу замененных деталей в движении.
Стоимость подшипника передней ступицы от 320 руб. до 560 руб., в зависимости от завода производителя, комплектации. Самостоятельную работу по замене подшипника передней ступицы ВАЗ-2109 надо начинать после детального изучения литературы. Так же необходимо внимательно просмотреть видео, запомнить этапы проведения ремонта. Фото пронумеровать по регламенту очередности проведения процессов. После этого можно приступать к замене подшипника ступицы своими руками. Инструкция, представленная выше, поможет это сделать. Цена на ремонт будет низкой, ведь покупать придется только расходные материалы.
Подшипник ступицы является одним из важных компонентов ходовой части ВАЗ-2109. Установлены эти элементы на всех колесных ступицах. Они предназначены для регулирования свободного хода колеса по отношению оси и необходимы для того, чтобы движение автомобиля было плавным.
Если ступичный подшипник приходит в негодность, следствием этого становится перекос колеса при езде. Естественно, что скорость износа покрышек при этом увеличивается. В случае изношенности этого элемента до предела он может попросту рассыпаться при движении, в результате чего колесо внезапно окажется заблокированным и потеряет способность к вращению. Последствия такой неприятности, особенно на высокой скорости, предугадать не трудно – резкий занос машины с выбросом ее в придорожный кювет (если развалился подшипник правой ступицы) или на встречную полосу, под удар автомобиля, движущегося в противоположном направлении.
Чтобы не допустить подобного, следует регулярно контролировать состояние элемента и при обнаружении признаков неисправности (а также после выработки установленного производителем эксплуатационного ресурса) немедленно производить его замену. Следует помнить, что ступичный подшипник относится к расходникам, в связи с чем ремонт его не предусмотрен.
Признаки неисправного ступичного подшипника
ВАЗовские подшипники ступиц сами по себе являются устройствами достаточно прочными и надежными, и даже когда они выходят из строя, в большинстве случаев они продолжают добросовестно работать. Иными словами, если вы определите неисправность одного из них, у вас всегда будет возможность потихоньку добраться до станции техобслуживания или личного гаража своим ходом.
Понять, что подшипник ступицы пришел в негодность несложно. Его выдает характерный гул во время движения, или же хруст при проезде неровностей на небольшой скорости. Чтобы проверить свои подозрения насчет подшипника, стоит лишь вывесить колесо, приподняв кузов домкратом и, взявшись за него обеими руками, попытаться расшатать. Неисправный подшипник вы сразу же почувствуете благодаря образовавшемуся люфту. Колесо может нормально вращаться, но при этом возможны посторонние звуки и нарушение его нормального баланса.