Как известно, двигатель автомобиля заводится буквально одним движением руки. Чтобы запустить мотор, достаточно лишь на долю секунды повернуть ключ в замке зажигания, и после этого можно смело трогаться в путь. Тем не менее лишь немногие знают о существовании столь важного для запуска двигателя элемента, как стартер. Сегодня мы расскажем о том, что такое стартер, для чего он нужен, а также посвятим в устройство и принцип работы стартера и всех его разновидностей.
Назначение
Такой вопрос, как назначение стартера и его необходимость в любом современном двигателе, крайне важен. Это важно не только потому, что при знании устройства автомобиля проще понять симптомы неисправностей и учиться искать источник проблемы самостоятельно. Главное — это экономия уймы времени и сил на поездки в сервис, потому как большинство работ по ремонту можно будет проводить самому.
Первое, для чего необходим стартер, — это вращение маховика двигателя. Дело в том, что изначально мотор не способен вращаться самостоятельно. Для его запуска несколько десятков оборотов делает стартер, и лишь после этого ДВС начинает работать и уже не требует какого-либо постороннего вмешательства.
Зачем это необходимо? Во-первых, вместе с вращением маховика приходит в движение вся система подвижных механизмов. Схема работы современного двигателя такова, что при вращении запускается и бензонасос, который начинает активно подавать топливную смесь непосредственно в цилиндр. Таким образом, начинается впрыск топлива в мотор, посредством которого будет впоследствии произведен запуск.
Кроме того, тут же начинает работать катушка зажигания. Она забирает заряд от аккумуляторной батареи и увеличивает его мощность в тысячи раз, что позволяет производить розжиг более быстро и эффективно. Вместе с работой катушки начинает двигаться распределитель-прерыватель.
Его задача — распределение искры свечей на соответствующий цилиндр, когда тот максимально наполняется топливной смесью и, таким образом, при розжиге способен дать мощный толчок шатунам, закрепленным к валам. Распределитель постоянно вращается на механическом роторном приводе, поэтому при запуске стартера корпус с контактной группой начинает вращаться и соединяться попеременно с одним из четырех высоковольтных проводов.
Устройство и работа стартера таковы, что вместе со схемой начинают функционировать и свечи зажигания, которые ответственны за подведение искры к наполненному бензиновыми парами цилиндру. Как только на автомобильной свече появляется искра, смесь тут же поджигается и начинает гореть. За счет горения и расширения раскаленной смеси поршень начинает мощно отталкиваться, и валы приводятся во вращение. За счет этого функции стартера полностью берет на себя двигатель внутреннего сгорания, а питание электрических систем осуществляет генератор низкого напряжения.
Детальный взгляд
Устройство стартера автомобиля и его предназначение крайне важны для понимания принципов работы современного автомобиля. В предыдущем разделе мы рассказали о том, каким образом этот элемент заставляет двигатель запускаться, и зачем вообще нужен данный узел системы зажигания. Ниже мы объясним, из каких узлов состоит сам стартер, и каким образом эти узлы взаимодействуют друг с другом, а также объясним принцип работы стартера «на пальцах».
При рассмотрении этого непростого вопроса лучше всего придется тем, кто еще не забыл школьный курс физики или имеет техническое образование. Дело в том, что стартер представляет собой самый обыкновенный электрический мотор, а привод стартера является ничем иным, как шкивом моторчика, который можно увидеть практически на любой электрической технике.
Основной узел, из которого состоит функциональная схема, — это статор. Статор имеет в себе сердечник, вокруг которого в несколько сотен оборотов намотана медная проволока. Эта конструкция весьма похожа на ту, что применяется в бытовых и промышленных трансформаторах и выполняет практически те же функции. Когда на статор подается напряжение, вокруг проволоки создаётся магнитное поле. Это магнитное поле, встретившись с другим намагниченным металлом, способно двигать его в одну из сторон, создавая тем самым определенный крутящий момент.
Такой конструкцией и является ротор, который обычно выполняется из металла и входит внутрь заряженного сердечника. Как только подается напряжение, под воздействием возникающего магнитного поля ротор начинает вращаться вокруг статора, и, таким образом, приводит в движение привод стартера. Различные виды стартеров работают одинаковым образом, и лишь некоторые характеристики конечного продукта могут различаться.
Помимо этих элементов, в конструкции стартера ДВС присутствуют так называемые щетки. Их задача — снятие статического электричества, создаваемого при вращении ротора, и предотвращение превышения порога по напряжению и выхода из строя самого стартера и электрических систем, которые могут повредиться при его неправильной работе.
Резюме
Стартер является неотъемлемой частью системы зажигания автомобиля. Если он выходит из строя, мотор не заведется при помощи ключа, и авто придется заводить «с толкача». Чтобы этого не произошло, важно производить регулярный осмотр данного элемента на наличие повреждений и осуществлять его ремонт при необходимости.