Механическая обработка нового седла
На новом установленном седле надо нарезать фаску. Лучше всего это сделать на специализированном станке, так получится обработать наиболее точно. Это реализуется благодаря жёсткой центровке резца, чего невозможно добиться используя ручные шарошки.
На седле надо нарезать три кромки- внешнюю, внутреннюю и сверху них центральную, самую узкую, по которой седло будет соприкасаться с клапаном.
Причины и признаки замены седла клапана ВАЗ
Приступая к проверке, необходимо старательно очистить сёдла и камеры сгорания двигателя, иногда под нагаром обнаруживаются еле заметные трещины. Испорченные и «проблемные» поверхности камер, как правило, отличаются от других камер по цвету. Наличие тех или иных типов дефектов определит необходимость и вариант ремонта сёдел клапанов. Основанием для замены может быть:
- Износ — главная причина замены сёдел клапанов. Проводя зенкование седла клапана, может обнаружится, что нет возможности для доводки, и дальнейшая регулировка седла клапана невозможна, так как клапан садится очень глубоко.
- Как продолжение первой причины, замена нужна, если седла и/или клапана прогорели.
- Когда при осмотре выявлена коррозия по наружному диаметру — из-за нее ослабляется посадка седла.
- Наличие трещин и сколов в седле клапана.
- Замена сёдел клапанов производится, если нужна модернизация ГБЦ с заменой клапанов на увеличенные. Как следствие, возникает нужда в увеличении диаметра сёдел.
Советы по замене седел клапанов ВАЗ
Перед началом работ необходимо убедится в необходимости замены седел. Стоит помнить, что это достаточно сложный процесс, требующий специального инструмента, навыков выполнения подобных операций и твердых знаний.
Все операции вы производите на свой страх и риск, а в случае неудачи придется обращаться в автовыкуп или в утилизацию.
Для начала проверяем ГБЦ на герметичность (опрессовка), т.е. на наличие малозаметных трещин рубашки. В случае обнаружения трещин, их необходимо заделать сваркой и лишь потом приступать к расточке сёдел.
Для удаления старых сёдел с посадочных мест лучше воспользоваться станочным оборудованием, растачивая его до момента, пока не останется тонкое кольцо, которое провернется в гнезде. Похожего результата можно добиться при помощи фрезы насаженной на обычную дрель. В данном случае работы необходимо выполнять аккуратно, чтобы не повредить посадочное место.
При монтаже новых сёдел следует учесть, что их установка производится с натягом; обеспечение гарантированного натяга должно составить от 0,1 до 0,15 мм по наружному диаметру. Разница температур рабочих поверхностей должна достигать минимум 180 С°. Для этого поверхность ГБЦ нагревают на 180-200 С°, а сёдла охлаждают в жидком азоте.
За неимением нитрогена можно воспользоваться холодильной камерой, охладив деталь -30 С°. После чего запрессовку осуществляют достаточно быстро, чтобы до её завершения температура не выровнялась.
Для осуществления замены седла клапана понадобится:
- печка;
- шарошки для сёдел клапанов;
- холодильная камера;
- штангенциркуль;
- молоток и запрессовка для сёдел;
- новые сёдла клапанов.
1
Снимаем ГБЦ, моем, проверяем, подготавливаем необходимые инструменты.
2
С помощью дрели и фрезы аккуратно растачиваем седло.
3
Вынимаем старое седло.
5
Производим замеры седла и…
6
… посадочного места седла.
7
Берём новые сёдла для ВАЗ, помещаем их на 2-3 часа в холодильную камеру.
8
Подготавливаем печку.
9
Нагреваем до температуры 200 С° ту часть ГБЦ, где планируется прессовка седла.
10
Достаем из морозилки сёдла.
11
Устанавливаем седло на опрессовку.
12
Запрессовываем седло на место.
14
Даём деталям остыть, берём шарошки для сёдел клапанов и нарезаем фаску.
15
Аналогичные операции производим на других цилиндрах.
Установка нового седла
Седло клапана правильно устанавливать с азотом, все другие методы не такие надёжные. В нормальном состоянии при комнатной температуре дивметр седла больше диаметра отверстия в головке, поэтому после установки получается некоторый натяг. Чтобы засунуть седло, его надо уменьшить в размере, для этого и нужен азот.
Азот в жидком состоянии сохраняет очень низкую температуру. Охлаждаясь в азоте, клапан сжимается в диаметре, и охладившись может свободно залезть в посадочное отверстие головки. В то же время, чтобы увеличить посадочное отверстие в головке, головку можно нагреть, тогда отверстие расширится и зазор увеличится. Если нагреть головку, то тогда не надо так сильно охлаждать седло, достаточно будет просто положить в морозилку и разницы температур будет достаточно.
Устанавливать седло без предварительной термической обработки нельзя, не будет достигнут необходимый натяг и седло выпадет в процессе эксплуатации.
При установке нужно забить седло, чтобы оно стало на место, сильно бить не надо, достаточно лёгких ударов.
Зачем нужны направляющие втулки?
В начале и середине прошлого века ГБЦ автомобилей изготавливались из чугуна, а клапаны просто вставлялись в точно просверленные отверстия. Но впоследствии производители отказались от чугунных головок из-за большого веса и недостаточного отведения излишков теплоты, а им на смену пришли лёгкие ГБЦ из алюминиевых сплавов. Эти металлы обладают прекрасной теплопроводностью, но слабо противостоят износу от трения.
Чтобы решить проблему, была придумана направляющая втулка — посредник между мягким сплавом головки цилиндров и стальным стержнем клапана, постоянно движущимся вверх-вниз в процессе работы. Изготовленная из чугуна или специальной бронзы, она надёжно запрессовывается в тело ГБЦ, а внутрь с минимальным зазором вставляется клапан.
На схеме двигателя показано расположение направляющих втулок
Сама втулка представляет собой полый цилиндр, сделанный точно по размерам под определённую модель автомобиля. Наружная поверхность отшлифована и на ощупь гладкая, а на внутренней выполнена спиралевидная канавка в виде резьбы. По ней движется моторное масло, смазывающее ось клапана и снижающее силу трения. В верхней части направляющей детали сделана неглубокая выборка, куда вставляется стопорное кольцо.
Слева втулка для выпускного клапана, справа — для впускного
Бронзовые втулки для ВАЗ 2109 с виду все одинаковые
Втулки выполняют следующие функции:
- как явствует из названия, они направляют движение клапана, чтобы его тарелка чётко совмещалась с седлом и плотно прилегала к нему;
- принимают на себя нагрузку от силы трения, возникающую во время поступательно-возвратного движения стержня клапана;
- клапанная чашка сильно нагревается в камере сгорания, а втулка передаёт это тепло алюминиевому сплаву головки цилиндров;
- благодаря специальной канавке деталь обеспечивает смазку трущихся поверхностей.
Чугунные детали ВАЗ 2106 — впускные втулки короче выхлопных
Когда элемент запрессован в отверстие ГБЦ, то его верхняя часть меньшего диаметра на несколько миллиметров выступает над поверхностью. Это необходимо, чтобы установить на неё маслосъемный колпачок (он же — сальник клапана), не позволяющий смазке из верхней части двигателя попадать в камеру сгорания через внутреннее отверстие втулки.
Так выглядит выступающая часть, куда надевается маслосъёмный колпачок
Причины неисправности клапанов на ВАЗ 2110, 2112
Основная причина — оборвался ремень ГРМ. Последствия, которые это может вызвать, загиб данных деталей. Хотя конструкция 8-клапанного движка на «десятках» не предполагает встречу клапанов с поршнями в так называемой мертвой точке при обрывах. Но на двигателе 2114(1,3) и 16-клапаных двигателях 2112(1,5), 2114(1,5) это приводит к неминуемой и довольно дорогому ремонту. Еще одна вполне тривиальная причина – износ ножки клапана, которая должна иметь определенные размеры, замеряемые микрометром.
Если ножка клапана при замере получилась менее 7,97 миллиметров, то клапан необходимо заменить. Также нужно поменять клапан, если он прогорел или дал трещину.
Замена клапанов ВАЗ 2110, 2112 – дело весьма ответственное и требующее от работника определенных умений. Однако, какого-то специального оборудования не нужно. Поэтому человек, который дружит с инструментом и имеет представление о конструкции механизмов, может выполнить ее своими руками, в гараже.
Как быстрей притереть седло клапана?
Иногда автолюбитель ремонтируя свою машину сталкивается с проблемой притирки клапана. Это проявляется в том что седло клапана выработалось не равномерно притираешь клапан а седло клапана притерлось не полностью. Приходится долго мучится притирая седло тем самым стирается и сам клапан. Можно воспользоваться шарошкой если она есть, но скорей всего нет, но шарошкой тоже можно испортить седло клапана если есть хоть маленький люфт в направляющей втулки. Поэтому не мастеру сильно не советую увлекаться шарошкой. Но есть хороший способ более быстрого выравнивания седла клапана. Если есть старый рабочий клапан, то проточите на нем пазы как показано на фото ниже, мажьте на него притирочный порошок и притирайте седло клапана. После того как притрете седло, притрите основной клапан.
Фото. Клапан для быстрой притирки седла клапана.
Заготовка седла клапана
Для всех популярных моторов предлагаются заготовки сёдел клапанов, как стандартных размеров, так и ремонтных, с увеличенным внешним диаметром. Для редких двигателей заготовки надо заказывать или изготавливать на заказ.
Такие заготовки достаточно дешёвые, если не нашлось для какого-то мотора, можно подобрать по размеру из имеющихся наименований. Но и не забывайте, что фирмы, производящие детали двигателя (Kolbenschmidt), в частности клапана, производят ещё и сёдла тех же размеров, так что спрашивайте в магазинах вашего города. После установки седло надо будет обработать- нарезать фаску под клапан.
Извлечение седла
Сначала рассмотрим, как не надо делать, хотя некоторые гаражные гуру автомобилестроения рекомендуют делать именно так.
-сварка клапана + выбивание
https://www.youtube.com/watch?v=mEe3wNJwuKQ
Сначала старый ненужный клапан подгоняют под размеры седла, вставляют на посадочное сесто и приваривают клапан к седлу. Пока ещё не остыло, выбивают клапан, и он выходит вместе с седлом. За счёт разного расширения металлов- стали и алюминия- натяг уменьшается, когда остынет, будет не так легко выходить.
Почему так делать не надо? При сварке нагревается вся головка и её непременно поведёт, она станет кривая и в дополнение к этому откроются скрытые трещины, там, где были внутренние напряжения металла (а они есть в любом случае). Потом будете удивляться, почему моя головка вдруг оказалась пробитой.
Оптимальный способ: растачивание седла клапана на станке, пока он не станет размером с фольгу и сам не выпрыгнет из посадочного отверстия. Но… это нельзя реализовать в гараже из-за дороговизны оборудования, да и не в каждом селе будет такой станочек. Поэтому рассмотрим ещё один способ, лёгкий и безопасный, и реализуемый в любом гараже.
Выбор гаражных мастеров: простой и безопасный способ
Стачиваем фрезой седло насквозь с одного края. Седло ослабнет, потеряет натяг и само выпрыгнет из посадочного отверстия, даже не придётся его насквозь точить, доходя до посадочной плоскости, когда останется чуть меньше, чем 0,5 мм натяга уже не хватает, чтобы удержаться. Разомкнув кольцо, седло больше не сможет сопротивляться.
Фреза для дрели продаётся в любом строительном магазине, стоит не дороже, чем сверло, поэтому данный метод такой доступный.
Теперь, когда седло извлечено, надо подумать, что мы будем туда вставлять.
Очень важно правильно определить притерся клапан или нет!!!
Поработала за вас дрель при притирке клапана, теперь надо точно
узнать притерся клапан или нет. Вытаскивайте клапан и протирайте тряпкой
начисто, притертое место будет иметь серый матовый цвет а не притертое
будет либо блестеть если клапан новый или отличаться от серого, а проще
смотрите чтобы цвет клапана по кругу был одинаков и если есть оттенки цвета
лучше пусть еще дрель поработает. Обычно клапан притирается сразу если он не
кривой.
Фото. Плохо притертое седло клапана.
А вот седло клапана не всегда быстро притирается это зависит
от того как глубоко оно прогорело, также протирайте начисто седло клапана и
внимательно просмотрите цвет притираемой области если есть разные оттенки цвета,
опять начинайте притирать, дрель железная пусть работает. Запомните, если плохо
притрете клапан, то через некоторое время он опять прогорит, поэтому лучше
лишний раз потереть клапан, чем через какое-то время он прогорит.
Еще совет, пусть у вас прогорел только один клапан, не
поленитесь, притрите все клапана!!!
Фото. Переходник для притирки клапанов ВАЗ 08-09
Какие клапаны ставить на ВАЗ 2110, ВАЗ 2112?
Оригинальный номер 2112-1007010, средняя цена 258 руб.
Аналоги:
- Riginal (8 клапанов) RG2110-1007010 — 1127 руб.
- Herzog (16 клапанов) HL0 7010/12 — 1592 руб.
- QML (8 клапанов) MV-1006 — 779 руб.
1
Отсоединяем от ресивера шланги вакуумного усилителя, электропневмоклапана и регулятора давления топлива в топливной рампе.
2
Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления к ресиверу кронштейна топливных трубок. Снимаем кронштейн. Отворачиваем гайку крепления ресивера к кронштейну и пять гаек крепления к впускному коллектору. Снимаем ресивер и прокладку.
3
Ключом «на 13» отворачиваем верхнюю и ослабляем нижнюю гайки планки подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости, снимаем планку. Отвернув ключом «на 13» одну гайку снизу и две по бокам, снимаем впускной коллектор.
4
Открутив ключом «на 13» две гайки по бокам, снимаем выпускной коллектор.
5
Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картерных газов и снимаем шланг.
6
Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение и поворачиваем по часовой стрелке коленвал так, чтобы метка на маховике, видимая в люке картера сцепления, находилась против среднего деления шкалы.
7
При этом метка на шкиве распределительного вала должна находиться против установочной метки на задней крышке зубчатого ремня.
8
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления клапанной крышки.
9
Снимаем клапанную крышку.
10
Снимаем ремень ГРМ. Затем шкив распредвала. Шестигранником «на 10» откручиваем десять болтов крепления головки блока.
11
Вынимаем болты с шайбами. Болты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 135,5 мм. Если длина больше, заменяем болт новым.
12
Снимаем головку блока цилиндров…
13
…и ее прокладку.
14
При разборке клапанного механизма подкладываем под тарелку рассухариваемого клапана упор (деревянный брусок).
15
Рассухариваем клапан и вынимаем его из направляющей втулки головки блока.
16
Устанавливайте головку блока цилиндров в порядке обратном снятию. Прокладку между головкой и блоком цилиндров повторно применять не допускается, поэтому замените ее новой.
Приступим к замене прогоревшего клапана
Совет, не снимайте с головки карбюратор и коллектор, они не мешают и вам меньше хлопот с разборкой лишних деталей. Первым делом надо рассухарить клапан, скорей всего съемника клапанов у вас нет, если есть то отлично, но можно обойтись и без съемника клапанов. Положите головку на ровную поверхность желательно крепкий стол или деревянный шит также можно постелить под нее резиновый коврик. Подложите под клапан который надо рассухарить любую железяку, главное чтобы клапан уперся в нее, возьмите трубку с внутренним диаметром от 13мм и больше главное чтобы она была не больше тарелки пружины клапана (для Жигулей), для Уаза и Газа трубка должна быть не менее 16мм. Наставляйте эту трубку на клапан чтобы сухарики клапанов были внутри трубки, и бейте молотком по трубке обычно на 3 или 5 удар клапан рассухаривается и сухарики остаются в трубке и не теряются, единственно трубку прижимайте плотно к тарелки клапана чтобы она при ударе не отпрыгивала от тарелки клапана. Сразу скажу не бойтесь, пружина никуда не улетит и по руке не ударит.
Клапан рассухарили, вытаскивайте его, вставляйте новый клапан и пошатайте его если биение около миллиметра то это еще терпимо можно оставить эту направляющую втулку клапана, но если в стороны клапан болтается сильно желательно направляющую втулку клапана заменить на новую.
Клапанная крышка
Клапанная крышка закрывает и герметизирует ГРМ, предотвращая вытекание смазки распредвала, клапанов и других деталей наружу. Кроме этого, через её горловину заливается новое моторное масло при замене. Поэтому между клапанной крышкой и ГБЦ установлена герметизирующая прокладка, которая меняется каждый раз после ремонта или регулировки клапанов.
После каждой регулировки клапанов уплотнительную прокладку клапанной крышки следует менять
Перед её заменой следует тщательно протереть поверхности ГБЦ и крышки от остатков моторного масла. Затем прокладка надевается на шпильки ГБЦ и прижимается крышкой. Необходимо, чтобы прокладка точно вошла в пазы крышки. После этого в строго определённой последовательности затягиваются гайки крепления.
При затягивании гаек клапанной крышки не следует прилагать слишком больших усилий — можно повредить поверхность крышки и прокладку
Видео: устранение течи масла из-под клапанной крышки ВАЗ 2101–07
Замена и ремонт клапанов на ВАЗ 2101 — работа довольно трудоёмкая и требующая определённых навыков. Однако, имея в наличии набор необходимого инструмента и последовательно выполняя требования инструкций специалистов, сделать её реально даже неискушённому автолюбителю.