Моторное масло SAE 10W30: расшифровка вязкости

Типы моторных масел. Расшифровка классификации моторных смазок по SAE. Какие типы смазок предпочитают водители, и что рекомендуют выбирать производители двигателей.

Многие, особенно начинающие водители, при выборе смазочного материала для двигателя своего автомобиля сталкиваются с трудностями из-за непонимания обозначений и терминов, указанных на канистрах.

Типы моторных смазок

Самое основное – это база, или тип, моторного масла: синтетика, полусинтетика, минеральное:

  • Минеральное (Mineral) – производится путем перегонки нефти с дальнейшим очищением кислотным или селективным методом.
  • Синтетическое (Fully Synthetic) – также производится из нефти, но с помощью процесса ее глубокого органического синтеза.
  • Полусинтетическое (Semi-Synthetic) – производится путем смешивания минеральных и синтетических основ.

Моторное масло 10W30

Классификация по SAE

Наиболее популярная у нас классификация – SAE, разработанная Сообществом Автомобильных Инженеров, откуда и получила свое название (Society of Automotive Engineers). Она показывает зависимость вязкости от изменения внешней температуры и разделяется на девять летних классов (от 2 до 60) и восемь зимних (от 0W до 25W). Литера W (Winter) показывает, что смазка пригодна для эксплуатации при отрицательных температурах. Для зимних масел, помимо вязкости, предусмотрены характеристики, отражающие предел текучести. Это нижний предел температуры, при которой оно способно прокачиваться насосом через систему, обеспечивая беспроблемный запуск мотора. Всесезонка маркируется двойным обозначением. Одно число показывает динамическую вязкость при минусовых температурах, а второе – кинематическую вязкость при 100°С и динамическую при 150°С.

Раскрытие чисел SAE

Что обозначают числа SAE и его расшифровка:

  • 30 – масло подходит под эксплуатацию до 25°С.
  • 40 – подходит под эксплуатацию до 40°С.
  • 50 – подходит под эксплуатацию до 50°С.
  • 60 – можно эксплуатировать при температуре свыше 50°С.
  • 0W – можно эксплуатировать при температуре до минус 35°С.
  • 5W – можно эксплуатировать при температуре до минус 30°С.
  • 10W – можно эксплуатировать при температуре до минус 25°С.
  • 15W – можно эксплуатировать при температуре до минус 20°С.
  • 20W – можно эксплуатировать при температуре до минус 15°С.

Рассмотрим моторное масло 10W30 и определим, как будет выглядеть его расшифровка и описание. Число 10 обозначает вязкость при низких температурах. Чем меньше число, тем смазка более жидкая. С увеличением числа масло становится гуще. Маркировка 10W обозначает, что его можно гарантированно эксплуатировать в зимний период при температуре до -25°С. Следующие две цифры показывают, что оно предназначено для работы при температуре в +30°С. Таким образом, потребитель может понять, что этот продукт подходит для использования в средней полосе России, где морозы редко превышают указанные пределы.

https://www.youtube.com/watch?v=pmG5nOGcAtA

По числу, стоящему на первом месте и обозначающему «холодную» вязкость, понятно, что чем ниже параметр, тем лучше.

Масла с маркировкой 0W и 5W являются достаточно дорогим продуктом, потому что, как правило, производятся на основе качественной синтетики.

Соответственно, не стоит приобретать масло с низкой вязкостью, если техника не эксплуатируется в регионе с сильными морозами. Это будет как минимум нерентабельно.

Смазки с маркировкой 5W и 10W отличаются самым лучшим соотношением цена-качество. К ним относятся полусинтетические жидкости.

Минеральные смазки, наиболее бюджетные, выпускаются с маркировкой 10W и 15W.

Со вторым параметром все не так однозначно. Нет единого мнения по его оптимальному значению. Производители верхнее значение вязкости привязывают к конструкции двигателя (диаметры масляных каналов, тип обработки поверхности, зазоры, мощность насоса). Это значение обычно подбирается в соответствии с технической документацией на машину.

Предпочтения водителей и рекомендации производителей

Какое-то время назад среди российских автомобилистов наиболее распространенной была полусинтетика 10W-40. Она лучше других подходила для отечественных моторов и иномарок с пробегом. Но вязкость с таким SAE не подходит к современным двигателям, где присутствуют малые зазоры турбины и механизма изменения фаз газораспределения.

Shell Helix 10w30

В настоящее время и производители, и автомобилисты стали большое внимание обращать на экономию топлива. Поэтому популярность начала переходить к более жидким маслам с SAE 10W-30. Меньшая вязкость и улучшенная текучесть положительно отразились на расходе топлива и КПД работы моторов.

Японские и корейские моторостроители в последнее время стали рекомендовать масла с SAE 5W-20 и 0W-20 для обеспечения максимальной экономичности.

Но смазки с указанной вязкостью образуют тончайшую пленку на трущихся деталях, которая должна иметь определенную прочность. Поэтому масло должно быть высшего качества.

Европейские производители все-таки больше предпочитают «верхнюю» вязкость – 30.

Итог

Что происходит с мотором при его эксплуатации с неправильно подобранной смазкой. Например, если в сорокаградусный мороз использовать масло с SAE 10W-30, оно становится очень густым при такой температуре, и во время пуска двигателя насос не в состоянии прокачать жидкость по каналам. В результате поверхности, которые должны быть постоянно смазанными, повреждаются. Причем давление в системе возрастает до критического, что также угрожает целостности системы.

Если масло недостаточно вязкое, то на нагретом двигателе оно не будет создавать нормального давления, что также ведет к увеличенному износу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПорталМашин.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: