На вопрос о том, что такое аккумуляторная батарея и для чего она нужна, многие способны дать уверенный ответ. Это источник питания, благодаря которому двигатель может запускаться с поворотом ключа, а электроника, освещение и системы комфорта не смогли бы функционировать без стабильного энергоснабжения. В этой статье мы дадим исчерпывающий ответ на вопрос: каков срок службы автомобильного аккумулятора, и что необходимо сделать, чтобы максимально продлить ресурс батареи.
Вопрос к производителю
Когда приходит время отправить под списание старую батарею, а износ электролита достаточно велик, автомобилист задается одним и тем же вопросом: какую батарею приобрести, и какими критериями она должна обладать?
Конечно же, важно, чтобы со временем батарея подвергалась минимальному износу, а влияние различных негативных факторов, будь то влажность, перепад температур или длительный простой, было наименьшим. Но не всегда понятно, на какие цифры стоит ориентироваться, и сколько должен составлять срок годности АКБ до ее полного износа.
Время неумолимо, и каждая аккумуляторная батарея постепенно подвергается износу, а срок ее годности постоянно уменьшается. Считается, что хватает батареи при особенно редких поездках и столь же редкой подзарядке всего на один год. Но на самом деле многие факторы, будь то срок службы, интенсивность износа и время прихода в полную негодность батареи, зависят от качества ее изготовления.
Сколько бы ни приходилось рассуждать, чтобы подтвердить слова фактами, можно провести небольшой самостоятельный эксперимент и выяснить, сколько времени живет аккумуляторная батарея от различных производителей, каков ее срок годности, по истечении которого настает ее полная непригодность для использования на легковом или грузовом автомобиле.
Обычно недорогая батарейка не позволяет продлить срок ее службы более чем на три года. Это означает, что даже при идеальных условиях эксплуатации, соблюдении всех необходимых мер при использовании батареи на своей машине и всех возможных попытках увеличить срок годности и сократить износ электролита со временем, АКБ неизбежно придется заменить на новую.
Что же можно увидеть, взяв более дорогой аккумулятор, произведенный за границей и представляющий вполне законный интерес со стороны владельцев авто? Безусловно, обращают внимание на срок годности — период, по истечении которого батарея уже не «живет» и подвергается списанию. Что же можно увидеть, взглянув на официальную документацию? В ней черным по белому написано, что списание полностью исправной батареи рекомендуется производить по истечении 4–5 лет после начала эксплуатации. В некоторых случаях срок годности до полного списания достигает 7 лет, что для отечественного производителя по-прежнему остается недостижимой цифрой.
Влияющие факторы
Время, по истечении которого годность АКБ ставится под сомнение, и ее списание должно производиться немедленно, не всегда совпадает с теми характеристиками, которые указываются самими производителями батарей.
Это совершенно не удивительно, поскольку такие характеристики верны лишь при тех условиях, которые считаются близкими к идеальным или, по крайней мере, далекими от тех, которые в документации называют экстремальными, и не позволяют продлить работоспособность АКБ.
Что же необходимо для того, чтобы максимально отодвинуть время списания батареи и как необходимо использовать машину? Первый миф, который достаточно распространен среди неопытных автомобилистов: чем реже будет использоваться аккумулятор, тем меньше срок его годности будет влиять на свойства при эксплуатации и тем выше вероятность, что прослужит девайс долго.
К сожалению, это совсем не так. Дело в том, что если аккумулятор постоянно простаивает и не работает, то электролит теряет заряд, который при этом не пополняется. Одно дело, если снятая батарея будет периодически заряжаться при помощи специальных устройств, хотя это и не гарантирует, что списание не придется производить раньше положенного срока.
Совсем иначе обстоят дела, если АКБ не используется и совсем не подвергается зарядке, хотя бы раз в несколько месяцев. Редко такая АКБ служит более полутора-двух лет, и при этом даже новый, просто приобретенный и поставленный на балкон аккумулятор оживить и зарядить уже не получится, и его уже не хватит, чтобы завести мотор.
Второй фактор, влияющий на работу АКБ, является климатическим. Формально считается, что количество лет, которые способна прослужить аккумуляторная батарея до полного списания, не меняется, если автомобиль эксплуатируется в мороз или, наоборот, экстремальную жару. Однако опыт показывает, что чем ближе характеристики при эксплуатации к каноническим, тем выше вероятность, что износ батареи окажется минимальным.
Так, при эксплуатации износ будет удовлетворять официальной документации только в том случае, если температура колеблется от -15 до +30 градусов по Цельсию. Безусловно, также важно, чтобы машина ездила регулярно, а влажность была невысокой, поскольку могут окислиться клеммы, призванные обеспечивать проводку необходимым напряжением.
Резюме
Аккумуляторная батарея — это важный и неотъемлемый элемент системы электропитания современного автомобиля. Чтобы не пришлось производить замену этого элемента слишком часто, стоит прислушаться к рекомендациям, изложенным выше. Это поможет избежать излишних хлопот и обеспечить себя уверенностью в том, что железный конь будет обладать должной надежностью и не подведет в самый неподходящий момент.