Из-за чего не заряжается аккумулятор?
Генератор перестает заряжать батарею, если вышли из строя щётки, диодный мост, обмотка ротора или статора, а также ремень, соединяющий ротор с коленчатым валом.
Что неисправно | Что делать |
Изношенные графитные щётки — самая распространенная неисправность генератора. | Они имеют свой ресурс и со временем стираются. Таким образом, контакт щёток и колец на роторе ослабевает, и нет зарядки ВАЗ 2109. Решение проблемы только одно: замена щёток на новые. Они недорогие и продаются в любом автомагазине. |
Из-за плохого соединения выводного контакта, диодного моста и обмотки статора мост греется, плавится и выходит из строя. | Но как раз на модели ВАЗ 2109 и ВАЗ 2108 с завода устанавливались самые надежные диодные выпрямители. Проверено временем. Поэтому мост на «девятке» выходит из строя нечасто. Ну а в случае поломки — придется менять весь мост. |
Еще один распространённый случай — обрыв, проскальзывание или недостаточное натяжение ремня привода генератора. | Чтобы проверить, натянут ли ремень, в средней части надавливаем и проверяем отклонение вниз. Нормы допустимого отклонения указаны в руководстве по эксплуатации ВАЗ. Также могут стереться шкивы, и ремень будет соскальзывать. Ну а в случае обрыва ремня, его попросту заменяем на новый. |
Особенности выбора АКБ для ВАЗ 2109
При покупке аккумулятора необходимо обратить внимание на его габариты и как располагаются клеммы. На «девятках» используют АКБ с плюсовыми клеммами, находящимися с левой стороны (при расположении аккумуляторной батареи клеммами к себе).
Отдельно следует рассказать о таких показателях АКБ, как напряжение и пусковой ток:. Напряжение — это показатель, одинаковый для всех аккумуляторов
В магазине с помощью нагрузочной вилки продавец обязан замерять напряжение под нагрузкой и при холостом ходу. Величина напряжения после 10-секундной работы под нагрузкой должна составлять не менее 11 В, а напряжение холостого хода не может быть ниже, чем 12,5 В.
Напряжение — это показатель, одинаковый для всех аккумуляторов. В магазине с помощью нагрузочной вилки продавец обязан замерять напряжение под нагрузкой и при холостом ходу. Величина напряжения после 10-секундной работы под нагрузкой должна составлять не менее 11 В, а напряжение холостого хода не может быть ниже, чем 12,5 В.
Пусковой ток или ток стартерного заряда — это количество электроэнергии, которое аккумулятор тратит на запуск автомобиля. Если машину не всегда получается завести с первого раза (например, зимой), следует брать АКБ с немного большим показателем пускового тока. Но слишком большой пусковой ток может спровоцировать повреждение стартера.
при выборе аккумуляторной батареи необходимо уделить отдельное внимание ее внешнему виду. На клеммах не должны находиться следы окисления или коррозии, поверхность корпуса должна быть без деформаций, трещин и других повреждений
Следует тщательно проверить пробку — она должна быть укомплектованной специальным клапаном, через который отводятся испарения или отводящим патрубком, ведущим к такому клапану (если он стоит отдельно). Отсутствие такого приспособления — предупреждение о том, что в АКБ залит электролит несоответствующего качества;
следует остерегаться подделок при покупке аккумуляторной батареи, так как контрафактные продукты в данный момент заполонили рынок. На упаковке аккумулятора должны быть указаны страна-производитель, адрес предприятия и дата проведения зарядки аккумулятора. В комплекте обязательно должен находиться паспорт на аккумулятор;
многие производители используют в производстве АКБ собственные разработки, позволяющие повысить термин эксплуатации: упаковывают пластины в пористый материал, добавляют в свинец примеси других металлов и прочими способами модернизируют аккумулятор. ВАЗ 2109 можно оборудовать гелевыми аккумуляторами, которые содержат электролит в желеобразном состоянии, что существенно увеличивает срок годности батареи. Такие аккумуляторы представляют собой микроволокно, пропитанное электролитом. Волокнистые структуры уменьшают циркуляцию электролита, предотвращая его замерзание или выкипание;
при покупке аккумуляторной батареи не нужно экономить. Качественный аккумулятор прослужит в несколько раз дольше, чем более дешевый аналог.
Емкость аккумулятора для «девятки»
Емкость аккумуляторной батареи — это величина, показывающая какое количество времени АКБ может обеспечивать электропитание автомобиля.
Согласно технической документации, аккумулятор на ВАЗ 2109 должен иметь емкость 55–60 А•ч. Действительно, этой емкости вполне достаточно для нормального электроснабжения автомобиля такого класса. Под эти требования подпадают обычные свинцово-кислотные АКБ средней ценовой категории.
В случае, когда автомобиль находится не в гараже, а на открытой стоянке, или нужно запустить двигатель при слишком низкой температуре воздуха, а также если в автомобиле установлено большое количество энергопотребляющего оборудования, нужно выбирать аккумулятор с большим показателем емкости.
Раньше бытовало мнение, что для зарядки аккумуляторной батареи более мощной, чем предусмотрено техдокументацией, не хватает мощности генератора, но в современных моделях эта проблема устранена.
Типы аккумуляторов по способу ремонта
Все существующие автомобильные АКБ можно отнести к одному из трех типов:
- Обслуживаемые — аккумуляторы, которые можно ремонтировать; на данный момент они практически не выпускаются.
- Необслуживаемые (герметичные) — АКБ, не требующие никакого вмешательства или ремонта. Отличаются высокой стоимостью, но подходят в основном для мягкого климата, исключающего морозную зиму и слишком жаркое лето.
- Малообслуживаемые аккумуляторы самые распространенные; их обслуживание состоит в основном в регулировке уровня и плотности электролита.
Какой аккумулятор выбрать для ВАЗ 2109, решает, конечно, владелец. Но не следует забывать, что «девятка» была разработана в 1979 году для эксплуатации на всей территории СССР и была предназначена для работы в различных климатических условиях. Для нормальной работы этого автомобиля необходимо иметь возможность регулировать уровень и плотность электролита. Поэтому оптимальный аккумулятор для ВАЗ 2109 должен быть не герметичного, а малообслуживаемого типа.
Для регионов, характеризующихся умеренным климатом можно использовать необслуживаемую аккумуляторную батарею, но при условии идеальной работы генератора и бортовой электроники. В том случае, если такая батарея сильно разрядится или перезарядится, ее можно будет только выбросить.
Индикаторы плохой зарядки аккумулятора
Когда постоянно разряжается аккумулятор, на это указывают индикаторы на панели приборов.
- Светящаяся контрольная лампа на панели приборов.
- Низкие показания напряжения на штатном вольтметре.
- Тусклый свет осветительных приборов.
- Слабое вращение коленчатого вала при пуске стартера.
Самый наглядный индикатор — лампочка на панели приборов со значком аккумулятора
Обратите на неё внимание, сделав одно вращение ключа в замке зажигания. Она должна ярко гореть наравне с другими иконками
Горит, но тусклее остальных? Первый звоночек, что зарядки нет. Заведите мотор. Когда аккумулятор заряженный, иконка должна потухнуть.
Если при работе движка все также тускло горит лампа, аккумулятор точно не получает нужный заряд. Если у вас есть вольтметр на панели приборов, его показания должны быть в пределах 13,5–14 В. Если число на экране ниже, генератор не полностью заряжает батарею.
Как выбрать марку аккумуляторной батареи?
Важный критерий при выборе АКБ — марка производителя.
Аккумуляторы известных торговых марок обладают хорошим качеством, но очень высокой ценой. Не стоит приобретать АКБ и неизвестных производителей — существует возможность приобрести аккумуляторную батарею плохого качества или несоответствующую заявленным характеристикам.
Не следует покупать АКБ, если продавец не вызывает у вас доверия — лучше обратитесь в фирменную торговую точку или на проверенную станцию технического обслуживания.
Если вы плохо разбираетесь в марках производителей, проконсультируйтесь с автоэлектриками или продавцами автомагазинов по вопросу: какой аккумулятор нужен для ВАЗ 2109?
Дополнительно: Продам ваз 2109, по кузову на 4, с доками все впорядке требуется замена коробки, резина всесезонка. Подогрез 220v, заводилась при минус 30 без подогрева. нет аккумулятора. Ноутбуки, мопеды и всяческую хрень не предлагать!!! ДО НОВОГО ГОДА ПРОДАМ ЗА 20000!!!
Источники
- http://nadomkrat.ru/drugiye-modeli/akkumulyator-vaz-2109
- http://barabinsk.drom.ru/lada/2109/24426505.html
Как должен работать исправный генератор?
Чтобы понять, из-за чего аккумулятор не заряжается, необходимо чётко иметь представление, как генератор работает в нормальном режиме. Для начала уясним, что генератор намного важнее аккумулятора. Второй выполняет лишь две функции в автомобиле: запуск системы зажигания и питание электрических потребителей при неработающем моторе.
Поэтому аккумулятор у ВАЗ 2109 карбюратор и ВАЗ 2109 инжектор функционирует больше как вспомогательный источник тока. Он состоит из свинцовых пластин, объединенных в секции. Эти элементы взаимодействуют с электролитом (вода + серная кислота). Таким образом аккумулятор преобразует химическую энергию в электрическую.
Генератор состоит из таких основных элементов.
- Статор (неподвижный элемент, набранный из круглых стальных листов).
- Обмотка статора (катушки, укладываемые в его пазы).
- Ротор (подвижный элемент, вращающийся внутри статора; состоящий из вала с сердечником, на который намотано много слоев медного провода — электромагнит, а сверху установлены 2 шестиполюсных сердечника).
- Задняя и передняя крышки.
- Щёткодержатель с графитовыми щетками; с 1993 года щёткодержатель для ВАЗ 2109 оборудуется регулятором напряжения.
- Контактные кольца.
- Выводной контакт напряжения.
- Диодный мост.
Почему генератор сам не может запустить двигатель? Из-за принципа его действия.
Чтобы этот источник тока начал вырабатывать электроэнергию, ротору должно быть передано вращательное движение от коленвала. Шкивы коленвала и ротора связаны клинообразным ремнём. Коленчатый вал начинает вращаться, передает крутящий момент на вал ротора, электромагнит создает индукцию, и появляется напряжение. Цепь между батареей и генератором замыкается, и аккумулятор больше не нужен
Дальше генератор сам снабжает энергией все приборы и, самое важное — заряжает батарею
Но ток, производимый генератором, подается от обмотки статора на выводной контакт не напрямую, а через диодный мост. Мост играет роль выпрямителя. Он преобразует переменный ток обмотки статора в постоянный, который необходим всем электроприборам «девятки». На щеткодержателе также есть регулятор напряжения, который не допускает выход высокого вольтажа на потребители. Из-за поломки главных составляющих генератора может пропадать зарядка батареи.