16.10.2. Ремонт стартера
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Снимаем стартер с двигателя (см. Замена стартера).
Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления провода к тяговому реле…
…и отсоединяем наконечник провода.
Подаем напряжение 12В на вывод реле,…
…«минус» – на корпус, а омметр подсоединяем к контактным болтам. При этом у исправного реле якорь должен выдвинуть обгонную муфту в окно передней крышки, а контактные болты – замкнуться. Неисправное тяговое реле заменяем новым.
Крестообразной отверткой отворачиваем три винта…
…и снимаем тяговое реле.
Из корпуса реле вынимаем шток с пружиной.
Новое тяговое реле устанавливаем в обратной последовательности.
Для дальнейшей разборки стартера крестообразной отверткой отворачиваем два винта…
…и снимаем крышку.
Для проверки состояния щеток шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления контактного провода…
…и, отжав отверткой пружину, извлекаем щетку. Таким же способом извлекаем три оставшиеся щетки. Щетки, изношенные до высоты 12 мм и менее, заменяем.
Подсоединяя омметр по очереди к выводам обмоток статора, проверяем их на замыкание на корпус и на межвитковое замыкание. При этом убеждаемся, что свободные выводы обмоток изолированы от корпуса.
Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.
Снимаем с оси шайбу.
Ключом «на 10» отворачиваем два стяжных болта…
…и вынимаем их.
Разъединяем корпус стартера и вынимаем из него изоляционные трубки стяжных болтов.
Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток. Обугливание обмоток не допускается. При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой. При сильном обгорании и износе лучше заменить якорь. Задиры и наволакивание бронзы от подшипников на шейки вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.
Омметром проверяем обмотки якоря на короткое замыкание. Неисправный якорь заменяем.
Из крышки привода вынимаем резиновый уплотнитель.
Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу. При сборке ее необходимо установить на место.
Расшплинтовываем ось рычага.
Бородком выбиваем ось…
…и вынимаем якорь с приводом.
Поддев отверткой, снимаем рычаг привода обгонной муфты.
Шестерня должна легко вращаться в одну сторону и не вращаться в другую, не иметь сколов и забоин на заходной части зубьев. При износе шестерни или неисправности муфты меняем узел в сборе.
Оперев ось якоря на деревянный брусок, через ключ «на 13» сбиваем ограничитель со стопорного кольца.
Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо.
Снимаем с оси ограничитель и обгонную муфту в сборе с шестерней привода.
Поменяв муфту в сборе, ставим на место стопорное кольцо и надеваем ограничитель конусной проточкой к обмотке якоря. Ограничитель напрессовываем на стопорное кольцо ударами молотка через ключ «на 13».
Сжатым воздухом удаляем угольную пыль из корпуса и щеткодержателя. Поводковое кольцо и контактирующие с ним пластмассовые поверхности смазываем Литолом-24 или смазкой №158. Опорные подшипники – втулки ротора, винтовые шлицы вала якоря и ступицу обгонной муфты смазываем моторным маслом. Дальнейшую сборку проводим в порядке, обратном разборке.
Перед сборкой стартера вставьте стяжные болты корпуса в соответствующие отверстия
ВНИМАНИЕ! Если изолированным был только один болт, изоляционную трубку при сборке стартера надеваем на тот, который может касаться медной шины, соединяющей обмотки статора стартера. Чтобы защелкнуть стопорное кольцо, поджимаем якорь стартера через втулку крышки со стороны привода
предыдущая страница16.10.1. Замена стартера | следующая страница 16.11. Система зажигания |
Неисправности стартера ВАЗ 2106
На большинстве интересующих нас авто устанавливаются стартеры с коллектором торцового типа модели 35.3708, либо их аналоги (по всем техническим характеристикам) белорусского или немецкого производства. К типичным их неисправностям относят следующие явления:
- Не срабатывает втягивающее реле, при этом сам стартер включается. Причины данной ситуации: заедает якорь реле, замыкание в обмотках либо «на массу», затяжка наконечников ослаблена, автомобильный аккумулятор разрядился, обрыв провода, наконечники проводов или выводы АКБ окислились.
- Коленчатый вал не прокручивает при вращающемся якоре. Как правило, подобная неисправность вызвана поломкой буферной пружины, рычага, который включает муфту (например, его выскальзывание), неправильной работой муфты (ее пробуксовыванием).
- Не крутит (либо плохо крутит) стартер ВАЗ 2106, отмечается несрабатывание или очень слабое вращение якоря. Причины – подгорание коллектора, малый заряд АКБ, обрыв в обмотках, болты, которые удерживают втягивающее реле, ослаблены, замыкание в пластинах коллектора.
- При работе стартер сильно шумит. Данная ситуация наблюдается в тех случаях, когда ломаются зубья шестерен, ослабляется крепление рассматриваемого в статье элемента, изнашиваются втулки.
- После пуска стартер не завершает своей работы. Обычно это вызывается его перекосом, слипанием контактов реле, поломкой возвратной пружины.
Стартер ВАЗ-2107
Используемый для пуска двигателя электромотор коллекторного типа находится на боковой части картера силового агрегата. Детали соединены между собой болтами с 6-гранной головкой. Питание подается от аккумулятора.
Назначение
Устройство предназначено для принудительного прокручивания коленчатого вала двигателя в момент запуска. Изделие оборудовано специальной муфтой бендикс, которая входит в зацепление с зубчатым венцом, смонтированным на маховике силовой установки. Управление электрическим мотором осуществляется дистанционно при помощи контактной группы в замке зажигания через дополнительное реле.
Схема электрическая подключение стартера
Виды
Существует 2 типа электромоторов для пуска силовой установки:
- На автомобилях с карбюратором применяется стандартный стартер, крутящий момент передается непосредственно от ротора к зубчатому венцу.
- На части карбюраторных машин и ВАЗ-2107 с инжектором устанавливался привод редукторного типа. За счет применения планетарной передачи снижается сила тока в цепи питания и повышается крутящий момент.
↑ Принцип работы стартера ВАЗ 2106 и 2107
Крышки стартера притянуты к корпусу 2-мя болтами. В обеих крышках (задней и передней) крышках имеются втулки из бронзографита, выполняющие роль подшипников вращения. В них на валу вращается якорь стартера, от которого через привод вращение передается на закрепленный на коленчатом вале маховик.
Тяговое реле
Втягивающее реле при подаче напряжения на электродвигатель стартера приводит в зацепление шестерни редуктора привода и зубчатый венец маховика. Поворачивая ключ зажигания автомобиля в положение «стартер» на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле подается напряжение. Когда контакты тягового реле замкнутся, питание на втягивающей обмотке отключается.
Обгонная муфта
На приводном валу находится роликовая обгонная муфта, соединенная с шестерней привода, которая передает однонаправленное вращение двигателю. После запуска двигателя муфта размыкается, что предохраняет стартер от поломок от повышенной скорости крутящегося д.в.с.
Ремонт стартера ВАЗ 2106 – замена щеток
Щетки на стартере «шестерки» закрываются или хомутом (специальной скобой), или крышкой. Добраться до них и в первом, и во втором случае совсем несложно.
Если щетки накрыты скобой, нужно будет выкрутить всего один болт, если крышкой – два.
После отсоединения болтиков щетки можно смело снимать по далее приведенной схеме:
- откручиваем при помощи крестовой отвертки болт, которым щетки (всего их четыре) крепятся к окну;
- поддеваем пружинку под щеткой (операцию удобно выполнять тонкой отверткой) и рукой вынимаем ее;
- ставим новую щетку на освободившееся место.
Если проблема была именно в щетках, забудьте о том, что у вас не работает стартер ВАЗ 2106. Можете смело садиться за руль и заводить свою «ласточку».
Какую конструкцию имеет редукторный стартер шестерки?
На ВАЗ 2106, выпускавшийся после 1980-х годов, смонтирован стартер с торцевым коллектором модели 35.3708. На более ранних авто Волжского завода устанавливался другой редукторный механизм — СТ-221, который был снабжен коллектором цилиндрической формы. Их устройство примерно одинаковое, поэтому они полностью взаимозаменяемы.
Отличие этих стартеров следующее: 35.3708 располагает тремя сериесными и одной шунтовой катушкой, а старая модель имеет по две катушки указанных типов.
Рассмотрим более подробно устройство интересующих нас механизмов на примере модели 35.3708. Редукторный стартер «шестерки» состоит из следующих основных частей:
- обмотка возбуждения (то есть статор) и корпус;
- электропривод с якорем;
- три специальные крышки;
- электромагнитное тяговое реле с двумя обмотками (одна из них является втягивающей, другая — удерживающей).
При помощи болтов корпус стартера крепится в один блок с тремя крышками. Якорь интересующего нас механизма располагает сердечником, коллектором и валом. Последний из указанных элементов совершает вращение в металлокерамических втулках (их конструктивно предусмотрено две). Данные втулки запрессовываются в крышки и обязательно пропитываются смазочным составом. Привод стартера располагается на торце вала. Он включает в себя шестерню и муфту роликовой конструкции, которая необходима для передачи к маховику крутящего момента.
На передней крышке находится реле, состоящее из ярма, нескольких фланцев и сердечника. Когда редукторный механизм включается, одновременно происходят два процесса: якорь втягивается, а привод с шестерней входят в зацепление с маховиком; специальная пластина-контакт замыкает болты. Итогом этих процессов является запуск питания обмоток рассматриваемого нами устройства. Как видим, схема включения и работы стартера «шестерки» достаточно проста.
Поиск неисправностей
На этом этапе проверяется состояние деталей стартера Жигули 2106.
Выявление неисправностей.
Щётки стартераГлавным показателем состояния щёток является их высота. Для измерения используется стандартный штангенциркуль. Высота исправных щёток должна быть не меньше 12 мм.
Обмотки стартераОбмотки стартера проверяются на наличие подгорания и нарушения изоляции.
Якорь стартераВ первую очередь проверяется посадка конца вала и нижней части стартера. Допускается минимальный люфт. Пригоревшая поверхность якоря стартера очищается наждачкой.
ПодшипникиПроверяется посадка подшипника: одной рукой блокируется движение внутренней обоймы, второй рукой расшатывается наружная обойма.
БендиксНа зубьях шестерни должны отсутствовать признаки износа. Проверяется движение шестерни — она должна проворачиваться только в одну сторону.
Проверка стартера ВАЗ 2106 и ремонт выявленных поломок
Наличие замыкания в обмотках определяется посредством тестера. Если на нем загорается лампочка, это сигнализирует о необходимости замены обмоток. А вот функциональность втягивающего реле проверяется при помощи амперметра либо вольтметра, которые вводятся в цепь обмотки.
Если реле работоспособное, на стартере, находящемся во включенном состоянии, вольтаж не должен превышать показателя в 9 В, ампераж – в 23 А. В тех случаях, когда цифры на приборах больше, в проводке стопроцентно случилось замыкание. Естественно, его следует устранить, чтобы вернуть реле «к жизни».
Разобрав интересующее нас устройств, вы можете обнаружить серьезный износ его втулок либо наличие на них существенных задиров. В этом случае требуется замена втулок стартера ВАЗ 2106. Выполнять подобную операцию следует в том случае, когда зазор валика имеет величину более 0,2 миллиметра.
Под ремонтом обмоток возбуждения стартера понимают их просушку (после демонтажа катушек) и пропитку специальным лаком с изоляционными свойствами. Сваренные контакты обмоток, вышедших из строя, обычно меняют, а окислившиеся – тщательно зачищают.
Главная →
Обслуживание и Ремонт → Ремонт →
Замена реле стартера ВАЗ 2107
Для замены реле стартера ВАЗ 2107 понадобится гаечный ключ на 10. Чтобы заменить реле, необходимо выполнить такие действия:
- отключить провод “массы” от аккумулятора, сняв “минусовую” клемму;
- при помощи ключа открутить гайку, удерживающую реле на правом крыле;
- снять реле стартера;
- установить новое реле;
- закрутить и затянуть ключом гайку крепления;
- присоединить колодку проводов к реле;
- подключить провод “массы” к аккумулятору.
На этом замена реле стартера ВАЗ 2107 завершена. Остается проверить его работу, повернув ключ зажигания.
Устройство стартера автомобиля ВАЗ 2107
Устройство стартера ВАЗ 2107 в какой-то степени напоминает обыкновенный электрический двигатель. Основа конструкции — это так называемый башмак, который в действие приводится от ротора.
Принцип работы классического стартера на ВАЗ 2107 крайне простой: устройство подсоединено к коленчатому валу. При подаче напряжения на ротор он раскручивает и проворачивает кулаки. В итоге мотор запускается, после чего питание на свечи подается уже от генератора, а не от аккумуляторной батареи. При аварийном запуске двигателя используется аналогичная схема — искусственное прокручивание коленчатого вала.
Далеко не всегда двигатель не запускается из-за неисправного стартера. Вполне возможно, что проблема таится в проводке. Поэтому первым делом изучается схема подключения стартера и вся подводная проводка на наличие обрыва. Если такой обнаружен, участок придется заменить. Вместе с этим желательно проверить и работу предохранителя (он находится с левой стороны капота).
Также нужно упомянуть, что в некоторых моделях стартеров устанавливается защита — это дополнительное реле, которое автоматически отключает тяговое и предотвращает подачу электричества от аккумулятора уже тогда, когда двигатель работает. В заводской комплектации такие не были предусмотрены, но многие их устанавливают уже после определенного периода эксплуатации.
Как разобрать
Перед разборкой необходимо подготовить коробки для складирования мелких деталей стартера.
Фотография разбора корпуса стартера.
- Открутить гайку с нижнего болта.
- Убрать провода и 2 шайбы.
- Открутить 3 нижних болта крепления втягивающего реле. Реле должно вытянуться.
- Снять втягивающее реле. В момент снятия реле нужно придерживать якорь.
- Достать пружину из якоря.
- Потянуть за якорь вверх и отвести в сторону. Якорь снят.
- Открутить 2 болта с верхней защиты стартера и снять её.
- Поддеть плоской отвёрткой стопорное кольцо вала ротора и снять его.
- Открутить два стяжных болта крышки с корпусом и снять вместе со статором. Для отвинчивания стяжных болтов понадобится ключ 10-го размера.
- Отвернуть отвёрткой болты, соединяющие провода и обмотки стартера.
- Вынуть корпус со статором с крышки стартера.
- Снять щётки стартера вместе с пружинами при помощи отвёртки.
- Задний подшипник выпрессовывается из крышки стартера при помощи оправки. Диаметр оправки должен соответствовать разъёму из которого выпрессовывается подшипник.
- Демонтировать шплинт из передней крышки. Потребуется отвёртка и пассатижи.
- Снять ось рычага привода стартера.
- Снять якорь с вилкой. Они находятся под резиновой заглушкой.
- Выпрессовать передний подшипник.
- Отодвинуть шайбу и снять стопорное кольцо. Таким образом достаётся бендинкс.
Важно не потерять детали. Иначе после ремонта будет невозможно собрать конструкцию
Диагностика неисправностей стартера ВАЗ-2107
Неисправности стартера:
- отсутствие вращения ротора;
- щелчки при попытке старта;
- посторонние звуки при работе устройства.
Стартер не запускается
Электродвигатель не работает из-за разряда батареи или выхода из строя обмоток. При разряженной батарее не включаются светотехнические приборы или лампы светятся тускло, а при попытке запуска двигателя раздается щелчок, после которого индикаторы гаснут.
Треск при запуске стартера
Треск указывает на поломку втягивающего реле, которое не может ввести в зацепление шестерню ротора с венцом маховика. Ремонт заключается в проверке проводки и замере сопротивления обмоток. Поврежденное реле подлежит замене.
Стартер щелкает но не проворачивается
Дефект указывает на недостаточное напряжение в сети питания из-за разряда батареи или окисления контактных площадок. При севшем аккумуляторе щелчок сопровождается снижением яркости ламп. Дефект наблюдается при плохом контакте между контактами батареи и клеммами проводки.
Стартер гудит но двигатель не запускается
Причиной гула является заклинивание бендикса, реле не может продвинуть шестерню к маховику. Для проверки необходимо снять электромотор. После очистки стартера от грязи работоспособность восстанавливается.
Специфика работы редукторного стартера
За счет чего редукторный стартер более эффективен, чем классический? Отличие его заключается в том, что он имеет зубчатую передачу, расположенную между якорем и бенедиксом. Потребляя аналогичную силу тока, редукторный стартер крутит гораздо эффективнее, чем классический. Более всего популярности и положительных отзывов у . Наличие изготовленных из пластмассы планетарных колец объясняет невысокую стоимость его самого и ремонта.
Задача стартера заключается в том, чтобы преобразовать механическую энергию в электрическую, которой будет достаточно для запуска двигателя автомобиля.
Если кратко описать работу редукторного стартера, то это происходит следующим образом. На электромагнитный включатель одновременно подается ток. За счет этого шестерня продвигается по валу и зацепляется с венцом маховика на якорь. После того как двигатель заработал муфта свободного хода ослабляет соединение шестерни. После того как подача тока прекращается, шестерня возвращается.
Передача вращения от вала к маховику осуществляется через редуктор. Такой способ передачи позволил добиться того, что запчасть крутит эффективнее практически на 50%. Это повлекло за собой рост ресурса детали в два раза.
↑ Стартер СТ 221 (35.3708)
На автомобилях ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и других классических моделей Жигулей устанавливают стартер 35.3708 (СТ 221), который представляет из себя 4-ех полюсный электромотор постоянного тока смешанного возбуждения с четырьмя щетками. Управляется стартер дистанционно специальным электромагнитным втягивающимся реле. С маховиком двигателя стартер соединяется и разъединяется устройством через зубчатый венец.
https://youtube.com/watch?v=pPjmKlwjlgw
Стартер находится в подкапотном пространстве справа от двигателя. Крепится к картеру сцепления 3-я болтами. Между горячей приемной трубой выпускной системы двигателя и стартером устанавливается термоизоляционный защитный экран.
Зачем нужно реле стартера ВАЗ 2107
Включение тягового реле стартера на всех моделях “классики”, кроме ВАЗ 2107, осуществлялось непосредственно через замок зажигания. Проблема в том, что при его включении через контакты на замке зажигания проходит ток более 15А, что со временем приводит к их окислению, нагреву и выходу из строя. Чтобы снизить ток, проходящий через замок зажигания при включении стартера, конструкторы “семерки” предусмотрели дополнительный элемент — реле стартера ВАЗ 2107. Небольшой ток, необходимый для его срабатывания, не наносит вреда контактам замка зажигания, а само реле более надежно коммутирует питание тягового реле стартера. Нередко владельцы более старых моделей “классики”, устав регулярно менять контактную группу замка зажигания, самостоятельно устанавливают дополнительное реле, позволяющее увеличить срок службы контактов, отвечающих за включение стартера.
Где находится реле стартера на ВАЗ 2107
Конструкторы предусмотрели установку реле стартера на ВАЗ 2107 в правой стороне подкапотного пространства. Оно крепится непосредственно к правому крылу, для чего на крыле установлена шпилька, на которую накручивается гайка крепления реле.
Проще всего его найти, проследив, куда идут провода от тягового реле стартера.
Замена стартера на ВАЗ 2106 своими руками
В некоторых случаях ремонт уже нецелесообразен, поэтому его необходимо сменить на новый, а для этого его нужно снять с автомобиля. Сделать это несложно, к тому же понадобится всего один ключ на 13. Болтов крепления всего два.
- После откручивания болтов стартер нужно сдвинуть вправо, потянув его в эту сторону. Так он сместится относительно своего положения, после этого его можно сдвинуть в правую сторону ещё больше.
- После этого стартер нужно повернуть торцевой частью приподняв за левую сторону и извлечь на себя вверх.
- Поднять его нужно так, чтобы силовые провода на контактах вывода обмоток не стали доступны и их можно было бы отсоединить.
- Проводов на стартере два, для отсоединения одного нужно открутить гайку.
- Второй соединяется с помощью клемм «папа-мама» его можно просто отсоединить, потянув за штекер.
Теперь стартер можно полностью извлечь, чтобы заменить или отремонтировать. Установка осуществляется в обратном порядке.