Основные неисправности
Любой узел или механизм рано или поздно изнашивается и требует полной или частичной замены (ремонта). Наиболее частые неисправности карданного вала:
- износ подшипника подвесного устройства;
- износ резиновой подушки;
- износ крестовин.
Последняя неисправность бывает по различным причинам. Наиболее вероятные из них:
- Агрессивная манера езды.
- Плохое качество крестовин.
- Неудовлетворительное обслуживание крестовин, которое заключается в своевременной смазке, если она предусмотрена конструкцией. Если же они необслуживаемые, то выходят из строя раньше из-за дефицита смазки.
- Плохие дороги.
- Постоянная езда по глубоким лужам.
Сигналом к замене этих деталей служит повышенный шум во время движения, вибрация и посторонние звуки, исходящие из-под автомобиля.
Поэтапная установка детали
Перед монтажом крестовины проверяют, наносят на детали смазку. Для смазки применяют «Фиолом» либо другое вещество аналогичного действия. Корпус подшипников вставляют на место, вилки запрессовывают. Затем проводят монтаж стопорных колец. Молотком стучат по вилкам. Все зазоры, существующие между дном подшипника и кольцом, исчезают. Чтобы проверить свободный ход основной детали, применяют щуп. Ход не должен превышать 0,04 мм. В противном случае устанавливается кольцо большего диаметра.
Разборка кардана для демонтажа крестовины
Замена крестовины предусматривает установку нового подвесного подшипника. Эта процедура проводится после демонтажа кардана и крестовины. Затем откручивают гайку переднего вала. Съемник фиксируют на вилку. С помощью молотка вилка сдвигается и спрессовывается со шлицев. Болты фиксации подвесного подшипника можно открутить ключом на «13».
Основная деталь выбивается из вала. Сборка кардана проводится в обратном порядке. Если вышеописанный процесс осуществляется без демонтажа кардана, тогда потребуется помощник.
Устройство узла
Прежде, чем приступить к самостоятельному демонтажу, нужно хотя бы в общих чертах понимать устройство всего узла, тогда и ремонт можно сделать по всем правилам. Устройство карданного вала:
- Передняя часть (короткая). Посредством эластичной муфты, которая смягчает рывки и удары при переключении передач, соединяется с первичным валом коробки перемены передач (КПП).
- Задняя часть — более длинная. Соединена она с редуктором заднего моста при помощи фланца.
На вечный вопрос, сколько же крестовин на этом автомобиле, есть вполне ясный ответ: две.
Конструктивно всё выполнено именно так из-за того, что КПП и редуктор заднего моста расположены не в одной оси, то есть смещены относительно друг друга. Из этого совершенно ясно, что карданный вал не может быть цельным, поскольку конструктивно это выполнить невозможно.
Конструкцией ещё предусмотрено и подвесное устройство — дополнительная опора, состоящая из резиновой подушки, заключённой в стальную обойму, и подшипника в центре конструкции.
Таково краткое устройство этого узла.
Замена крестовины ВАЗ 2106 — нет ничего проще
Итак, что делает крестовина? С ее помощью появляется возможность сделать изгиб карданного вала
Обратите внимание на то, как относительно друг друга расположены фланец заднего моста и вал КПП. Верно, ось второго располагается выше, следовательно, нужно как-то хитрить, чтобы передать вращение
Карданный вал должен «переломиться» в двух местах, чтобы движение от КПП к заднему мосту было передано без каких-либо проблем. Кроме того, центр тяжести всего карданного вала должен быть таким, чтобы не появились осевые биения. Не стоит забывать и про подвесной подшипник ВАЗ 2106, с его помощью произведено крепление вала к днищу автомобиля. В случае его разрушения усиливается осевое биение, что приводит к выходу из строя крестовин.
Для проведения ремонта карданного вала вам потребуется следующий инструмент:
- Ключи рожковые и накидные на «12», «13», «10». Последний можно и торцовый.
- Плоскогубцы.
- Плоская отвертка при необходимости.
- Съемник для стопорных колец.
- Съемник для крестовин.
- Молоток и деревянная проставка.
Процедура довольно простая, много времени она не займет:
- Устанавливаете автомобиль на ровную поверхность, под передние колеса помещаете упоры, заднюю часть поднимаете домкратом. При наличии ямы, эстакады или подъемника, эти процедуры выполнять не нужно.
- Ключом на «10» выкручиваете два болта, которыми крепится подвесной подшипник к днищу автомобиля. Не стоит сразу же их снимать, лучше сделать это в конце, непосредственно перед снятием кардана.
- Удерживаете головку болта, которым прикручены друг к другу фланцы кардана и заднего моста, ключом на «12». Гайку выкручиваете головкой на «13».
- Отпускаете болты крепления подвесного подшипника и наносите по валу несколько резких ударов, чтобы выбить из резиновой муфты его.
- При помощи съемника извлекаете кольца и наносите молотком через проставку резкие удары по карданному валу. При этом крестовина 2106 должна буквально разлететься — стаканы выпадут из посадочных мест.
- Перед установкой новой крестовины обязательно очистите посадочное место под нее и нанесите небольшое количество смазки. Не наносите по стакану удары, так как это приведет к тому, что произойдет разрушение игольчатого подшипника. Собрать его очень сложно.
- Сначала устанавливаете крестовину ВАЗ 2106 на карданный вал, затем на фланец. Или же в обратной последовательности.
Аналогично меняется средняя крестовина, расположенная у подвесного подшипника. Перед установкой кардана убедитесь в том, что стопорные кольца установлены правильно и они при малейшем усилии не выпадут из своих пазов
Обратите внимание, что новые кольца, которые идут в комплекте, могут оказаться толще, нежели канавка под них, поэтому придется использовать старые. И самое главное — желательно перед началом работ наметить расположение карданного вала относительно муфты КПП и фланца заднего моста
Если произойдет дисбаланс, то появится посторонний гул и высокая вибрация.
И в завершение посмотрите видео по теме:
Замена крестовины карданного вала ВАЗ 2106 своими руками, что для этого необходимо. Крестовина устанавливается в карданный вал автомобиля, который предназначен для передачи крутящего момента от коробки передач к колёсам.
Механизм вала активно применяется на любом виде технического средства, не обязательно легкового. Свои истоки карданная передача берёт от механика Джереми Кардано, который и придумал механизм передачи вращения между осями.
Основные компоненты узла: крестовины в количестве двух или более штук и полостная труба для соединения. Именно эти самые крестовины чаще всего нуждаются в замене.
В зависимости от типа технического средства, крестовины могут быть как одноразмерные, так и разноразмерные. На нашей модели установлены именно две однотипные.
Диагностика крестовины
Перед тем, как проводить замену детали, нужно её продиагностировать, чтобы убедиться в том, что именно она вышла со строя. Первый признак неисправности стук при переключении передач. Никакой нет разницы, это повышенная или пониженная скорость.
Вместе с крестовиной, в замене нуждаются и подшипники. Несвоевременное обращение внимания приведёт к тому, что карданный вал отвалится по пути движения. Итак, что нужно для осуществления замены.
Демонтаж изношенных деталей
Замена таковых не представляет особых сложностей, и вовсе не обязательно гнать свою «семёрку» на СТО, чтобы произвести такую простую операцию.
Замена крестовин на ВАЗ-2107 невозможна без демонтажа карданного вала.
Для этого не нужна ни специальная подготовка, ни большие навыки или особые инструменты — всё очень просто делается и в гаражных условиях. Порядок работы:
- Открутить крепление подвесного устройства — 2 болта при помощи ключа № 13. Перед откручиванием желательно обработать резьбовые соединения WD-40 или керосином, а уже через две минуты — откручивать. Это облегчит процесс разборки, да и сохранит резьбу на болтах и гайках.
- Открутить болты с гайками (4 пары) фланцевого соединения, применив вначале средство для отмачивания ржавчины. Здесь предпочтительнее использовать накидной ключ из-за малых зазоров между фланцем и гайкой (болтом).
- Та сторона, что входит в муфту, снимается просто — достаточно потянуть на себя уже открученный кардан — там шлицевое соединение без какого-либо другого вида крепежа.
- Уже снятый карданный вал нужно очистить от грязи и пыли — в чистоте работать и лучше, и правильнее. К тому же грязь может попасть в подшипники, что явно не улучшит их эксплуатационные качества.
- Следует убедиться в целостности муфты и рабочем состоянии шлицев — было бы неправильным поменять крестовину на ВАЗ-2107, не убедившись в исправности узла в целом. Это делается визуальным осмотром и предварительной проверкой соединения ступицы муфты со шлицевой частью вала. Покачав в разные стороны карданный вал, нужно убедиться в отсутствии слишком большого люфта.
- Перед заменой следует сделать метки на карданном соединении. Это нужно для того, чтобы избежать дисбаланса после замены деталей — вал тщательно балансируется навариванием пластин на заводе-изготовителе, а изменение положения вынудит вновь перебирать соединение, что, конечно, не входит в планы автовладельца.
- Перед тем, как заменить крестовину на ВАЗ-2107, надо снять стопорные кольца, которые фиксируют подшипники-колпачки — их четыре. На каждой шейке крестовины есть кольцевая проточка, в которую защёлкивается стопорное кольцо. Их лучше всего снимать при помощи специальных щипцов с заострёнными концами, которые надо вставить в отверстия стопорного кольца — их два в каждом стопоре. Если стопор снимается плохо, то нужно применить ещё и тонкую отвёртку с плоским лезвием.
Такой инструмент может быть как универсальным (работающим как на сжатие, так и на разжим), так и одностороннего действия. Впрочем, многие умельцы умудряются это делать простой отвёрткой или шилом, что нежелательно из соображений техники безопасности.
После того, как все кольца убраны, можно снимать крестовину на ВАЗ-2107. Делается это так:
- Держа одной рукой за карданный шарнир, нужно выбивать молотком колпачок крестовины, нанося лёгкие удары по нему. Нужно бить до тех пор, пока таковой не опустится до того положения, что выйдет из карданного соединения полностью.
- Перевернув карданный вал, нужно наносить теперь лёгкие удары по его корпусу максимально близко к крестовине, что позволит демонтировать и другой, противоположный колпачок.
- Таким образом, шарнир разъединён, и осталось, сбив последние два колпачка, вынуть крестовину. Для этого нужно двумя пальцами, держа крестовину с валом на весу, наносить лёгкие удары по нему, сначала выбив один колпачок. После снятия крестовины оставшийся колпачок выбивается выколоткой.
Правила выбора крестовины
Вот так выглядит эта деталь
На ВАЗ 2106 автомеханики советуют менять крестовины в комплекте. В некоторых случаях у хвостовика меняют 3 крестовины. Лучшими считаются детали немецкого производства. На ВАЗ 2106 устанавливают изделия следующих производителей.
- Trialli с масленкой. Сделаны из стали и обладают равномерной закалкой по всей поверхности. Подобные детали способны выдерживать значительные динамические и статистические нагрузки.
- Kraft. Изготавливаются из антикоррозийного сплава нержавеющей стали. Производитель предоставляет гарантию на деталь.
- Weber, GKN и прочие иностранные производители. Минус таких изделий заключается в необходимости подгонки стопорных колец.
- Продукция отечественного производства. Плюс — доступная цена.
Замена крестовины на автомобиле ВАЗ 2106 предусматривает демонтаж кардана. Для этого понадобится смотровая яма либо домкрат. Снятие и установка проводятся с помощью ключей на «12», «13», «27» и молотка.
Подвесной подшипник устанавливают за счет стяжного съемника и старого фланца. Оттяжная пружина отсоединяется от кронштейна пассатижами, затем ее демонтируют. Кардан заклинивают отверткой. Гайки откручивают, снимают 1 конец кардана. Планка и пластина подвесной конструкции демонтируются. Кардан снимают. Расположение каждой детали отмечают, чтобы не нарушилась балансировка валов. Стопорные кольца демонтируют. С помощью съемника либо тисков снимают подшипник. Если для этого используют наковальню, тогда крышка 2-го подшипника не должна упираться в плоскость этого устройства.
Кардан ВАЗ 2106 переворачивают на 180°. Аналогичные действия проводятся со 2-м подшипником. Если процесс осуществляется без съемника, тогда удары совершаются по крестовине либо по 2-й части кардана (с поперечной крестовиной). Подшипник вытаскивают из вилки. Поперечная крестовина выводится из зацепления. Съемник устанавливают на 2-ю пару подшипников.
Каково же ее устройство?
Главным составляющим элементом крестовин является подшипник, который крепится с помощью болтов и дает ей возможность поворачиваться. Сама крестовина представляет собой крестообразный шарнир, контролирующий совпадение осей всех крутящихся частей транспортного средства. Он соединяет между собой вилки. Они крепятся к каждому из концов крестовины. Движение шарнира осуществляется благодаря особым игольчатым подшипникам, расположенным на ее шипах. Эти подшипники находятся в отверстиях на вилках, а сверху закрепляются стопорными кольцами (чтобы они не могли смещаться).
Таким образом, крестовина ВАЗ 2107 – это очень гибкое соединение двигателя авто с мостом, служащее для подвижности соединенных деталей и передачи крутящего усилия на колесо.
Подготовка к работе
Без нужного инструмента не обойтись в любой работе. Следует подготовить:
- Ключ № 13. Лучше с головкой и трещоткой, чтобы открутить подвесное устройство, а для фланцевого соединения лучше всего подойдёт накидной ключ или рожковый.
- Молоток — предпочтительнее бронзовый или из меди.
- Отвёртку с плоским лезвием.
- Плоскогубцы.
- Специальный съёмник, если, конечно, он есть. Покупать специально или нет — дело каждого автовладельца. Можно использовать выколотку.
- Средство типа WD-40. За отсутствием такового можно использовать и керосин, например, вкупе с маслёнкой (медицинским шприцем) и кисточкой.
И, конечно же, работы лучше производить на подъёмнике, эстакаде или осмотровой канаве — так будет и удобнее и безопаснее.
Если работы ведутся на первых двух сооружениях, то нужно зафиксировать колёса, подложив под них колодки, что исключит нежелательное катание автомобиля вперёд или назад. Нужно всегда помнить о технике безопасности прежде, чем снять крестовину с кардана ВАЗ-2107 или производить любые другие работы под автомобилем.
Установка
Итак:
- Вставляем стартер ВАЗ 2105 в посадочное место.
- Затем закрепляем его тремя крепежными болтами.
- После чего следует установить обратно щиток стартера.
- Теперь следующий шаг — подключение обратно всех необходимых проводов ко втягивающему реле.
- Далее установите обратно растяжки (на инжекторном автомобиле) или же установите корпус воздушного фильтра (на карбюраторном автомобиле).
- Подключите минусовую клемму обратно к аккумулятору и можно пробовать заводить свой любимый автомобиль.
Краткое заключение. Ремонт стартера своими руками — дело не сложное, но достаточно экономное. Цена на запчасти плюс цена за работу мастерам на ближайшей СТО — уже хорошие деньги. А так придется потратиться только на запчасти. Надеемся, что эта статья вам помогла. Следите за своим автомобилем, вовремя ремонтируйте и, когда вам будет очень нужно, он послужит вам верой и правдой!
Реле стартера вводит шестерню привода в зацепление с маховиком, приводя в действие основной агрегат. Аналогичным образом срабатывает реле включения стартера ВАЗ 2105. Зафиксирован механизм при помощи 3 болтов. Корпус данного агрегата и его крышка стянуты 2 болтами.
Рабочий процесс
Настоятельно рекомендуем перед тем, как будет производиться замена детали, нанести специальные установочные метки, чтобы правильно произвести обратную сборку.
Прежде всего, снимаем ключиком на 13 мм сам кардан. Для этого нужно снять всего лишь два обычных болтика подвесного подшипника, крепящегося к поперечной опоре. Теперь можно скрутить гайки, которыми кардана крепится к хвостовику.
Всегда перед «процедурой» установки крестовин всегда обстукивайте через специальную накладку узел. Откроем вам небольшой секрет: чтобы легко снять необходимые детали (особенно на авто с большим пробегом) смочите их обильно керосином. Демонтируйте кольца. Теперь кардан должен оказаться на весу.
Отбиваем чашу крестовины молоточком, поворачиваем сам кардан и снимаем ее. То же делаем с другой чашей.
Прочистите все проушинки кардана и посадочные места колец. Там не должно быть ни грязи, ни тем более ржавчины.
Установка крестовин в любом авто начинается с того, что с нее надо демонтировать чаши и заправить ее саму в проушины.
Сдвинув новую деталь, ставим чашу на место и аккуратно обстукиваем молотком, пока не будет видна лунка для стопорного кольца. Устанавливаем его и поворачиваем кардан.
То же самое делаем со второй чашей. Действия должны быть очень четкими, потому что чаша очень хрупкая.
Займемся подшипником. После демонтажа крестовины воткните конец шлицевого соединения кардана во фланец «муфты». С другой стороны снимите гаечку с вилки крепления кардана к переднему валу. Съемником стаскиваем шарнирную вилку и убираем с вала старую деталь.
Все, замена необходимых запчастей на ВАЗ 2107 закончена, и вы можете произвести обратную сборку.
Выбор запчасти
Для того, чтобы ремонтировать этот узел пореже, нужно приобретать запчасти хорошего качества. От правильного выбора крестовины, зависит, как часто нужно будет производить её замену. Выбор крестовины:
- Желательно покупку делать в специализированных магазинах и рынках, где есть сертификаты качества и торговцы дорожат своей репутацией. У случайных же продавцов, которые торгуют на стихийных рынках от случая к случаю, лучше ничего и никогда не покупать. Кроме того, нормальная торговая точка даёт гарантию, которая позволяет в течение 14 дней вернуть товар, если с ним что-то не так.
- Запасная часть должна быть от известного, проверенного годами бренда, а не какого-то сомнительного качества.
- Крестовину следует покупать снабжённую пресс-маслёнкой (тавотницей), через которую всегда можно обновить смазку в подшипниках с помощью нагнетателя («шприца») — как ручного, так и электрического. Такая деталь прослужит дольше.
И ещё один действенный способ проверки. Вынутую из упаковки крестовину надо положить на кусок стекла — стеклянный прилавок вполне подойдёт, или на то же зеркало бокового вида (снятое, разумеется). Держа пальцами противоположные оси крестовины, нужно попробовать покачать их на этой поверхности. Далее так же нужно поступить и с другими осями. Затем провернуть деталь и ту же операцию проделать снова. В процессе проверки не должно быть стуков о поверхность стекла, что будет свидетельствовать об отсутствии деформаций детали.
Следует купить сразу две детали, потому как после замены одной очень скоро последует замена другой. Многие сразу же меняют и подшипник подвесного устройства, чтобы в скором времени не заниматься повторением пройденного, то есть всё разбирать, теряя время и собственные нервы.
Установка новых элементов
Теперь, когда шарнир разобран, можно приступить к установке новой детали. Для этого нужно вынуть новую крестовину из упаковки и аккуратно снять с неё колпачки, да так, чтобы не рассыпались её игольчатые подшипники. Далее:
Проверить наличие смазки в подшипниках.
Новую деталь нужно завести в шарнир и надеть первый колпачок на одну из осей (шеек). Аккуратно запрессовать его на место, придерживая двумя пальцами другой руки за две оси, расположенные под углом в 90° относительно колпачка. Затем защёлкнуть стопорное кольцо в канавку на оси. Для этой цели лучше использовать новые кольца — они прилагаются к новой детали.
Перевернув кардан на 180° вставить второй колпачок, чуть приподняв его и выдвинув немного из первого колпачка. При помощи выколотки (можно при неимении таковой применить головку торцевого ключа соответствующего размера) подшипник ставится на место и стопорится кольцом.
Теперь можно поставить фланец (ответную часть) на место и установить третий подшипник, действуя точно так же, как и в предыдущих случаях, не забывая об установке стопорного кольца. Для того, чтобы правильно установить очередной подшипник, нужно подпереть чем-нибудь, например, той же головкой колпачок, расположенный напротив.
Последним ставится подшипник с пресс-маслёнкой
Здесь нужно соблюдать особую осторожность, чтобы не повредить маслёнку при запрессовке. Прежде всего нужно открутить её саму для выхода из подшипника лишней смазки через отверстие
Маслёнка откручивается любым имеющимся ключом № 7 или 8. Если стопорное кольцо встаёт не до конца, следует осадить подшипник, предварительно подставив с противоположной стороны всё ту же головку, забивая его с помощью такой же оснастки. Ввернуть пресс-маслёнку на своё место.
Все эти операции нужно повторить со второй крестовиной — различий как таковых в этом нет.
Установка карданного вала производится в порядке, обратном демонтажу. Для этого нужно сделать:
- шлицевую часть вставить на своё место, придерживая плечом карданный вал (будет лучше, если это поможет сделать кто-то другой);
- прикрутить подвесное устройство на своё штатное место;
- присоединить фланец к редуктору.
Не забывать о стопорных кольцах во избежание скорейшего выхода из строя шарниров карданного вала! И также надо тщательно, но без фанатизма закрутить все болты и гайки. Кроме того, нельзя забывать и о совмещении меток на шарнирном соединении.
Теперь нужно проверить машину в ходу на отсутствие вибраций и шумов под ней.
Правила замены стартера
Новое оборудование монтируется в обратном порядке
При установке большое внимание нужно уделить надежной фиксации провода питания реле стартера ВАЗ 21053. Сложным процессом считается разборка данного агрегата
Для этого потребуются ключи на «13» и на «10». После отворота 3 винтов снимается реле стартера. Из корпуса детали вытаскиваются шток и пружина. Для последующей разборки стартера применяется крестообразная отвертка. С ее помощью отворачиваются винты и снимается крышка. Состояние щеток можно проверить после их демонтажа.
Следующий шаг заключается в демонтаже резинового уплотнителя и снятии регулировочной шайбы. Сборочный процесс предусматривает установку этого элемента на его место. Якорь снимается вместе с приводом. При снятии рычага нужно учесть, что шестерня должна свободно вращаться в определенную сторону. Изношенная деталь заменяется новой.
Источники
- http://masteravaza.ru/starter-2/vaz-2105-remont-startera-56
- http://expertvaz.ru/2105/rele-starter-vklyucheniya-remont.html