Ваз 2109 — как собрать головку блока
Перед тем, как приступить к сборке головки блока цилиндров ваз 2109 ее необходимо тщательно промыть, очистить камеры сгорания от нагара, так же необходимо промыть клапанную группу и распредвал. Процесс сборки головки блока выглядит следующим образом:
- Очистив головку от грязи, тщательно проверьте ее на предмет механических повреждений в том числе на наличие сколов, трещин и других деформаций.
- Проверьте равномерность привалочной плоскости. Для этого возьмите метровую металлическую линейку и положите ее ребром на плоскость. Зазор между линейкой и плоскостью не должен превышать 0.1 мм. Зазор проверяйте щупом подходящей толщины.
- Если зазор больше рекомендованных значений, головку необходимо заменить. В принципе можно попробовать притереть ее на наждачном круге по всей плоскости, но только не сильно.
- Теперь нам необходимо проверить сами клапана. Предварительно их так же необходимо промыть и очистить от нагара или заменить на новые, если ремонт планировался с этой целью. В случае если клапана устанавливаются старые, то их так же необходимо проверить на наличие механических повреждений. Не допускаются к установке клапана имеющие следующие дефекты — деформация стержня клапана, глубокие царапины, прогар на чашке, сколы и царапины на рабочей фаске. Мелкие царапины и сколы на фаске можно удалить притиркой, об этом написано тут — http://zubilovaz.ru/vaz-2109-pritirka-klapanov
- Теперь проверяем пружины. Они так же не должны иметь деформаций. Проверьте высоту пружин. Для наружной пружины в свободном состояние высота должна составлять — 45,2 мм под нагрузкой в 26 кг — 33,7 мм. Для внутренней пружины без нагрузки — 34,1 мм под нагрузкой в 9 кг — 29,7 мм. Если пружины не удовлетворяют рекомендованным значениям или имеют какие-либо повреждения — замените их.
- Проверяем состояние посадочных седел клапанов. Рабочие кромки не должны иметь сколов, глубоких царапин.
Проверьте состояние направляющих втулок. Они не должны быть деформированными. Если необходимо замените их, выпрессовав старую втулку подходящей по диаметру оправкой и аналогично запрессовав новую. Втулки устанавливайте до упора стопорного кольца в головку блока.
- Аналогично проверяем на предмет повреждения толкатели клапанов и регулировочные шайбы. На их поверхности так же не должно быть глубоких царапин и сколов. В противном случае замените их.
- Болты крепления головки блока со временем вытягиваются. Рекомендованная длина болтов должна составлять 135,5 мм. Если длина больше, замените их.
- Теперь нам необходимо проверить герметичность головки, а именно рубашек охлаждения. Для этого заглушаем все отверстия пробками, переворачиваем головку камерами сгорания вверх и заливаем в каналы охлаждения чистый керосин. Оставляем на пару часов, после чего приходим и смотрим. При обнаружение подтеков, головку в обязательном порядке меняем.
- Установите клапана согласно сделанным при разборке меткам на свое место, далее установите внутреннюю чашку и пружину и наружную пружину. Сожмите их приспособлением, установите сухари.
- Перед тем, как устанавливать распределительный вал, его так же необходимо проверить. Не допускается установка распредвала, на кулаках которого имеются глубокие царапины, сколы. Дефектный распредвал замените.
- Произведите сборку оставшихся элементов. Замените уплотнительные прокладки впускного и выпускного коллекторов.
Этапы работы
Как мы уже говорили, процесс замены несложен, но если вы решились за него взяться впервые, то лучше в помощь пригласить кого-то с опытом в этом деле. Также вам может потребоваться помощь, в случае если вы решили улучшить характеристики двигателя ВАЗ 2109 путем его тюнинга, с помощью расточки каналов. Замена заглушек также требует дополнительной помощи. В данном случае для извлечения старых заглушек и правильной установки новых требуются определенные навыки.
Инструменты
- шестигранник;
- динамометрический ключ;
- вороток;
- отвертка.
Перед тем как приступить к снятию и ремонту ГБЦ ВАЗ 2109, необходимо соблюдая порядок выполнить некоторые подготовительные работы.
- Первым делом снимаем корпус очистителя воздуха.
- Отсоединяем шланги и провода от карбюратора или инжектора.
- Далее, необходимо отсоединить штаны от коллектора.
- Снимаем трамблер.
- Откручиваем крышку клапанов.
- Снимаем карбюратор о и коллекторы.
- Для откручивания болтов головки на ВАЗ 2109, скорее всего, потребуется ворот и шестигранник, потому, что болты закручены с приличным усилием.
Извлекаем болты крепления головки с шайбами.
- Снимаем ГБЦ ВАЗ 2109 с блока силовой установки.
- Снимаем прокладку.
Также, если это необходимо проводим ремонт или доработку узлов моторного блока.
Квалифицированная настройка, доработка и тюнинг головки ВАЗ 2109 поможет полностью раскрыть возможности вашего силового агрегата. Об этом вы, наверное, много слышали, читали или даже смотрели видео в интернете. Обычно при тюнинге растачиваются и сглаживаются каналы, благодаря чему уменьшаются завихрения, снижающие мощность. Клапана меняются на увеличенные и притираются к посадочным местам. Также тюнинг может подразумевать замену стандартных направляющих клапанов бронзовыми.
Притирка клапанов
Контроль притирки осуществляется следующим образом:
- головка в собранном состоянии ложится набок;
- в коллекторные отверстия заливается жидкость (можно использовать обычную воду).
В случае если жидкость не течет через клапаны, то это означает, что работа выполнена качественно и клапана притерты правильно. После того как ликвидированы все неисправности, можно приступать к установке головки.
Сборку начинайте с установки новой прокладки
Внимание! Отверстия в прокладке должны обязательно совпасть с направляющими, которые находятся по углам блока
- Устанавливать головку нужно аккуратно, не сдвиньте в этот момент прокладку со своего места.
- Вставляем болты в свои места и приступаем к затяжке с помощью динамометрического ключа.
Далее, в обратном порядке устанавливаем демонтированное оборудование, инжектор или карбюратор. Заливается свежая ОЖ. Подключаются провода и шланги.
Внимание! Эта операция требует некоторых знаний и навыков. Поэтому перед ее выполнением вы должны знать, что болты нужно закручивать по определенной схеме и с определенным усилием
Нелишним будет ознакомиться с дополнительным материалом, по этой теме и посмотреть видео-инструкции.
Причины ремонта головки блока цилиндров
- система охлаждения и атмосферный воздух;
- система смазки и атмосферный воздух;
- система охлаждения и система смазки;
- система охлаждения и камера сгорания.
Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.
Когда пора менять?
- В замене или ремонте ГБЦ может возникнуть потребность, в случае если вы начали замечать, что увеличился расход горючего или уменьшилась мощность силовой установки.
- Также к неисправностям в системе ГБЦ может привести неправильная сборка и установка клапанов и цилиндров.
- Если вы постоянно заливаете в свой автомобиль бензин низкого качества, то не удивляйтесь тому, что со временем эта система начнет давать сбои и потребуется ее ремонт.
- Появившаяся трещина в блоке не может быть устранена никаким иным способом, как полной заменой этого элемента.
- Симптомом, указывающим на проблемы в ГБЦ, может быть белый дым, идущий из выхлопной трубы, вызвано это попаданием тосола в цилиндры мотора.
- Если на поверхности ОЖ в бачке появились масляные пятна, то это также свидетельствует о том, что необходим ремонт узла. Это связано с тем, что масло теми или иными путями начало попадать туда, где оно не должно быть.
- Нечасто, но иногда через прокладку начинаются прорываться выхлопные газы. Здесь нет иного выбора как демонтаж головки и замена прокладки.
- Съем головки может понадобиться в случае тюнинга ВАЗ 2109, доработки, проблем с заглушками, протяжки болтов или расточки цилиндров.
Когда необходима замена?
Важно следить за состоянием прокладки ГБЦ, так как по мере ее износа и прогорания двигатель начинает работать с перебоями. Прогоревшая деталь может стать причиной перегрева двигателя или его заклинивания
На видео рассказывается о признаках, по которым можно выяснить прогорела ли прокладка.
Оценить необходимость замены можно по таким признакам:
- Уменьшение уровня охлаждающей жидкости, хотя не обнаружено подтеков при внешнем визуальном осмотре. В этом случае ОЖ попадает через масляные каналы в поддон картера. Это можно определит по цвету масла на щупе, оно будет мутным кофейного цвета.
- Если газы из камеры сгорания попадают в систему охлаждения, то может разорвать расширительный бачок.
- Масляные пятна в расширительном бачке.
- Падение давления в одном из цилиндров. В этом случае прокладка может прогореть не вся, а лишь в районе герметизации данного цилиндра.
Это основные причины, по которым выполняется замена.
Прокладку меняют всегда, если демонтируется головка блока цилиндров, так как ее нельзя восстановить или вторично использовать.
Старая прогоревшая деталь