Замена шаровых опор ваз 2108

Пошаговое видео замены шаровой опоры ВАЗ-2109

Предлагаем статью о том, как сменить шаровые опоры ВАЗ-2109 собственными руками с подробным руководством.

Шаровая опора – деталь автомашины, которая является узлом сочленения рычага подвески и ступицы управляемого колеса. В автомобилях с передним приводом, выпускаемых АвтоВАЗом, их две. Одна из шаровых опор (шаровая) расположена в передней левой части авто, другая – правой, рядом с колесом.

Как и любая автодеталь, шаровая со временем нуждается в замене

Но если принимать во внимание, мягко сказать, не очень хорошее качество российских дорог, то этому играющему большую роль в безопасности передвижения автомобиля узлу соединения следует уделять особое внимание. Отдельные автолюбители даже заносят шаровые опоры в список расходных материалов наряду с воздушными фильтрами, тормозными колодками и тому подобным

Определение неисправности шаровой опоры ВАЗ-2109

Конструктивная простота придает шаровой опоре необходимую степень надежности с определенным ресурсом работы. Он может колебаться в диапазоне от 15 до 150 000 километров. Это зависит от стиля вождения и состояния дорог, на которых происходит эксплуатация машины.

Основными признаками того, что шаровая нуждается в замене, являются:

  • стук в районе подвески при движении по неровным участкам дороги;
  • неравномерный износ покрышек;
  • произвольное смещение (виляние) автомобиля от осевой линии движения;
  • скрип подвески и увеличение прилагаемых усилий при рулении.

Все это сигнализирует о достижении шаровой опоры своего критического состояния и необходимости провести экстренную замену. Иначе при езде колесо может попросту отделиться от автомобиля. О результате такого происшествия даже не хочется упоминать.

  • комплект автомобильных ключей (накидные, рожковые);
  • монтировка;
  • молоток;
  • зубило;
  • специальный съемник рулевых наконечников и шаровых опор;
  • WD 40 (аэрозоль для очистки, смазки и защиты от коррозии механизмов и деталей) или другой аналогичный препарат;
  • домкрат;
  • смазка;
  • баллонный ключ;
  • щетка для зачистки металла.

В случае отсутствия съемника вполне можно обойтись молотком и монтировкой. Наличие данного ключа упрощает процесс замены, но принципиального значения не имеет.

Смена шаровой опоры на автомобиле ВАЗ-2109

  1. Устанавливаем автомашину на смотровую яму.
  2. Ставим на ручной (стояночный) тормоз и блокируем колеса противооткатными башмаками (можно использовать кирпичи).
  3. Головкой на 17 и воротком (баллонным ключом) срываем болты крепления переднего колеса. Не откручиваем их полностью, пока машина стоит на колесах!
  4. Поддомкрачиваем одну сторону и ставим на упор (заранее приготовленный пень или кирпичи).
  5. Окончательно вывинчиваем болты и снимаем колесо.
  6. Выкручиваем руль таким образом, в котором будет обеспечен удобный доступ к заменяемой шаровой опоре.
  7. Щеткой для работ по металлу зачищаем места стыкования пальца и рычага подвески, сочленение корпуса шаровой опоры и поворотного кулака.
  8. Аэрозолем WD-40 обрабатываем соединение пальца и рычага. Как правило, находящаяся там гайка тяжело поддается выкручиванию.
  9. При помощи ключа на 19 отделяем гайку пальца шаровой.
  10. Затем после удаления гайки с пальца достаем палец, из рычага применяя съемник шаровой опоры.

Если съемника нет в наличии, то опору снимают, воспользовавшись молотком и монтировкой.

Ослабив гайку пальца, производим следующие действия:

  • используя упор, надавливаем монтировкой на рычаг подвески сверху;
  • одновременно наносим легкие удары молотком по рычагу на участке его контакта с пальцем до тех пор, пока последний не выйдет из зацепа;
  • по окончании процесса следует выкрутить оба болта, крепящих шаровую опору к поворотному кулаку, и снять шаровую.

Прежде чем установить новую опору, нужно произвести следующие манипуляции:

  • смазать болты крепления. Если вы используете старые болты крепления, то желательно прогнать резьбу – достаточно просто несколько раз накрутить и скрутить гайку, добавляя смазки;
  • зачистить место крепления шаровой опоры к поворотному кулаку щеткой по металлу;
  • снять пыльник, с шаровой опоры предварительно зажав ее в тиски;
  • заполнить смазкой полость в корпусе шаровой опоры, проворачивая палец шаровой воротком, для лучшего распределения смазки внутри. Вернуть в исходное положение пыльник.

А теперь можно устанавливать новую шаровую опору на автомобиль:

  • приставьте шаровую опору к поворотному кулаку и закрутите крепежные болты;
  • далее, используя монтировку, отогнуть рычаг, вставляем палец шаровой опоры в отверстие рычага;
  • ключом на 19 вкручиваем крепежную гайку;
  • монтируем на свое место колесо;
  • снимаем автомобиль с домкрата.

Замена шаровой на ВАЗ-2109 завершена. По завершении работ подтяните колесные болты на земле.

Небольшой совет: после некоторого пробега (при последующем ремонте, например) не поленитесь и подтяните крепления шаровой и пальца. Таким образом, новая шаровая опора прослужит вам намного дольше!

Замена шаровой опоры

Когда уже убедились, что шаровую нужно менять, выбрали хорошую новую шаровую опору и приобрели ее, то можно приступать к ремонту. Начать необходимо с заготовки нужного инструмента для работы. Итак, что же требует замена шаровых опор ВАЗ 2109?

Инструмент

Замена шаровой опоры ВАЗ 2109 – специальный съемник

Теперь можно приступать – замена шаровых опор у ВАЗ 2109!

  • Первым делом загоняем машину на яму.
  • Опять же – ставим на стояночный тормоз и под колеса – противооткатные упоры, башмаки (два кирпича вполне подойдут).
  • При помощи головки на 17 и воротка или же балонника срываем болты крепления колеса. Не откручивайте полностью, пока машина стоит на колесах!
  • Домкратом поднимаем одну сторону и подставляем пенек или кирпичи. Помним, колесо должно быть оторвано от земли.
  • Теперь можно полностью выкрутить болты и снять колесо.
  • Для удобства нужно руль выкрутить так, чтобы был полный доступ к шаровой опоре.
  • Далее при помощи щетки по металлу необходимо зачистить следующие места: соединение пальца и рычага подвески, а также соединение корпуса шаровой опоры и поворотного кулака.
  • Используя WD-40, следует забрызгать соединение пальца и рычага – обычно там гайку бывает тяжело открутить.
  • Теперь следует взять ключ на 19 и открутить гайку пальца шаровой опоры.
  • После снятия гайки с пальца шаровой опоры следует извлечь палец из рычага. Для этого используется съемник шаровой опоры. Если же съемником не получается снять или же он отсутствует, то шаровую опору следует снимать следующим образом.
  • Для альтернативного снятия понадобится монтировка и молоток. Не откручивая полностью гайку пальца, делаем следующие операции.
  • При помощи монтировки следует надавить на рычаг подвески вниз, используя опору.
  • Молотком же в то время нужно наносить четкие удары по рычагу в месте его соединения с пальцем до тех пор, пока палец не выскочит из зацепления.
  • После чего можно открутить два болта крепления шаровой опоры к поворотному кулаку и извлечь шаровую опору.

https://youtube.com/watch?v=RNvEEiKFluI

Замена шаровых на ВАЗ 2109

Перед установкой новой шаровой необходимо сделать еще несколько операций:

  • Болты крепления следует смазать. Если вы используете старые болты крепления, то желательно прогнать резьбу – достаточно просто несколько раз накрутить и скрутить гайку, добавляя смазки.
  • Зачистите место крепления шаровой опоры к поворотному кулаку щеткой по металлу.
  • Снимите пыльник с шаровой опоры. Зажмите ее в тески.
  • Теперь следует набивать смазку в корпус шаровой опоры, при этом проворачивая палец шаровой при помощи воротка, чтобы смазка лучше уходила внутрь корпуса. Не забудьте одеть обратно пыльник.

А теперь можно устанавливать новую шаровую опору на автомобиль:

  • Установите шаровую опору к поворотному кулаку и прикрутите два крепежных болта.
  • Далее следует попасть пальцем шаровой опоры в отверстие рычага. Для этого монтировкой следует отогнуть рычаг, возможно, выгнуть палец.
  • Ключом на 19 закрутите гайку крепления.
  • Затем устанавливается на место колесо.
  • Опустите автомобиль на землю при помощи домкрата.

На этом на ВАЗ 2109 замена шаровой опоры завершена. Не забудьте после ремонта затянуть колесные болты на земле! Также мастера советуют – после некоторого пробега (при следующем ремонте, например) не поленитесь и подтяните крепления шаровой и пальца. Таким образом, новая шаровая опора прослужит вам дольше!

Проверка состояния

Прежде чем менять шаровую опору, убедитесь, что этот элемент действительно вышел из строя и он является причиной неадекватного поведения автомобиля.

Для проверки есть два способа — простой и более сложный.

Первый способ

Для проверки вам потребуется сделать следующее:

  • При езде прислушиваться к стукам, которые исходят от передней части машины. Особенно заметной становится неисправность шаровой опоры, когда колесо попадает в яму;
  • Если при наезде на яму появляется глухой удар от одного из передних колес, шаровую следует менять;
  • Есть другой способ — поставьте ногу сверху переднего колеса, после чего начинайте его толкать в сторону второго переднего колеса. Если при манипуляциях вы слышите глухой удар, лучше более детально проверить состояние шаровой вторым способом.

Процедура проверки

Второй способ

Второй метод проверки более точный, но потребует наличие ямы и дополнительного оборудования.

  1. Установите автомобиль над смотровой ямой.
  2. Включите ручной тормоз, подставьте под колеса противокаты для собственной безопасности.
  3. Домкратом поднимите переднюю часть автомобиля. Убедитесь, что машина опирается надежно, поскольку вам придется расшатывать автомобиль.
  4. Оторвав колеса от земли домкратом, начинайте тестирование.
  5. Одну руку поставьте на верхнюю точку колеса, а вторую, соответственно, на нижнюю.
  6. Аккуратными, но резкими движениями расшатайте колесо сверху вниз.
  7. Если ударов не слышно, проверьте так же второе колесо.
  8. При появлении посторонних звуков нужно попросить товарища положить два пальца на участок соединения рычага подвески с пальцем шаровой, а также на корпус ШО. Если пальцами вы чувствуете, что палец шаровой опоры смещается внутри корпуса, шаровая свое отжила и требует замены.

Менять ШО необходимо при обнаружении следов ее износа или при прорыве пыльника. С деформированным пыльником шаровая прослужить долго не сможет, плюс это опасно для водителя и пассажиров.

Процесс демонтажа

  1. Для работы вам потребуется смотровая яма или подъемник. Но если их нет, можно обойтись обычным домкратом.
  2. Снимите колесо, на котором обнаружена проблема с шаровой опорой.
  3. Тщательно зачистите все элементы от накопившейся грязи, крепежные компоненты обработайте с помощью WD40, чтобы сошла ржавчина и вы без проблем могли провести демонтажные работы.
  4. С помощью ключа на 19 открутите гайку крепления шаровой опоры к рычагу подвески ВАЗ 2109.
  5. Вооружившись съемником, выпрессуйте палец ШО из рычага подвески.
  6. При отсутствии съемника ехать на автосервис не нужно. Есть другой способ. Вам необходимо не до конца открутить гайку шаровой опоры. Натяжение создается монтировкой и несколькими прицельными, сильными ударами по рычагу при помощи молотка. В 99% случаев палец выходит без особых проблем.
  7. Не убирайте далеко монтировку, поскольку ею теперь следует отвести рычаг подвески немного вниз, освободив от рычага палец шаровой опоры.
  8. Взяв в руки головку на 17, необходимо демонтировать пару болтов, отвечающих за соединение ШО с поворотным кулаком.
  9. Снимите изношенную шаровую опору.
  10. Проверьте состояние пыльника, опоры. В некоторых случаях достаточно заменить пыльник. Но если шаровая опора износилась и демонстрирует все признаки поломки, установите новую шаровую и соберите узел в обратной последовательности.
  11. Убедитесь, что на пальце имеется распорная втулка. Если она была снята, не забудьте вернуть элемент на место. В противном случае новая опора не сможет работать должным образом.
  12. Обязательно смажьте резиновый чехол консистентной смазкой перед обратной установкой. Также смазывающее вещество наносится на место в опоре, куда монтируется пыльник.

Немаловажный момент замены — это натяжение крепежных гаек. Поменяв шаровую, гайки затягивают туго, но не полностью. Затем нужно несколько раз качнуть автомобиль, а уже потом затягивать до конца крепежные элементы.

При этом нижнюю гайку ШО затягивают с моментом 80-96 Нм, а пару болтов крепления опоры к рычагу — с моментом 50-63 Нм.

Советы бывалых автомобилистов

Некоторые ремонтные работы предполагают разборку определенных узлов. И шаровая опора исключением не является. Опытные автомобилисты дают на этот счет несколько дельных советов, с помощью которых можно одновременно убить двух, а то и больше зайцев.

  • Проинспектируйте состояние всего днища, раз вы забрались под автомобиль.
  • Проверьте качество натяжения троса от ручного тормоза, а также убедитесь в целостности самого тросика.
  • Проверьте автомобиль на предмет наличия подтеков масла, смазок, охлаждающей жидкости.
  • Убедитесь в целостности поддона, защиты картера двигателя.
  • Каждый агрегат проверьте на наличие механических повреждений, трещин, сколов.
  • Проинспектируйте гайку-натяжитель от рулевой колонки. Ее периодически приходится подтягивать. Раз вы оказались под машиной, это удобный момент выполнить такую работу.
  • Загляните в конструкцию трансмиссии, убедитесь, что трансмиссионное масло находится на нужном уровне.

Плюс ко всему, любой самостоятельный ремонт, каждая небольшая инспекция — это монетка в вашу собственную копилку личного опыта. С ним вы сможете выполнять куда более сложные процедуры, нежели замена шаровой опоры.

Не стоит забывать еще один важный момент. Самостоятельный ремонт множества узлов — это сохранность семейного бюджета. На сэкономленные деньги вы сможете куда-то отвезти свою семью, купить что-то полезное для дома. Или приобрести комплект новых качественных шин, дисков, сделать работу по тюнингу. Ведь в техническом плане, благодаря вашим стараниям, машина находится в прекрасном состоянии.

Шаровой опорой называют деталь подвески, которая обеспечивает жесткое и в то же время подвижное крепление ступицы колеса с рычагами подвески автомобиля. На шаровую опору приходится большинство нагрузок, именно поэтому она является расходным материалом и подвергается замене довольно часто.

Назначение шаровой опоры и выявление ее поломок

Шаровая опора представляет собой частично закрепленный в корпусе шаровый палец. Она необходима для обеспечения ограниченного перемещения элементов подвески относительно друг друга. На автомобиле устанавливаются две такие опоры. Они расположены в нижних точках сразу за передними колесами. В силу своих конструктивных особенностей и состояния большинства отечественных дорог шаровые изнашиваются довольно быстро.

Указать на проблему могут:

  • глухие стуки сбоку автомобиля во время наезда на кочку;
  • скрипы на поворотах, возрастание усилия, прикладываемого к рулевому колесу;
  • виляния и уводы в сторону при движении на ровной дороге;
  • быстрый и неравномерный износ шин.

Однако многие из этих симптомов свойственны и другим неисправностям. С уверенностью сказать, что проблема возникла в шаровой опоре, можно только после ее местной диагностики. Так как проверить шаровую опору? Обычно внешние поломки и сильные деформации видны невооруженным глазом. Износ внутренних поверхностей можно определить, «вывесив» колесо и покачивая его руками при выжатой до упора педали тормоза — наличие люфта будет свидетельствовать о проблеме.

Более точный результат даст проверка зазоров глубиномером через специальное контрольное отверстие, расположенное в корпусе снизу. Однако не всегда подобный инструмент есть под рукой.

Признаки неисправности

Разумеется, замена шаровой опоры на автомобиле ВАЗ 2114 требуется тогда, когда данный элемент находится в неисправном состоянии. Но как это определить?

Существует несколько характерных признаков того, что опора приказала долго жить, потому в самое ближайшее время ее требуется заменить на новую:

  1. При движении по дороге с небольшими неровностями и при невысокой скорости, наблюдается характерный шум — стук;
  2. Во время поворотов слышен скрип. Некоторые путают его с хрустом при езде. Это не одно и то же;
  3. Шины изнашиваются неравномерно;
  4. При прямолинейном движении автомобиль словно виляет, хотя никаких манипуляций рулем вы при этом не выполняете.

Но это скорее симптомы, которые не всегда могут дать однозначный ответ. В связи с этим рекомендуем использовать более капитальный метод, позволяющий действительно понять, в какой состоянии находится шаровая опора в данный момент:

  1. Для этого вывешивается колесо при помощи домкрата. Конечно, поднимайте то колесо, в неисправности опоры на котором вы хотите убедиться.
  2. Монтировку вставляют между рычагом и поворотным кулаком в районе опоры. Сделайте несколько движений вверх и вниз монтировкой.
  3. При подобных манипуляциях может появиться стук. Его даже можно ощутить.
  4. Такие явления говорят о том, что шаровая опора пришла в негодность, потому ее срочно требуется менять.

Отломился болт крепления

Расскажу на своем примере. Когда устанавливал новую опору, то решил посильнее затянуть болты крепления. Но, к сожалению, слишком переусердствовал, у одного из болтов отломилась головка. Как говорится, свернул ему шею. После этого я помучался изрядно.

Эти болты сделаны из крепкой стали. Решил высверлить его дрелью, но она по габаритам не подходила, чтобы можно было подлезть для сверления. Пришлось поднимать машину еще выше. Когда начал сверлить, то сверла быстро тупились, а одно из них отломилось и кусок от него остался внутри болта. Теперь уже невозможно было даже дрелью ничего сделать.

Я представил, что на следующий день нужно на работу, а идти пешком не хотелось, и моей жене тоже. Тогда я решил просверлить отверстие немного в стороне от основной резьбы. Размер ее в основном отверстии – М10, шаг мелкий. Просверлил отверстие сначала диаметром 6 мм, затем рассверлил на 7 мм. После этого нашел метчик М8 с крупным шагом и нарезал резьбу. Только после этого я все-таки установил шаровый шарнир на машину.

Хотя отверстие было просверлено чуть сбоку от основного, но все равно при установке болт с резьбой М8 подошел на это место. Диаметр немного меньше, чем М10, и болт в большем отверстии немного сместился и попал в нужное отверстие.

На следующий день мы с женой ехали на работу на машине. Вывод из этого простой – когда производится замена шаровой ВАЗ-2109, то не нужно затягивать болты крепления чрезмерным усилием, лучше делать это с помощью динамометрического ключа.

Как заменить шаровую

Перед началом ремонта вытяните ручной тормоз и подложите под колеса упоры. Ослабьте гайки крепления переднего колеса, когда автомобиль еще стоит на земле.

  1. Поднимите домкратом передок автомобиля, подставьте надежные опоры.
  2. Снимите колесо.
  3. Отверните гайку шарового шарнира.
  4. Выдавите палец съемником.
  5. Если такого приспособления нет, то гайку совсем не откручивайте. С помощью молотка и монтировки выпрессуйте палец, затем отверните гайку.
  6. Отверните крепежные болты, их должно быть 2 штуки.
  7. Снимите шарнир.
  8. Перед установкой нового шарнира смажьте его и внутреннюю часть чехла любой консистентной смазкой, например, Литолом 24.
  9. Установку производите в обратном порядке.

После опускания автомобиля качните его 2-3 раза, затем затяните окончательно гайку и болты. Когда проедете примерно около 100 км, то еще раз протяните эти крепления.

При установке шаровой опоры проявляйте осторожность, не повредите защитный резиновый чехол. Если повредили, то необходимо обязательно его заменить

Но иногда случаются такие неприятности, о которых поговорим ниже.

Выполнение работ

Как поменять шаровую? Перед тем как снять шаровую опору, следует тщательно очистить ее и все прилегающие элементы от загрязнений. Процесс снятия включает следующие этапы.

  1. Постановка автомобиля на смотровую яму с вывешиванием колеса домкратом либо вывешивание всего автомобиля с помощью подъемника.
  2. Снятие колеса, со стороны которого будет проводиться замена опоры.
  3. В случае необходимости — обработка соединений средствами для удаления ржавчины.
  4. Отвинчивание гайки крепления пальца к рычагу подвески.
  5. Выпрессовывание пальца из рычага с помощью специального съемника. Если его нет, можно попробовать выбить палец, нанося удары по рычагу. При этом гайку пальца откручивают не до конца.
  6. Отвод рычага вниз с помощью монтировки и освобождение пальца.
  7. Отвинчивание болтов крепления шаровой к поворотному кулаку.
  8. Снятие опоры.

Как видите, разобраться в том, как поменять шаровую, совсем не сложно. Установка новой опоры производится в порядке, обратном порядку снятия, начиная с закрепления на поворотном кулаке. Некоторую сложность может представлять процесс установки пальца в проушину рычага подвески — эту операцию удобнее выполнять вдвоем. Когда палец встанет на место, останется завинтить его гайку и установить колесо.

Специфической операцией по обслуживанию подвески является установка проставки шаровой опоры. Это требуется в том случае, когда в процессе тюнинга уменьшается клиренс, или, проще говоря, автомобиль занижается. Проставки призваны улучшить управляемость, в первую очередь — на поворотах. Конструктивно они представляют собой цельный металлический элемент толщиной около 20 мм, повторяющий форму посадочной части опоры, и устанавливаются между ней и поворотным кулаком. В случае использования проставок «родные» болты крепления шаровой придется заменить болтами длиной 40–45 мм.

Срок службы новой опоры во многом зависит от вашего стиля вождения. Будьте внимательны и осторожны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПорталМашин.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: