О снятии других элементов
Пользуясь моментом, когда часть салона Шеви Нивы разобрана, можно попутно заменить другие детали, если они вышли из строя. Если необходима замена вентилятора, то процедура разборки ведется таким же образом, только в конце демонтируется моторчик с турбиной, расположенные над снятым вещевым ящиком. Последовательность действий такая:
- Отключаем клемму питания электродвигателя.
- Отсоединяем от нагнетателя воздуховод.
- Выкручиваем 3 винта и демонтируем вентилятор с турбиной.
- Чтобы отделить турбину, достаточно снять подпружиненную шайбу.
В том же проеме за бардачком находится еще одна важная деталь, отвечающая за принудительную подачу воздуха в салон, — резистор. Признак выхода из строя — переключатель скоростей вентилятора функционирует только в одном положении — «4», то есть на полной мощности. Тогда и производится замена резистора, прикрепленного саморезом к панели за вещевым ящиком.
Признаки протечки
В отличие от ВАЗ 21214, радиатор отопителя на Шевроле Ниве не оборудован краном и охлаждающая жидкость циркулирует через него круглогодично. Это не значит, что отопление работает постоянно, с помощью пластиковой заслонки поток переключается мимо печки, отчего в ноги водителя и пассажира дует холодный воздух. Но сама печка всегда горячая, что ощущается по небольшому нагреву боковых пластиковых панелей центральной консоли.
О протекании радиатора отопителя говорят такие признаки:
- постоянно снижается уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
- в салоне ощущается запах антифриза;
- в теплое время года из-за недостатка охлаждающей жидкости в системе двигатель прогревается быстрее и вентилятор включается чаще;
- зимой, когда работает система отопления, лобовое стекло ВАЗ 2131 покрывается жирными испарениями антифриза изнутри салона, оттереть их непросто;
- напольное покрытие под центральной консолью и под ногами пассажира с водителем постоянно влажное.
О том, что протекает система отопления автомобиля, невозможно узнать по внешним признакам. Под машиной нет пятен, все соединения патрубков со штуцерами сухие, а жидкость куда-то уходит. Из-за этого электрический вентилятор, охлаждающий двигатель, может включаться даже в холодные дни.
Замена
Существует 2 способа чтобы поменять печку на Chevrolet Niva с кондиционером. Отличаются они скоростью исполнения и дополнительными работами, требующимися для выполнения действия:
- Без снятия приборной панели. При этом придется разгерметизировать кондиционер, что потребует последующей его заправки хладагентом;
- Со снятием. Такой способ не вызывает повреждения кондиционера, но более долог в исполнении.
Мы опишем второй способ
- Отключают аккумулятор и сливают тосол. Для более полного слива следует, при открытом отверстии с силой подуть в расширительный бачок. Это выдавит остатки антифриза;
- Снимается магнитола. Она крепится на 4 болта. Магнитолу следует снять вместе с салазками;
- Далее откручиваются боковые панели, расположенные на стойках, каждая крепится на двух саморезах;
- Снимается приборная панель. Для этого необходимо выдернуть кнопки крепления и отжать защелку на себя. При этом нужно отвести панель на себя и в сторону (направо). Когда она выйдет из пазов, то можно снять ее полностью. Желательно пронумеровать маркером порядок подключения фишек, это заметно облегчит работу по сборке. Откручивается привод спидометра. Там 2 клеммы с болтами. Один вывод белый, другой черный;
- Откручивается торпеда. Всего 4 болта. 2 из них расположены по краям, а пара в середине;
- Вытаскиваем блок управления печкой. Для этого снимают боковую панель печки и кожух руля. Выдвинув блок, вперед отщелкните тросик заслонки. Заодно скидываются клеммы с подсветки;
-
Выкручивают рулевую колонку. Для этого потребуется открутить 2 болта на 13, а также пару секреток. Они сбиваются зубилом, после чего вполне легко выкручиваются пассатижами;
- Выкручивают болты крепления панели внизу. Сразу снимайте распорку;
- Не забудьте открутить крепление усилителя панели. Находится оно сразу над колонкой руля. Необходимо выкрутить все 4 болта;
- Открутить крепление вентилятора, для этого подойдет маленькая трещотка с насадкой;
- Начинается одна из самых интересных процедур. А точнее снятие печки и кондиционера с усилителя. 3 винта откручиваются легко, а вот с последним придется повозиться. Нужно немного отогнуть усилитель и тогда к винту можно будет подобраться крестовой отверткой;
- Выкручиваются болты крепления усилителя к кузову. После чего отогните его к сидениям. Если вы выкрутили все что требуется, то проблем не возникнет;
- Снимается с печки тройник;
- Откручивают кожух. Он крепится на двух меленьких винтиках. Один выкручивается сразу. Второй после снятия шлангов;
- Вытаскивается печка.
Заключение
Инструкция как менять теплообменник Нивы Шевроле без кондиционера
Производитель советует менять теплообменник после того, как приборная панель уже полностью разобрана. Но можно обойтись и без этих сложных действий, для замены радиатора печки Шевроле Нивы достаточно просто сделать такие действия:
- снять ящик для перчаток, открутить все саморезы с помощью крестообразной отвертки;
- снять нижний воздуховод, который крепится одним винтом, этот воздуховод направлен на ноги правого пассажира;
- на нижнем патрубке хомут надо ослабить, взять емкость, для того, чтобы туда слить жидкость, оставшуюся в радиаторе;
- раскрутить хомут на верхнем патрубке и тоже стянуть его;
- раскрутить саморезы, которые держат радиатор, а затем потянуть радиатор на себя, чтобы он уперся в верхний воздуховод;
- открутить гайку на 8, она держит крышку реле, снять эту крышку;
- далее надо пассатижами откусить угол пластикового корпуса радиатора и вытянуть радиатор, потянув на себя.
Неисправности отопителя на Ниве Шевроле
Система отопления Шеви Нивы во многом зависит от эффективной работы радиатора, на который приходится наибольшее количество рекламаций. Кроме дефектов его конструкции большую роль в процессе теплообмена играют условия эксплуатации автомобиля. Поскольку Нива Шевроле относится к внедорожникам, то с большой вероятностью можно сказать, что использоваться она будет не в городских условиях, что обеспечит наличие в радиаторе:
- пыли;
- насекомых;
- пыльцы растений;
- пуха цветущих деревьев.
Причиной плохой работы отопителя может стать механическое засорение его каналов частичками герметика, металлическими включениями, образующимися при трении вращающихся деталей, например, помпы двигателя.
Некачественная охлаждающая жидкость с примесями песка или других частиц, попавших при заливке в расширительный бачок, тоже негативно сказывается на работе печки. Частой причиной неисправности являются протечки самого радиатора, возникающие при нарушении его герметичности – как следствие появляются потеки и лужицы на ковриках передних сидений, а также образуется масляная пленка на лобовом стекле со стороны салона.
Из указанных неполадок реально можно избавиться только от загрязнения теплообменника с внешней стороны. Необходимо освободить его от инородных тел, препятствующих обтеканию воздухом ячеек радиатора. Для устранения остальных причин придется поменять это изделие.
Главные признаки, что необходима замена радиатора печки Нива Шевроле
Если долго ездить на Шевроле Ниве и ничего в ней не делать и не проверять, то может случиться такая неприятная ситуация, когда зимой в машине станет холодно, потому что печка не будет полноценно работать
Чтобы такого не произошло внезапно, то надо брать во внимание такие признаки, связанные с радиатором салонным (также его называют теплообменником):
- если появился антифриз под водительским ковриком, это серьезный знак;
- в салоне появился запах антифриза;
- на стеклах стал жирный налет появляться;
- воздух слабо нагревается в холодную пору;
- в системе охлаждения тосол постоянно надо доливать.
Если же нет течи антифриза в местах соединений, то значит, что все такие нужна замена радиатора печки. И потом, это можно увидеть один раз взглянув на радиатор, если он весь в потеках, то понятно, что его надо либо ремонтировать, либо менять. Затем надо выбрать новый радиатор печки, обычно их производят из алюминия или меди, хороши и те, и другие, кому уже какой нравится.
Процесс замены радиатора
В процессе замены радиатора
Самостоятельная замена радиатора осуществляется набором инструмента, включая плоскую и крестообразную отвёртку, пассатижи, малого размера (8, 10, 14) торцевые головки.
Предварительно: отсоединяется клемма АКБ, ведущая на «массу». Ключ зажигания лучше извлечь. Приступать к процессу желательно по истечение 2–3 минут с целью полного разряжения резервного конденсатора.
Сливаем тосол
Придерживаясь этапа подготовительных операций, из системы отопления сливается тосол.
Открутите крышку
Второй альтернативный метод выполняется открытием крышки бачка и отсоединением трубки охлаждения дроссельного узла. На место трубки вставляется иной шланг, через которую сливается антифриз. Для форсирования процесса бочок можно продуть, чтобы удалить остатки жидкости.
Технология без снятия панели приборов
За основу замены теплообменника берётся опыт водителей, который позволяет устранять сложные процедуры демонтажа приборной панели.
Этапы разборки:
-
Снимается, так называемый, перчаточный отсек и воздуховод обогрева пассажира (ног) отвинчиванием саморез.
-
Ослабив хомут, снимается резиновая трубка, и сливается остаток жидкости в заранее приготовленную тару. Верхний хомут ослабляется, и патрубок вытягивается на себя.
- Радиатор, после удаления двух шурупов выдвигается на себя, пока не упрётся в воздуховод.
-
Отвинчивается гайка крепления крышки реле с последующим его извлечением. Визуально заметно, как препятствует съёму радиатора уголок пластиковой рамки теплообменника.
-
Кусачками (бокорез) откусывается мешающий кусочек пластика.
-
Крайние грани нового радиатора по периметру оклеиваются («момент») тонкими полосками поролона. Делается это для упреждения проникновения воздуха через щели.
Комплектация с кондиционером
В процессе замены потребуется снять испаритель кондиционера
Из существующих двух способов замены радиатора печки предпочтителен вариант со снятием панели приборов. Процесс гарантирует сохранность кондиционера. В другом случае возникает необходимость нарушить герметизацию его с последующей заправкой фреоном.
Демонтаж панели предусматривает этапы, идентичные процедуре снятия теплообменника без кондиционера. За некоторым исключением:
- Отсоединяется клемма АКБ и сливается тосол в приготовленную ёмкость. Бочокследует продуть, чтобы вытекла вся жидкость.
- Отвинчиваются болты, и вместе с салазкой извлекается магнитола. Вывернувшурупы (саморезы), снимаются боковые панели, щиток приборов. При этом не забывается удалить кнопки крепления. Отжав защёлки, отводим панель вправо и чуточку на себя, освобождая её из пазов.
- Фишки, разъёмы целесообразно пометить маркёром, что ускорит процессобратной сборки. Отвернув привод спидометра, освобождаются болты, а также сама торпеда.o Освободив боковой щиток, кожух руля, извлекается блок управления. Снего отсоединяется разъём подсветки.
- Выкручивается рулевая колонка, крепления щитка (снизу) и демонтируется распорка.
- Отсоединяется усилитель панели (4 болта).
- Освободив крепления вентилятора, снимается печка вкупе с кондиционером иусилителем. Болты крепления последнего к кузову также вывинчиваются.
Итак, печка свободна, после удаления с неё тройника. Чтобы при сборке не осталось лишних крепёжных деталей, придерживайтесь строгой, обратной последовательности.
Убеждение в неисправности радиатора приходит после проверки подводящих трубок, патрубков, шлангов на предмет герметичности.
Проблемы выбора нового радиатора
Алюминиевые радиаторы
Основные достоинства алюминиевых радиаторов:
- низкая цена (от 700 руб.);
- малое время нагрева;
- небольшой вес.
К недостаткам таких радиаторов относят:
- низкие показатели теплосбережения (быстро нагревается и быстро остывает);
- низкая ремонтопригодность (невозможно запаять отверстия и пробоины);
- наличие стальных вставок, подвергающихся коррозии и заметно снижающих срок службы радиатора.
В России алюминиевые радиаторы производятся фирмой LUZAR и заводом «Оренбургский радиатор».
Радиаторы LUZAR отличаются низкой стоимостью
Медные радиаторы
Медные радиаторы имеют ряд достоинств, основные из которых:
- высокие показатели теплосбережения;
- больший, чем у алюминиевых радиаторов, срок службы;
- возможность ремонта отверстий и пробоин с помощью пайки.
Недостатки медных радиаторов:
- высокая стоимость (от 1700 руб.);
- медленный нагрев;
- большой вес, затрудняющий монтаж.
Медные радиаторы ДААЗ хорошо держат тепло
Наибольшим спросом у автовладельцев пользуются медные радиаторы производства ДААЗ и ШААЗ.
Таким образом, заменить радиатор печки автомобиля «Нива Шевроле» довольно просто. Потребуется новый радиатор, стандартный набор слесарных инструментов и не более двух часов свободного времени.
Алексей Степанов
Копирайтер с пятилетним стажем.
Сломалась печка? Как обнаружить неисправность?
При постоянной эксплуатации автомобиля тосол или антифриз циркулируют по системе охлаждения. Несмотря на прогревы до высоких температур, жидкость практически не испаряется, а ее уровень не уменьшается.
Контроль осуществляется по меткам расширительного бачка. Если вы обнаружили снижение ее объема, то с большой долей вероятности появилась течь в системе охлаждения.
Определить пробой в радиаторе печки можно несколькими способами:
- снижение уровня охлаждающей жидкости при отсутствии течи возле патрубков двигателя – тосол или антифриз уходят в салон через пробоину в радиаторе;
- запах тосола или антифриза в салоне – ощущается после прогрева двигателя и/или включения вентилятора отопителя;
- намокание пола или появление лужиц под передними ковриками – жидкость собирается постепенно из-за постоянной течи радиатора.
При обнаружении признаков повреждения радиатора отопителя он подлежит замене.
Не стоит тянуть с ремонтом. Охлаждающая жидкость очень вредная, может спровоцировать тяжелые формы аллергии и даже онкологию.
Устройство печки автомобиля «Нива Шевроле»
Автомобиль «Нива Шевроле» оснащён отопителем жидкостного типа. Он обеспечивает подачу тёплого воздуха в салон и охлаждение двигателя, перегрев которого может привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту.
Без кондиционера
Система отопления «Нивы Шевроле» состоит из следующих элементов:
- вентиляционный воздуховод;
- воздуховод обогрева лобового стекла;
- промежуточный корпус;
- фильтр воздухозаборника;
- вентилятор;
- воздуховод обогрева салона;
- воздуховод обогрева ног;
- радиатор отопителя.
Интенсивность подачи горячего воздуха регулируется с помощью заслонок. Система воздуховодов распределяет поток тепла на различные участки салона: ветровое стекло, боковые стёкла, ноги, двери и пр. Кроме этого, имеется четырёхскоростной переключатель подачи воздуха.
Система отопления салона автомобиля «Нива Шевроле», где 1 — воздуховод бокового дефлектора; 2 — воздуховод ветрового стекла; 3 — промежуточный корпус; 4 — промежуточный воздуховод; 5 — корпус фильтра очистки наружного воздуха; 6 — корпус вентилятора системы отопления и вентиляции; 7 — центральный дефлектор; 8 — воздуховод обдува ног переднего пассажира; 9 — облицовка блоков управления; 10 — передний воздуховод обдува ног пассажиров заднего сиденья; 11 — задний воздуховод обдува ног пассажиров заднего сиденья; 12 — отопитель в сборе; 13 — воздуховод обдува ног водителя; 14 — боковой дефлектор
С кондиционером
Система кондиционирования позволяет регулировать температуру и влажность воздуха в салоне. Перед включением кондиционера запускается включается вентилятор отопителя, а рукоятка регулятора температуры устанавливается на минимум. Практически вся система кондиционирования расположена в подкапотном пространстве. В салон между отопителем и электромотором выведен лишь испаритель, обеспечивающий теплообмен между поступающим воздухом и хладагентом.
Схема отопителя и кондиционера, где 1 — корпус отопителя; 2 — подводящий патрубок радиатора отопителя; 3 — отводящий патрубок радиатора отопителя; 4 — корпус испарителя кондиционера; 5 — отводящий патрубок испарителя; 6 — подводящий патрубок испарителя; 7 — корпус вентилятора; 8 — трос управления заслонкой подачи внешнего воздуха
Хладагент при движении по трубкам испарителя поглощает тепло и переходит в газообразное состояние. Рёбра испарителя охлаждаются, и холодный воздух вентилятором направляется в салон и снижает температуру. Газообразный хладагент из компрессора под давлением поступает в конденсатор, охлаждается и переходит в жидкое состояние. После этого жидкость подаётся в ресивер, а из него — в редуктор испарителя, где снова переходит в газообразное состояние. Начинается новый цикл.
Подготовительный цикл
Для выполнения работ понадобится следующий набор инструмента:
- головка на «10» с длинным воротком;
- головка на «8»;
- головка на «14» с длинным воротком;
- набор рожковых ключей;
- набор крестовых и плоских отверток;
- пассатижи.
Обязательным этапом подготовительных работ является слив охлаждающей жидкости. При исполнении процесса по замене радиатора печки на автомобиле Шевроле Нива слив осуществляется двумя методами:
- традиционным способом – снять крышку с расширительного бачка и отвернуть болт сливного отверстия, расположенный в передней части рубашки блока цилиндров;
- альтернативным способом – открыть крышку расширительного бачка, открутить шланг охлаждения дроссельного узла и закрыть его пальцем, вставить вместо него другой шланг и слить через него жидкость; при этом можно подуть в бачок, чтобы полностью удалить остатки тосола.
Важно! Чтобы избежать в процессе работ срабатывания подушек безопасности, ключ зажигания нужно установить в положение «Lock» и отсоединить от АКБ провод, идущий на «массу». Приступать к работам можно только по истечении 2 минут, когда резервный конденсатор полностью разрядится
Желательно подготовить тонкие полосы поролона, который будет нужен для оклейки радиатора по всему периметру. Данная процедура направлена на минимизацию щелей и концентрацию движения воздушного потока через теплообменник.
Значительно влияет на процесс ремонта наличие кондиционера, поскольку существенно осложняет технологический процесс. В этом случае на практике применимы два варианта:
- без демонтажа панели приборов – разгерметизация системы кондиционирования и демонтаж испарителя с последующей заправкой хладагентом;
- с полным демонтажем торпедо и рулевой колонки – система кондиционирования остается в рабочем состоянии.
Оба варианта в домашних условиях трудновыполнимы, потому что содержат сложные технологические этапы, поэтому рассмотрим замену неисправного радиатора печки на автомобиле Нива Шевроле не оборудованном кондиционером.
Где расположен радиатор печки на «Ниве Шевроле»
Система отопления автомобиля состоит из ряда элементов, без которых невозможно её нормальное функционирование. Одним из таковых является радиатор печки. Иногда с теплообменником возникают неполадки, для устранения которых необходимо демонтировать узел. Радиатор располагается в салоне за блоком управления отопителем. Помимо устройств отопления и вентиляции, автомобиль может оснащаться системой кондиционирования. Если в первом случае демонтировать радиатор можно без особых сложностей, то во втором потребуется приложить немало усилий.
Система отопления салона кузова: 1 — воздуховод вентиляции; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — промежуточный корпус; 4 — промежуточный воздуховод; 5 — корпус фильтра воздухозаборника; 6 — вентилятор системы отопления; 7 — центральное сопло вентиляции салона; 8 — облицовка панели рычагов управления; 9 — передний воздуховод обогрева салона; 10 — задний воздуховод обогрева салона; 11 — воздуховод обогрева ног; 12 — отопитель в сборе; 13 — боковое сопло (радиатор печки находится внутри короба 12)
Когда радиатор требует замены
При длительной эксплуатации транспортного средства, с теплообменником возникают следующие проблемы:
- появление течи, о чём свидетельствуют лужицы под ковриком с водительской стороны, образование жирного налёта на стёклах;
- засорение, что сказывается на плохой пропускной способности и ухудшении теплоотдачи.
Как заменить радиатор печки на «Шевроле Ниве» с кондиционером
При оснащении автомобиля системой кондиционирования заменить радиатор печки в домашних условиях гораздо сложнее, но всё же возможно.
Какие инструменты понадобятся
Для демонтажа потребуется:
- набор отвёрток;
- ключи (головки) на «8», «10», «19», «24»;
- крестообразные биты и торекс Т20;
- нож;
- налобный фонарик;
- герметик.
Чтобы выполнить демонтаж радиатора, потребуется подготовить определённый перечень инструментов
Как снять испаритель и вентилятор
Прежде чем демонтировать радиатор, потребуется обеспечить доступ к нему. Для этого необходимо снять испаритель кондиционера. Выполняем процедуру пошагово:
- Снимаем бардачок, для чего вывинчиваем все крепёжные элементы.
- Демонтируем подушку безопасности (если в комплектации автомобиля она присутствует). С АКБ снимаем минусовую клемму, затем ищем красный разъём подушки безопасности и вынимаем его. Подходящим инструментом откручиваем болты крепления подушки. При помощи плоской отвёртки поддеваем заглушку на панели, нажимаем на защёлки снизу и вытаскиваем подушку вверх.
- Снимаем воздуховод с пассажирской стороны. Поддеваем плоской отвёрткой заглушки решётки вентиляции, откручиваем саморезы и вынимаем решётку. Удаляем скотч и извлекаем воздуховод.
- Демонтируем патрубок в ногах пассажира. Откручиваем крепёж крепления шланга и тянем его на себя.
- Чтобы снять испаритель кондиционера потребуется убрать блок предохранителей и блок управления. В их полном демонтаже нет необходимости, можно просто оставить устройства в висячем положении. Крышку блока управления откручиваем при помощи головки на «10», крестообразной отвёрткой вывинчиваем болты крепления.
- Для демонтажа вентилятора извлекаем воздушный фильтр и выкручиваем 4 самореза, обеспечивающих крепление электромотора.
- В нижней части печки откручиваем саморез битой на «7».
- Отгибаем металлические кронштейны.
- Аккуратно снимаем тросик, отвечающий за регулировку заслонки, чтобы не потерять защёлку. Убираем саму конструкцию вправо.
- Чтобы разобрать вентилятор на две части, снимаем защёлки (6 штук), поддевая их отвёрткой. После этого корпус можно разъединить и вынуть вниз.
- Следующим шагом является демонтаж испарителя кондиционера. Для этого под капотом откручиваем трубки устройства кондиционирования. Поскольку из системы начнёт выходить фреон, лучше избегать его попадания в органы дыхания.
- Откручиваем гайки с расположенных рядом шпилек.
- Аккуратно вывинчиваем болты крепления корпуса испарителя, чтобы не сорвать гайки, и один саморез, расположенный возле патрубков радиатора.
- Выводим сопло испарителя вправо, пока он не освободится, при этом придётся приложить некоторое усилие. Извлечению узла будет мешать левый передний кронштейн — его нужно натянуть и вывести из-под крепления панели. Кроме этого, препятствовать снятию станут хомуты патрубков радиатора. Их лучше ослабить и стянуть вниз. После этого вынимаем сам испаритель.
Как снять радиатор
Демонтаж испарителя относится к подготовительным мероприятиям перед снятием радиатора печки. Вначале выполняем следующее пошаговые действия:
- Чтобы исключить протекание тосола на пол, подстилаем полиэтиленовую плёнку под сам теплообменник для стекания жидкости в подходящую ёмкость. Чтобы слить тосол с радиатора и предотвратить его попадание на пол, в нижней части элемента сверлим отверстие. Если этого не сделать, то вероятность залить пол антифризом через патрубок довольно высока.
- Ослабляем крепление хомутов и вывинчиваем саморезы радиатора отопления. Вынимаем теплообменник и стягиваем патрубки.
На этом процесс демонтажа завершается. Сборка производится в обратной последовательности. Рекомендуется при установке использовать новые патрубки, поскольку резиновые элементы со временем теряют свою эластичность. По желанию шланги можно посадить на герметик. По завершении всех процедур заливают охлаждающую жидкость в систему до необходимого уровня в расширительном бачке.
Видео: замена радиатора отопителя на «Ниве Шевроле» с кондиционером
Перед тем как наступят холода, рекомендуется проверить работу системы отопления и убедиться в герметичности соединений радиатора, чтобы снизить вероятность возникновения непредвиденных ситуаций. Если необходимо заменить радиатор на «Ниве Шевроле» с кондиционером либо без него, процедуру можно выполнить своими руками, несмотря на всю сложность работ. Нужно лишь запастись терпением и следовать пошаговым инструкциям.