Инструкция по диагностике и замене электропроводки
Задача электрической проводки автомобиля — обеспечить качественную передачу электрического тока всем потребителям, входящих в схему электрооборудования. Если не работает какой-нибудь прибор или узел, прежде чем менять его, необходимо прозвонить электропроводку, которая соединяет его с источником питания и другими компонентами электросети.
Для проверки электросети необходимо приготовить:
- Мультиметр.
- Контрольную лампочку на 12 В с двумя проводами.
Фотогалерея
Если появились проблемы с электроприборами, то следует выполнить следующие действия:
- Проверить напряжение. Для этого мультиметр нужно переключить в режим измерителя напряжения. Один щуп прибора нужно присоединить к массе, роль которой выполняет кузов. Второй подключаем к проводу питания, предварительно сняв его с прибора или устройства. Если тестер показывает наличие напряжения, то все в порядке. Если напряжения нет, источник неисправности находится на отрезке проверяемой цепи.
- Короткое замыкание. При этом в сети полностью отсутствует напряжение. Для проверки в монтажном блоке нужно извлечь плавкий предохранитель, а тестер перевести в режим вольтметра. Один щуп нужно соединить с клеммами в гнезде предохранителя. При этом все приборы, входящие в проверяемый участок сети, должны быть обесточены. Если при шевелении провода на приборе проскакивают цифры, значит провод закорачивает.
- Заземление. Так как в автомобилях ВАЗ в основном используется однопроводная схема проводки, необходимо проверить качество заземления, так как минусом для электрооборудования используется кузов. Во время эксплуатации металлические детали кузова окисляются, покрываются ржавчиной, ослабляется их крепление. В этом случае теряется электрический контакт и электроприборы работают с перебоями.
Проверка заземления осуществляется по следующему алгоритму:
- Снять отрицательную клемму с аккумулятора. Один щуп мультиметра соединить с кузовом машины.
- Второй щуп присоединяется к проверяемому соединению или точке заземления.
- При появлении значений на приборе следует их сверить с рекомендуемыми заводскими параметрами. Если значения совпадают, то заземление в порядке.
Проверка целостности цепи. Это проверка необходима для поиска разрывов цепи.
Порядок проверки следующий:
- Обесточивается проверяемый участок цепи: отсоединяется клемма с минусом на аккумуляторной батарее или вынимается соответствующий предохранитель.
- Для проверки цепи провода мультиметра присоединяются к ее концам, а один из щупов подключается к массе.
- Если на табло появляются цифры, это говорит о целостности цепи. Если на экране ничего не появляется, то в цепи есть разрыв.
При замене электропроводки используют штатную проводку или самодельную с использованием элементов от штатной. Можно использовать проводку от другого автомобиля, если она подходит по своим характеристикам.
Для замены проводки нужно разобрать переднюю часть салона автомобиля. Если не хватает длины проводов, их следует нарастить. Все соединения нужно хорошо заизолировать. Провода лучше соединять пайкой. Нежелательно концы проводов скручивать.
Общие данные
Появление универсала ВАЗ 2104 на отечественном рынке было оправдано сразу несколькими причинами:
- Во-первых, его предшественник ВАЗ 2102 базировался на шасси копейки, тогда как автопроизводитель уже массово выпускал более современные модели (см. например ВАЗ 21213: нюансы работы).
- А во-вторых, стране требовался транспорт, позволяющий простым гражданам обеспечить себя универсальным транспортным средством, с помощью которого можно транспортировать нехитрый скарб на дальние расстояния.
На представленном в статье видео наглядно продемонстрированы его возможности как многофункционального транспортного средства, способного не только перевозить пассажиров в городской черте, но и как средства для активного туризма :
- путешествия в горную местность;
- поездки на природу;
- дальние маршруты к морским побережьям и т.п.
Модель оказалась популярной и в странах соцлагеря.
Она поставлялась туда с 1984 по 2009 годы включительно, и предлагалась под торговыми именами:
- Lada Estate,
- Lada Combi или Lada Nova Combi,
- Lada Riva Break.
Экспортное исполнение всегда отличалось качественной окраской
Про другие отличия экспортных моделей АвтоВАЗа вы можете прочесть в статье — насколько вариант Samara Baltic лучше отечественных аналогов.
Признаки неисправности
Определить, что возникли проблемы с электрооборудованием, можно по следующим признакам:
- Зарядка. Мигает лампочка зарядки аккумулятора, тухнет при включении фар. Выбивает перемычку в регуляторе напряжения. При включении зажигания не загорается сигнализатор зарядки.
- Движение. Самопроизвольно увеличивается скорость при движении. Дерганье при передвижении на небольшой скорости. Неустойчивый холостой ход. Потеря мощности при разгоне.
- Стеклоочиститель. Дворники движутся рывками. Стеклоочистители не включаются или не работают в дождливую погоду. Передвижение дворников рывками.
- Замыкания. Сгорает предохранитель №9 после включения зажигания либо в начале движения. Перегорает плавкий предохранитель №1. Сгорает предохранитель №7 при включении габаритов.
- Панель приборов. При нагрузке на электросеть приборы начинают показывать неверные значения.
- Пуск двигателя. Не крутит или слабо крутит стартер.
- Не работают осветительные приборы.
Основные неисправности электропроводки: короткое замыкание или обрыв. При коротком замыкании перегорают предохранители, реле, приборы, возможен даже пожар. В случае обрыва выходит из строя либо какой-нибудь узел, система либо устройство, прибор и т.д. Нужно уметь разбираться в схеме электропроводки ВАЗ 2103, 2104 и других моделях, находить и устранять неисправности (автор видео — MR.BORODA).
Карбюраторный ДВС
На большинстве классических моделей ВАЗ с карбюратором установлена контактная система зажигания КСЗ. С 1987 года автомобили стали комплектовать бесконтактной системой зажигания. Двигатель для ВАЗ 2104 был создан на основании силового агрегата ВАЗ 2103, а соответственно, использовалась электросхема ВАЗ 2103.
Классическое зажигание
КСЗ включает в себя распределитель (2), катушку (5), свечи (1) высоковольтные провода, и соединительные провода. В систему входит также конденсатор (3), реле (7), кулачок прерывателя (4), монтажный блок (6), выключатель (8).
На машинах с КСЗ устанавливается распределитель 30.3706-01. Он находится с левой стороны блока цилиндров в передней его части. Благодаря ему прерывается цепь первичной обмотки и распределяется высокое напряжение по свечам в требующейся последовательности. Распределитель состоит из регуляторов опережения зажигания, распределителя импульсов высокого напряжения, прерывателя с контактами.
В качестве катушки зажигания используется Б-117А с разомкнутым магнитопроводом. Она находится в моторном отсеке и крепится на левом брызговике с помощью двух гаек. Устройство служит для преобразования низковольтного тока в высоковольтный. Установленные свечи зажигания А17ДВР служат для воспламенения топливно-воздушной смеси в цилиндрах силового агрегата.
Установлен выключатель типа ВК347, имеющий противоугонное устройство. Принцип действия противоугонки: при вынимании ключа из замка в положении «Стоянка», выдвигается запорный стержень, который блокирует вал руля, заходя в специальный паз.
Электронное зажигание
В конструкцию бесконтактной системы зажигания входит:
- распределитель (трамблер);
- датчик;
- коммутатор, управляющий системой;
- высоковольтная катушка;
- свечи зажигания ;
- соединительные и высоковольтные провода.
На ВАЗах с БСЗ установлен распределитель 38.3706-01, его месторасположения совпадает с распределителем КСЗ. Катушка состоит из двух обмоток. Одна соединения с реле замка зажигания, а вторая через высоковольтный провод с распределителем.
С помощью проводов малого сечения катушка и распределитель соединены с коммутатором, который отвечает за своевременную подачу искры. Коммутатор преобразует импульсы датчика в импульсный ток, который поступает на первичную обмотку катушки. Катушка также расположена в моторном отсеке, как и катушка КСЗ.
В инструкции по эксплуатации находится электросхема ВАЗ 21043 карбюратор с описанием основных компонент, входящих в нее.
Схема электрооборудования ВАЗ 2104
Видео «Проверка проводки контрольной лампой»
Как проверить электропроводку с помощью контрольки, рассказывается в данном ролике (автор видео — Александр Амочкин Коломна ААК).
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2104: 1 — боковые указатели поворота; 2 — блок-фары; 3 — очистители фар; 4 — звуковые сигналы; 5 — электродвигатель омывателя фар; 6 — блок управления пневмоклапаном карбюратора; 7 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 8 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 9 — датчик уровня тормозной жидкости; 10 — катушка зажигания; 11 — подкапотная лампа; 12 — распределитель зажигания; 13 — датчик контрольной лампы давления масла; 14 — свечи зажигания; 15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 — генератор; 17 — микровыключатель карбюратора; 18 — аккумуляторная батарея; 19 — пневмоклапан; 20 — реле включения стартера; 21 — стартер; 22 — реле очистителя ветрового стекла; 23 — реле зажигания; 24 — реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 25 — выключатель стоп-сигнала; 26 — штепсельная розетка для переносной лампы; 27 — выключатель света заднего хода; 28 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 — монтажный блок; 30 — выключатель освещения приборов; 31 — выключатель зажигания; 32 — подрулевой переключатель наружного освещения; 33 — подрулевой переключатель очистителя ветрового стекла; 34 — подрулевой переключатель омывателя ветрового стекла и фар, очистителей фар; 35 — выключатель звуковых сигналов; 36 — переключатель света фар; 37 — переключатель указателей поворота; 38 — выключатель аварийной сигнализации; 39 — выключатель обогрева заднего стекла;
40 — электродвигатель отопителя; 41 — прикуриватель; 42 — лампа освещения вещевого ящика; 43 — выключатели плафона, расположенные в стойках дверей; 44 — выключатель противотуманного света в задних фонарях; 45 — контрольная лампа давления масла; 46 — контрольная лампа резерва топлива; 47 — комбинация приборов; 48 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 49 — контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 50 — блок контрольных ламп; 51 — контрольная лампа заднего противотуманного света; 52 — контрольная лампа стояночного тормоза; 53 — вольтметр; 54 — контрольная лампа габаритного света; 55 — спидометр; 56 — контрольная лампа указателей поворота; 57 — контрольная лампа дальнего света фар; 58 — переключатель электродвигателя отопителя; 59 — плафон; 60 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 61 — задние фонари; 62 — фонари освещения номерного знака; 63 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 64 — элемент обогрева заднего стекла; 65 — клавишный выключатель наружного освещения; 66 — плафон освещения багажного отделения; 67 — электродвигатель омывателя заднего стекла; 68 — электродвигатель очистителя заднего стекла; 69 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 70 — датчик включения электровентилятора; 71 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; A — порядок условной нумерации штекеров в колодках подрулевого переключателя
Инжекторный мотор
Если на ВАЗе установлена инжекторная система зажигания, то скомпонована она по одному принципу.
Благодаря установленным датчикам контроллер собирает информацию и, обработав ее, управляет работой силового агрегата. По специальной программе (прошивке) определяется необходимое количество топлива для каждого цилиндра, чтобы мотор работал в оптимальном режиме. Определяется время впрыска и образования искры для каждого цилиндра. По качеству сгорания ТВС корректируется объем топлива и угол опережения зажигания. На ВАЗ 21041 инжектор схема электрооборудования аналогична ВАЗ 2104.