На каких двигателях ВАЗ гнет клапана, а на каких нет
Сделаем промежуточные выводы, а также выделим наиболее «опасные» и «безопасные» модели с позиции вероятной деформации клапанов в случае повреждения ремня:
1. Какие двигателя ваз гнут клапана? К данной категории относятся моторы автомобилей следующего модельного ряда — 21127, 21116, 2112, 1194.
2. Какие двигателя ваз не гнут клапана? Более надежными являются моторы таких моделей ВАЗ, как 1183, 21114, 21083, 21124, 21126 (гнуло до 2013 года, а сейчас — нет), 21128.
Текущая проблема вызвала много споров в среде автолюбителей. Многие владельцы «проблемных» ВАЗ интересуются, что делать, чтобы не гнуло клапана. На самом же деле есть несколько рекомендаций.
Они следующие:
1. Во-первых, старайтесь периодически оценивать состояние ремня ГРМ и производить его замену при первых признаках повреждения. Появление трещин, попадание на поверхность моторного масла, чрезмерное растягивание, отслоение краев — все это повод установить новый ремень ГРМ и не дожидаться разрыва.
2. Во-вторых, если ожидается ремонт движка, то можно поменять поршни, а в некоторых случаях и коленчатый вал. Кроме этого, некоторые специалисты рекомендуют (как выход) установку нового распределительного вала.
Но здесь без консультации специалистов, конечно, не обойтись. После этого может понадобиться перепрошивка и удаление катализатора.
Если вам достался автомобиль, где гнет клапана, то не отчаивайтесь раньше времени
Идеальным решением будет максимальное внимание к двигателю и более частая замена ремня ГРМ. Даже этого будет достаточно, чтобы свести риски к минимуму
Что такое «втыковый двигатель»?
Данное понятие характеризует вероятность столкновения поршней с клапанами, в результате чего последние получают повреждения – они гнутся.
Ситуация такая возникает при обрыве привода ГРМ, когда газораспределительный механизм останавливается, а кривошипно-шатунный продолжает работать по инерции.
«Втыковые» и «невтыковые» силовые агрегаты есть в линейке практически у всех автопроизводителей, в том числе и ВАЗ. При этом второй вариант моторов, естественно, является более приоритетным при выборе автомобиля.
Если рассматривать продукцию АвтоВАЗ, то у этого производителя линейка силовых установок достаточно обширна, и у одних моторов при обрыве привода ГРМ клапана гнет, а в других такая поломка не возникает.
Проблемой при выборе для приобретения автомобиля ВАЗ является тот факт, что на одну и ту же модель могут устанавливаться как «втыковые», так и «невтыковые» агрегаты, что может запутать покупателя.
Какие двигателя стоят на некоторых моделях ВАЗ смотрите ниже.
Стоит отметить, что на вероятность изгиба клапанов оказывает влияние тип привода ГРМ. К примеру, на ВАЗ классического семейства (ВАЗ-2101-2107) а также «Нива», устанавливались только «втыковые» двигатели. Но на моторах этих авто используется цепной привод ГРМ, отличающийся высокой надежностью. Поэтому на классических ВАЗ и «Нива» проблема с гнутьем клапанов из-за столкновения с поршнем, по сути, не актуальна из-за низкой вероятности ее возникновения.
Начиная с ВАЗ-2108 и заканчивая самыми последними моделями – «Приора», «Гранта», «Калина» и т. д. используется только ременной привод ГРМ. Вот он может оборваться и повреждения, которые получит мотор, зависят от того, «втыковый» ли он или нет.
Технические характеристики
Двигатели 21114 имеют следующие характеристики:
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЯ |
---|---|
Годы выпуска | 2004 — |
Вес | н. д. |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания мотора | инжектор |
Тип расположения цилиндров | В ряд |
Рабочий объем мотора | 1,6 литров |
Мощность двигателя | 81,6 л. с. |
Количество цилиндров | Четыре |
Количество клапанов | Восемь |
Ход поршня | 75,6 миллиметров |
Диаметр цилиндров | 82 миллиметров |
Степень сжатия | 9.6 |
Крутящий момент Нм/об.мин | 125 Нм/3000 |
Экологические нормы | ЕВРО 2 |
Топливо | бензин |
Расход топлива (смеш.) | 7,6/100 км |
Масло | 5W-30 |
Объем масла в картере | 3,5 литра |
При замене лить | 3,3 литра |
Замена масла проводится | Каждые 10 тысяч км |
Ресурс мотора | |
— по данным завода | 150 |
— на практике | 250 |
Двигатель ВАЗ 21114 устанавливается на ВАЗ 21101, 21112, 2113, , Лада Калина
и Лада Гранта.
Выполнение:
1. Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута нижнего шланга вентиляции картера и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.
2. Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (основной контур), и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.
3. Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (контур холостого хода) и отсоединяем шланг от патрубка крышки головки блока цилиндров.
4. Ключом на 10 отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров и снимаем шайбы
5. Снимаем две резиновые втулки
6. Снимаем крышку головки блока цилиндров
Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.
Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. «Проверка состояния и замена ремня привода ГРМ»).
Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.
Угол поворота коленчатого вала от положения совмещения меток, град |
№ кулачков |
|
Выпускной (зазор 0,35) |
Впускной (зазор 0,20) |
|
40 – 50 |
1 |
3 |
220 – 230 |
5 |
2 |
400 – 410 |
8 |
6 |
580 – 590 |
4 |
7 |
Поворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ.
Затем доворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке еще на 40 — 50° (2,5—3 зуба на шкиве распределительного вала).
В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.
Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных.
Допуск на зазоры для всех кулачков составляет 005 мм.
Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).
Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
Нажимаем вниз на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель.
Устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении
Переводим рычаг приспособления в верхнее положение
Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу
При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.
Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.
Вставив ребро другой отвертки (с шириной лезвия не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель и вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.
Зазор регулируем подбором регулировочной шайбы с требуемой толщиной.
Для этого микрометром измеряем толщину извлеченной шайбы.
Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле:
Н = В+(А—С), мм,
где «А» — замеренный зазор; «В» — толщина извлеченной шайбы;
«С» — номинальный зазор; «Н» — толщина новой шайбы.
Толщина новой шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.
Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.
Еще раз проверяем зазор.
При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.
Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, проверяем и при необходимости регулируем зазоры других клапанов в последовательности, указанной в таблице.
Сборку двигателя проводим в обратной последовательности.
Перед установкой крышки головки блока заменяем ее уплотнительную прокладку новой.
Заключение: — На первый взгляд довольно сложная операция. Но если перечитать статью 2 – 3 раза и потом выполнять пунктуально, то ничего сложного в этом процессе нет. Наборы шайб для регулировки клапанов продаются в магазине запасных частей.
Как снять ГБЦ на ВАЗ-2112 (21120)
Для начала нужно снять топливную раму. Для этого нужны ключи 17, которыми удаляются патрубки 2-3. Еще нужно снять хомут 1.
Винты планки бензопровода снимаются отверткой, после чего нужно снять с патрубков резиновые кольца. Также стоит удалить трубу масляного щупа (ключ на 10). Под конец нужно открутить болты, держащие рампу.
Важно при этом хотя бы частично снять «охлаждайку». После этого можно снять крепления термостата и сместить его в сторону
Нужно удалить прокладку термостата и гайку провода «0». Если нужно, можно выключить разъем ДТОЖ датчика.
Теперь мотор готов к тому, чтобы поменять клапаны. Для этого нужно взять ключ на 10, открутить им болты ГБЦ и снять плиту с клапанами
Важно соблюдать последовательность откручивания
Определяем, какой двигатель рисковый
Большое количество силовых агрегатов ВАЗ и вероятность попадания на экспериментальную модель затрудняет определение, является ли двигатель на том или ином авто «втыковым». При этом даже штудирование тех. документации не всегда дает достоверный ответ.
Определить, гнет ли клапана на двигателе, позволяет только его физическая проверка. Операция эта не совсем простая, особенно это касается 16-клапанных агрегатов, но она позволяет точно установить подверженность их к изгибу клапанов.
Данный метод подойдёт для проверки автомобилей и от других производителей.
Алгоритм работ проверки очень прост:
- Снимаем с двигателя ремень ГРМ;
- Устанавливаем поршень первого цилиндра в ВМТ;
- Проворачиваем распределительный вал (16-клапанной версии — два) на два оборота;
- Выставляем ВМТ на втором цилиндре и снова делаем два оборота.
Если при проверке распредвалы вращались, не стопорясь – двигатель клапаны не гнет.
Этот метод проверки хоть и трудоемкий – надо разбирать привод ГРМ, затем снова собирать, выставлять по меткам, но он дает точный ответ.
Немного истории
На новых «десятках» сразу устанавливались 8-клапанные моторы с объемами 1.5 и 1.6 литра. Первые силовые узлы (с позиции описываемой нами проблемы) были идеальны, и клапана не гнулись. Хотя на более ранних моделях типа восьмерки, девятки с объемом 1.3 эта проблема была. Причина была в том, что поршень конструктивно не мог «встретиться» с клапанами.
Со временем в семействе «десяток» появилась более современная модель ВАЗ 2112, оборудованная мотором на полтора литра, с 16-клапанным мотором. Именно с этого момента начались проблемы. Многие автолюбители и специалисты не могли взять в толк, почему гнет клапана.
На самом деле причина была в конструкции силового узла. С одной стороны, появление 16-клапанной головки позволило повысить мощность автомобиля до 92 «лошадей», а с другой — обрыв ремня ГРМ неизменно приводил к столкновению поршней и клапанов, а также деформации последних.
После этого приходилось ехать на СТО и сдавать машину в дорогостоящий ремонт. Конструктивная вина лежала на самих поршнях, на которых отсутствовала необходимая выемка. Как следствие, обрыв ремня ГРМ всегда заканчивался одинаково.