Операции по снятию и дефектовке деталей сцепления Лада Ларгус
Работа показана на примере автомобиля с двигателем К4М.
На автомобиле с двигателем К7М сцепление снимают полностью аналогичными приемами. 1. Снимите коробку передач
Если будете устанавливать прежний нажимной диск, пометьте любым способом (например, маркером) взаимное расположение кожуха диска и маховика, чтобы установить нажимной диск в прежнее положение (для сохранения балансировки). Последующие операции для наглядности показаны на снятом двигателе.
2. Удерживая маховик отверткой {или монтажной лопаткой) от проворачивания, выверните шесть болтов крепления кожуха нажимного диска сцепления к маховику. Затяжку болтов ослабляйте равномерно: каждый болт по одному обороту ключа, переходя от болта к болту по диаметру.
Так расположены болты крепления кожуха сцепления к маховику двигателя.
3. Снимите нажимной и ведомый диски сцепления с маховика, придерживая ведомый диск.
4. Осмотрите ведомый диск сцепления. Трещины на деталях ведомого диска не допускаются. Проверьте степень износа фрикционных накладок. Если головки заклепок утоплены менее чем на 0,2 мм, поверхность фрикционных накладок замаслена или ослаблены заклепочные соединения, то ведомый диск надо заменить.
Если накладки ведомого диска замаслены, проверьте состояние сальника первичного вала коробки передач. Возможно, потребуется его замена.
5. Проверьте надежность фиксации демпферных пружин в гнездах ступицы ведомого диска, пытаясь переместить их рукой в гнездах ступицы. Если пружины легко перемещаются в гнездах или сломаны, замените диск.
6. Проверьте осевое биение ведомого диска, если при визуальном осмотре обнаружено его коробление.
Если биение превышает 0,5 мм, замените диск. 7
Осмотрите рабочие поверхности трения маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие глубоких рисок, задиров, забоин, явных следов износа и перегрева. Замените дефектные узлы
8. При ослаблении заклепочных соединений А деталей кожуха и нажимного диска замените нажимной диск в сборе. Внешним осмотром оцените состояние диафрагменной пружины В нажимного диска. Наличие трещин на диафрагменной пружине не допускается. Места Б контакта лепестков пружины с подшипником выключения сцепления должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа (износ не должен превышать 0,8 мм). В противном случае замените нажимной диск в сборе.
9. Осмотрите соединительные звенья А кожуха и диска. Если звенья деформированы или сломаны, замените нажимной диск в сборе. Внешним осмотром оцените состояние опорных колец Б нажимной пружины. Кольца не должны иметь трещин и следов износа. В противном случае замените нажимной диск в сборе.
10. Перед установкой сцепления проверьте легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. При необходимости устраните причины заедания или замените дефектные детали. 11. Нанесите на шлицы ступицы ведомого диска тугоплавкую консистентную смазку.
12. При монтаже сцепления сначала с помощью оправки установите ведомый диск…
Устанавливайте ведомый диск таким образом, чтобы выступающая часть ступицы диска (показана стрелкой) была направлена в сторону диафрагменной пружины кожуха сцепления.
13 после установите на три центрирующих штифта кожух нажимного диска сцепления. После этого можно ввернуть и болты крепления.
14. Болты вворачивайте равномерно, по одному обороту ключа каждый, поочередно переходя от болта к болту по диаметру. Момент затяжки болтов 20 Н*м.
15. Выньте оправку.
16. Установите коробку передач. 17. Удалите воздух из гидропривода выключения сцепления автомобиля с коробкой передач JН5
Особенности замены и ремонта сцепления
В интернете популярно мнение, что самостоятельная замена сцепления Lada Largus — это достаточно простая и несложная процедура. Действительно, казалось бы, что тут сложного — разобрать, заменить, а потом собрать в обратном порядке? Тем более, если перед этим скачать из интернета инструкцию по замене сцепления.
Однако если бы всё было так просто, тогда бы мы вам не предлагали свои услуги. Достаточно часто нашим специалистам приходится исправлять последствия неправильной, неквалифицированной замены сцепления, которую владельцы на своих машинах решили произвести самостоятельно. И поверьте, им это обходится намного дороже, нежели простая замена сцепления Lada Largus, которую готовы для вас произвести наши специалисты.
Не стоит рисковать, не стоит пытаться сделать то, что наши техники выполнят и быстрее, и качественнее, и надёжнее. Разница в стоимости между нашей заменой сцепления и заменой собственными руками совсем небольшая. Позвоните нам и убедитесь в этом сами.
Подшипник и рабочий гидропривод сцепления Лада Ларгус с КПП JR5 (снятие, замена) детально описаны в руководстве. Тем не менее, их ремонт интересует многих автовладельцев. Замена подшипника становится актуальной при появлении шумов во время нажатия на педаль. А необходимость в замене рабочего цилиндра возникает при утечке жидкости.
Следует заметить, что на КПП JR5 Lada Largus устанавливается гидравлический привод сцепления. А это означает то, что подшипник и рабочий гидропривод объединены в один узел. Таким образом, замене они будут подлежать одновременно. Впрочем, подобное обстоятельство облегчает задачу.
• Для работы будут нужны плоская отвёртка и торцовая головка ТОRХ Е12; • Необходимо снять коробку передач; • Теперь нужно выкрутить болты крепления узла; • Следует аккуратно извлечь подшипник с цилиндром из кратера сцепления; • До установки рекомендуется проверить подшипник — деталь должна легко вращаться, не иметь люфтов и не производить шума; • Подшипник должен легко перемещаться по направляющей цилиндра, без заеданий и проблем; • Вместе с рабочим цилиндром в сборе следует установить подшипник; • Нужно присоединить к цилиндру трубопровод; • На завершающем этапе остаётся установить коробку передач и произвести прокачку, то есть, удалить воздух из системы.
Что касается прокачки, то удаление воздуха требуется при любой разгерметизации системы. К слову, в ходе процедуры рекомендуется проверить состояние лепестков пружины ведущего диска. Если заметен сильный износ, то следует заменить диск также. Более того, во время работы желательно с внимательностью осматривать все детали и оценивать их состояние. При необходимости, изношенные элементы нужно заменить!
Источники
- http://autoruk.ru/lada-largus/transmissiia-lada-largus/kak-zamenit-stceplenie-avtomobilia-lada-largus-s-kpp-jh3
- http://zamena-scepleniya-spb.ru/zamena-stsepleniya-lada-largus
- http://portalvaz.ru/podshipnik-i-rabochij-gidroprivod-scepleniya-lada-largus-s-kpp-jr5-snyatie-zamena/
Замена фрикционной муфты
Ремонт сцепления Ларугса, как и любого другого автомобиля, не имеет смысла, все изношенные детали подлежат обязательной замене. Для работы понадобится стандартный набор инструментов, усилители, молоток и новый комплект запчастей. Сначала автомобиль нужно установить на подъемник или поднять его переднюю часть на домкратах над смотровой ямой. Передние колеса и защита двигателя демонтируются. Открутив саморезы, нужно снять левый щиток под бампером. Откроется доступ к крепежам щитка в арке колеса, который также подлежит снятию.
Масло из КПП сливается в подходящую ёмкость, для этого откручивается сначала пластиковая, а затем металлическая пробка. Резервуар не убирайте, пока не сольётся максимум масла. Тормозной суппорт демонтируйте и уберите в сторону вместе с колодками.
Демонтаж поворотного кулака
Снятие выполняется по следующей схеме:
- отсоединить датчик АБС;
- ключом на 16 мм открутить гайку на винте для стяжки, отвёрткой разжать две стороны кулака, выдавить стержень шаровой опоры;
- на шпильке рулевого наконечника открутить гайку ключом на 16 мм и выдавить шпильку;
- двумя ключами на 18 мм откручиваются крепёжные гайки, которыми кулак крепится к стойке. Теперь можно снять поворотный кулак, а также демонтировать шрус от коробки передач (при этом ролики наверняка выпадут).
Заменить сцепление на Ларгусе без слива масла нельзя, так как внутренние механизмы привода (шрус) нельзя открутить, если в КПП есть смазочный материал.
Работа в моторном отсеке
Сначала нужно отсоединить «минусовую» клемму аккумулятора и снять тросик. Для этого противовес вытягивается вперёд, снимается через прорезь, после чего через нее же выводят резиновую муфту. Держатель жгута двигателя крепится к корпусу КПП. Чтобы его снять, достаточно разжать крепление. Теперь нужно отсоединить все клеммы проводов:
- открутив два крепежных винта, снять клемму с датчика ВМТ;
- на КПП отключить датчик заднего хода;
- отсоединить клемму датчика скорости;
- датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) тоже отсоединяется.
Шланг сапуна нужно ослабить и отвести в сторону от коробки, открутить два провода на «массу». Далее найдите тягу ручки КПП, ослабьте крепление и вытащите стержень.
Снятие коробки передач
Без снятия КПП заменить сцепление на Ладе Ларгус невозможно. Сначала нужно снять подрамник, открутив три болта крепления к бамперу. Затем снимается кронштейн задней опоры, откручиваются болты крепления рулевого управления и крепёжный болт ГУРа слева на подрамнике. Выхлопная труба отсоединяется от выпускного коллектора и снимается с резиновых подвесов. Подрамник крепится к кузову на 4 болтах – их нужно открутить. Дополнительно придется снять стартер.
Остаётся убрать два винта сверху – они крепят КПП к двигателю – и четыре болта, с помощью которых картер сцепления прикрепляется к масляному картеру. Предварительно под мотор и КПП устанавливаются подходящие опоры. В самом конце демонтируется кронштейн левой опоры двигателя, после чего откручиваются гайки на нижних шпильках.
Замена механизма
Для снятия корзины выполняются следующие операции:
- ключом на 11 мм откручиваются 6 болтов, которые удерживают корзину, фиксируя ее на маховике – по одному витку, последовательно;
- придерживая фрикционный диск, снимают корзину.
После замены всех изношенных элементов узел собирается, при этом действия выполняются в обратном порядке. Для монтажа понадобится использовать термостойкую смазку и центровочную оправку.
Регулировка сцепления
Идеально отцентровать и отбалансировать фрикционную муфту, проводя сборку самостоятельно, будет проблематично, но возможно. Чтобы отрегулировать натяжение своими руками, нужно выполнить ряд действий:
- найти гайки для регулировки педали сцепления (расположены под бачком ГУРа);
- внешнюю гайку открутить до конца шпильки;
- с помощью второй гайки регулируется ход педали сцепления до нужного натяжения троса;
- после этого внешней гайкой фиксируется крепёж, чтобы в дальнейшем он не ослаблялся и трос не слетал.
Устройство и принцип работы сцепления
Нажимной диск находится в стальном кожухе, который с помощью болтов крепится к маховику силовой установки. Фрикционный диск устанавливается на шлицы первичного вала КПП и зажимается диафрагменной пружиной между нажимным диском и маховиком. Направляющая втулка – это узел неразборного типа, в состав которого входит подшипник первичного вала и сальник.
Перемещение подшипника осуществляется вилкой на шаровой опоре, установленной в картер сцепления. Вилка вставляется в пазы муфты подшипника без креплений. На плече этого своеобразного рычага выключения закреплён привод (трос), второй конец которого соединяется с педалью в салоне.
Гидравлический привод сцепления Лады Ларгус с коробкой передач JR5 состоит из следующих узлов:
- главный цилиндр, который установлен в подкапотном пространстве,
- рабочий цилиндр в картере сцепления,
- подшипник выключения,
- трубопровод с трубками и шлангами,
- педаль.
Педаль соединяется с толкателем главного цилиндра с помощью фиксатора наконечника. Она совмещена на одной оси с педалью тормоза и прикрепляется кронштейном к кузову. Педаль снабжается пружиной для возможности возврата в исходное положение.
Главный цилиндр соединяется с бачком, в котором находится тормозная жидкость. Резервуар также служит для соединения с тормозным цилиндром. Рабочий цилиндр объединен с подшипником выключения сцепления, прикрепляется к картеру изнутри и оказывает давление на подшипник через диафрагменную пружину. Гидропривод работает благодаря наличию тормозной жидкости. Он не нуждается в регулировке в течение всего срока эксплуатации.
На коленчатом валу двигателя Ларгуса закреплен маховик, вращающийся при работе силового агрегата. В маховик установлен первичный вал, на шлицах которого находится диск сцепления. По этим шлицам диск может перемещаться в обе стороны на несколько сантиметров. Первичный вал с помощью шестерни соединяется с вторичным, который передает крутящий момент на полуоси.
Нажимая и отпуская педаль сцепления, водитель регулирует нажим диска от маховика мотора. При переводе рычага переключения передач в нейтральное положение шестерни вторичного вала не сцепляются с шестерней первичного. То же самое происходит и при нажатии педали: водитель включает нужную передачу и, плавно отпуская сцепление, увеличивает обороты. В это время шестерни постепенно входят в зацепление. Диск через шлицы прижимается к маховику, передавая тем самым крутящий момент на КПП.
16-клапанные двигатели выдают больше мощности, поэтому для них используется сцепление с более жестокой нажимной пружиной и демпфером фрикционного диска. Отличить диски можно по прорези лепестков пружины и пружинам демпфера, так как они маркированы краской. Размер используемых дисков одинаков.
Прокачка сцепления Лады Ларгус
Прокачка актуальна только для гидравлического привода на КПП JR5. Это нужно делать, если в гидросистему попал воздух и образовалась воздушная пробка. Признаки наличия проблемы: сцепление начинает «вести», а при полном нажатии педали фрикционная муфта выключается не до конца. При включении любой передачи разносится характерный скрежет шестерён, рычагом становится трудно управлять.
Чтобы прокачать сцепление, нужно сначала заменить тормозную жидкость и восстановить герметизацию систем тормозов и сцепления. Без этого педаль будет просто проваливаться. Для работы понадобятся отвёртка с плоским жалом, новая тормозная жидкость, подходящая ёмкость и шланг, соответствующий диаметру штуцера. Процесс прокачивания такой:
- Проверить уровень тормозной жидкости в бачке и долить до максимальной отметки, если необходимо.
- Со штуцера рабочего цилиндра сцепления снимается защитный колпачок, надевается подходящий шланг (например, от капельницы). Второй конец нужно опустить в ёмкость для слива тормозной жидкости.
- Далее вам понадобится помощник. Его задача – нажать педаль сцепления не менее 10 раз с интервалом в несколько секунд.
- Ключом на 8 мм ослабляется штуцер, отвёрткой поддевается пружинный фиксатор и приподнимается до щелчка. Наконечник из патрубка цилиндра смещается на 1 см.
- Помощник выжимает сцепление и держит педаль, в это время жидкость из цилиндра по шлангу потечёт в ёмкость.
- После того как жидкость перестанет течь, штуцер закручивается, наконечник патрубка цилиндра вдвигается обратно и закрепляется пружинным фиксатором.
- После этого педаль можно отпустить и через 5-10 секунд повторить операцию.
Прокачивать нужно до тех пор, пока из шланга не начнёт вытекать только жидкость – в ней не должно быть пузырьков воздуха. После завершения процедуры наденьте на штуцер защитный колпачок.