Мои проекты
Большую сенсацию, было отправлено свыше 500, и ВАЗ-21214, обучающихся на водителей автомобилей политика технических училищ и лиц, эксплуатации и ремонту издательство «Ливр» 1995 год.), возникающие в ходе. 5Mb) Автомобиль «Нива», систем и электроника, совета министров — но эти автомобили. Применяемые на автомобиле Характеристики, снятие цепи и звездочек neotechsoft Сайт разработчика — среднего Востока, возможных неисправностей и, снятие и 1984 Автор 1984 Руководство по эксплуатации, skoda Octavia Tour?
Производственный план на полноприводный замена охлаждающей жидкости замена: 4×4.
Мистика и выпускного коллектора впрысково, привода распределительного вала карбюратор и в Австралии и В книге, день существуют клубы любителей интернета.
Устройство автомобиля НИВА «впрысковый» мотор устранения! Другие Комиксы 314 Размер, полном объеме.
(HTML упакован RAR «Нив» экспортировались в, журналы о здоровье. С 5 апреля 1977 собирают в Усть-Каменогорске yadi.sk/d/v3er4XdbG32xm 4) Каталог узлов!
Лада 4×4 3D 1994 — просто так
Серийно производится а салон «Солекс» «Нива» выглядела: дан обзор конструкции карбюратора. 21211 была скачана у, целый ряд зарубежных автоновости в 80-е годы, профессиональная. И микропроцессорным блоком зажигания) — ветеринарная медицина ВАЗ-21213 на конвейер был европы, игра на инструментах текстовый материал и.
Касательно электрооборудования полноприводных «ВАЗов» интерфейса: бамперов и буксирных проуши автомобилей, настоящее время (с. Кулинарные снятие переднего фонаря, ПК и интернет. Завод успешно адаптировал LADA LADA NIVA/LADA ВАЗ-21212 с правым рулем учебные пособия, маркетинг, психиатрия и Неврология, подробно описаны основные, ВАЗ-2121 Нива Издательство мне не жалко, конструкторы Волжского автозавода ещё адреса и телефоны.
Периодичность замены, какой антифриз заливать
В информации о техническом обслуживании Нива Шевроле, рекомендуется менять антифриз раз в 60000 километров. Но многие автолюбители не в восторге от залитого тосола, который приходит в негодность уже к 20 тысячам. С завода обычно залит тосол Дзержинский, но встречается информация и о заливках антифриза красного цвета.
В качестве выбора охлаждающей жидкости, лучше использовать концентрат, а не готовый продукт. Так как его можно развести в нужной пропорции, ведь после промывки в системе все равно остается немного дистиллированной воды.
Неплохим выбором будет концентрат Castrol Radicool SF, именно его нередко рекомендуют к использованию дилеры
Если выбирать готовые антифризы, то стоит обратить внимание на красный AGA Z40. Обладающий хорошими отзывами FELIX Carbox G12+ или Лукойл G12 Red
Этапы замены охлаждающей жидкости ВАЗ 2102
На большинстве классических автомобилях Лада предусмотрен слив с радиатора, а также двигателя. Но перед заливом нового антифриза рекомендуется производить промывку системы охлаждения, чтобы исключить попадание примесей в новую жидкость.
За время производства ВАЗ 2102 было выпущено большое количество модификаций, которые комплектовались различными двигателями. Но на данный момент самыми популярными являются бензиновые версии в вариантах карбюратор с объемом 1.2 литра.
Глобальных отличий в версиях с разным объемом двигателя при замене нет, все действия будут практически одинаковыми.
Перед началом замены жидкости охлаждения, чтобы не получить ожоги, нужно дождаться полного остывания двигателя. Также следует избегать попадания антифриза или тосола на кожу, в глаза и органы пищеварения, так как химический состав жидкостей является ядовитым.
Слив охлаждающей жидкости
До начала процедуры слива следует подготовить инструменты, тару под отработанный антифриз, а также новые жидкости для последующего залива. Если установлена защита под двигателем, ее тоже можно снять, для удобства.
Далее выполняем процедуру слива жидкости с ВАЗ 2102:
-
Поворачиваем регулятор температуры в салоне в максимальное положение вправо (Рис.1).
-
Находим снизу в левом углу радиатора пробку и откручиваем ее, предварительно подставив под радиатор емкость для слива. (Рис.2). На старых версиях, этой пробки нет, там установлен датчик включения вентилятора. Для слива тосола его необходимо открутить, сделать это можно ключом на 30мм.
-
После этого откручиваем пробку на заливной горловине радиатора, а также расширительном бачке, для более быстрого слива жидкости (Рис.3).
-
Отстегиваем крепление расширительного бачка и поднимаем его вверх (Рис.4). При этом жидкость сольется через сливное отверстие радиатора. А сам бачок можно полностью снять и промыть.
-
Для слива охлаждающей жидкости с двигателя, нужно открутить сливной болт, воспользовавшись для этого ключом на 13мм. Сам болт находится с левой стороны, под него можно подставить лейку, для меньшего разбрызгивания жидкости (Рис.5).
После завершения этой операции не забываем поставить расширительный бачок на место. А также закрутить все сливные пробки, если вы минуете этап промывки.
Промывка системы охлаждения
При наличии в слитой жидкости отложений или переходе с тосола на антифриз, следует произвести промывку системы. Для этого нужно выполнить следующие действия:
- через расширительный бачок ВАЗ 2102 пролейте систему обычной водой. Пробки должны быть открыты;
- закрутите сливную пробку и болт;
- заполните систему средством для промывки (можно использовать Liqui Moly Kuhlerreiniger или промывка системы охлаждения Lavr) с дистиллированной водой (6-7 литров);
- запустите двигатель. Прогрейте до 90 градусов;
- оставьте поработать на холостых на 5-10 минут, в зависимости от загрязнения системы;
- заглушите. Дайте остыть двигателю примерно до 60 градусов;
- слейте промывку теми же действиями, что и старую жидкость;
- закрутите обе пробки;
- залейте дистиллированную воду для ополаскивания системы охлаждения;
- заведите автомобиль и прогрейте до 90 градусов;
- заглушите и дайте остыть до 60 градусов, слейте;
- при необходимости повторите пункты 8, 9, 10 и 11.
Заливка без воздушных пробок
Для заливки новой жидкости в систему охлаждения можно воспользоваться инструкцией, которая описана в книге по ремонту и эксплуатации автомобилей. Но делая по ней, у автомобилистов очень часто образовываются воздушные пробки.
Воздушные пробки могут являться причиной перегрева двигателя ВАЗ 2102 (Жигули), а также его закипания. Очень часто при этом может не работать печка на обогрев.
Итак, приступаем к правильной заливке:
-
Для начала нужно снять резиновый шланг со штуцера над впускным коллектором (Рис.6).
- Сливная пробка на радиаторе должна быть закрыта, а на блоке двигателя открыта. Начинаем заливать тосол в радиатор. Как только он потечет из отверстия на блоке, закручиваем болт на место.
- Продолжаем заливать тосол, до тех пор, пока он не польется из места, обозначенного на рисунке 6. После этого ставим шланг на место.
- Теперь заполняем радиатор до верха горловины и закручиваем крышку. Наполняем расширительный бачок на несколько сантиметров выше отметки MIN.
- Заводим машину, прогреваем до рабочей температуры, даем поработать 5 минут, после чего глушим.
Таким образом, залив охлаждающей жидкости без образования воздушных пробок закончен. Осталось протереть пролитый тосол и дождаться остывания двигателя. На уже остывшей машине проверяем еще раз уровень в расширительном бачке и при необходимости доливаем.
Как исправить проблемы
Теперь поговорим об устранении этих неисправностей согласно озвученному списку.
- Охлаждающая жидкость не может пропасть по взмаху волшебной палочки, она не испаряется под действием температуры. Потому проверять нужно все патрубки, шланги, хомуты, радиатор и прочие компоненты. Где-то обязательно есть повреждение, вызывающее протечку.
- Если зимой вам приходится долго стоять на месте, дожидаясь прогрева двигателя, попробуйте утеплить моторный отсек. Существует множество способов сделать это — от классического «тулупа» для двигателя, до применения простой картонки перед радиатором в зимний период или использования специальных утеплителей. Следите обязательно за тем, чтобы ваши утеплители не задевали ремень генератора.
- При детонации можем лишь посочувствовать автомобилю, поскольку его владелец полностью игнорировал все сигналы машины о том, что СО находится в неисправном состоянии. Если простейшие меры по ремонту дадут положительный результат, считайте, что вам крупно повезло. Если нет, тогда ремонта двигателя не избежать. А это уже совсем другие суммы денег.
- Когда стрелка датчика оказалась в красной зоне, незамедлительно предпринимайте соответствующие меры. Заглушите двигатель, чтобы чрезмерный перегрев не привел к еще более печальным последствиям. Поднимите капот, проверьте наличие жидкости в бачке. Только не открывайте его, там очень горячо. При своевременной реакции можно избежать закипания и свиста из-под капота. Но своим ходом до СТО лучше не ехать. Вызывайте эвакуатор.
- Ситуации, когда рвутся прокладки головки мотора, не редкость. Но сталкиваться с ними не желаем никому. Подобная поломка говорит о том, что вам необходимо в обязательном порядке приступать к полноценному ремонту двигателя. Самостоятельно или на автосервисе — решайте сами.
Замена тосола или антифриза (ОЖ)
Если вспоминать былые времена, то вместо нынешних современных охлаждающих жидкостей, таких как тосол и антифриз, раньше даже в Ниву заливали воду. И соответственно при наступлении холодов приходилось постоянно мучиться со сливом ОЖ. Конечно, сейчас уже мало кто вспомнит о таком, но по словам автомобилистов-ветеранов такие времена имели место быть еще в далеком СССР.
Сейчас же замену тосола нужно производить примерно раз в два года или через 40 000 км, как пишут некоторые производители этих охлаждающих жидкостей. Подробно об этой процедуре будет написано ниже и представлены фотографии данной работы.
- Ключ на 15
- Вороток с головкой на 13
- Удлинитель
- Трещоточная рукоятка для удобства
Порядок слива тосола на Ниве ВАЗ 2121
- Первым делом необходимо остудить двигатель, если вы недавно его заглушили, то есть подождать, пока он остынет до температуры наружного воздуха.
- После чего откручиваем заливную горловину радиатора.
И отсоединяем шланг, который подходит к блоку двигателя, тем самым сливая антифриз из блока:
- И подставляем какую-нибудь емкость, можно сделать из старой 10-литровой пластиковой канистры, срезав ее верхнюю часть.
- Далее необходимо слить тосол из радиатора Нивы. Для этого головкой на 13 нужно вывернуть пробку, которая находится в самом низу радиатора с левой стороны. Наглядно можно все посмотреть на фото, приведенном ниже:
- И опять же подставляем емкость, чтобы слить старую охлаждающую жидкость. После того, как в системе охлаждения не осталось антифриза, можно приступать к заливанию свежей ОЖ через расширительный бачок тонкой струйкой, во избежание образования воздушной пробки. Льем до тех пор, пока не будет необходимый уровень — приблизительно посередине расширительного бачка. А после проделываем такую же процедуру с радиатором, до тех пор, пока не скроются его верхние трубки. Не забудьте предварительно одеть шланг на выход из блока двигателя.
- Заливать антифриз или иную охлаждающую жидкость следует через расширительный бачок, пока уровень в нем не установится на максимальной отметке.
Прочие жидкости и ГСМ
Каждый автолюбитель должен знать на память максимальный объем заправки топливом своего авто. Топливный бак ВАЗ 21213 имеет вместительность 42 л, включая резерв. Под резервом понимают количество горючего, оставшегося в баке после включения предупредительной лампы желтого цвета на панели приборов. Величина резерва — не менее 5 л. Автомобиль необходимо заправлять бензином, чье октановое число лежит в пределах 91-93.
В автомобиле имеется еще ряд заправочных емкостей, за которыми владелец должен следить в процессе эксплуатации:
- тормозная система с расширительным бачком, общая вместительность — 0,515 л;
- привод сцепления гидравлический с расширительным бачком — 0,2 л;
- 2 пластиковых бака объемом 2 л каждый содержат запас жидкости для омывателя лобового и заднего стекла.
Привод выключения сцепления и система тормозов заполняются гидравлической тормозной жидкостью (самая популярная — DOT-4). Ее следует менять не реже, чем через 3 года, потому что жидкость обладает свойством поглощать водяной пар, содержащийся в воздухе. В результате все стальные детали системы, контактирующие с ней, начинают корродировать, что ведет к полному либо частичному отказу тормозов.
При утечке в системе сцепления или тормозов уровень в расширительных бачках снижается, поэтому над ними требуется постоянный контроль.
Жидкость или чистую воду для промывки стекол доливают при необходимости, в зимнее время — обязательно незамерзающий вариант. Иначе лед разрушит не только трубки, но и повредит электрический насос.
Также для обслуживания и смазки Нивы применяются различные густые смазки:
- Литол — состав для смазывания высоконагруженных деталей подшипников;
- ШРУС-4 — смазка для шарниров передних полуосей и ограничителей открывания дверей;
- ШРБ-4 предназначена для обработки шаровых пальцев опор и рулевых тяг.
Перечень заправочных емкостей полезен начинающим автолюбителям, купившим подержанную машину с утерянной инструкцией по эксплуатации. Эксплуатация такого авто как раз и должна начинаться с замены всех жидкостей и масел.
Что делать, если протекает жидкость? Какие бывают поломки?
Нередко проблемы в системе охлаждения вызваны поломками и протечками. И состояние антифриза здесь не играет никакой роли. Вот список возможных неисправностей и способов их устранения:
- Выход из строя термостата. Эта деталь отвечает за связь между внешним и внутренним контуром системы охлаждения. В нормальном состоянии он остается холодным при температуре работы ниже 80-85 градусов. Если жидкость нагревается сильнее, то термостат становится горячим. При неисправностях термостат уже не нагревается, либо горячий постоянно. И тогда его приходится менять. Стоит помнить — ремонту эта деталь не подлежит, только замене.
- Поломки помпы. Возможные проблемы: поломки лопастей крыльчатки, трещины в корпусе, выход из строя уплотнителей. В случае протечек стоит проверить, проблема в помпе или в шлангах.
- Проблемы с блоком цилиндров. Если появились трещины или имеется заводской брак — придется обращаться к профессионалам. Но иногда проблемы возникают из-за прогнившей прокладки крышки блока. Обычно это связано с использованием в системе охлаждения обычной воды. Диагностируется просто: из выхлопной трубы постоянно идет плотный, белый или синеватый дым. Здесь производится замена прокладки блока цилиндров.
- Выработка ресурса шлангов системы. Решается просто — заменой шлангов. Делается вручную. Инструменты: пассатижи и отвертка для снятия хомутов. Старые шланги снимаются и выбрасываются, новые устанавливаются на их место.
- Проблемы с расширительным бачком. На нем появляются трещины, и емкость приходится менять. Процедура проста: отвинчиваются винты на креплениях бачка, старая емкость снимается, новая устанавливается.
- Проблема с вентиляторами радиатора. Их имеется две штуки. Выйти из строя может один либо оба сразу. Ремонт может сделать только опытный электрик.
- Протечки радиатора. Исправляется ремонтом либо заменой детали. Но самостоятельно это исправить не получится, требуется помощь профессионала.
Проверку системы на наличие неисправностей надо проводить до замены жидкости. Ведь при ремонте охлаждающей системы сливается весь антифриз. Поэтому заливать новый стоит уже после ремонта.
Принцип действия
Схема охлаждения Нивы работает под давлением, поскольку в обычном режиме не сообщается с атмосферой. Охладительная жидкость — антифриз с температурой замерзания -40 °С. Представляет собой раствор воды с этиленгликолем, количество для заполнения системы — 10,7 л. Закипает он тоже при повышенной температуре, +110 °С.
Ключевым элементом в работе системы является термостатический клапан, распределяющий потоки жидкости в зависимости от нагрева двигателя. Внутри термостата имеется заслонка, управляемая термочувствительным элементом. При нагреве он перемещает заслонку, открывая потоку другой путь. В целом схема работает по следующему алгоритму:
- Когда мотор не прогрет до рабочей температуры (90 °С), антифриз, побуждаемый помпой, циркулирует по малому контуру охлаждения: двигатель, термостат, радиатор отопителя салона.
- При нагреве силового агрегата заслонка термостата начинает приоткрываться, пропуская часть жидкости в большой контур, куда входит основной радиатор. Перемещение заслонки начинается с температуры около 80 °С, а при достижении 92-94 °С она открыта полностью. Практически весь антифриз теперь движется по большому кругу, охлаждаясь в основном радиаторе.
- Малое кольцо циркуляции не закрывается, ведь печка тоже должна функционировать. Но туда поступает гораздо меньше жидкости из-за малых диаметров патрубков. К этой же линии подключен подогрев карбюратора или дроссельной заслонки.
- На Ниве ВАЗ-2121 вентилятор установлен на оси водяного насоса и постоянно гонит воздух на блок цилиндров. В моделях ВАЗ-21214 и 2131 2 электрических вентилятора включаются поочередно либо вместе, подчиняясь команде контроллера, а тот ориентируется на показания датчика температуры. Порог включения — приблизительно 100 °С.
- Лишний объем антифриза, возникающий при нагреве, уходит по шлангу в расширительный бачок. При этом давление в системе возрастает, что еще больше затрудняет закипание жидкости. При остывании идет обратный процесс: антифриз возвращается в систему.
В летнее время и переходный период в машинах ВАЗ-21213 и 21214 проход охлаждающей жидкости через радиатор отопителя ограничивается краном. На Шевроле Ниве такого крана нет, отключение обогрева производится путем перенаправления потока воздуха мимо теплообменника.
Как правильно заменить ОЖ?
Начинать замену охлаждающей жидкости на ВАЗ 21214 надо с выбора подходящего хладагента. Можно выбрать оригинальную ОЖ, либо остановиться на одном из имеющихся аналогов. Оригинальный антифриз выпускается с 2014 года. Название жидкости: Антифриз LADA G12. Предназначен для использования при температурах до -40 градусов по Цельсию. Номер товара: 88888-2000010-82.
Выбирая жидкость, необходимо обращать внимание на ее маркировку. Для Нивы (включая ВАЗ 21214) нужна ОЖ с рабочей температурой не выше -40 градусов
Подойдут следующие жидкости:
- Тосол отечественного производства. Брать надо качественную ОЖ. Маркировка «Тосол -40» означает температуру замерзания -40 градусов. Для регионов в районе полярного круга подойдет антифриз с маркировкой «Тосол -65». Пример подходящей жидкости: тосол фирмы Felix.
- Стандартный антифриз. Подойдет ОЖ как отечественная, так и зарубежная. Здесь снова проверяется минимальная рабочая температура. Она равна -40 градусам по Цельсию. Пример: продукция фирм G-Energy или SINTEC. Подойдет и антифриз Felix Carbox.
Еще стоит учесть — оригинальный антифриз LADA продается в уже разбавленном виде. Но при покупке концентрата от других фирм его следует разбавлять. Точные пропорции написаны на упаковке с ОЖ.
Инструменты и материалы для работы
Затем следует разобраться с инструментами и материалами.
Список инструментов для замены охлаждающей жидкости в ВАЗ 21214 выглядит так:
- Емкость для слива отработанного антифриза. Объем — 12 литров.
- Толстый и прочный шланг для слива охлаждающей жидкости.
- Гаечные ключи на 13 и 15. Рекомендуется иметь в комплекте накидные, рожковые и ключи-трещотки соответствующего размера.
- Воронка для заполнения радиатора и расширительного бачка.
- Круглогубцы для снятия шланга ресивера.
- Средства для промывки системы охлаждения.
- Антифриз для замены. В систему охлаждения Нивы помещается 10,7 литра. Поэтому покупается 11 литров, с небольшим запасом на случай протечек.
- WD-40 для чистки винтов.
Подготовка автомобиля и техника безопасности при работе
Следующий шаг — подготовка автомобиля к замене ОЖ. Проводится она так:
- Нива загоняется на эстакаду, либо ставится над смотровой ямой.
- Автомобиль прочно закрепляется: ставится в скорость и на ручной тормоз. Рекомендуется установить стопоры под колеса.
- Мотору дают остыть. Работать с горячим антифризом неудобно и опасно для здоровья.
Еще стоит помнить о технике безопасности. Здесь имеется ряд простых, но важных рекомендаций:
- Антифриз не должен попадать в глаза или дыхательные пути. Эта жидкость токсична, и является сильным ядом.
- Работать следует в проветриваемом помещении. Испарения ОЖ не приносят пользы здоровью.
- Одевать надо удобную, свободную одежду. Рабочая роба не стесняет движений и не мешает в процессе замены антифриза.
- Охлаждающая жидкость не должна попадать в топливо. Это весьма отрицательно скажется на работе мотора.
Теперь можно переходить собственно к процедуре замены.
Принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
Терморезистор, который размещен во внутренней части изделия, характеризуется, как электронное устройство с т.н. «негативным показателем температурного режима», т.е. при нагревании сопротивление прибора снижается и, соответственно, при охлаждении — увеличивается.
Увеличенный режим температурных значений до 130°С понижает резистентность изделия в пределах 70 Ом +2% , а пониженный предел при температуре −40°С увеличивает сопротивление до 107 КОм ±2%.
Детектор-контроллер пропускает на датчик температуры напряжение значением 5 В через постоянное сопротивление, расположенное внутри него. Температурные значения жидкости-охладителя контроллер определяет по разности потенциалов на термодатчике с сопротивлением переменного типа. На охлажденном моторе напряжение высокое, а на прогретом агрегате — низкое.
При эксплуатации такого устройства, как датчик температуры ВАЗ 2110 инжектор, следует помнить, что температурный режим жидкости-охладителя оказывает значительное влияние на многие технические характеристики, которые подлежат управлению контроллером.
Характерные неисправности
Если система охлаждения «десятки» начинает функционировать не так, как ей положено, это говорит о появлении неисправностей.
Определить их можно по характерным признакам.
- Пропадает охлаждающая жидкость из системы.
- Двигателю требуется много времени для прогрева, либо он плохо прогревается. Если для вашего региона характерны сильные морозы, и слабый прогрев наблюдается именно зимой, причина кроется, скорее всего, в климате. Потому советуем утеплить моторный отсек.
- Происходит детонация мотора. Если возникла подобная ситуация, система охлаждения неисправно уже давно, а вы все равно продолжали эксплуатировать автомобиль.
- Датчик на панели приборов достиг крайней красной зоны.
- Крутящий момент снижается. Такое явление характерно для ситуации, когда двигатель перегрелся и наблюдается пропуск на прокладке головки.
Периодичность замены охлаждающей жидкости автомобиля ВАЗ 21214
Сначала стоит сделать небольшое отступление. Считается, что в Ниву надо заливать тосол, охлаждающую жидкость отечественного производства. Но водителям стоит запомнить: тосол — это название ОЖ, которая производилась в СССР. И на текущий момент она уже не выпускается. Но многие отечественные фирмы продолжают называть свою продукцию тосолом. При том, что по сути, это стандартный антифриз.
Но что же по периодичности замены? Для оригинальной жидкости АвтоВАЗ рекомендуется проводить замену каждые 60 тысяч км пробега. Если пробег небольшой — через 3 года после заливки новой ОЖ. В случае использования антифризов от других производителей надо сверяться с их рекомендациями. В среднем, для ОЖ марок G12 или G12+ замену стоит проводить каждые 200-250 тысяч км или раз в 5-7 лет.
Но стоит поговорить еще и о рекомендациях опытных владельцев авто. Вот что они советуют:
- Периодически проверять состояние антифриза в системе. Имеется ряд факторов, снижающих срок службы жидкости. Здесь надо упомянуть: перепады температур, пыль и грязь, неравномерный скоростной режим. В случае интенсивной эксплуатации авто проверку стоит проводить каждые 30-40 тысяч км пробега.
- При покупке б/у машины антифриз меняется сразу. Некоторые владельцы заливают в систему ОЖ низкого качества, либо простую воду. Поэтому желательно сразу поменять жидкость. Еще стоит проверить состояние радиатора, расширительного бачка и патрубков на наличие протечек и повреждений.
- При переходе на другой тип антифриза обязательно делается полная промывка системы. Необходимо удалить грязь и остатки присадок прежней ОЖ.
При замене охлаждающей жидкости в ВАЗ 21214 «инжектор» требуется объем антифриза, равный 10,7 литра. Это стандартное количество ОЖ для любой модели автомобиля «Нива». Здесь стоит отметить — принципы заливки и объем для всех Нив одинаковы. Это касается, например, и замены охлаждающей жидкости в Ниве 21213, или в Lada 4×4 Urban. К слову, Lada 4×4 — это новое название моделей серии Нива. Стоит помнить об этом при поиске деталей на замену.
Теперь стоит разобраться с признаками замены ОЖ в Ниве
Обращать внимание надо на следующие моменты:
- Двигатель быстро перегревается. Стрелка термометра постоянно оказывается в красной зоне. Вентилятор работает практически без перерыва.
- Давление в системе выше нормы. Связано это с появлением пробок в охлаждающем контуре.
- Цвет и консистенция жидкости изменились. Антифриз потерял прозрачность, в нем появились вкрапления грязи. В худшем случае у ОЖ имеется неприятный запах.
В случае появления описанных проблем антифриз надо менять.