Управление машиной невозможно без исправных показаний устройств, расположенных на приборной панели автомобиля. Так, не зная скорости, температуры охлаждающей жидкости и количества топлива в баке, сложно предсказать, как поведет себя машина, и не выйдет ли она из строя в самый неподходящий момент. Одним из самых важных и неотъемлемых приборов является тахометр, предназначенный для отображения текущих оборотов двигателя, и именно о нем сегодня пойдет речь.
Аналоговый прибор
Тахометр автомобильный — это прибор, который отображает, сколько оборотов совершает коленчатый вал за одну минуту времени. Этот показатель крайне важен сразу в нескольких случаях. Если двигатель карбюраторный, то при прогреве можно контролировать при помощи дроссельной заслонки интенсивность его работы для наиболее быстрого приведения ДВС в работоспособное состояние. Если же установлен инжектор, то так проще и удобнее следить за работой автоматики и за степенью готовности мотора к движению.
А еще работа тахометра важна при движении, поскольку от показаний этого прибора зависит, какую передачу стоит выбрать и когда произвести ее переключение. Конечно же, тахометр — крайне важный прибор, от которого зависит многое. Но мало кто задавался вопросом о том, как работает такой прибор и за счет чего он функционирует.
Основным функциональным узлом является стрелочный прибор, который располагается на приборной панели. Как правило, такое устройство должно иметь собственную подсветку, в связи с чем в него встраивается небольшой светодиод, подведенный к выключателю подсветки приборной панели. Обычно дополнительных дисплеев на таком приборе нет, однако на некоторых моделях в колодец включаются часы, календарь или же бортовой компьютер.
Прибор всегда жестко связан с магнитной катушкой, которая представляет собой металлический сердечник, обмотанный медной проволокой. Чем сильнее число импульсов, которые передаются на такую катушку, тем сильнее магнитное поле, которое она создает. Стрелка наделена собственным магнитом, который имеет знак заряда, противоположный тому, что получает катушка. В связи с этим вместе с усилением ее поля стрелка начинает отклоняться сильнее от нулевого положения.
Магнитная катушка получает импульсы от коленчатого вала, вращающегося с частотой оборотов двигателя. Чтобы получить необходимый по величине импульс, от катушки к валу подведен пучок проводов. Как только вал приводится во вращение, по проводам проходит импульс необходимой величины и приходит на катушку, которая заряжается и отталкивает стрелку на несколько шкал, соответствующих текущим оборотам мотора.
Цифровой указатель
Не секрет, что даже на дорогих автомобилях по-прежнему используется аналоговый тахометр, который считают наиболее удобным для глаза и привычным для быстрого считывания показаний.
Однако на спортивных моделях все чаще стали применяться электронные приборы и «мульти» комбинации, которые включают в себя стрелку и цифровое табло, которое дублирует аналоговый показатель.
Чем это удобно? Во-первых, так можно уловить более подходящий момент для смены передачи. Во-вторых, такой прибор часто применяется настройщиками топливных систем для достижения оптимального режима работы двигателя и качества смеси.
Очевидно, что такая техника устроена более сложно, а потому ее применение на современной автомобильной технике по-прежнему весьма ограничено. В основе электронного прибора лежит жидкокристаллическое табло, которое либо включено в основной аналоговый тахометр, либо имеет собственное место на приборной панели.
Помимо табло присутствует так называемый аналого-цифровой преобразователь, который конвертирует импульсы с магнитной катушки в цифровой сигнал двоичного формата. Обычно этот сигнал поступает на цифровой процессор. Его задача — проанализировать полученные данные и отправить их на табло в том виде, который будет понятен конечному пользователю в лице водителя. Связь между устройствами осуществляет оптрон, задача которого — производить диагностику клапана холостого хода для сравнения полученных данных с эталонными и корректировки выдаваемых значений.
Резюме
Тахометр — это прибор, от которого зависит режим управления автомобилем и эффективность такого управления. Если прибор работает исправно, то водителю не составит никакого труда переключать передачи в самые подходящие моменты, не прибегая к слуховому анализу работы мотора и другим неудобствам, которых можно было бы избежать.