Неисправности, когда требуется снятие и установка ГБЦ
Существует ряд неисправностей, по причине которых ГБЦ ВАЗовской «шестёрки» приходится демонтировать с автомобиля для дальнейшей диагностики или ремонта. Остановимся на них детальнее.
Прогорела прокладка
О том, что прокладка ГБЦ вышла из строя (прогорела или её пробило), свидетельствуют следующие признаки:
- появление подтёков или прорыв газов на стыке между блоком двигателя и головкой. При таком явлении в работе силовой установки появляются посторонние шумы. При разрыве внешней оболочки уплотнителя могут появляться следы смазки или охлаждающей жидкости (ОЖ);
-
образование эмульсии в моторном масле. Происходит такое при попадании охлаждающей жидкости через прокладку в масло либо при образовании трещины в БЦ;
-
появление белого дыма из системы выхлопа. Белый выхлоп возникает при попадании ОЖ в камеру сгорания мотора. В такой ситуации уровень жидкости в расширительном бачке постепенно снижается. Несвоевременный ремонт может привести к гидроудару. Гидроудар — неисправность, которая вызвана резким повышением давления в подпоршневом пространстве;
-
попадание смазки и/или отработавших газов в систему охлаждения двигателя. Выявить попадание смазки в ОЖ можно по наличию масляных пятен на поверхности жидкости в расширительном бачке. Кроме этого, когда нарушается герметичность прокладки, в бачке могут появиться пузыри, свидетельствующие о проникновении в систему охлаждения отработавших газов.
Видео: повреждение прокладки ГБЦ
Повреждение привалочной плоскости ГБЦ
К образованию дефектов привалочной поверхности головки блока могут приводить такие причины:
- продолжительная работа силового агрегата;
- перегрев мотора;
- некачественная охлаждающая жидкость.
Дефекты такого рода устраняются путём обработки плоскости, с предварительным демонтажем головки.
Повреждение привалочной плоскости на примере ГБЦ «Калины»
Трещины в головке блока
Основными причинами, которые приводят к появлению трещин в ГБЦ, являются перегрев мотора, а также неправильная затяжка крепёжных болтов при монтаже. В зависимости от характера повреждений головку можно отремонтировать с помощью аргоновой сварки. При серьёзных дефектах ГБЦ придётся заменить.
Износ направляющих втулок
При большом пробеге двигателя или применении некачественного моторного масла, направляющие втулки клапанов изнашиваются, что приводит к нарушению герметичности между седлом и тарелкой клапана. Основным признаком такой неисправности является повышенный расход масла, а также появление сизого дыма из выхлопной трубы. Проблема устраняется путём замены направляющих втулок.
Износ сёдел клапанов
Сёдла клапанов могут изнашиваться по нескольким причинам:
- использование низкокачественного топлива;
- большой пробег двигателя;
- неправильная установка зажигания.
Неисправность решается правкой либо заменой сёдел. Кроме этого, в обязательном порядке проверяется система зажигания.
Дефекты седла приводят к неплотному прилеганию клапана и потере герметичности камеры сгорания
Облом свечи зажигания
Довольно редко, но бывает, что в результате чрезмерной затяжки свечи, деталь обламывается на резьбе в свечном отверстии. Чтобы извлечь остатки свечного элемента ГБЦ, требуется демонтировать и подручными инструментами выкручивать резьбовую часть.
Неисправности ЦПГ
При неполадках цилиндропоршневой группы двигателя, головку блока также приходится снимать. К наиболее распространённым поломкам ЦПГ относятся:
- повышенный износ цилиндров, колец и поршней;
- повреждение поршня;
- залегание колец.
При чрезмерном износе цилиндров двигатель полностью разбирают для замены поршневой группы, а также для расточки внутренней полости цилиндров на станке. Что касается повреждения самих поршней, то они хоть и нечасто, но прогорают. Всё это приводит к необходимости демонтажа ГБЦ и замены неисправных деталей. При залегании колец нормальная работа цилиндра и двигателя в целом становится невозможной.
При залегании колец нормальная работа двигателя нарушается
Причины износа
Вот некоторые из признаков износа, на которые вам следует обратить внимание в первую очередь:
- Повышенный расход топлива;
- Значительный угар масла (уровень «мах-min» за тысячу километров пробега);
- Выхлопные газы сизого оттенка;
- Компрессия двигателя менее 9 .
К сожалению, если все эти признаки вы заметили в своем автомобиле, то двигателю может помочь только замена поршневой ваз 2101. Наиболее ответственным элементом в поршневой группе двигателя являются поршневые кольца, которые одновременно выполняют несколько функций:
- Герметизация камеры сгорания (не допускают проникновение газов в картер двигателя);
- Защита поршня от перегрева, путем передачи тепла от его головки к цилиндру, который интенсивно омывается охлаждающей жидкостью;
- Равномерное распределение масляной пленки по поверхности цилиндра при этом, не допуская проникновения масла в камеру сгорания.
Для оптимальной работы кольца должны равномерно плотно прилегать ко всей поверхности цилиндра, однако, со временем геометрия цилиндра меняется, увеличиваются зазоры в канаках поршня, в стыках колец, нарушается их упругость. Как следствие герметизация нарушена, газы проникают в картер двигателя, и начинается повышенный износ всей поршневой группы.
По мере увеличения износа количество газов возрастает, вентиляция картера не справляется и в нем значительно повышается давление, которое способствует выдавливанию масла через сальники коленчатого вала, прокладки и гнездо трамблера. Данную малоприятную ситуацию может помочь исправить замена поршневых колец на ваз 2101, тем более что цена замены намного ниже, чем стоимость ремонта всего двигателя, так как для этой процедуры нам понадобятся только новые кольца и прокладки поддона и головки блока. Из специальных инструментов – оправка-обжимка поршневых колец и динамометрический ключ, хотя при ремонте своими руками можно справиться и без них, в конце концов, какая разница, откуда растут руки, если они золотые!
В каких случаях требуется замена
Замена прокладки головки блока цилиндров осуществляется в следующих случаях:
- Повреждения в местах возле камер сгорания
- Была обнаружена течь тосола
- Была обнаружена течь моторного масла
Причиной повреждения прокладки в первом случае, является перегрев двигателя. Помимо прокладки при перегреве страдает блок цилиндра и плоскость головки, которая принимает на себя основную часть повреждений. В случае перегрева, помимо замены самой прокладки и обработки плоскости головки, нужно внимательно изучить систему охлаждения. Причиной перегрева могут послужить неисправные вентиляторы, термостат или обычная течь шлангов.
Внешние течи могут происходить из-за того, что прокладка плохо затянута. Для начала проверьте, как затянуты болты головки и при необходимости подтяните их. Если течь не прекратилась, тогда нужно проводить замену, чтобы избежать полной поломки двигателя.
Признаки неисправности ПГБЦ
Причин прогорания прокладки головки на автомашинах ВАЗ несколько:
- перегрев мотора;
- слабая затяжка болтов ГБЦ;
- трещина в головке блока;
- деформированная поверхность ГБЦ или блока цилиндров.
Основной причиной прогара ПГБЦ является перегрев, температура двигателя определяется по датчику на комбинации приборов. Перегреваться движок может из-за различных факторов:
- недостаточный уровень тосола (антифриза) в системе охлаждения;
- неправильно выставлено зажигание (слишком позднее);
- забит основной охлаждающий радиатор;
- зажаты впускные и выпускные клапана.
При сильном перегреве может выйти из строя головка блока, «залечь» поршневые кольца. Если после замены ПГБЦ прокладка прогорает снова, необходимо выполнять уже более серьезный ремонт, разбираться с причиной повторяющегося дефекта.
Ремонт ГБЦ
Если с головкой блока цилиндров «Жигулей» шестой модели возникли неполадки, требующие снятия узла с автомобиля, то ремонтные работы можно провести в условиях гаража, подготовив соответствующий инструмент и комплектующие.
Демонтаж головки
Для снятия ГБЦ потребуется следующий инструмент:
- вороток с удлинителем;
- набор ключей;
- трещоточные рукоятки;
- головки на 13 и 19.
Последовательность действий по демонтажу узла такова:
- Сливаем ОЖ из системы охлаждения.
- Снимаем воздушный фильтр с корпусом, карбюратор, клапанную крышку, отсоединяем впускной и выпускной коллекторы, отводя последний в сторону вместе со «штанами».
-
Отворачиваем крепление и снимаем звёздочку с распредвала, а затем и сам распределительный вал с ГБЦ.
-
Ослабляем хомут и стягиваем шланг подвода ОЖ к отопителю.
-
Аналогичным образом снимаем патрубки, идущие к термостату и радиатору.
-
Снимаем клемму с датчика температуры.
-
Головкой на 13 и 19 с воротком и удлинителем откручиваем болты крепления ГБЦ к блоку.
-
Приподнимаем механизм и снимаем его с мотора.
Разборка головки блока
Полная разборка ГБЦ требуется для таких ремонтных работ, как замена клапанов, направляющих втулок или сёдел клапанов.
Из инструментов понадобятся:
- ключ на 17 и 21;
- рассухариватель;
- съёмник сальников;
- пинцет;
- пруток оловянного припоя d = 8 мм;
- молоток;
- длинногубцы или магнитная рукоятка.
Разбираем узел в таком порядке:
-
Демонтируем рокеры вместе со стопорными пружинами.
-
Рассухаривателем сжимаем пружины первого клапана и вынимаем длинногубцами сухари.
-
Снимаем тарелку клапана и пружины.
-
Съёмником стягиваем маслосъёмный колпачок.
-
Вынимаем клапан из направляющей втулки.
- Аналогичную процедуру проводим с остальными клапанами.
-
Отворачиваем и вынимаем регулировочный винт.
-
Откручиваем втулки регулировочных винтов ключом на 21.
-
Демонтируем стопорную пластину.
- После завершения процедуры ремонта, сборку ГБЦ выполняем в обратной последовательности.
Притирка клапанов
При замене клапанов или сёдел, необходимо выполнить притирку элементов друг к другу для обеспечения герметичности. Для работы потребуется:
- алмазная паста;
- электродрель с регулировкой оборотов.
Притираем клапаны следующим образом:
-
Наносим на тарелку клапана пасту для притирки.
- Вставляем клапан в направляющую втулку и зажимаем шток в патрон электродрели.
-
Включаем дрель на малые обороты, прижимаем клапан к седлу и вращаем его сперва в одну, затем в другую сторону.
-
Притираем деталь до тех пор, пока на седле и фаске тарелки клапана не появится ровный матовый след.
- Промываем клапаны и сёдла керосином, ставим их на место, заменив сальники.
Замена сёдел
Чтобы заменить седло, его потребуется демонтировать из ГБЦ. Поскольку в гаражных условиях специальное оборудование для этих целей отсутствует, поэтому для ремонта используется сварка либо подручные инструменты. Для демонтажа седла к нему приваривают старый клапан, после чего выбивают молотком. Новую деталь устанавливают в такой последовательности:
- ГБЦ нагреваем до 100˚С, а сёдла охлаждаем в морозильнике двое суток.
-
Подходящей наставкой забиваем детали в корпус головки.
- После остывания ГБЦ, зенкуем сёдла.
-
Фаски нарезаем фрезами с разными углами.
Видео: замена седла клапана ГБЦ
https://youtube.com/watch?v=isXBYTXK6eY
Замена втулок
Замена направляющих втулок клапанов производится следующим набором инструментов:
- молоток;
- оправка для выбивания и запрессовки втулок;
- развёртка на 8.025 мм;
- рожковый ключ под развёртку.
Процесс замены втулок состоит из следующих шагов:
-
Выбиваем старую втулку при помощи молотка и подходящей наставки.
-
Перед монтажом новых деталей помещаем их в холодильник на 24 часа, а головку блока нагреваем в воде при температуре +60˚С. Забиваем втулку молотком до упора, предварительно надев стопор.
-
Развёрткой делаем отверстия согласно диаметру штока клапана.
Головка блока цилиндров
По сути, головка является крышкой блока цилиндров, закрывающей цилиндры. В ней расположены верхние части камер сгорания, свечи зажигания, впускные и выпускные окна, а также весь механизм газораспределения. ГБЦ ВАЗ 2107 — монолитная деталь, отлитая из алюминиевого сплава, однако внутри неё имеются каналы, где циркулируют масло и охлаждающая жидкость.
Головка является корпусом для механизма газораспределения
Устройство головки блока цилиндров ВАЗ 2107
Главной задачей ГБЦ является обеспечение работы газораспределительного механизма. Она служит корпусом для всех его элементов:
- распределительного вала в сборе с «постелью»;
- рычагов;
- клапанов;
- клапанных сёдел;
- направляющих втулок;
- маслоотражательных колпачков;
- пружин;
- «тарелок»;
- «сухарей»;
- стопорных колец;
-
регулировочных болтов со втулками и др.
Порядок снятия ГБЦ на ВАЗ 2109
Прежде чем приступить к снятию головки ВАЗ 2109 нужно проделать некоторые подготовительные работы:
Первым делом нужно снять корпус воздушного фильтра
Потом нужно отсоединить топливные шланги и провода питания от инжектора или карбюратора (все зависит от того какой у вас установлен двигатель)
- Также нужно слить охлаждающую жидкость из системы
- Отсоединить штаны от выпускного коллектора
- Отсоединить высоковольтные провода
- Раскрутить и снять крышку клапанов.
В общих чертах нужно освободить головку от всего лишнего, чтобы нам не чего не мешало при снятии. Если производить полную замену, то придется снимать ещё и карбюратор с коллекторами. Но если нужно только поменять прокладку ВАЗ 2109, то можно это сделать без как говорится лишних движений.
Для того чтобы открутить головку блока на ВАЗ 2109 используем шестигранник и мощный вороток. В общем, нужно будет открутить десять болтов крепления, как показано на картинке.
Можно использовать рычаг, подобрав нужную трубу.
Вытаскиваем болты с шайбами, как видим на картинке.
Теперь очень осторожно поднимаем головку блока ВАЗ 2109 вверх, снимая её с блока
Порядок замены прокладки ГБЦ на ВАЗ 2109
Если прокладка осталась на поверхности нужно попытаться снять руками или воспользоваться плоской отверткой. Главное не повредить поверхности деталей.
Внимательно осматриваем поверхность головку блока цилиндров. Если всё в порядке, то удаляем следы старой прокладки, для этого можно использовать специальные средства.
После того как удалили остатки прокладки вытираем все насухо чтобы не чего лишнего не осталось.
Также нужно почистить блок двигателя после этого можно устанавливать новую прокладку
Очень важно проследить за тем, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими по углам блока.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2106
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ-классика на двигателе с цепным приводом – работа в целом достаточно простая, основную сложность составляет совмещение меток коленвала и распредвала при сборке. Если метки выставить неправильно, мотор нормально работать не будет, или может вообще не завестись
Менять ПГБЦ на «Классике» можно без ямы или подъемника, перед выполнением работ следует подготовить необходимый инструмент и емкость под слив охлаждающей жидкости. Из инструмента потребуется:
- набор автомобильных ключей;
- шлицевые и крестовые отвертки;
- плоскогубцы;
- вороток с удлинителем;
- головка на 19 (под болты старого образца) или многогранная головка на 12 (под болты нового образца);
- молоток;
- монтировка.
Замену ПГБЦ на двигателях 2101/03/06 производим следующим образом (на карбюраторном двигателе):
- выключаем зажигание, ставим машину на нейтральную передачу и на ручной тормоз;
- снимаем клемму с аккумулятора;
- сливаем тосол с радиатора, также с блока цилиндров. Даже если охлаждающая жидкость ушла, все равно в радиаторе еще она еще осталась;
- откручиваем гайки крепление корпуса воздушного фильтра, убираем корпус в сторону;
- отсоединяем от карбюратора тягу газа, трос подсоса;
- освобождаем головку блока от водяных патрубков (радиатора и верхнего печного);
- скидываем шланг вакуумного усилителя тормозов;
- отворачиваем четыре гайки крепления приемной трубы глушителя;
- отсоединяем от головки высоковольтные провода;
- снимаем трамблер (его можно и не демонтировать, но он будет мешаться);
- отсоединяем от карбюратора бензиновый шланг;
- снимаем клапанную крышку, убираем ее в сторону;
- откручиваем болт с гранями 13 мм крепления ГБЦ;
- снимаем натяжитель цепи, отворачиваем крепление шестерни распредвала;
- скидываем цепь со звездочки (шестерни), цепочку можно уронить вниз, ее потом будет не трудно достать;
- откручиваем гайки распредвала (ключ на 13), снимаем вал,
- сдергиваем гайки крепления ГБЦ, выворачиваем болты и снимаем головку блока. Чтобы не растерять рокера, их с головки лучше снять.
После демонтажа головки тщательно защищаем поверхности блока и самой ГБЦ, на них не должно быть никаких неровностей. При сборке все детали устанавливаются на места, но есть некоторые особенности:
- чтобы установленная прокладка не скользила на поверхности блока (если в блоке нет направляющих), прокладку можно по всей поверхности аккуратно намазать литолом;
- перед монтажом ГБЦ устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ (в верхнюю точку);
- чтобы не доставать цепочку из поддона, можно закрепить цепь на башмаке;
- установив головку блока, размещаем рокера, убеждаемся, что все они сидят на своих местах;
- болты ГБЦ затягиваем равномерно, от середины, в несколько приемов, в порядке, как на рисунке внизу;
- распредвал выставляем так, чтобы он был выставлен по четвертому цилиндру (штифт на фланце находится почти напротив верхнего болта на корпусе, картинка внизу);
- после монтажа распредвала ставится звездочка с цепью, и тогда уже метки совмещаются точно, но сначала натяжителем необходимо натянуть цепь;
- перед установкой натяжителя его следует перезарядить – ослабить центральную колпачковую гайку, утопить плунжер, и эту гайку затянуть;
- после сборки и натяжки цепи метки ГРМ должны совпадать – риска на шкиве коленвала находится напротив большой риски крышки цепей;
- совмещение меток распредвала указаны внизу на рисунке стрелками;
- произведя сборку, заливаем тосол и запускаем двигатель, проверяем, как он работает.
Устанавливаем головку ВАЗ 2109 на место
Ставим головку блока на своё законное место и наблюдаем, чтобы прокладка не куда не съехала. Далее в работу вступит динамометрический ключ, при помощи которого нужно будет закручивать болты с нужным моментом силы. Также порядок закручивания нужно тоже соблюдать. На картинке ниже показан порядок закручивания болтов.
Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в четыре этапа:
Сначала моментом силы 20 Нм
Второй прием моментом 75-85 Нм
Затягиваем еще каждый болт на 90 градусов
Окончательно заворачиваем на 90 градусов
После всего, что проделали нужно установить все то, что было снято залить жидкость охлаждения, подключить все провода и датчики, шланги. И можно проверять проделанную работу, если же вы заметите подтеки, то нужно будет проделывать все заново.
Цена прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) составляет около 350 рублей.
Двигатель является одним из самых важнейших агрегатов в автомобиле, а прокладки ГБЦ являются одной из самых уязвимых его частей, потому как делают их из не очень качественного материала. Последствия от этой неисправности могут значительно ударить по вашему карману, а иногда и привести к капитальному ремонту всего двигателя. Поэтому нужно регулярно следить за состоянием прокладок ГБЦ и при необходимости проводить их замену.
Тепловой зазор поршневых колец
ПК представляют собой пружинные диски с одним разрезом – при установке на поршень они разжимаются, а в гильзе плотно прижимаются к ее стенкам. Чтобы достигалось максимальное сжатие рабочей смеси, стенки цилиндров должны быть максимально гладкими (без дефектов), а форма внутренней полости идеально круглой. На поршне ПК размещаются в специальных канавках, причем, они посажены неплотно, и на холодном поршне перемещаются в канавках свободно.
Поршневые кольца имеют тепловые зазоры:
- между ПК и канавкой;
- в стыке.
Зазоры обязательно должны быть определенными, если они больше или меньше положенного значения, поршневая группа быстро выйдет из строя. Следует учитывать тот фактор, что при нагреве металл расширяется, и если тепловой зазор ПК будет слишком маленьким, поршневая группа начнет перегреваться. При больших зазорах не обеспечивается герметичность, возникают потери мощности.
Для легковых автомобилей, как правило, устанавливаются следующие зазоры:
- между канавками и КПК – от 0,02 до 0,08 мм (для верхнего кольца зазор должен быть немного больше);
- между канавками и МПК – от 0,05 до 0,06 мм;
- на стыке – от 0,25 до 0,5 мм.
По мере износа зазоры в ПК увеличиваются, и они не должны превышать:
- между кольцом и канавкой – 0,15 мм;
-
на стыке – 1,0 мм.
Установка колец на поршень
Еще раз, к выше сказанному, повторюсь – данная инструкция подразумевает, что замена поршневых колец ваз 2101 делается только своими руками, в частном гараже. Поэтому ни каких «навороченных» инструментов мы по умолчанию не имеем и для монтажа колец на поршень и всего поршня с кольцами в цилиндр используем подручные материалы. В нашем случае это…консервная банка.
Вырезаем из консервной банки металлические полоски, и устанавливаем их по всей окружности, через равномерные промежутки;
Совет! Одна полоска должна находиться под «замком» кольца, для предотвращения появления царапин.
- Продвигаем нужное кольцо по металлическим полоскам в низ, пока оно не окажется напротив своего посадочного места;
- Поднимаем полоски вверх, при этом кольца ложатся в канавку;
- Далее операция повторяется по отношению ко всем кольцам.
Конечно же, можно это действие произвести голыми руками, но слишком велик риск поломать кольца и поцарапать поршень.
Установка поршня в цилиндр двигателя
Смазываем поршневые кольца маслом, вставляем в блок цилиндров сверху и используя самодельную оправку вставляем поршень в цилиндр.
Внимание! Во время данной процедуры обратите внимание, чтобы каждый поршень встал именно в тот цилиндр, откуда его взяли, и находился в таком же положении, как и раньше. Маркировка цилиндров должна находиться на нижних головках шатунов.
Сборочный процесс
Далее собираем в обратном порядке:
Монтируем масляный насос;
- Ставим новую прокладку поддона и сам поддон;
- Опускаем двигатель на место и прикручиваем левую опору;
- Предварительно смазав графитной смазкой, ставим новую прокладку головки блока цилиндров, направив ее по центровым втулкам;
- При монтаже головки блока, следуя инструкции завода-изготовителя, болты крепления головки блока затягиваем в определенном порядке и с обозначенным усилием, в четыре приема:
- В установленной очередности протягиваем болты с моментом в 20 Н/м (примерно в пол силы);
- Тоже, но с большим усилием, с моментом в 70 Н/м;
- В том же порядке все болты доворачиваются на ;
- И еще раз протягиваем на .
- По меткам устанавливаем положение коленчатого вала и, совместив метки с помощью звездочки, монтируем постель распредвала;
- Ставим на место саму звездочку с надетой на ней цепью и затягиваем крепящий ее болт;
- Натягиваем цепь и прокручиваем двигатель на пару оборотов, что бы убедиться в правильности установки меток коленвала и натяга цепи;
- В заключительной части монтируем на место все «навесное» оборудование, ставим новый масляный фильтр, заливаем охлаждающую жидкость, масло, ставим клемму аккумулятора и заводим двигатель.
Надеюсь, в данной статье я ясно изложил, как должна происходить замена поршневых колец на ваз 2110 своими руками. В заключении мне бы хотелось дать еще один последний совет по поводу обкатки двигателя после проведенного ремонта
Так как у нас один диагноз – мы владельцы отечественных «Жигулей», то к выбору запасных частей необходимо подходить с особым вниманием. Ни кто не застрахован от покупки некачественных комплектующих
Поэтому, для предотвращения возможных отклонений (усадка, посторонние включения в структуру металла, температурная деформация) первую тысячу километров рекомендуется проезжать с нагрузкой не более 50% от номинальной, после чего масло следует заменить.
Внимание! Именно нагрузка, а не обороты двигателя! Обороты конечно так же не стоит поднимать более чем на половину от максимально допустимых, но согласитесь, мотор по «полной» можно загрузить и на двух тысячах если педаль «газа» в пол упереть.
А особо мнительным дозволенно продлять период обкатки до пяти тысяч, с заменами масла на первой и на пятой тысячах километров.
Источники
- http://avtobrands.ru/chto-nuzhno-znat-o-porshnevyh-koltsah-vaz/
- http://masteravaza.ru/dvigatel/porshni/vaz-2101-zamena-porshnevyh-kolec-91
Работа по замене прокладки ГБЦ на ВАЗ 2101 проходит в несколько этапов:
Снятие распределительного вала.Этот шаг отдельно рассматривается в посвящённому данному вопросу материале, поэтому подробно на нём останавливаться не будем.
Откручивание трубок подвода охлаждающей жидкости.Фактически, этот шаг следовало бы назвать освобождением пространства собственно для проведения работ, поскольку он включает не только откручивание трубок ОЖ к ГБЦ и их отвод от головки, но также и отсоединение датчика давление масла, а также проверку, все ли патрубки и шланги аккуратно отсоединены.
Снятие головки блока цилиндров.Откручиваем болты крепления ГБЦ (воротком, трещоткой), аккуратно приподнимаем головку блока цилиндров, проверяя, чтобы рядом не осталось никаких гибких элементов, которые можно повредить, — и снимаем её полностью.
Диагностика головки блока цилиндров.Необходимо очень тщательно осмотреть внутреннюю поверхность головки. Обнаружение следов коррозии в непосредственной близости к каналам – знак, что ГБЦ необходимо заменить
Если же коррозия затронула головку незначительно, можно отшлифовать поверхность (прокладка в этом случае потребуется более толстая).Если следов коррозии нет (например, если прогорание прокладки является лишь свидетельством её неправильной установки), поверхность прокладки очищается (можно воспользоваться специальным спреем), и удаляем её.
Установка новой прокладки.Для установки новой прокладки необходимо тщательно и насухо вытереть поверхность, установить прокладку строго по направляющим и затянуть болты.
Внимание: при установке прокладки не используется герметик! Это нежелательно, поскольку он снижает срок службы прокладки и сам по себе может стать для двигателя засоряющим фактором.
Выполнять последнюю операцию необходимо в определённой последовательности и с помощью динамометрического ключа. Сила при затягивании болтов головки блока цилиндров на ВАЗ 2101 на первом этапе – 33-41, на втором этапе (подтяжка) – 95-118 Нм.
Все операции должны после снятия ГБЦ должны проводиться при если не стерильной, то во всяком случае, идеальной для гаража чистоте: в двигатель не должно попасть никакого мусора и пр.
Последовательная установка снятых деталей и элементов.
С этой статьей так же читают:
Ремонт генератора ВАЗ 2101 в 9 этапов. Фотоотчет
Замена заднего тормозного цилиндра на ВАЗ 2101 своими силами
Замена распредвала на ВАЗ 2101
Замена рычагов дворников на ВАЗ 2101
Раскоксовка поршневых колец
Если мотор начинает дымить, есть вероятность, что в канавках поршней залегли кольца. В наше время есть немало различных современных средств для раскоксовки поршневых колец, и многие водители используют их для восстановления работоспособности мотора. Среди наиболее популярных составов можно отметить:
- Nitrox Power;
- ЛАВР МЛ-202;
- Титан;
- LIQUI MOLY;
-
WYNN’S.
Автомобилисты полагают – если движок задымил, нужно воспользоваться средство для раскоксовки, и мотор заработает в прежнем режиме, без расхода масла и без дыма. Действительно, иногда эти средства помогают, но только лишь в тех случаях, когда мотор долго простоял без движения (например, после зимы), и от влаги в нем залегли ПК. Если машина подлежит длительной консервации (ставится в гараж на зимнее хранение) следует вывернуть свечи зажигания и в цилиндры залить масло, а свечные отверстия заткнуть чопиками. При такой профилактике и свечи не отсыреют, и на гильзах не скопиться ржавчина.
Но если все-таки забывчивый автовладелец не предпринял меры профилактики, можно воспользоваться средством для раскоксовки. От ржавчины в цилиндрах избавляемся следующим образом:
- сдергиваем высоковольтные провода;
- выкручиваем все свечи зажигания;
- проворачиваем коленчатый вал так, чтобы все поршни находились в среднем положении;
- в каждый цилиндр заливаем по 45 мл жидкости, наживляем свечи зажигания;
- оставляем «отмокать» цилиндры на 6-7 часов;
- зачем выворачиваем свечи, несколько оборотов прокручиваем стартером, чтобы вся грязь из двигателя вылетела;
- снятые детали устанавливаем на место, запускаем мотор. Первое время он может сильно дымить, но затем дым пройдет.
Автовладельцам следует помнить, что раскоксовка не является панацеей от всех бед, и если поршневые кольца изношены, то поможет только их замена.
Как правило, у Жигулей с побегом более 150000 износ поршневой группы уже довольно значителен, а если вы к тому же владелец, мягко скажем так, немного поезженной неизвестно кем и когда ремонтируемой «копейки», то в 90% случаев вас ожидает замена поршневой на ваз 2101.