Самостоятельная замена задних стоек ВАЗ-2109
Любая поломка в автомобиле требует немедленного устранения, поскольку в большинстве своем неисправность приводит к снижению уровня безопасности при эксплуатации.
В настоящей статье мы расскажем, как происходит замена задних стоек ВАЗ-2109. Следует знать, что, как правило, о возникновении проблемы свидетельствует очень характерный шум, доносящийся из задней подвески во время езды на автомобиле.
Если вы не обладаете достаточными знаниями, то правильнее будет обратиться за помощью в авторемонтную мастерскую. Но стоит сказать, что при определенном старании замену можно произвести и самостоятельно.
Задние амортизаторы ВАЗ 2108 и 2109
Задние стойки амортизатора не разделены на правый/левый, и имеют только один оригинальный артикул. Задние амортизаторы неразборные. По характеристикам задние аналогичны передним – все та же проблема с чрезмерной мягкостью, и не комфортной езды по неровностям.
Какие амортизаторы выбрать для автомобилей ВАЗ 218 и 2109? Как показывает опыт водителей, идеальным вариантом является Fenox для передних колес, и Каяба – для задних. Если же стойки от KYB не по карману, то вполне пойдут Hola. Причем, стоит заметить, что ставят чаще всего масляные, так как газовые амортизаторы для данных автомобилей будут немного жестковаты. Хоть и менее популярными, но все же заслуживающими внимания являются российские амортизаторы SS20. Их преимущество в хорошем балансе между жесткостью, и комфортом езды по неровностям на скоростях выше 50 км/ч.
Менять амортизаторы на 2109 и 2108 следует по их состоянию. В среднем же, пробег оригинальных амортизаторов составляет максимум до 50 тыс. км (производитель дает гарантию на 30 тыс.). На автомобилях более ранних выпусков зачастую бывали случаи, когда заводские амортизаторы проходили более 100 тыс. км.
Как поменять своими руками задние на ВАЗ 2109
Замена задней амортизационной стойки на моделях ВАЗ 2108, 2109, 21099 предполагает последовательное выполнение ряда этапов. Для обеспечения надлежащей работы амортизатора следует придерживаться следующей инструкции.
Откройте багажник машины и снимите защитный колпачок со стороны, где располагается стойка. После этого крепко удерживайте шток амортизатора, чтобы предотвратить проворачивание, и отверните накидным ключом крепёжную гайку.
Снимаем колпачок и скручиваем крепёжную гайку
- При помощи домкрата поднимите автомобиль для получения доступа к стойке.
- Воспользовавшись гаечными ключами, открутите нижний болт, которым закреплён амортизатор. Для этого одним ключом удерживайте крепёжную гайку болта, а вторым выверните нижний фиксатор стойки и выньте его.
Выкручиваем и вынимаем фиксатор
Выведите нижнюю часть стойки и спустите амортизатор вниз. После этого снимите со штока защитную резиновую подушку и железную шайбу.
Опускаем стойку и снимаем подушку и шайбу
Снимите неисправную стойку и поставьте на её место новую в обратном порядке
Надевая при установке железную крышку на защитный чехол, важно проверить, чтобы фланец заправился в кромку на чехле
Возможно, замену нужно будет сделать в паре
Завершив установку стойки, проверьте, вошел ли шток амортизатора в специально отведённый стакан, после чего наденьте обратно резиновую подушку и закрепите металлическую шайбу.
Виды нагрузок и специфика работы
Все нагрузки, которые принимают на себя амортизационные стойки, можно разделить на две группы:
- динамические (быстроменяющиеся);
- условно постоянные (квазистатические).
Динамические нагрузки возникают при наезде автомобиля на препятствие. При наезде на кочку сначала происходит сжатие амортизатора, затем отбой. При попадании колеса в яму — наоборот, сначала отбой, потом сжатие. Задача амортизационного элемента при этом — принять удар на себя, рассеять его энергию, перевести её в тепло. Такое преобразование энергии обеспечивается во всех трёх элементах амортизационной стойки: при деформации пружины, сжатии газа под поршнем и быстром проходе масла через штуцер цилиндра амортизатора.
Условно постоянные нагрузки на амортизационные стойки возникают при движении автомобиля по ровному дорожному полотну при прохождении поворотов. В этом случае геометрическое положение колеса относительно корпуса автомобиля меняется гораздо медленнее, чем при наезде на препятствие.
При движении по дуге постоянной кривизны с постоянной скоростью геометрия вообще не меняется. Это означает, что задача устройства состоит не в рассеивании энергии, а в обеспечении равномерности распределения давления колёс на дорогу, предотвращении заноса, обеспечении управляемости. Перетекание масла через штуцеры происходит при этом медленно и имеет меньшее значение, чем реакция пружины и давление газа.
Конструкция амортизирующего элемента
Амортизационная стойка для ВАЗ 2109 конструктивно состоит из пружины и помещённого внутри неё амортизатора. Родной вариант «девятки» относится к категории так называемых двухтрубных. Он крепится штоком вверх к кузову и цилиндром вниз к ступице колеса.
Стенки цилиндра амортизатора двойные. Они герметично соединены между собой по верхнему краю, по нижнему же наружный цилиндр имеет дно, а внутренний — не имеет. Во внутреннем цилиндре на штоке двигается поршень, имеющий перепускные клапаны — штуцеры — для тока рабочей жидкости в обоих направлениях. Поршень может двигаться вверх и вниз в несжимаемой жидкой среде за счёт двух факторов:
- перетока рабочей жидкости между нижней и верхней частями внутреннего цилиндра, который происходит через клапаны в поршне;
- частичного перетока между нижней частью внутреннего цилиндра и внешним цилиндром за счёт сжатия воздуха в герметичном пространстве между верхними частями внешнего и внутреннего цилиндра.
Такие устройства нельзя устанавливать в перевёрнутом положении, конструкция их усложнена, теплоотвод затруднён. При экстремальных условиях работы отмечается эффект кавитационной аэрации — вспенивания рабочей жидкости, что ухудшает все характеристики амортизатора.
Более современной является однотрубная схема амортизатора, основанная на идея отделения газового объёма от рабочей жидкости при помощи специального свободного поршня. Это позволяет эксплуатировать агрегат в любом положении, улучшает теплоотвод, исключает аэрацию.
В последнее время однотрубные конструкции, наполненные азотом, завоевали популярность и являются наилучшим вариантом для применения на ВАЗ 2109.
Причины выхода из строя стойки задней
Их существует достаточно много, но чаще всего встречаются такие:
- истирание задним колесом локера защищающего саму стойку;
- излом рассматриваемого элемента в районе нижних сайлентблоков.
Последнее часто происходит, когда затяжка фиксирующего болта производилась без нагрузки.
- сайлентблок имеет разного рода повреждения – трещины или другие дефекты;
- резиновый уплотнитель и пыльник утратили упругость;
- деформировался сжимающий буфер;
- имеются трещины непосредственно на пружинах.
Подобные проблемы требуют немедленной замены стойки или отдельных ее элементов – в противном случае есть риск излома ее и возникновения еще больших повреждений, ликвидировать которые гораздо труднее.
Как показывает практика, многие автолюбители, для того чтобы обойтись без стяжки пружин, срезают с них по нескольку витков. Этим, в числе прочего, достигается и понижение клиренса. Делать так не стоит ни в коем случае.
Как проверить амортизатор
Чтобы убедиться в его работоспособности, потребуется сделать следующее:
- его зажимают в вертикальном положении;
- поднимают до максимума;
- быстро опускают.
Данный порядок действий нужно повторить несколько раз.
Следующие признаки свидетельствуют о выходе из строя этой детали:
- наличие звуков во время вышеописанной процедуры;
- заедание;
- проваливание.
Такой амортизатор заменяют на новый. Однако перед этим лучше убедиться, не испорчен ли какой-нибудь отдельный его элемент. Если это так – то меняют только сломанное.
Порядок действия следующий:
- шток вытаскивают по максимуму;
- гайку откручивают;
- достают фиксирующие элементы и собственно шток;
- снимают цилиндр рабочий;
- производят осмотр каждой детали.
При обнаружении дефектов их заменяют. Сборка производится в обратной последовательности.
После того как устанавливается клапан сжатия, необходимо убедиться, что его диски двигаются мягко. Заедание недопустимо.
Под конец стоит сообщить – в среднем по России новая стойка обойдется приблизительно в 3 тысячи рублей. Как видно, цена довольно серьезная, и потому есть смысл более аккуратно относиться к автомобилю и регулярно ухаживать за ним.
Для полного ознакомления с процессом советуем просмотреть ниже предложенное видео:
Как снять и поставить передние на «девятку»
Переднюю стойку снять с автомобиля и менять несколько сложнее, поэтому при выполнении работ важно не отклоняться от прописанной инструкции. Чтобы заменить передний амортизатор, необходимо осуществить следующие действия
Снимите защитный колпачок нужной стойки под капотом автомобиля. Колпак, предотвращающий проникновение грязи на стойку, снимается без дополнительных приспособлений — достаточно взяться за него и приложить небольшое усилие.
Демонтируем заглушку
После извлечения колпака ослабьте гайку, расположенную внутри штока амортизационной стойки. Для этого наденьте маленькую часть съёмного ключа на шток и поверх установите большую часть.
Ослабляем гайку штока
Поднимите автомобиль домкратом и снимите колесо с той стороны, где находится неисправная амортизационная стойка. Затем с помощью пассатиж извлеките шплинт.
Вынимаем шплинт
Отверните гайку, которая закрепляет шаровой шарнир, после чего извлеките его из отверстия.
Снимаем шаровый шарнир
Отведите тормозной шланг от кронштейна, чтобы не повредить его.
Шланг кронштейна лучше спрятать
Отведите передний поворотный кулак и все комплектующие, которые на нём расположены. Далее отверните крепёжную гайку на верхней части амортизатора и снимите стойку.
Демонтируем стойку
Следуя обратному порядку действий, установите на место новую амортизационную стойку. Завершив процесс, выполните проверку схождения и развала колес.
После замены амортизационных стоек важно проверить надёжность фиксации всех крепежных элементов. При этом, даже если все детали закреплены, следует повторно выполнить проверку через 100 километров пробега автомобиля
Эксплуатации автомобиля с неисправными амортизационными стойками может существенно снизить уровень комфорта при движении и негативно повлиять на управление автомобилем. Своевременная замена стоек позволит обеспечить безопасность на дороге и предотвратить поломки других комплектующих. Как показывает практика, финансовые затраты на установку новых амортизаторов ВАЗ 2108, 2109, 21099 несоизмеримо малы в сравнении с возможными последствиями от игнорирования неисправности.
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.
Снятие и замена задних стоек (амортизаторов) ВАЗ-2109
Добрый день! Сегодня мы вам расскажем о том, как самостоятельно отремонтировать заднюю подвеску вашего ВАЗ-2109. а именно — опишем процесс снятия и замена задних стоек (амортизаторов) на ВАЗ-2108 и аналогичных моделях.
Процедура не то что бы слишком сложная, но трудоемкая, хотя если резьбовые соединения не закисли и не прикипели то за один час можно уложиться.
Итак, поехали: Опускаемспинку заднего сиденья и снимите защитный колпак верхнего крепления стойки, находящийся под задней полкой.
Откручиваем гайку верхнего крепления стойки, удерживая шток амортизатора от проворачивания, снимаем опорную шайбу с верхней подушкой.
Затем включите первую передачу и поставьте что нибудь под передние колеса чтоб машина не покатилась. Поднимите на дюомкрат и подстрахуйте от падения заднюю часть автомобиля. Снимите заднее колесо.
Откручиваем гайку нижнего крепления стойки и извлекаем болт.
5. Опустите стойку вниз и снимите со штока амортизатора нижнюю подушку с опорной шайбой и распорной втулкой через витки пружины.
6. Утопите вниз шток амортизатора.
Затем снимаем пружину и вынимаем стойку (аммортизатор) из ниши заднего колеса.
Наденьте буфер сжатия на шток амортизатора.
Закрепите стойку и наденьте на нее защитный чехол с крышкой. Вытяните шток амортизатора и установите на него нижнюю подушку с опорной шайбой и распорной втулкой. ОТметим, что шток амортизатора легко вытянуть, если накрутить на него гайку.
Установите на верхний виток пружины изолирующую прокладку и закрепите ее от смещения веревкой или изолентой
Установите пружину на стойку так, чтобы начало первого витка попало в подштамповку в нижней чашке.
Чтобы сжать пружину при установке стойки, подставьте домкрат под балку. Постепенно приподнимая балку домкратом и сжимая тем самым пружину, введите шток амортизатора в отверстие арки кузова.
Установите на шток амортизатора верхнюю подушку с шайбой и заверните гайку верхнего крепления стойки, удерживая шток от проворачивания вторым ключом. Опустив автомобиль на землю, несколько раз сильно качните его. Обтяните все соединение и готово! Теперь Ваш автомобиль не будет раскачиваться на кочках и неровностях, лучше будет держать дорогу и станет в разы комфортнее нежели с неисправными стойками. Ни гвоздя ни жезла! Заходите к нам на форум в клуб ВАЗ-2108, 2109 и 21099
Процедура замены
Для таких работ нужны следующие приспособления и инструменты:
- комплект отверток;
- набор ключей;
- домкрат;
- емкость для слива амортизационной жидкости.
Порядок действий следующий:
- на КПП переключают рычаг на первую скорость;
- задок машины домкратом приподнимают (оба колеса должны находиться в воздухе);
- подставляют надежную опору;
- забирают домкрат;
- демонтируют старые стойки.
Если требуется полностью их заменить, то на этом процесс разборки завершается. Когда же нужно произвести ремонт какого-либо отдельного элемента, следует выполнить еще такие действия:
- снять пыльники, втулки и буфер;
- убедиться, что ни них нет заметных изъянов;
- промыть амортизатор (именно его загрязнение чаще всего приводит к поломке);
- проверить задние сайлентблоки;
- собрать стойку и установить на место.
Все действия выполнить одному человеку самостоятельно очень трудно – потому стоит попросить помощи у товарища. В частности, напарнику придется направлять шток в стакан. Далее:
- устанавливают пружину;
- вытягивают полностью амортизатора шток;
- надевают ухо нижнее и зажимают все болтом как можно сильнее.