Почему изнашиваются маслосъемные колпачки ВАЗ 2106
Новые сальники клапанов упругие и мягкие, эластичные, крепко обжимают клапан, не допуская попадания смазки в камеры сгорания. В зависимости от того, какой срок эксплуатации у двигателя, колпачки меняют свои свойства. Воздействие различных температур – например, при прогреве зимой сальники могут за несколько минут претерпеть нагрев более чем на сотню градусов. Именно это условие и определяет степень износа колпачков. Они становятся твердыми, начинают пропускать масло и не выполняют свои прямые обязанности.
Производится замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2106 своими руками довольно просто – не нужно иметь образование моториста, достаточно выполнять все работы аккуратно. Из специального инструмента вам потребуется:
- Рассухариватель клапанов – для сжимания пружины.
- Оправка для установки сальников.
- Съемник или плоскогубцы для извлечения старых колпачков.
- Прут из мягкого металла для фиксации клапанов в цилиндрах двигателя.
Все это должно быть у вас в наличии, если занимаетесь ремонтом ВАЗ 2106 самостоятельно. В противном случае постепенно все приспособления покупаете в магазинах.
Как подтянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2106
Прежде чем приступать к подтягиванию провисшей цепи ГРМ, определимся с инструментами, которые нам потребуются для работы. Вот они:
- рожковый ключ на 14;
- рожковый ключ на 36 (он потребуется для того, чтобы повернуть коленвал);
- торцовая головка на 10 с воротком.
Последовательность действий
Перед регулировкой цепи придётся произвести одну подготовительную операцию: снять воздушный фильтр. Дело в том, что его корпус не позволит добраться до цепи ГРМ. Фильтр держится на четырёх гайках на 10, открутить которые не составит труда.
-
После снятия корпуса воздушного фильтра открывается доступ к карбюратору автомобиля. Сбоку от него находится тяга газа. Она отсоединяется с помощью торцовой головки на 10.
-
К тяге крепится рычаг. Он снимается вручную.
-
Затем с кронштейна снимается шланг, подающий бензин в карбюратор.
-
С помощью торцового ключа на 10 откручиваются болты, удерживающие крышку блока цилиндров.
-
В двигателе, около воздушной помпы, находится колпачковая гайка, на которой держится натяжитель. Она ослабляется рожковым ключом на 14.
- Как только колпачковая гайка будет достаточно ослаблена, натяжитель цепи разрядится с характерным щелчком. Но иногда щелчка не слышно. Это означает, что натяжительный штуцер засорился или заржавел, поэтому для разрядки натяжителя по штуцеру придётся аккуратно постучать рожковым ключом.
- После этого следует сбоку слегка нажать на цепь ГРМ (обычно этого бывает достаточно для того, чтобы понять, провисла цепь или нет).
- Теперь с помощью рожкового ключа на 36 коленвал автомобиля поворачивается на два оборота по часовой стрелке (натяжение цепи ГРМ при этом будет увеличиваться, а поворачивать вал ГРМ будет всё труднее).
- Когда цепь достигнет максимального натяжения, и поворачивать коленвал ключом будет невозможно, необходимо с помощью второго рожкового ключа на 14 затянуть колпачковую гайку натяжителя (при этом коленвал необходимо всё время удерживать ключом на 38, если этого не сделать, он повернётся в обратном направлении, и цепь тут же ослабнет).
-
После затягивания колпачковой гайки необходимо вновь проверить вручную натяжение цепи. После надавливания на середину цепи не должно наблюдаться никакой слабины.
- Крышка блока цилиндров устанавливается на место, после чего производится обратная сборка узлов системы ГРМ.
- Заключительный этап регулировки: проверка работы цепи. Капот автомобиля остаётся открытым, а двигатель — запускается. После этого необходимо внимательно прислушаться. Никакого скрежета, звона или других посторонних звуков из блока ГРМ раздаваться не должно. Если всё в порядке, регулировку цепи ГРМ можно считать законченной.
- Если перед автовладельцем стоит задача не натянуть, а слегка ослабить цепь, то все вышеперечисленные действия следует проделать в обратном порядке.
Замена распредвалов Опель
На автомобилях Opel, в отличие от моделей ВАЗ, различных типов силовых агрегатов представлено очень много – есть как малолитражные, так и достаточно объемные ДВС. В линейке силовых агрегатов имеются 3-х, 4-х и 6-ти цилиндровые моторы, на них могут устанавливаться один или два распределительных вала. На одновальных двигателях Опель у р/в нередко изнашиваются кулачки, валы двухвальных моторов гораздо надежнее, они из строя выходят нечасто.
Рассмотрим, как можно заменить распределительный вал на автомобиле Opel с 8-клапанным ДВС объемом 1,6 л (движок C16NZ):
-
снимаем клапанную крышку (8 болтиков);
- демонтируем верхний пластиковый кожух ГРМ;
-
устанавливаем метки ГРМ;
-
снимаем модуль или трамблер (в зависимости от модификации), который находится сзади;
- сливаем тосол, так как придется открутить болты, которые крепят одновременно и распредвальную постель, и головку блока;
-
ослабляем натяжной ремень, отворачиваем распредшестерню;
-
скручиваем болты головки блока (10 шт.), ими также крепится корпус распредвала (постель);
-
снимаем вал в сборе;
- если у вала достаточно большой пробег, его лучше менять в сборе с корпусом;
- закрепив на месте новый вал, собираем все на место – затягиваем болты ГБЦ от середины с усилием 11-12 кг в несколько этапов.
Производя ремонт, важно не задевать саму головку блока, если ее стронуть с места, придется менять прокладку ГБЦ. Но такая конструктивная особенность характерна только для 8-клапанных моторов, на 16-клапанных ДВС Опель ГБЦ никак не затрагивается.
Назначение башмака натяжителя цепи ГРМ ВАЗ 2106
Натяжительный башмак предназначен для снижения амплитуды колебаний цепи ГРМ при запуске двигателя. Если эти колебания своевременно не погасить, коленвал и вал ГРМ, соединённые цепью ГРМ, будут вращаться в разных фазах. В результате нарушится синхронная работа цилиндров. Это, в свою очередь, приведёт к провалам в работе двигателя и его неадекватной реакции на нажатие педали акселератора, а также к резкому увеличению расхода топлива.
Устройство системы натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106
Система натяжения цепи ГРМ ВАЗ 2106 состоит из трёх элементов:
- башмак натяжителя цепи ГРМ;
- масляный штуцер натяжителя;
- успокоитель цепи ГРМ.
Натяжитель, штуцер и успокоитель цепи — основные элементы системы натяжения цепи ГРМ
Каждый из этих элементов имеет своё назначение.
- Башмак натяжителя цепи ГРМ представляет собой изогнутую стальную пластину, которая периодически надавливает на цепь ГРМ и снижает амплитуду её колебаний. Поверхность башмака, соприкасающаяся с цепью, покрыта особо прочным полимерным материалом. Этот материал довольно долговечен, но при его износе из-под капота начинают доноситься громкие стуки от биения цепи о блок цилиндров.
-
Масляный штуцер натяжителя — это устройство, к которому крепится башмак. Из-за этого штуцера башмак выдвигается и давит на цепь ГРМ, если она ослабевает, и задвигается обратно, когда цепь натягивается. К штуцеру подключена масляная магистраль высокого давления с датчиком давления масла. При провисании цепи при запуске двигателя датчик фиксирует снижение давления в магистрали. Это снижение компенсируется подачей дополнительной порции масла, которая давит на поршень в штуцере. В результате башмак выдвигается и гасит вибрацию цепи.
-
Успокоитель цепи ГРМ представляет собой металлическую пластину, установленную перед натяжительным башмаком на противоположной стороне цепи. Его назначение — гашение остаточной вибрации цепи ГРМ после того, как её придавит натяжительный башмак. Именно за счёт успокоителя достигается окончательная стабилизация цепи и синхронная работа коленвала и вала ГРМ.
Виды натяжительных систем
- механические;
- гидравлические.
Сначала была разработана механическая система, в которой натяжительный башмак приводился в действие силой упругости обычной пружины. Так как пружины с башмаками давили на цепь непрерывно, такая система быстро изнашивалась.
На смену механической пришла гидравлическая система успокоения, которая и используется на ВАЗ 2106. Здесь движение башмака обеспечивается специальным гидравлическим штуцером, в который по мере необходимости подаётся масло. Такая система служит гораздо дольше, а проблем с её обслуживанием у водителя заметно меньше.
Как установить фазы газораспределения по меткам на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Снятие: 1) Для начала снимите корпус воздушного фильтра. (О том как это сделать, читайте в статье под названием: «Замена корпуса воздухофильтра»)
2) После его снятия корпуса, накройте горловину карбюратора чистой тряпкой, что бы в нее не попала грязь при проведение работы.
3) Затем снимите со штуцера который расположен на карбюраторе, шланг отвода картерных газов.
4) После чего ослабьте винт крепления троса воздушной заслонки.
5) Следом ослабьте болт крепления оболочки троса воздушной заслонки.
6) Далее когда оба болта будут откручены, потянув рукой за трос отсоедините его от карбюратора.
7) Затем отверните все болты которые крепят крышку головки блока.
После того как болты будут откручены, отвёрткой подденьте и после чего снимите стопорную шайбу крепления промежуточного рычага.
9) Следом снимите промежуточный рычаг.
10) Затем аккуратно снимите крышку с головки блока.
Примечание! Если на крышке или на самой головки блока осталась прокладка, то её тоже снимите и вследствие чего замените на новую, потому что как правило при изношенной накладки в будущем может наблюдаться течь масла через неё!
11) После чего прокрутите гайку шкива коленчатого вала при помощи специального ключа, до того пока метка звездочки распределительного вала, не совпадет с меткой на корпусе как показано на фото ниже. (Если вы не знаете как прокрутить гайку шкива коленвала, то в таком случае ознакомьте со статьей под названием: «Установка поршня в положение ВМТ». В этой статье вы найдёте три способа, благодаря которым можно будет провернуть коленвал)
Примечание! Метка звездочки коленчатого вала, так же должна совпасть с длинной меткой на крышке распределительного вала!
12) Если же у вас получилась такая ситуация, что какая либо из двух меток совпала, а другая при этом нет, тогда проделайте операцию указанную ниже:
1. Сперва разогните лепесток стопорной шайбы болта, который крепит звездочку распредвала.
2. Следом включите первую передачу и отверните болт который крепит звездочку распределительного вала.
3. Далее снимите звездочку вместе с цепью и удерживайте ее в руках.
4. После чего снимите цепь со звездочки и измените ее положение в нужную вам сторону добившись того, чтобы обе метки одна из которых расположена на коленвале а другая из которых расположена на распредвале, совпали между собой как это показано в пункте «11».
Установка:
Примечание! Более подробную установку всех деталей на свои места, смотрите в самом низу статьи в видео-ролике!
1) Для начала наденьте звездочку распределительного вала, вместе с цепью на своё место.
2) Следом рукой натяните ведущую ветвь цепи так чтобы она не болталась. (Если вы не знаете где находится ведущая ветвь цепи, то в таком случае просмотрите пункт «2» в статье под названием: «Проверка натяжения цепи»)
3) После чего затяните болт который крепит звездочку распределительного вала, а так же установите все оставшиеся шайбы.
Примечание! Полностью болт который крепит звездочку распределительного вала закручивать не надо!
4) Затем проверните коленчатый вал на два оборота и снова проверьте положение всех меток.
5) Если же метки на распредвале и на коленвале совпадают, тогда затяните до конца болт который крепит звездочку распределительного вала.
6) Если же метки не совпадают, тогда проделайте повторную установку фаз газораспределения по меткам.
7) Установите все оставшиеся детали, в обратном порядке снятию.
Источники
- http://avtobrands.ru/zamena-raspredvala-na-avto-vaz-reno-shevrole-i-opel/
- http://vaz-russia.ru/remont/ustanovka-faz-gazoraspredeleniya-po-metkam.html
Для чего требуется замена натяжителя?
Как явствует из названия, функцией устройства служит натяжение цепи механизма газораспределения. Так как при длительной эксплуатации оно ослабевает, её звенья вытягиваются. В таком случае появляется неустойчивая работа двигателя, Постепенно смещаются фазы газораспределения, возникает повышенный разогрев и износ деталей цилиндро-поршневой группы.
Об этом говорит появление высокого звона с металлическим оттенком с передней стороны двигателя, в торцовой части, или стук из-под крышки клапанов. Это хорошо слышно, если двигатель набирает обороты.
При этом в первую очередь производят натяжение цепи, так как для этого не нужны никакие запасные части. Однако если оно оказалось неэффективным или кратковременным, то, скорее всего, натяжитель перестал фиксировать цепь и требуется его замена. Также возможно, требуется замена башмака натяжителя.
Рассмотрим более простой вариант замены натяжителя цепи, при котором не требуется замена башмака. Для замены башмака требуются серьёзные подготовительные работы, такие, как снятие защиты картера, ремня генератора, кожуха вентилятора, шкива коленвала и т. д.
Особенности натяжного механизма и возможные его неисправности
Натяжитель – элемент привода, обеспечивающий определенное натяжение цепи ГРМ.
«Родное» устройство данного авто является плунжерным. То есть, в конструкции данного элемента имеется подпружиненный плунжер, который за счет давления пружины обеспечивает необходимое натяжение.
Работает данный элемент таким образом – пружина выталкивает плунжер из корпуса, тот упирается в башмак и толкает его до тех пор, пока плунжер не остановит сопротивление цепи, при этом из нее мощной пружиной натяжителя выбирается провисание, цепь натягивается.
Но конструкция его такова, что после выборки провисания цепи плунжер фиксируется сухарем.
Однако со временем цепь все больше растягивается и требуется дополнительная ее натяжка, для чего нужно колпачковой гайкой снимать фиксацию сухарем плунжера, чтобы пружина снова сделала выборку.
Одним из основных недостатков такого натяжителя является возможность попадания сора между плунжером и корпусом, из-за чего он может заклинить.
Иногда устранить заклинивание можно путем легкого постукивания по корпусу, но не всегда. Повреждение же корпуса всегда ведет к надобности в его замене.
Проводить периодическую выборку провисания цепи не всегда удобно, поэтому вместо штатного натяжителя можно установить автоматический, который сам производит выборку.
При этом конструкция такого натяжного механизма очень проста и возможность заклинивания его практически исключена.
Виды цепного привода
ВАЗовская «семёрка», как и другая «классика», оснащается двухрядной цепью ГРМ. Однако есть однорядная цепь, которую при желании можно установить на «Жигули».
Однорядная цепь
Цепная передача с одним рядом имеет меньший шум при работе двигателя, по сравнению с двумя рядами. Этот фактор является одним из основных в пользу выбора однорядных цепей. Поэтому некоторые владельцы ВАЗ 2107 решаются на замену привода ГРМ. Более низкий уровень шума обусловлен тем, что в движение приводится меньшее количество звеньев. Плюс ко всему двигателю легче вращать такую цепь, что положительно отражается на увеличении мощности. Однако из-за малого уровня шума при растяжении такой цепи не всегда понятно, что деталь нуждается в натяжении.
Однорядная цепь ГРМ характеризуется меньшим уровнем шумов
Двухрядная цепь
Несмотря на преимущества однорядной цепи, цепной привод с двумя рядами наиболее распространён, поскольку для него характерна высокая надёжность и при обрыве звена не происходит обрыв всей цепи. К тому же нагрузка на детали привода ГРМ распределяется равномерно, в результате чего цепь и шестерни изнашиваются медленнее. Срок рассматриваемой детали превышает 100 тыс. км. Хотя в последнее время автопроизводители с целью уменьшения веса силовых агрегатов устанавливают цепи с одним рядом.
Двухрядная цепь несмотря на более высокий уровень шума имеет продолжительный срок службы
Замена двухрядной цепи на однорядную
Если вы задумались над заменой двухрядного цепного привода на однорядный, нужно будет приобрести следующие детали:
- шестерни коленвала, распредвала и масляного насоса для однорядной цепи;
- успокоитель;
- башмак;
- однорядную цепь;
- автоматический натяжитель.
Для установки однорядной цепи потребуется заменить шестерни, цепь, успокоитель и натяжитель цепи ГРМ
Все перечисленные детали берут, как правило, от ВАЗ 21214. Работа по замене цепи не должна вызвать сложностей. Единственное, что потребуется, так это заменить звёздочки, для чего отворачивают соответствующий крепёж. В остальном действия аналогичны процедуре замены обычной двухрядной цепи.
Видео: установка однорядной цепи на ВАЗ
Несмотря на то что замена цепного привода ГРМ на ВАЗ 2107 процесс не из лёгких, выполнить его может каждый владелец «Жигулей», если следовать пошаговым инструкциям. Главное, по завершении работы правильно выставить метки, что обеспечит синхронную работу коленчатого и распределительного валов.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2110 (2112)
На автомомашинах ВАЗ 2110 и 2112 достаточно часто устанавливается 16-клапанный четырехцилиндровый двигатель, у него практически такой же блок цилиндров, но отличается головка блока – она двухвальная. Снимать такую ГБЦ несколько сложнее, по-другому устанавливаются и метки ГРМ.
Замену ПГБЦ выполняем следующим образом:
- все подготавливаем к демонтажу ГБЦ (снимаем клеммы аккумулятора, сливаем тосол);
-
отсоединяем полностью корпус воздушного фильтра с патрубками;
-
снимаем крышку маслозаливной горловины, демонтируем декоративную крышку головки блока (4 крепления);
-
отсоединяем высоковольтные провода, снимаем модуль зажигания;
-
демонтируем верхний кожух ремня ГРМ, труднее всего добраться до нижних болтов;
-
откручиваем натяжной ролик, скидываем ремень ГРМ;
-
демонтируем обе распредшестерни, отворачиваем болты железного кожуха ГРМ к ГБЦ. Следует сразу аккуратно снять шпонки, иначе их можно потерять. Перед снятием шестерен рекомендуется прокрутить коленвал и сразу установить ГРМ по меткам;
- снимаем впускной коллектор, после откручивания гаек его нужно сдернуть с места;
-
демонтируем клапанную крышку, открутив все болты ее крепления;
- отсоединяем все имеющиеся провода и крепления ГБЦ, а также топливную рампу, бензиновые шланги (раскручиваем двумя рожками ключами штуцеры). При раскручивании штуцеров следует учитывать, что в топливной системе есть давление, поэтому его лучше предварительно стравить;
- снимаем защитный кожух выпускного коллектора, отсоединяем приемную трубу глушителя. Подлезть туда неудобно, лучше отворачивать гайки снизу;
-
откручиваем болты термостата (3 шт., шестигранником на 5);
-
скручиваем болты крепления ГБЦ (10 шт.);
- отсоединив все, что может удерживать головку блока под капотом, снимаем ГБЦ.
Зачищаем поверхности, ставим новую прокладку, монтируем головку блока на место. Прежде чем установить ГБЦ, необходимо выставить поршень 1-го цилиндра в ВМТ, а на самой головке следует проверить установку распредвалов, накинув на них шестерни – метки должны смотреть вверх. Заменив прокладку ГБЦ ВАЗ 2110, запускаем двигатель и по мере прогрева мотора доливаем тосол в систему охлаждения.
Для чего осуществляется замена устройства
При продолжительной эксплуатации натяжитель цепи ВАЗ 2107 ослабевает(пружинка теряет свою упругость), что приводит к неправильной работе устройства. Это отражается негативно на работе двигателя, так как постепенно происходит смещение фаз газораспределения, что способствует повышенному разогреву и износу деталей цилиндро-поршневой группы.
Если выполнить натяжку цепи уже не представляется возможным, то возможно пора производить замену самой цепи или одного или обоих башмаков, но возможно, пришел в негодность только натяжитель цепи ВАЗ 2107 и получится обойтись только его заменой, без дорогостоящего ремонта. В материале рассмотрим вопрос о том, как заменить натяжитель цепи на автомобиле ВАЗ 2107, не затрагивая при этом башмак натяжителя.
Что потребуется для проведения работ
Чтобы заменить натяжитель на ВАЗ 2107, потребуется воспользоваться простыми инструментами:
- Рожковые ключи на «10» и на «13».
- Ключ для вращения коленвала.
Убедившись в наличии вышеперечисленных инструментов, можно приступать к проведению работ.
Сколько стоит новое изделие
Для ВАЗ 2107 подходит натяжитель от классических моделей ВАЗ, поэтому можно выбирать любой, который имеется на рынке. Средняя стоимость данного устройства составляет 600-700 рублей. Опытные водители рекомендуют отдать предпочтение устройствам Тольяттинского автомобильного завода, которые поставляются в синей упаковке. На упаковке имеется номер упаковщика, а также специальная наклейка, под которой имеется код. Если этот код отправить на номер, то поступит СМС-сообщение с подтверждением.
Положительные отзывы получает также устройство марки «Пилот». Он имеет свои плюсы в сравнении со штатным, и при этом считается не обслуживаемым и более надежным. Ниже представлена упаковка АНЦ «Пилот».
Пилот
После того, как натяжитель цепи «Пилот» или штатный приобретены, можно переходить к процедуре замены. Преимуществом «Пилота» является тот факт, что это автоматический натяжитель цепи ВАЗ 2107, который самостоятельно регулирует поддерживает степень натяжения цепи на семерке.
Принцип замены изделия
Чтобы поменять изношенный натяжитель цепи на ВАЗ 2107 на новый, потребуется выполнить следующие действия:
Извлекается аккумулятор с автомобиля, чтобы обеспечить доступ к извлекаемому элементу.
Устройство располагается в правой части передней части мотора. Используя ключ на «10», необходимо вывинтить 2 гайки крепления устройства.
На следующем шаге руками достаем устройство из двигателя.
Берем новый натяжитель, отпускаем ключем на «13» гайку-крышку, затем вжимаем торчащий плунжер в сам натяжитель до упора, и затягиваем эту же гайку. Для удобства проведения этой процедуры можно воспользоваться тисками. Это нужно сделать для облегчения установки устройства в двигатель.
Устройство в заведенном виде можно установить на место, не забывая о прокладке. Прикручиваем изделие с помощью гаек крепления. Осуществляется разряжение устройства, для этого отпускаем гайку-колпачок. Плунжер при этом станет свободным и выстрелит, спровоцировав тем самым плотное прилегание башмака к цепи.
Используя ключ на 36-38 или трубный ключ, необходимо проворачивать коленвал по часовой стрелки на 1,5-2 оборота. В момент, наибольшего сопротивления при вращении останавливаемся
Важно следить за тем, чтобы коленчатый вал оставался в таком положении и ни на миллиметр не сдвинулся против хода, иначе цепь провиснет.
После этого потребуется осуществить плотное закручивание гайки-колпачка на «13».
В завершении заводим двигатель и слушаем.
Ремонт натяжителя на автомобилях Лада обычно не проводится, поэтому в случае, когда он перестает осуществлять натяжение, требуется его замена. Более детально процесс замены рассматриваемого устройства можно посмотреть на видео выше.
Схемы газораспределительного механизма
ГРМ легкового авто состоит из следующих элементов:
- шестерни (звездочки) коленвала;
- шестерни (звездочки) распредвала;
- приводного ремня или цепи;
- распределительного вала;
- клапанов головки блока;
- натяжителей и успокоителей, натяжных роликов (эти детали могут быть разными в зависимости от устройства ГРМ).
Приводной ремень или цепь надевается на шестерни коленвала и распредвала, и передает движение от коленчатого вала (КВ) р/валу. Кулачки РВ открывают и закрывают клапана, тем самым обеспечивая наполнение цилиндров рабочей смесью. В момент сжатия смесь воспламеняется, в цилиндрах ДВС происходит рабочий цикл.
На многих современных ГБЦ в конструкции предусмотрено 4 клапана на цилиндр. Чтобы приводить в движение большое количество клапанов, нужно достаточно много кулачков, поэтому нередко в газораспределительном механизме устанавливаются по два РВ.